ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №12 «Белочка» с корпусом №2 «Соболек»







ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ




Выполнила воспитатель:

Софьина Татьяна Алексеевна







План работы


Введение

Актуальность и перспективность темы.

I. Теоретическое обоснование проблемы.

II. Практическая часть.

  1. Создание проблемных ситуаций при изучении учебного материала.

  2. Приемы развития познавательной активности на этапах восприятия знаний, осмысления и закрепления изучаемого материала.

  3. Развитие познавательного интереса посредством проблемных биологических задач исследовательского характера.

  4. Познавательные игры с элементами проблемности.

VII. Мотивация.

VIII. Трудоёмкость.

IX. Результативность.

Х. Заключение.

Список используемой литературы.

Приложение.






Введение

Актуальность и перспективность


Любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство - это период усиленного развития, воспитания и обучения.

Педагоги и психологи пришли к выводу о необходимости выбора методов, форм обучения , наиболее приближенных к естественной детской деятельности, игре.

Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применении её в процессе обучения и воспитания младших дошкольников требует более тщательного и детального её изучения.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребёнка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Для детей игра - это продолжение жизни, где вымысел - грань правды. [ 3; 8 ]

Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, ряд педагогов отмечают, что необходимо стараться использовать каждую возможность, чтобы разгрузить ребёнка посредством игровой деятельности в воспитательно - образовательном процессе детского сада.

В своей работе мы постарались показать всю важность обучающей, дидактической игры в педагогическом процессе на примере использования её в обучении и воспитании младших дошкольников.

Сложность же использования дидактической игры на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей младшей группы детского сада обусловлена нехваткой современных методических пособий по данной конкретной теме.

Прежде, чем использовать тот или иной приём в процессе обучения и воспитания, необходимо знать, с какой категорией детей педагог будет работать, следовательно, прежде всего, нужно учесть психологические особенности детей и то, какие виды дидактических игр приемлемы для этого возраста.

Как отмечает педагог Е.В. Бондаревская, современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Традиционный (информационный) метод обучения, который ещё присутствует в отечественной образовательной системе, не стимулирует в достаточной мере развитие познавательных процессов и способностей. [ 11]

Хорошо известно высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие. Дети дошкольного возраста познают окружающий мир в игре, в труде, на прогулке, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. И поэтому наша задача - не подавлять ребёнка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы в дидактических играх. [6; 9]

Всем известен всем постулат детской психологии, что игра - ведущий вид деятельности дошкольника. Процитируем Л.С. Выготского, который подчёркивал, что через игровую деятельность и движется ребёнок. В этом смысле она может быть названа ведущей, так как определяет развитие. Замена игры другими видами деятельности обедняет воображение дошкольника, а оно признано важнейшим возрастным новообразованием (О.М. Дьяченко), тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, ограничивает эмоциональный мир (Т.И.Бабаева, М.И. Лисина, В.И. Логинова, Н.Н. Поддъяков).

Дидактическая игра часто выполняет функцию исследования, в процессе нее обычно происходит изучение свойств и особенностей предмета. Игра и исследовательское поведение не исключают, а нередко взаимно дополняют друг друга. Не случайно известный французский психолог А. Валлон сравнивал дидактическую игру с вдохновенным исследованием, в котором психические функции раскрываются во всех их возможностях. Поэтому средства игры становятся сначала предметами исследования, а затем уже средствами игры. И сам процесс игры содержит много того, что подлежит исследованию. Таким образом, дидактические игры создают прекрасные условия для воспроизведения и освоения окружающего, правил и отношений, существующих в мире. [3]

В последние годы многие исследователи с тревогой говорят о тенденции исчезновения дидактической игры из жизни детей (А.В. Запорожец, Е.Е.Кравцова и др.). Анализ практики работы дошкольных учреждений свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста и явным перевесом педагогического процесса в сторону обучения детей на занятиях, их раннего вовлечения в систему дополнительного образования. Таким образом, игровая деятельность перестаёт быть источником самореализации ребёнка - дошкольника, и это приводит к необратимым потерям в развитии детской психики. [17]

Мы работаем по Программе воспитания и обучения в детском саду, одна из основных задач которой - способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи в наиболее близких и естественных для ребёнка - дошкольника видов деятельности: игре, общении со взрослыми и сверстниками, изобразительной, художественно-театральной деятельности, труде.

Именно в этих видах деятельности, по мнению авторов программы, происходит становление таких новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтроль, творческое воображение, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения.

Такие педагоги и психологи, как А.К. Бондаренко, Н.И. Соколенко утверждают, что именно дидактическая игра неразрывно связана с дошкольным обучением. [12]

Г.А.Тумакова, Г.С.Швайко, Г.М.Лямина, Л.В. Склярова указывают на необходимость использования дидактической игры в процессе воспитания детей в дошкольном учреждении. Поэтому многие отечественные и зарубежные педагоги считают актуальной проблему недостаточного использования дидактических игр в развитии дошкольников. По утверждению ряда исследователей, дети, лишенные совместной игровой деятельности со сверстниками, вырастают с низким уровнем самооценки, притязания и самоуважения. Поэтому перед педагогом стоит задача организовать работу с детьми так, чтобы детские взаимоотношения в процессе проведения дидактических игр складывались положительно.

Как утверждает Ю.Н. Карандашев, одним из средств воспитания и обучения дошкольников является совместная деятельность в игре, где дети активно общаются, взаимодействуют в процессе распределения обязанностей, выполнения самих игровых действий, обсуждения результатов. В различных видах дидактических игр содержатся истоки раннего выявления способностей, нравственных качеств личности.

Задача педагога - выбрать наиболее эффективные методы и приемы организации дидактических игр, которые позволили бы максимально использовать влиятельное положение лидеров, создать ситуацию успеха для каждого ребенка /по Т.А. Репиной/. Создание условий самореализации ребенка во взаимоотношениях в совместной, увлекательной деятельности, должны выступать эффективным средством выражения индивидуальности ребенка в группе сверстников. [ 4; 27; 29]

Практика показывает, что для обучения и воспитания ребенка как личности, педагоги должны целенаправленно над этим работать, но большинство из них не задумываются об эффективности используемых методов и средств. Как правило, это словесные методы, такие как беседа, указание, чтение литературы. К тому же в исследованиях последних лет практически не затрагиваются проблемы использования дидактических игр в воспитательно - образовательном процессе.

В работах последних лет с сожалением констатируется, что во многих детских садах работа по воспитанию и обучению младших дошкольников через дидактические игры осуществляется изредка, игра не рассматривается как средство воспитания и сплочения детей в группе. Несмотря на то, что в дошкольных учреждениях обращается внимание на повышенную потребность многих родителей в хорошо воспитанном, дружелюбном, доброжелательном ребенке, игровая деятельность в этом отношении не выступает как воздействие на воспитание дружелюбия, формирование положительных взаимоотношений между детьми, на развитие познавательных способностей и речевой активности малышей. [11; 24; 27]

Поэтому многие отечественные и зарубежные педагоги считают актуальной проблему недостаточного использования возможностей дидактических игр в обучении и воспитании младших дошкольников.

Таким образом, выявлена проблема поиска оптимальных условий для успешного обучения и воспитания младших дошкольников посредством дидактической игры.

На основании изучения теоретической литературы и передового педагогического опыта появляется возможность выдвинуть гипотезу: Предположим, что систематически и правильно организованные дидактические игры способствуют улучшению процесса воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста.

Учитывая актуальность проблемы и важность её для психического развития детей, поставили перед собой цель: способствовать развитию младших дошкольников в дидактических играх. Игра, по нашему утверждению, не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучения и воспитания, но и важный аспект психологического комфорта детей.

Объектом исследования -является процесс организации и проведения дидактических игр в ДОУ.

Предмет исследования: дидактическая игра как средство повышения эффективности воспитательно - образовательного процесса.

Нами был выбран следующий путь осуществления задач:

  1. Изучить новинки психолого-педагогической и методической литературы по проблеме обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста в дидактических играх.

  2. Найти и экспериментально обосновать совокупность педагогических условий организации дидактических игр с дошкольниками, влияющих на эффективность воспитательно - образовательного процесса.

  3. Обогатить предметно-развивающую среду первой младшей группы.

  4. Опираясь на результаты исследования, разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ и для родителей.

В работе нами использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; педагогический эксперимент; наблюдение; анкетирование.

Цель этой работы - помочь воспитателю младшей группы организовать работу и эффективно использовать дидактические игры в своей деятельности. Практическая значимость работы заключается в широком использовании разработанной системы игр, занятий и мероприятий в педагогической деятельности педагогов дошкольного учреждения.

Настоящая работа может быть интересна для воспитателей, которые ищут пути повышения качества своей работы. Многие из педагогов не могут определить наиболее оптимальные методы борьбы за повышение уровня развития и воспитанности детей своей группы. Для этих педагогов опыт, несомненно, представляет определенный интерес.

Автор стремится в данной работе соединить теорию педагогической науки с практикой воспитания и обучения в детском саду.

Материал, освещающий вопросы обучения и воспитания детей дошкольного возраста, организации детской трудовой деятельности может быть использован при проведении методических мероприятий для педагогов.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Условия возникновения опыта


Дети привыкли делить мир на черное и белое, поэтому необходимо помочь им вырасти в личность, не совершающую ошибок, стремящуюся к познанию и умеющую адекватно реагировать в изменяющихся условиях жизни.

Важным условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса в первой младшей группе детского сада является развитие активности дошкольников.

Настоящий воспитатель никогда не сетовал на стандарты дошкольного образования, а сейчас тем более, когда каждый педагог получил право на творчество, на свою интерпретацию, свою, проверенную годами методику, а если объединить все это, получится право на индивидуальность.

Для меня, как для воспитателя младшей группы, очень важно определить каким набором методического педагогического инструментария следует воспользоваться, чтобы ежедневно помогать малышам познавать мир, развиваться, взрослеть.

Одной из моих педагогических заповедей стала древнейшая мудрость, которая гласит, что педагог должен подготовить воспитанника, у которого смог бы учиться сам.

В результате своей практической деятельности выяснила, что не каждого ребенка легко побудить к активной деятельности на занятии или в игре. У некоторых детей пропадает интерес и, естественно, появляется отставание от сверстников. Преодолеть такое положение стало возможным в результате поиска более интересных форм воспитания и обучения, создания атмосферы сотрудничества в группе, дающей каждому веру в возможность движения вперед. С этой целью я в течение нескольких лет работаю над темой «Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей».

Теоретическое обоснование опыта

1.Игровая деятельность как фактор развития. Роль дидактической игры в воспитательно- образовательном процессе детского сада.

Игра - ведущий тип деятельности ребенка дошколь­ного возраста.
Д.Б. Эльконин называл игру кладовой настоящей творческой мысли будущего человека. Предмет этой деятельности составляет взрослый человек как носитель определенных обще­ственных функций, вступающий в отноше­ния с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.

В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интел­лектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра - это особая форма освоения действитель­ности путем ее воспроизведения, моделирования. Как показали исследования Д.Б. Эльконина, игра - это не всеобщая форма жизни всех детей, она - образование историческое. Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может при­нять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос. У ребенка имеется тенденция в эту жизнь активно входить, на этой почве и возникает игра.

Итак, игра - это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. Она ориентировоч­ная по своему существу. Именно поэтому она и выносит ребенка на девятый вал его развития и становится веду­щей деятельностью в дошкольном возрасте.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность. [3]

Сенсорное развитие ребёнка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры. [ 8; 10]

Через дидактическую игру постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям отношений со сверстниками и взрослыми, формируются качества личности - самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. [ 39]

Методы и приемы, применяемые педагогом для ознакомления детей с окружающим миром, для развития речи, мышления, навыков самообслуживания должны дополнять друг друга. Различные занятия нужно сочетать с трудом и дидактической игрой.

Знания, полученные детьми во время экскурсий, наблюдений, целевых прогулок, пополняют и уточняют в дидактических играх и упражнениях, читая произведения художественной литературы, рассказывая, ведя переписку с детьми других детских садов. Дидактическая игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то же время содействует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм.

Таким образом, дидактическая игра выступает как один из основных факторов развития ребенка.


2. Виды дидактических игр.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли педагога в них. Перечисленные признаки присущи всем играм, однако, в одних играх отчётливее выступают одни признаки, в других - иные.

Часто дидактические игры соотносят с содержанием обучения: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие. [37]

Иногда игры соотносят с материалом:

  1. Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т.д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.

  2. Настольно-печатные игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Как и дидактическая игрушка, настольно-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной работы.

  3. Словесные игры наиболее сложны, Они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития речи ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. /Л.В. Артемова, Л.А. Абрамян/

Возможна и такая группировка дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

  1. Игры-путешествия всегда несколько загадочны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить проблему, чему-то научиться. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать содержанию сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия развивают внимание, речь, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

  2. Игры-поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (собрать вместе все предметы одного цвета, разложить предметы по величине, форме).

  3. Игры-предположения. "Что было бы… ?" или "Что бы я сделал…?" и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей.

  4. Игры-загадки используются для проверки знаний, умений, находчивости. Главной особенностью игр-загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную и речевую деятельность ребёнка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться составляет радость. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

  5. Игры-беседы (диалоги). В их основе лежит общение педагога с детьми и детей между собой. Игра-беседа воспитывает умение слушать вопросы педагога, вопросы и ответы детей, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Всё это характеризует активный поиск решения задачи. /А.Д. Саар, К.Д. Сергеева/

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры - занятия и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит педагогу, который использует игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана и осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям. [36; 41]

Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:

  1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для развития детей и их воспитания.

  2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

  3. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует деятельность, облегчает выполнение задачи. /по С.Л. Новоселовой/

Таким образом, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством речевого развития ребенка.


3. Структура дидактических игр.

От других видов игр и упражнений дидактическую игру отличает определенная структура.

Как утверждают И.М. Кононова и К.Д. Сергеева, игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. Обязательным компонентом дидактической игры являются и ее правила.

Рассмотрим подробнее основные компоненты дидактической игры.

Дидактическая задача. Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в игре они должны оперировать уже имеющимися знаниями, представлениями и умениями. Определяя дидактическую задачу, имеется в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно сформировать средствами игры (честность, скромность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность), какие стороны речи развить. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. [ 37]

Игровые правила. Основная цель правил игры- организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать , предписывать что-либо детям в игре, делать игру занимательной и напряженной.

Факт создания мнимой ситуации, с точки зрения развития, можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило ведет к развитию действий ребенка, на основе которых вообще становится возможным то разделение игры и учебы, труда, с которым сталкиваются в школьном возрасте как с основным фактом. [ 18 ]

Используя дидактическую игру в педагогическом процессе, через ее правила и действия у детей формируются корректность, доброжелательность, выдержка.

Игровые действия. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки педагога. Игровые действия могут быть самыми разнообразными: спрятать, искать, закрывать фишкой картинки, подбирать картинки, отвечать на вопросы, выбирать водящего, награждать победителя.

Таким образом, любая игра становится дидактической игрой, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, игровые правила, игровые действия, которые и являются основными структурными элементами дидактической игры. [ 12 ]

Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей. Истоки её в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, с движениями. В потешках, игровых песенках, в играх "Ладушки", "Сорока-белобока", в играх с пальчиками мать привлекает внимание ребёнка к окружающим предметам, называет их. В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. [3]

Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: "Узнаем, что в чудесном мешочке", "Кто в каком домике живёт" и т.п. Интерес к ней, стремление выполнить её активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям осуществляется через пробный ход в игре, показ самого действия. В играх младших детей игровые действия одинаковы для всех участников. [ 37]

При распределении детей на группы или при наличии ролей игровые действия различны.

Различен и объём игровых действий. В младших группах - это чаще всего одно-два повторяющихся действия, в старших уже пять-шесть.

Правила игры определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и воспитателем. С помощью правил он формирует у детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоцианально-волевое усилие. В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих. [ 13]

Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения; организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие предупреждают о том, чего и почему нельзя делать.

Воспитатель должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими игру, применять лишь необходимые из них. Введение многих правил, выполнение их детьми по принуждению приводит к отрицательным результатам. Чрезмерное дисциплинирование снижает у них интерес к игре и даже разрушает её, а иногда вызывает хитрые уловки, чтобы избежать выполнения правил.

Бывает, что нет необходимости напоминать о правиле или вводить дополнительное. Достаточно лишь немного изменить игровые действия и тем самым выправить нарушение.

Правила игры, устанавливаемые воспитателем, постепенно усваиваются детьми. Ориентируясь на них, они оценивают правильность своих действий и действия товарищей, взаимоотношения в игре.

Результат дидактической игры - показатель уровня достижения детей в усвоении программного материала, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём.

Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает её целостность, снижает воспитательное воздействие.

4. Особенности использования дидактических игр в обучении и воспитании детей.


Современные педагоги считают, что организация и руководство дидактическими играми осуществляются в трех направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

М.М. Алексеева отмечает, что, планируя занятия, включающие дидактические игры, необходимо учитывать не только программное содержание, но и игровые задачи, действия и правила игр. В противном случае происходит процесс разрушения дидактической игры как особого средства образовательной работы.

Каждая дидактическая игра содержит одну-две задачи, которые и определяют ход игры. Так, в дидактической игре «Петрушка ошибается» ставится задача: Учить детей внятно произносить звуки и слова. А дидактическая задача игры «Птичка-мама и птенчики» звучит так: Упражнять в различении звуков по высоте, развивать слуховое восприятие.

Педагог С.Л. Новоселова отмечает, что в подготовку дидактической игры входит отбор игры в соответствии задачами воспитания и обучения, определение наиболее удобного времени проведения игры ( в процессе занятия по развитию речи или во время режимных моментов, самостоятельной деятельности детей); выбор места для игры, количества играющих; подготовка дидактического материала, подготовка к игре самого педагога: изучение и осмысление своего места в игре, методов руководства игрой; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры, дидактическим материалом (показ предметов, картинок, краткая беседа);

  • объяснение хода и правил игры, при этом обращается внимание на поведение в соответствии с правилами игры, их четкое выполнение;

  • показ игровых действий;

  • определение роли педагога в игре - участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера участия педагога определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью задачи, правил.

  • подведение итогов игры.

Не менее важен и самокритичный анализ проведенной игры, помогающий варьировать игру в дальнейшем, обогащать ее новыми материалами.

Воспитание и обучение детей посредством дидактических игр возможно во всех видах деятельности. Дидактические игры позволяют детям овладевать наиболее сложным программным материалом.

Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам. [ 37]

Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки), вновь составить и т.д. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, воспитателю необходимо постепенно переводить игру детей на более высокую ступень.

Например, дидактическая задача научить детей различать кольца по величине реализуется через игровое задание "собери башенку правильно". У детей возникает желание узнать, как правильно. Показ способа действий содержит в себе одновременно развитие игрового действия и новое игровое правило. Выбирая колечко за колечком, и надевая на стержень, воспитатель даёт наглядный образец игрового действия. Он проводит рукой по надетым колечкам и обращает внимание детей на то, что башенка становится красивой, ровной, что собрана она правильно. Тем самым педагог наглядно показывает новое игровое действие - проверить правильность собирания башенки - предлагает детям самим это сделать.

Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у более старших детей достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Игровая деятельность дошкольников становится более осознанной, она в большей мере направлена на достижения результата, а не на сам процесс. Но и для старших дошкольников руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринужденность, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.

Воспитатель намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам

Отдельные, изолированные игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть общего обучающего и развивающего результата. Поэтому следует чётко определять взаимодействие обучения на занятиях и в дидактической игре. [ 12;13]

Для детей раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обучения. Однако уже на втором, а особенно на третьем году жизни малышей привлекают многие предметы и явления окружающей действительности, происходит интенсивное усвоение родного языка. Удовлетворение познавательных интересов детей третьего года жизни, развитие их речи требуют сочетание дидактических игр с целенаправленным обучением на занятиях, осуществляемым в соответствии с определённой программой знаний, умений, навыков. На занятиях более успешно, чем в игре, формируются и способы учения: произвольное внимание, умение наблюдать, смотреть и видеть, слушать и слышать указания воспитателя и выполнять их.

Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действия самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т.д. К наглядности относятся: 1) предметы, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры; 2) картинки, изображающие предметы и действия с ними, отчётливо выделяющие назначение, основные признаки предметов, свойства материалов; 3) наглядный показ пояснение словами игровых действий и выполнение игровых правил. [8; 15]

Созданы специальные типы дидактических игр: с парными картинками, типа картинного лото, домино с тематическими сериями картинок и др. Начальный показ игровых действий воспитателем, пробный ход, поощрительно-контрольные значки, жетончики, фишки- всё это также входит в фонд наглядных средств, которые используются для организации игр и руководства ими.

При помощи словесных пояснений, указаний, воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Речь его способствует обогащению словаря дошкольников, овладению разнообразными формами обучения, способствует совершенствованию игровых действий. [ 36; 37]

Руководя играми, воспитатель использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Иногда педагог рассказывает о каком- либо событии, создаёт соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссёр, сохраняя и уберегая её самодеятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведёт их к определённому результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, а косвенно: выражает удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы и т.п. Но необходимо помнить об опасности, чрезмерно усиливая обучающие моменты, ослабить игровое начало, придать дидактической игре характер занятия, а, с другой, увлёкшись занимательностью, уйти от задачи обучения. [ 28; 29]

Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости. В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развертывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъём спадает и темп её снова замедляется. Не следует допускать излишней медлительности и ненужного убыстрения темпа игры. Это вызывает иногда растерянность детей, неуверенность, несвоевременное выполнение игровых действий, нарушение правил. Дошкольники не успевают втянуться в игру, перевозбуждаются. Замедленный темп игры возникает тогда, когда даются чересчур подробные объяснения, делается много мелких замечаний. Это приводит к тому, что игровые действия как бы отдаляются, правила вводятся несвоевременно, и дети не могут руководствоваться ими, допускают нарушения, ошибаются. Они быстрее утомляются, однообразие снижает эмоциональный подъём. [29]

В дидактической игре всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения её замысла в связи с проявленной детьми инициативой, вопросами, предложениями. Умение удержать игру в пределах установленного времени - большое искусство. Воспитатель уплотняет время, прежде всего, за счёт сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.

Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно говорят, что в следующий раз будем играть ещё лучше, или новая игра будет ещё интереснее. Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и создает новые - полезные и увлекательные. [ 37]

Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время, которое отводится в режиме на занятия. Важно установить правильное соотношение между этими двумя формами обучения, определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе.

Дидактические игры иногда предшествуют занятиям; в таких случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием занятия. Игра может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение усвоенного в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный на занятиях материал.

Вывод

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством речевого развития ребенка.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Педагоги и психологи подчёркивают, что необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.

Дидактическая игра содействует решению задач воспитания, обучения и развития детей.


Практическая часть1. Использование дидактических игр в работе с детьми первой младшей группы.

Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад№12 «Белочка» г Невьянска с младшими дошкольниками.

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации игровой деятельности детей. От умения быстро решить эти вопросы: как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, как устранять возникающие в игре недоразумения и конфликты, зависит воспитание и развитие каждого ребенка.

С первого года работы воспитателем младшей группы возникла необходимость творческого освоения новых педагогических приемов. Работая с детьми младшего возраста, имею возможность наблюдать, как меняется с возрастом активность, мотивация детей, поэтому появилась возможность дифференцированно воздействовать на их развитие у каждого ребёнка.

В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Часто при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) мы обнаруживали новые приемы руководства и оформления игр и механически переносили их в свою работу, не получая при этом желаемого результата.

Методические приемы приносили результат лишь в тех случаях, если мы их применяли системно, учитывая общие тенденции развития детей группы, закономерности игровой деятельности, если хорошо знали и чувствовали каждого ребенка.

Проанализировав методические пособия, каждый вид дидактических игр и игрушек, пособий мы стали хранить в определенном порядке. Это позволило и нам, педагогам, и детям легко находить нужный предмет, а после игры убирать его на место. Важно было продумать, как наиболее рационально распределить игровой материал, чтобы часть детей принимала участие в дидактической игре, а остальные дети могли заняться разнообразной деятельностью, не мешая друг другу.

Спокойное место в группе отведено нами для самостоятельных игр с дидактическими игрушками, рассматривания картинок, игр. Дидактические игрушки, книги хранятся в открытом шкафу, рядом со столиками, за которыми дети играют и рассматривают книги. Зная о том, что более сложные дидактические игрушки, игрушки-забавы должны быть видны детям, мы решили, что лучше, если они будут лежать на полке выше роста ребенка, чтобы мы могли не только помочь взять игрушку, но и проследить за игрой ребенка.

С дидактическими пособиями и игрушками (пирамидами, матрешками, вкладышами) дети под нашим наблюдением играют самостоятельно или с небольшой помощью взрослого. Так у малышей закрепляются знания, полученные на занятиях, и умения самостоятельно пользоваться дидактическими игрушками.

Для организации дидактических игр с малышами нужны и объекты для наблюдения (рыбки, птицы), и природный материал (шишки, желуди, каштаны). Мебель, крупные игрушки и пособия мы разместили так, чтобы дети легко могли проходить между ними, подходить к ним с разных сторон. Четкое распределение дидактических игрушек и пособий в групповой комнате и на участке, их размещение, художественное оформление создают порядок и уют. Но это не означает, что каждый вид игрушек и пособий должен был использоваться изолированно. Многие из них применяются в других играх.

После завершения игры дети вместе с нами убирают все игрушки в отведенные места. Если же мы с детьми развернули интересную игру, соорудив постройку и разместив игрушки в необычных местах, целесообразно ее не разбирать, чтобы продолжить игру после сна или прогулки.

Обеспечение игровым материалом - важное, но не единственное условие, побуждающее малышей к участию в дидактической игре. Дальнейшее развитие игровой деятельности детей зависит от содержания и формы нашего непосредственного общения с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Мы стали больше поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей.

Обращаясь к одному ребенку или группе детей, чтобы вовлечь их в дидактическую игру, стараемся говорить тихо, чтобы не отвлекать других от занятий. Малыши не воспринимают обращения, адресованного всем детям, ребенка надо называть по имени, давать индивидуальное поручение. Детям раннего возраста непонятна монотонная, невыразительная речь, они чутко улавливают веселые, ласковые интонации в голосе.

Со временем мы поняли, что если воспитатель сам умеет и любит играть, он понимает настроение играющих, общается с ними искренне, заинтересованно, не пользуется стандартными заученными фразами и словами, то успех дидактической игры обеспечен. При организации любой дидактической игры мы стараемся внимательно наблюдать за играющими детьми, всегда занимая такую позицию, чтобы, обращаясь к одному ребенку или нескольким детям, не выпускать из поля зрения остальных.

Организуя дидактическую игру, особое значение придаем формированию доброжелательных отношений между детьми, показывая малышам, как можно вместе играть в дидактические и подвижные игры, как вдвоем посмотреть картинки, как пожалеть упавшего сверстника, помочь ему. С детьми обращаемся ровно, спокойно, терпеливо. Ведь речь воспитателя - не только образец для подражания. От того, как мы обращаемся к детям, во многом зависит педагогический успех.

Существует хорошее правило: во время занятий не отвлекать воспитателя и детей. Это правило относится и к проведению дидактической игры. Расширение знаний детей предусматривается нами на занятиях или во время специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления детей учитываются нами при планировании воспитательной работы по руководству дидактической игрой.

В первой младшей группе мы организуем и проводим дидактические игры, как на занятиях, так и вне их, упражняя детей в узнавании, различении и определении формы, величины, цвета, пространства, звуков. С помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, у них воспитывается настойчивость, развиваются познавательные способности.

При изучении ряда педагогических руководств нами было выявлено значение двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода.

В содержание работы были включены дидактические игры (словесные, настольно - печатные и игры с предметами), дидактические упражнения по нескольким направлениям. Игры и упражнения проводились с детьми, помимо занятий, во время прогулок, утреннего приема детей, в часы игровой деятельности, во второй половине дня перед уходом детей домой. Все дидактические игры, используемые нами, были условно распределены по группам, в зависимости от дидактических задач игр.

Представим ниже данные группы и приведем примеры дидактических игр.

  • Понимание речи воспитателя, выполнение действий по словесной инструкции.

Дидактическая игра «Послушай и сделай». Детям предлагается последовательно разложить (классифицировать) множество каких-либо разнообразных предметов (в дальнейшем картинок) в соответствии с речевой инструкцией. Например: сначала предлагается выделить из всех игрушек рыбок, разделить все игрушки по цвету, затем полученные множества предметов в свою очередь предлагается разделить на большие и маленькие.

Дидактическая игра «Все вместе». Детям предлагается всем вместе построить "город" из кубиков, нарисовать что-либо и т.п. Но перед все должны договориться между собой о том, кто и что будет при этом делать. Важно, чтобы каждый ребенок после обсуждения уяснил, что он должен сделать. Прежде чем приступить к выполнению своих действий, каждый ребенок рассказывает всем, что именно он будет делать, почему, как и для чего.

  • Организация действий детей с помощью речи.

Дидактическая игра «Зеркало». Из числа детей выбирается "зеркало"; остальные дети ненадолго закрывают глаза или отворачиваются. Педагог молча показывает "зеркалу" (отражается в зеркале) какое либо упражнение или ряд действий (хлопки, притопы, приседание). Вслед за этим дети открывают глаза, а "зеркало" в речевой форме рассказывает, какие действия должны быть выполнены (отражены) всеми. Затем выбирается новое "зеркало" и игра продолжается.

  • Выполнение действий на основе самостоятельного планирования.

Дидактическая игра «Расскажи». Детям предлагается рассказать друг другу о том, что они будут рисовать (строить, расставлять и т.д.), и запомнить такие рассказы. Вслед за этим дети выполняют рисунки (строят, расставляют) в соответствие со своими рассказами и указывают друг другу, что они забыли изобразить (построить, расставить).

  • Умение подчиняться правилам и следить за этим.

Дидактическая игра «Играем сами». Дети предлагают организовать совместную, известную им игру по правилам, они с ненавязчивой помощью воспитателя, распределяют роли и договариваются о правилах. Вслед за этим педагог предлагает детям рассказать о тех правилах, которые требуется соблюдать в игре.

  • Называние предметов, явлений, событий или их изображений.

Дидактическая игра "Магазин игрушек". Дети располагаются возле стола с различными игрушками. Выбирается продавец. Он "продает" игрушку, если "покупатель" хорошо о ней рассказал. Педагог, обращаясь к детям, говорит: "У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их сможете "купить и взять играть", если выполните такое условие: нужно узнать игрушку. После показа образца высказывания, педагог начинает игру. В дальнейшем игра усложняется тем, что нужно не просто назвать игрушку, а рассказать о ней.

Дидактическая игра "Чудесный мешочек". Ребенок находит на ощупь в "чудесном мешочке" какой-либо предмет. После этого ребенок должен назвать и показать всем (в дальнейшем - рассказать как можно более подробно о свойствах и качествах предмета, не называя его. По его рассказу дети должны догадаться, что это за предмет).

  • Умение рассказать о поведении другого и объяснить его.

Настольно- печатные игры «Кто что делает?», «Кому что нужно?». Детям дается ряд карточек-картинок, на которых изображено последовательное развертывание какого-либо события или смена событий во времени. В событиях задействованы персонажи. Предлагается расположить карточки в правильном порядке. Вслед за этим дети рассказывают, что происходит с каждым из персонажей и почему он именно так что-то делает или именно так себя ведет.

  • Умение рассказать о своем поведении, переживаниях и объяснить их причины.

Дидактическая игра «Что запомнили?». После экскурсии по детскому саду детям предлагается друг другу рассказать о том, что им запомнилось и какие переживания (удивление, страх, радость) у них вызвали те или иные объекты, почему такие переживания возникли.

Так как важным условием развития способностей и умений у детей дошкольного возраста является поддерживание долговременного интереса к занятиям, как у детей, так и у их родителей, занятия должны приносить радость, проходить на эмоциональном подъеме. Поэтому, начиная уже с адаптационного периода, когда новички приходят в группу, мы включаем дидактические игры в занятия.

По рекомендации педагога-психолога детского сада О.В. Скачковой, нами проводился цикл занятий с детьми в адаптационный период с целью помочь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

В занятия включались дидактические игры на снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Так, с целью сплочения группы, обучения различению цветов, соотнесению предметов по цвету; развития пространственных представлений, умения ото­бражать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей, развития общей моторики проводилось занятие с дидактическими играми «Прогулка в осенний лес». Начиналась игра-занятие с рассматривания картины, показанной воспитателем, и называния времени года. По предложению воспитателя дети представляли, что идут на прогулку в осенний лес.

С удовольствием малыши включились в дидактическую игру «По ровненькой дорожке»:

«Дети друг за другом идут по кругу, повторяют за воспитателем потешку и движения.

По ровненькой дорожке,

Шагают наши ножки.

По камушкам, по камушкам,

По кочкам, по кочкам,

По маленьким листочкам,

В ямку - бух!

Движутся обычным шагом.

Движутся большими шагами.

Выполняют прыжки с продвижением вперед.

Движутся мелкими шажками.

Приседают на корточки

Тот из детей, кто последним присел, становится грибочком, садится в центр круга, и игра повторяется еще раз.

-Занятие продолжается, и с целью перехода к другой игре, используется игровой момент:

-Ну вот, мы и в лесу. Нас должен встречать ежик... Где же он?

Дети находят спрятанную игрушку и говорят, где находился ежик.

Игра повторяется 2-3 раза.

Дети рассматривают игрушечного ежа, касаются ладонью игрушки, делают вид, что укололись, отдергивают руку, говорят, что ежик колючий.

Предлагается послушать и запомнить стихотворение Б. Заходера.

- Что ты, еж, такой колючий?

- Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки да медведи!

Объяснив, как ежик защищается от «своих соседей», детям предлагается поиграть:

Дети, изображая ежиков, ползают на четвереньках по группе. Когда воспитатель показывает игрушку (лису, волка или медведя), дети должны сгруппироваться и сидеть неподвижно.

Игра повторяется 2-3 раза.

Некоторым детям сложно было соблюдать условие игры: не двигаться при появлении лисы (волка, медведя) - они стремятся убежать, спрятаться. Вхождение в роль помогает преодолеть импульсивность. Детям напоминали, что ежи не умеют бегать, как зайцы, не умеют лазить по деревьям, как белки, - но у них есть надежное укрытие - иголки.

- Ёжик собрал в лесу кленовые листочки. Он просит вас помочь ему правильно разложить листочки по корзинкам. (Так дети плавно переходят к следующей игре.)

Каждому ребенку дается набор кленовых листь­ев, выставляется три корзинки - красная, желтая и зеленая. Дети раскладывают листья по корзинкам соответствующего цвета.

После игры детям предлагается спеть ежику песенку.

Выбирается ребенок, который будет изображать ежа. Он садится и обхватывает руками колени (или ложится и сворачивается калачиком), все встают вокруг него и поют песенку.

Шли по лесу не спеша,

Вдруг увидели ежа.

- Ежик, ежик,- мы друзья,

Дай погладить нам тебя.

Все наклоняются и ласково прикасаются к «ежику».

Игра повторяется 2-3 раза.

Чтобы каждый ребенок побывал в роли ежа, предлагалось сесть в центр круга сразу нескольким де­тям.

В заключение занятия дети с педагогом вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось».

Так как одной из задач воспитания детей младшего дошкольного возраста является обучение ориентировке в многообразии предметного мира, использованию предметов по назначению и, главное, формирование ценностного отношения к ним, то ряд дидактических игр были направлены на раскрытие сущности предметов (назначение, способы использования). Комплекс этих дидактических игр помогал детям учиться различать и называть сходные предметы (видовые понятия). Нами выявлены наиболее эффективные дидактические игры с включением в них проблемных ситуаций и игрового персонажа. Например, в дидактической игре «Помогите Ляле» обезьянка Ляля потеряла пуговицу, которую надо пришить, вместе с обезьянкой дети рассматривают содержимое шкатулки с разноцветными крупными пуговицами, закрепляя цвет и форму предметов.

Для ознакомления с предметным миром нами был изготовлен дидактический материал, символизирующий предметы посуды, одежды, мебели, которые сделаны из непригодного материала (карандаш сделан из бумаги) или с отсутствующими частями (кружка без ручки или дна). Малыши живо откликались на такие ситуации в игре, помогали персонажу «выбрать и купить в магазине нужный предмет» или «взять из чемоданчика» один из группы других непригодных для использования предметов.

С целью выделения существенных признаков предметов при знакомстве с видовыми понятиями, применялась система дидактических игр, таких как «Магазин», «Кукла Катя идёт на прогулку», «Наши гости» на классификацию предметов, в которых дети могли действовать с наборами картинок и предметов близких видов.

Помня о том, что младший возраст это время освоения простейших навыков самообслуживания, мы включали в работу с детьми дидактические игры с предметами «Кукла проснулась», «Отгадай, что в мешочке», «Научим Кузю», обучающие детей действиям, необходимым для процессов умывания, одевания, игры для развития мелкой моторики пальцев рук. Так, в игре «Отгадай, что в мешочке», проводимой нами с целью воспитания навыков самообслуживания, привычки к аккуратности и чистоте, педагог достаёт из «чудесного мешочка» расчёску, зубную щетку, вилку, ложку, носовой платочек, а дети пытаются объяснить их назначение.

Как было установлено нами при изучении передового педагогического опыта, важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности с детьми непосредственно на занятиях с использованием дидактических игр является то, насколько воспитатель последовательно реализует дидактические принципы. Поэтому, в ходе занятий принцип развития динамичности восприятия успешно реализовывался нами через задания с постепенно нарастающими усложнениями; через включение дидактических игр, игровых упражнений. Любое занятие проводилось через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности - организационно-сюрпризный момент, проведение пальчиковой гимнастики, динамических пауз.

Выбирая профессию педагога, мы взяли на себя ответственность за тех, кого будем учить и воспитывать, вместе с тем мы отвечаем за самих себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть педагогом, воспитателем. Достойное выполнение профессионального педагогического долга требует от нас принятия ряда обязательств.

Первое - объективно оценивать собственные возможности, знать свои сильные и слабые стороны.

Второе - обладать общей культурой умственной деятельности, культурой поведения, общения. Ведь во всех методических пособиях многих десятилетий звучит заповедь, что педагог  это образец, которому сознательно, а чаще всего неосознанно, подражают дети, перенимая то, что делает воспитатель.

Третье - основой деятельности педагога являются уважение, знание и понимание своего воспитанника.

Четвертое - педагог является организатором учебной деятельности малышей, их сотрудничества и выступает в качестве партнера. Это обязывает развивать организаторские, коммуникативные способности

Эти постулаты есть конкретизация общеизвестного тезиса: только личность воспитывает личность, только характер формирует характер. Чтобы процесс обучения и развития в дидактической игре проходил успешно, безболезненно для ребенка, по нашему мнению, должна быть создана вокруг него соответствующая атмосфера. В создании такого пространства мы стараемся создать условия, чтобы каждый ребенок мог проявить себя.

Приведём конспекты таких занятий, проводимых нами с детьми первой младшей группы с использованием дидактических игр.




Игры

Мячик

Задачи:

- сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками;

- повышение эмоционального тонуса;

- развитие чувства ритма, координации движений;

- развитие ориентации в пространстве;

- обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов;

- развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

Материалы:

большой мяч; матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине).

Ход занятия

-Приветствие.

Воспитатель показывает детям большой мяч и предлагает определить его величину, цвет и форму. Дети выполняют задание.

- Покажите рукой форму мяча.

Дети рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеими руками одновременно.

-Давайте сядем вокруг мяча и расскажем про него стихотворение.

Все садятся вокруг мяча и кладут на него ладони. Дети повторяют за воспитателем стихотворение С.Маршака «Мой веселый звонкий мяч» и ритмично шлепают по мячу сначала одной, потом другой рукой.

Воспитатель оказывает помощь детям, которые неритмично шлепают по мячу. Он кладет свою ладонь на ладошку ребенка и помогает ему скоординировать движения руки с ритмом стиха.

-Дидактическая игра «Мячики»

-А теперь представьте, что вы превратились в мячики. Таня, ты будешь мячиком какого цвета? А ты, Вова? И т.д.

Дети рассматривают свою одежду и называют соответствующие цвета.

- Я буду играть с мячами - легонько шлепать вас ладошкой, а вы будете прыгать, как мячики.

Воспитатель, рассказывая стихотворение «Мой веселый звонкий мяч», поочередно кладет ладонь на голову каждого ребенка. Дети, почувствовав касание, подпрыгивают на месте. На слова: «не угнаться за тобой» - дети убегают от воспитателя. Игра повторяется.

Воспитатель предлагает «мячам» поиграть в прятки. Он читает стихотворение «Мой веселый звонкий мяч». Дети прыгают. На слова: «не угнаться за тобой» - дети разбегаются по группе и прячутся. Воспитатель ищет детей. Найденный ребенок должен сказать, где он прятался (под столом, за креслом, в углу и т.п.).

Игра повторяется 2-3 раза.

- Ребята, вы так весело играли в прятки, что мячу тоже захотелось с вами поиграть. Закройте глаза, а мячик спрячется.

Дети закрывают глаза, воспитатель прячет мяч. По команде воспитателя дети открывают глаза и начинают искать мяч. Найдя, говорят, где он «прятался».

Воспитатель показывает детям матерчатый мешочек, в котором находятся маленький мячик и кубик.

- В этом мешочке спрятался маленький мячик. Вам нужно найти его, не заглядывая в мешочек.

Дети поочередно отыскивают мячик на ощупь и рассказывают, как они отличили его от кубика. Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражне­ния проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Формы работы с родителями

Работа с семьей включает помощь в образовании, психологическую и посредническую помощь, а мы, воспитатели, должны исполнять одну из трех ролей наставника, советника и гида. Необходимо соблюдение таких условий, как взаимное доверие; соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям; учет условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания; сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы; взаимосвязь разных форм работы с родителями.

Соблюдая необходимые условия, мы добиваемся достаточно спокойных, ровных, доверительных взаимоотношений с родителями воспитанников. А это - залог успешности проводимой работы. Система работы с семьей предполагает включение родителей во все сферы жизни группы по всем направлениям учебно - воспитательного процесса.

Согласуя свои действия с семьей, мы старается дополнить или компенсировать домашние условия воспитания. Особо важно взаимодействие семьи и педагогов для детей из иммигрантских семей, из неполных и неблагополучных семей, так как они наиболее подвержены негативным переменам в обществе. В результате практической деятельности мы пришли к выводу, что только во взаимосвязи детского сада и семьи можно овладеть различными видами деятельности, нормализовать контакты с детьми и родителями, повысить педагогическую культуру родителей.

Столкнувшись с проблемой исчезновения в поведении детей их возрастной непосредственности, поняли, что это ведёт к развитию черт агрессивности. Преодолеть этот кризис опять же стало возможно путем взаимодействия с семьями наших воспитанников. Проведя ряд бесед, консультаций, родительское собрание в непринужденной обстановке с чаепитием, было достигнуто взаимопонимание в вопросах воспитания детей. Важно, чтобы условия в семье и в дошкольном учреждении кардинально не отличались друг от друга. Чтобы и дома, и в детском саду ребенок сталкивался не с насилием, в том числе и воспитательно-педагогическим, а с пониманием и заботой. Третья проблема - развить интерес детей к познанию окружающего мира. Поэтому так важно было уделять внимание доверительным беседам с ребенком и его родителями, вовлекая их в совместные игры. Поэтому процесс совместного пребывания взрослого с детьми в стенах детского сада так важен для нас. Главное, чтобы ребенок, как в детском саду, так и дома не наталкивался на стену отчуждения, чувствовал себя комфортно и уютно. Нашей задачей -педагогов группы и психолога детского сада в этом аспекте является научить родителей общаться с детьми, вызвать у них нежные чувства к ребенку. Все это возможно сделать путем использования активных форм и методов работы с родителями.

Еще одна проблема в работе с младшими дошкольниками и их родителями - научить детей общению друг с другом, научить не обижать других, проявлять сочувствие, терпимость. И это так же невозможно сделать без активного участия семьи. Несмотря на разницу в методах работы с родителями, вся деятельность специалистов нашего дошкольного учреждения объединяется единой целью - воспитать свободного, развитого, ответственного человека, готового для жизни в обществе. Важно объяснить родителям эти задачи и попытаться совместными усилиями решить их.

Работу с родителями условно можно распределить на несколько этапов, например, когда дети только приходят новичками в детский сад, начинается адаптационный этап, который для родителей мы назвали «Давайте познакомимся». Задача этого этапа: сформировать такие стереотипы поведения ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни, т.е. в условия детского сада. Раскроем несколько периодов, которые позволяют осторожно, постепенно вводить ребенка в новые условия.

  • подготовительный, до прихода ребенка в детский сад. В этот период нами выявлена эффективность проведения консультаций для родителей с целью оказания помощи в приведении в соответствие распорядка дня малыша дома с режимом детского сада, уделения внимания рациону питания, формированию навыков самостоятельности ребенка в самообслуживании.

  • посещение на дому малыша. В непринужденной обстановке есть возможность познакомиться с ребенком, пригласить его в гости в детский сад, а так же приход малыша в детский сад с мамой, при этом малыш находится в детском саду обязательно с родным для него человеком непродолжительное время.

  • Ребенок посещает детский сад по 2 часа в день, а родители следят за его самочувствием.

Родителям мы сообщаем, что адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает, просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками. А мы, педагоги, постоянно поддерживаем личный контакт с родителями, обмениваемся информацией, "привыкаем" друг к другу.

Задача следующего этапа, который мы условно назвали «Давайте дружить и помогать друг другу» - объединить усилия семьи и детского сада в совместных действиях по воспитанию, обучению, коррекции уровня развития; раскрыть возможности совместной работы. Опорой во взаимодействии семьи и воспитателей на данном этапе является дифференцированный подход к каждой семье. В установлении контактов нам важно исследовать психологическую, педагогическую грамотность родителей; отношение родителей к источникам информации; особенности детско-родительских отношений; а также выявить семейные ценности; знать, чего хотят родители от детского сада для себя и своего ребенка, какие формы сотрудничества предпочитают.

Помощь в установлении контактов оказывает, в том числе и анкетирование, именно в начале учебного года родителей, которые впервые привели малыша в детский сад, и родителей, малыш которых продолжает посещать детский сад. Мы с помощью анкеты получаем данные, информацию о какой-либо стороне семейного воспитания одновременно от большого количества родителей. Через анкеты выявляем степень вовлеченности семей в образовательный процесс. Уровень родительских требований, уровень педагогической культуры семьи. Анкеты бывают разные по темам. Отвечая на вопросы, родители пишут о методах воспитания в семье, о стиле общения между взрослыми и детьми, о том, как проводят досуг, какие книги читают детям, в какие игры они играют и др. Проанализировав ответы, мы делаем выводы о взглядах родителей на воспитание детей. Нам важно знать, над чем работать в течение года, опыт каких семей пригодится.

На этом этапе родителям предлагаются нами активные методы взаимодействия с детским садом. Тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей дает возможность целенаправленно взаимодействовать, выбирать оптимальный вариант. На первый план содержательной части второго этапа взаимодействия выступает консультационная помощь семье, просветительская направленность. Консультационная помощь семье: "Мы Вам рекомендуем" включает различные формы взаимодействия с семьей:

  • для родителей, озабоченных одной и той же проблемой воспитания малыша эффективнее подгрупповая консультация, которая наряду с советами специалиста, дает возможность поделиться опытом семейного воспитания, подружиться родителям, семьям;

  • положительно воспринимаются родителями практические семинары, позволяющие родителям научиться решать самостоятельно проблемы, возникающие в общении с ребенком, научиться практическим умениям и навыкам конструирования, организации игр, интересных сюрпризов. А это дает возможность в домашней обстановке интересно проводить досуг со своим ребенком.

В организации просветительской направленности во взаимодействии семьи и детского сада наряду с традиционными формами (лекции, конференции, "круглые столы") положительно зарекомендовал себя родительский клуб. Родительское собрание по созданию клуба отцов, проведенное в нашей группе, способствовало установлению в детском саду домашней атмосферы, отношений искренних и доброжелательных.

В развитии дружеских отношений играет роль и совместное участие детей и взрослых в изготовлении дидактических игр, игрушек для кукольного спектакля. А совместные праздники детей и взрослых вызывают азарт, общие переживания вызывают у родителей теплые чувства к ребенку, желание помочь, поддержать, защитить.

Как было выявлено нами в практической деятельности, наиболее доступная форма оказания помощи родителям по вопросам воспитания и обучения детей - это беседы. С целью педагогического просвещения родителей наших воспитанников, мы организуем беседы по вопросам организации дидактических игр детей в условиях семьи, возрастным особенностям игровой деятельности детей и их развития. Несколько отличаются от бесед тематические консультации, отличие которых от бесед в получении квалифицированных советов от педагога. Мы практикуем групповые и индивидуальные консультации, запланированные (плановые) и внеплановые, проводимые в связи с появившейся проблемой. Обычно проводим 3-4 групповых консультации в год.

Познакомиться с содержанием, задачами и методами воспитания детей в условиях детского сада, обсудить организационные вопросы по работе на год родители могут на групповых собраниях. В групповые собрания мы включаем беседу (доклад), выступление медицинских работников ДОУ, специалистов, сообщения родителей об опыте семейного воспитания. В группах проводим 3-4 собрания. Чтобы в доверительной обстановке обсудить с родителями актуальные проблемы с участием специалистов, организуем заседание « Круглый стол», куда приходят лишь те родители, кто выразил желание участвовать в обсуждении темы. Обсуждение в более интересной форме с проигрыванием ситуаций из жизни педагогами, родителями и специалистами возможно на родительских конференциях с диалогом, прослушиванием записи детских высказываний, просмотром видеозаписи дидактических игр, обыгрыванием ситуаций, мнением специалистов, практических заданий по изготовлению игр для детей.

Стали традиционными средства наглядной пропаганды - настенные информационные стенды, уголки для родителей, журнал для родителей, папки-передвижки. Незаменимым средством приближения родителей к проблемам воспитания и обучения детей являются совместные мероприятия детей и родителей. Используя данные формы работы с родителями, считаем, что пропаганда педагогических знаний ведется через родительские уголки, где помещаются консультативные материалы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей по вопросам организации игр детей дома, изготовления дидактических игр и пособий, составленных педагогами и психологом. Ежедневно оформляем стенд для родителей: "Чем мы занимались", "Повторите дома вместе с детьми".

Огромное значение имеют для родителей наглядные формы в приемной:

  1. Стенды: "Я умею", "Я могу", "Я люблю" - информация об умениях, достижениях, интересах детей и родителей.

  2. Дни рождения каждого ребенка, стилизованные по сезонам, знакам Зодиака.

  3. Достижения каждого ребенка "Вот чему я научился".

  4. Демонстрационный портфель - персональная папка каждого ребенка, в которую складываются детские работы.

  5. "Устами младенца" - юмористические высказывания детей.

  6. "Про меня" - персональные листы с развернутой информацией о каждом ребенке, оформленные родителями совместно с детьми.

  7. "Мы вас ждем!" - график на месяц, ориентирующий членов семьи ребенка и воспитателей на участие в работе группы.

Удачная форма работы с родителями- закрытые ящики и информационные корзины, в которые каждый родитель в удобное для себя время может внести предложения, замечания. На основании этих записей мы корректируем свою работу, делаем выводы о вопросах, беспокоящих родителей. Часто для родителей устанавливаем фотомонтажи и чередуем их с рисунками, некоторыми поделками, например "Золотые руки не знают скуки", "Осенний букет", "Елочка - красавица".

Все используемые нами формы работы с родителями приносят свои

результаты, позволяют поддерживать взаимопонимание в вопросах воспитания детей, сохранять в глазах семьи ценность детского сада как источника взаимодействия детей и взрослых, полноты развития детей.

Заключение


Многочисленные исследования в разных областях педагогической науки свидетельствуют о недоучете возрастной специфики детей дошкольного возраста в процессе организации воспитательно - образовательной работы в детском саду. В результате зачастую происходит снижение эффективности процесса обучения и воспитания, неполное использование всех возможностей развития детей. Поэтому, нами была выявлена необходимость обращаться к средствам, методам и формам обучения и воспитания, более приближенным к естественной детской деятельности - игровой.

В связи с проблемой поиска оптимальных условий для успешного Развития младших дошкольников было проведено исследование на базе МБДОУ детского сада№12 «Белочка» г.Невьянска с детьми первой младшей группы . На основании вышеизложенного была разработана и апробирована система дидактических игр. В содержание работы включены дидактические игры и упражнения, развивающие, пальчиковые игры. Активным, формирующим, развивающим принципом нами определен индивидуальный подход. В связи с этим, мы, педагоги, должны учитывать тип темперамента, индивидуальные особенности своих воспитанников. В процессе индивидуального обучения с использованием дидактических игр диагностировались потенциальные возможности, ближайшие перспективы развития каждого ребенка. Были переосмыслены принципы и методические условия проведения занятий с детьми первой младшей группы.

Дидактические игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной познавательной деятельности. Каждый педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и дидактическую игру на занятиях и в совместной деятельности.

Дидактическая игра помогает общению, она способствует передаче накопленного опыта, получению новых знаний, развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, таких черт, как активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность.

В процессе исследования нами выявлены наиболее значимые условия эффективной педагогической деятельности по использованию дидактических игр в работе с младшими дошкольниками:

  1. Создание положительного эмоционального фона перед каждым занятием, игрой. При сопровождении занятия приятными впечатлениями, положительными эмоциями, данная педагогом информация лучше усваивается детьми.

  2. Поощрение стремления детей предлагать свои собственные способы выполнения задания, анализировать в ходе игры или занятия способы, предлагаемые другими детьми, и стремление поддерживать наиболее оптимальные и рациональные из них.

  3. Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка в работе и стимулирование детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни ошибиться. Необходимо стремление к созданию ситуаций успеха для каждого ребенка. По ходу проведения дидактической игры эффективно создание проблемных ситуаций, как возможностей для малышей применить новые знания.

  4. Индивидуально-дифференцированный подход к воспитанникам на каждом мероприятии.

Результаты проведенной работы позволяют говорить о возросших возможностях детей младшего возраста: высокий уровень активности и самостоятельности детей в ходе проведения дидактических игр, на занятиях, в установлении новых для них связей и явлений, а также особый характер игровой деятельности.

У детей значительно повысились показатели общего развития, что доказывает эффективность применяемых нами подходов и методических приемов.

Таким образом, систематическая и правильно организованная работа по применению дидактических игр в воспитательно -образовательном процессе детского сада приводит к повышению уровня общего развития дошкольников. Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны находиться в постоянном поиске новых средств воспитания и обучения детей и внедрять их в педагогическую практику.

Разработанные мероприятия, отобранные игровые упражнения, задания, словесные, подвижные, музыкально - дидактические игры, настольно -печатные и игры с предметами, использование индивидуально-дифференци- рованного подхода создают базу для ускорения процесса обучения и воспитания младших дошкольников.








Список литературы


  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой.- Москва, 1997.

  2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.- М., 1998.

  3. Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе.- Новосибирск, 2000.

  4. Аникеева Н.П. Педагогика и психология игры.- Москва, 1999.

  5. Арнаутова Е., Зубова Г. Семейное воспитание детей раннего возраста.// Дошкольное воспитание, - № 7, 2004, , с.66.

  6. Аркин Е.А. Ребёнок в дошкольные годы.- М., 1968.

  7. Баданина Л. Организация адаптации родителей к детскому саду.// Дошкольное воспитание, - № 5, 2007, с.100-103.

  8. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. - М., 1997.

  9. Божович Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка. - М., 1998.

  10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М., 1998, -241 с.

  11. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. - Ростов- на- Дону, 2000.

  12. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду.- М., 1998.

  13. Буре Р.С. Когда обучение воспитывает.- СПб., 2002.

  14. Вахнина Н., Степанова А. Подружить всегда нас рад наш любимый детский сад.// Дошкольное воспитание, - № 5, 2007, с.103.

  15. Доронова Т., Доронов С. Ранний возраст: планирование работы с детьми. Перспективное и календарное планирование работы с детьми от 1 года до 3 лет с использованием игрушек. - М.,2005.

  16. Елистратова И. Давай с тобой поиграем. //Мой ребенок.- №11.-2006.-с.164.

  17. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста.- Москва, 1998 г.

  18. Захарова А.В., Слободчиков В.И. Мир детства. Млдаший дошкольник.-М., 1997.

  19. Згурская Л. Экология - малышам.// Дошкольное воспитание, 2004, - № 7, с.40.

  20. Игры для детей от 2 до 6 лет. -Москва : Росмэн, 2000 г.

  21. Карельская Е.Г. Подбираем свой ключик.// Мой ребёнок.-№2-2007.-с.148.

  22. Комарова Т.С Дети в мире творчества.- М.: Мнемозина, 1998.

  23. Крулехт М. Ребенок познаёт предметный мир.// Дошкольное воспитание, 2007, - № 1, с.45-47.

  24. Кищенко Е.Г., Пошибайло М.В. Гуманизация образовательного процесса в ДОУ через личностно-ориентированные технологии.-М.,2006.

  25. Крынцылова И. Развиваем способности ребенка. // Дошкольное воспитание.-№5-2007.-с.54.

  26. Ладенко И.С. Игровое моделирование методологии и практики.- Новосибирск: изд-во Наука, 1997 г.

  27. Логвинов И.И. Дидактика: от здравого смысла к научной теории. - М., 2005.

  28. Минскин Е. М. От игры к знаниям. - М.: Просвещение, 1998г.

  29. Николенко Л. А. Игры в педагогическом процессе. Методические рекомендации. - Псков, 1997г.

  30. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда.- М.:Просвещение, 1997.

  31. Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 2000.

  32. Павлова Л. Раннее детство: воспитание любознательности.// Дошкольное воспитание.-№12, -2006.-с.113.

  33. Пидкасистый П. И. , Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. - М. 1996г.

  34. Прима Е.В.,Филиппова Л.В, Кольцова И.Н., Молостова Н.Ю. Развитие социальной уверенности у дошкольников.- М., 2002.

  35. Развитие творческого мышления у детей./ Под ред. А. Симановского. -Ярославль: Гринго, 1998г.

  36. Столович Л.Н. Искусство и игра / Эстетика.- Москва: Знание, 1998г.

  37. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М., 1998.

  38. Усова А.П. Игра. - Москва, 1998 г.

  39. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1998г.

  40. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.- СПб, 2001.

  41. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1999.

  42. Шипицина Л.М. Азбука общения. - СПб., 2002.

  43. Щербинина Ю.В. Речевая агрессия и пути её преодоления.// Дошкольное воспитание. - № 12.- 2004.

  44. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти Золушку. - М., 1999.

  45. Урядницкая Н. Погуляем, поиграем.// Дошкольное воспитание.-2006.- №7, с.108.



37

© 2010-2022