- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Сообщение на тему Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста
Сообщение на тему Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мелёхина И.В. |
Дата | 24.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
И.В. Мелёхина, воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида № 23 «Алёнушка», г. Верхний Уфалей
Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста
Человечество перешагнуло порог третьего тысячелетия. Мы живём в век глобализации экономики и всё большей мобильности, формирования общемирового экономического пространства, интенсивности развития средств массовой коммуникации, приведших к интернационализации всех сторон человеческого бытия, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур.
Актуальность научных исследований, посвящённых толерантности, представляется самоочевидной. Энергия злобы и ненависти ко всему непохожему, к людям, пользующимся другим языком, исповедующим другую религию и придерживающимся другой системы ценностей, долго накапливающаяся сегодня вырвалась наружу. Локальные войны и террористические акты, преследование национальных меньшинств и толпы беженцев - результаты действия разрушительной и испепеляющей силы, имя которой нетерпимость. Она бушует сегодня во всем мире.
В интересах международного сотрудничества существенно важно, чтобы отдельные люди, общины, нации признавали и уважали культуру, плюрализм человеческого сообщества. Толерантность является не только важным принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов.
Главную роль в распространении принципов толерантности отводится педагогике. Во всеобщей декларации прав человека ООН сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости, дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности ООН по поддержанию мира».
Воспитание толерантности - длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идёт под воздействием множества факторов, и решающим среди них является семья и образование, в частности дошкольное образование. Поэтому образование как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и норм, должно быть готово работать не только с самим ребёнком, но и с его семьёй, с его ближайшим окружением.
Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы дети увидели всё разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других.
Именно в дошкольном возрасте у ребёнка ярко проявляется эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этнических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей. Однако, несмотря на значительное количество публикаций, особенно в последние годы, по воспитанию у детей доброжелательного, уважительного отношения к представителям других этнических коллективов, практические работники всё-таки недостаточно используют все пути, средства и методы воспитания толерантности у детей дошкольного возраста.
Создание в детском коллективе вербальной атмосферы, которая знакомит ребёнка не только с правилами-ограничителями, но и с правилами-побудителями. Педагог должен довести до сознания детей социальную сущность нравственных правил. Необходимо выделять из практики общения и одобрять случаи доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым. Показывать последствия такого отношения, разъяснять социальную значимость.
Воспитание толерантности может успешно осуществляться в игре, а так же в трудовой и учебно-познавательной деятельности.
Можно выделить 3 группы методов, соответствующих задачам нравственного воспитания, а так же целям воспитания толерантности в дошкольном возрасте.
1. Методы, обеспечивающие формирование нравственного сознания (суждений, оценок):
-
беседа (материал: маленькие рассказы, сказки с ярко выраженным этническим содержанием; через сказочные образы ребёнок получает представления о справедливости, зле, добре и т.д.);
-
художественная литература оказывает сильное влияние на сознание и чувства дошкольников. Дети стараются подражать понравившимся героям. Важно воздействовать не только на сознание детей, но и на их чувства, тогда они научатся понимать других. Преимущество искусства как средства воспитания гуманности - в эмоциональной оценке действительности. Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности.
-
наглядные методы: рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире.
2. Методы создания у детей практического опыта социального поведения:
-
метод научения ребёнка положительным формам поведения, воспитание нравственных привычек;
-
целенаправленное наблюдение, организованное педагогом с последующим обсуждением;
-
личный пример взрослого, но он будет эффективен, только если человек обладает авторитетом.
3. Методы, формирующие нравственные чувства, эмоции и отношения у детей.
На основе выделенных уровней проявления толерантности, а также опираясь на положения отечественной педагогики и психологии согласно нравственного развития личности, можно выделить в содержании воспитания толерантности в дошкольном возрасте следующие этапы:
I этап.
Основная цель - подача информации ребёнку относительно основных законов и правил человеческого общежития. Знакомство ребёнка с основными правами каждого человека при рассмотрении конвенции о правах ребёнка. Как сказано в декларации принципов толерантности: «Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чём заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других».
Одной из задач на данном этапе будет выступать профилактика закладывающихся стереотипов. Основная цель - дать возможность каждому ребёнку на основе знаний выработать чувство уверенности в себе; развивать комфортабельные и справедливые взаимоотношения с социальным окружением во всём его многообразии; развивать критическое мышление и способность защитить себя и других перед лицом несправедливости.
Задачи воспитания и обучения: развивать у детей, независимо от их цвета кожи, чувство уверенности в себе, гордости принадлежности к своей расово-этнической группе на реальных знаниях об образе жизни, о культуре и традициях людей разных этнических групп.
II этап.
На втором этапе воспитания толерантности необходимо закрепить полученные ребёнком знания, на основе которых должно сформироваться эмоционально-оценочное отношение к поведению людей. Здесь дети самостоятельно выделяют ситуации, в которых присутствует нарушение чьих-либо прав или примеры нетолерантного отношения, и оценивают их. Желательно проигрывать некоторые ситуации вместе с детьми с последующим разбором того, кто поступил правильно, а кто нет, или как можно было поступить, сделать по-другому. Находить вместе с детьми как можно больше альтернатив поступков в той или иной ситуации. Важная задача - воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающим. Методы: личный пример педагога, родителей; использование картинок и т.д.
III этап.
Формирование устойчивого толерантного поведения, а также самостоятельное оценивание ребёнком собственных действий и поступков. Обращённость на самого себя. Детям можно предложить вспомнить, когда и в какой ситуации они поступали правильно, неправильно. Обсудить с ними - почему это происходило и как можно было поступить по-другому, как бы они поступили сейчас. Важно, чтобы дети понимали, что от поведения каждого из них зависит многое. Так же детям необходимо показать пути противостояния насилию, жестокости, несправедливости, как и в какой форме можно не допустить этого. Встать на чью-либо сторону, защитить интересы не только свои, если возникает такая необходимость. Этот этап самый сложный и, возможно, что в дошкольном возрасте он не будет реализован полностью. Методы: игровая, практическая деятельность; поощрение в случае проявления ребенком толерантности; создание ситуаций, предполагающих толерантное поведение.
Воспитание толерантности настолько длительный процесс, что не может быть ограничен рамками дошкольного возраста. В данный возрастной период необходимо начинать воспитание толерантности, но окончание этого процесса зависит от очень многих факторов.
Работу по воспитанию толерантности педагогу необходимо проводить не только в сотрудничестве с другими специалистами, но и в тесном контакте с родителями.
То, насколько будет толерантен ребёнок, во многом зависит от взрослых, от присутствия толерантности в их действиях, поступках, суждениях. Надо уважать в ребёнке человека со всем хорошим и плохим, что в нём есть. Уважать - значит понимать, поддерживать, верить.
Каждый ребёнок неповторим и тем прекрасен. Только неповторимость поможет ребёнку выбрать свой жизненный путь и пройти именно его. Ребенок имеет право на собственное «Я», имеет право быть самим собою. В воспитании не надо становится «над ребёнком», а если и придется это сделать, то только для его защиты. Необходимо работать с детьми так, чтобы каждый из них научился уважать и ценить себя.
В работе с детьми допустимо использование только ненасильственного управления и изменение методов и приемов воспитания. Необходим делать так, чтобы ребёнок участвовал в делах, предлагаемых воспитателем не из-за страха быть наказанным, получить неодобрение, а из-за желания добиться личного успеха, испытать удовольствие, ощутить важность этих дел для себя.
При отборе методов и приемов воспитания важно помнить следующее:
-
никогда не наказывать детей;
-
не сравнивать друг с другом;
-
не выставлять на позор;
-
не укорять;
-
не жаловаться на них родителям;
-
не надзирать за ними;
-
не оскорблять;
-
не приказывать, не требовать жёстко;
-
обеспечить успех во всех делах, особенно в творчестве через разумную дозу помощи;
-
хвалить от души;
-
верить;
-
договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям;
-
прощать искренне.
В настоящее нелёгкое время потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает всё большую актуальность. В философии существует несколько подходов к понятию «толерантность». Наиболее близкий нам - понимание толерантности как уважение чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога. Поиск компромисса в ситуациях, допускающих это.
В социальном плане толерантность означает уважение, принятие и правильного понимания богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Список литературы
-
Вовк Л.А. Толерантность как способность понять и принять другого / Л.А. Вовк// Валеология: научно-практический журнал. - 2003. - № 3. - С. 51-52.
-
Демиденко М., Кулькова О. Воспитываем терпимость //Школьный психолог. - 2002. -№15. -С. 6.
-
Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для вузов. - М.: Академ. проект, 2004. - 175 с.
-
Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В.Лекторский // Вопросы философии. - 1997. - № 11.
-
Мириманова М. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. -2002. -№2. -С. 104.
-
Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2003. -№11. -С. 51.
-
pandia.ru/text/78/078/69761.php