Дедушка Мазай и зайцы

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Дедушка Мазай и зайцы»

(Лепка сюжетная на зеркале или фольге (с отражением)).

Старшая группа.

(по программе И. А. Лыковой «Цветные ладошки»)

Задачи. Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. Продолжать учить передавать несложные движения (наклон и поворот туловища, перемещение лап) и настроение героев (испуг, страх, надежда, радость). Анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям. Развивать глазомер, чувство композиции.

Предварительная работа. Чтение стихотворения Н.А. Некрасова « Дедушка Мазай и зайцы», просмотр мультфильма по произведению. Рассматривание иллюстраций в книжке. Беседа по содержанию литературного произведения. Рассматривание весенних пейзажей (по возможности, с изображением весеннего разлива или половодья).

Материалы, инструменты, оборудование. У детей: пластилин, стеки, доски для лепки. У воспитателя: вылепленная фигурка деда Мазая в лодке. Композиционная основа для коллективной работы: зеркало или прочная фольга с вылепленным деревом, пеньком, плывущим бревном. Рисунки детей подготовительной к школе группы по сюжету.

Учебные пособия.

Пейзажи с изображением весеннего разлива или половодья.

Технологическая карта «Зайчик» (лепка).

Ход занятия.


Воспитатель зачитывает отрывки из стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»:

Я раз за дровами в лодке поехал...
Вижу один островок небольшой -
Зайцы на нём собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам...


Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: «Прыгайте сами!»
Прыгнули зайцы мои, - ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой...


Столбик, не столбик, зайчишка на пне,

Лапки скрестивши стоит, горемыка,
Взял и его - тягота невелика!..

Не рано уж было.

Мимо бревно суковатое плыло,

Сидя и стоя, и лёжа пластом,

Зайцев с десяток спасалось на нём.

«Взял бы я вас - да потопите лодку!»

Жаль их, однако, да жаль и находку -

Я зацепился багром за сучок

И за собою бревно поволок...

К берегу плотно бревно я пригнал,

Лодку причалил - и «с Богом» сказал...

И во весь дух

Пошли зайчишки.

А я им: «У-ух!

Живей, зверишки»...

- Когда с зайцами произошла такая беда? (Весной.) Почему это случилось? (Начал таять снег, вода затопила лес. Было половодье.) Как добрый дедушка Мазай спас бедных зайчишек от гибели? (Он сажал их в лодку, прицепил бревно с зайчишками. А потом всех выпустил на берег.)

Затем педагог показывает детям подготовленную заранее основу для коллективной сюжетной композиции.

- Зеркало (или фольга) - это водоём, в котором видны затопленные пеньки, деревья, плывущие брёвна, на которых будут спасаться зайцы от бурной воды.

Выставляет на зеркало (фольгу) вылепленную заранее лодку, помещает туда деда Мазая и обыгрывает ситуацию:

- Лодка плывёт по зеркальной воде, в которой отражаются деревья, и дедушка Мазай спасает зайчиков - поднимает их за уши и усаживает в лодку, а некоторые зайцы и сами спрыгивают в лодку со своих островков (пеньков).

- Давайте и мы с вами поможем деду Мазаю спасать зайчишек - вылепим своих зайчиков, которые будут сидеть на островках, пеньках или проплывающих мимо лодки Мазая деревьях и дополним композицию.

- Постараемся показать настроение и характер зайцев. Какое настроение у зайца, который сидит на пеньке посреди глубокой речки? А как меняется настроение зайчишки, который запрыгнул в лодку? Как себя чувствует зайчонок, которого греет за пазухой добрый дедушка Мазай?

- Настроение можно показать не только выражением лица, как на портрете человека, но также через позу и движение туловища. Ребята, опишите разные позы словами. (Сидит, сжавшись в комочек, уши прижаты, встал на задние лапки, вытянулся столбиком, уши навострил и пр.) Давайте с вами на минутку превратимся в зайчишек.

Физминутка.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит (дети показывают).

Вот так, вот так -

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть (дети встают и показывают).

Вот так, вот так -

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать (дети скачут).

Вот так, вот так -

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал -

Зайка - прыг - и убежал (дети садятся).

Вот так, вот так -

Зайка - прыг - и убежал!

- Ребята, вы уже учились лепить зайцев. Давайте вспомним, как это правильно сделать.

Дети, используя технологическую карту, рассказывают последовательность лепки зайца конструктивным способом. (Сначала лепим овальное туловище, потом - круглую голову, лапки маленькие и большие - передние и задние, уши - длинные, хвост - маленький.)

Дедушка Мазай и зайцы

- Давайте договоримся о размере лепных фигурок, чтобы зайчики были примерно одинакового размера. Можно воспользоваться условной меркой (например, мизинчик).

Дети берут пластилин и начинают лепить. Они самостоятельно ищут способы передачи движения настроения зайчишек. Если они быстро справляются с заданием, воспитатель предлагает дополнить композицию по своему желанию деревьями, кустарниками. Можно предложить детям изменить позу вылепленного зверька: поднять лапки, прижать ушки к туловищу, показать, что зайчонок сидит, лежит, стоит «столбиком», прыгает, перепрыгивает, выпрыгивает из лодки или быстро бежит в лес.

В конце занятия дети переносят вылепленные фигурки на общую основу и составляют коллективную композицию.

- Посмотрите, какие из зайчиков самые выразительные. Как это получилось? (Показаны движения лап и интересные положения туловища.)

- Что ещё понравилось в этой работе? (Мы делали её вместе, она получилась большая, зайцев много, как в мультфильме! В зеркале всё отражается, как в настоящей воде.)


© 2010-2022