ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ

В системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста важное значение имеют занятия изобразительным творчеством. В комплексе с другими творческими заданиями они оказывают заметное развивающее воздействие на эстетическое, нравственное познавательное развитие ребёнка: влияют на его интеллектуальную, эмоциональную и двигательную серы, развитие личностных качеств, способствуют формированию художественного восприятия и воспитанию эстетических чувств.

Рисование как вид изобразительного творчества даёт возможность ребёнку изображать предметы и явления окружающей действительности, выражая их в графической форме. Поэтому для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчётливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны, умение выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения, следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей с целью образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений. И если ребёнок не овладел графическими средствами изображения, он в дальнейшем будет испытывать трудности в передаче образов окружающего мира.

Проблемой формирования художественно-графических умений и навыков детей занимались отечественные и зарубежные педагоги и психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л. Тэдд, Н.П. Саккулина, Е.А. Флерина, Т.С. Комарова и другие), которые указывали на необходимость обучения детей дошкольного возраста технике рисования под руководством педагога.

Эстетическое воспитание как составная часть воспитания в целом призвано формировать эстетическое отношение к действительности, развивать способность видеть прекрасное в окружающих предметах и явлениях и посильно вносить красоту в жизнь.

Эстетическое отношение к миру наиболее ярко выражается в искусстве. Основное понятие искусства - художественный образ. От других образов он отличается тем, что воплощается в художественных средствах того или иного вида искусства. Каждый из образов по-разному выражается в музыке, изобразительном искусстве и в литературе. Каждый вид искусства располагает для этого своими выразительными средствами и приёмами.

Задача художественного воспитания - научить детей понимать искусство, правильно воспринимать и оценивать явления действительности и художественные произведения; научить, с помощью художественных средств, обобщать свои жизненные впечатления, посильно выражать их в форме художественных образов, а также прилагать свои художественные способности в трудовой, общественной и учебной деятельности.

Особого внимания заслуживает развитие у дошкольников целостного представления о предметах и явлениях действительности. Вещи в их повседневном употреблении, писал Л.С. Выготский, повёрнуты к нам только нужными, практически важными сторонами. Эти «полезные» стороны маскируют от нас те свойства явления, которые «не практичны», не могут быть использованы. Благодаря искусству явление так таковое начинает существовать для человека без «маски», во всём своём совершенстве. Богатство и широта образов искусства, многообразие их содержания, разносторонность связей художественного творчества с внутренним миром людей, историей общества и современной действительностью позволяют оказывать глубокое воспитательное влияние на сознание дошкольников, их нравственные представления и идеалы.

Задачами проведения занятий по рисованию, по мнению В.С. Мухиной, являются: развитие понимания явлений художественной культуры и их роли в жизни общества; формирование навыков практической художественной деятельности; систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, зрительного воображения и комбинаторики, умения выражать в отчётливых образах решение творческих задач применительно к различным видам занятий (иллюстрации, конструирование); воспитание активного эстетического отношения к действительности и к искусству, умения практически применять свои художественные способности, развитые на занятиях искусством, в процессе трудовой, учебной и общественной деятельности.

Вместе с тем овладение практическими навыками и освоение технических приёмов - не самоцель занятий по изобразительной деятельности. Они служат лишь средством формирования эстетического отношения дошкольников к действительности, её глубокого художественного познания и отображения в процессе занятий искусством.

В основе содержания занятий по изобразительному искусству, считает Т.Г. Казакова, лежит следующий принцип: систематическое развитие у детей способности восприятия художественного образа и его посильного создания в собственных работах. Овладение элементарными основами графической готовности, или элементарными основами реалистического рисунка, является лишь частью задач и содержания занятий. Занятия по изобразительному творчеству включают два основных вида работы: а) восприятие действительности и искусства; б) практическую художественную деятельность. Эти виды работы служат основными структурными компонентами содержания занятий. Как правило, на нём представлен лишь один вид деятельности, когда же они совмещаются, один из них играет ведущую роль.

Общие требования к содержанию занятий сформулированы Т.С. Комаровой так:

  1. В области практической деятельности: по наблюдению, по памяти и с натуры изображать в рисунке или лепке предметы и явления действительности правдиво и достаточно полно; по собственному замыслу или на тему, указанную педагогом, передавать в рисунке и лепке наглядный вид и смысл изображаемого, а также выражать художественными средствами разнообразие своих чувств и настроений, своё отношение к явлениям окружающего мира (последнее касается также работы с натуры, по памяти и по представлению); создавать реальные предметы декоративно-прикладного искусства с применением различных художественно-конструктивных материалов - на плоскости или в виде объёмных макетов и моделей.

  2. В области восприятия: воспринимать (знать, понимать и чувствовать) произведения искусства различных видов и жанров; уметь выразить своё отношение к ним в понятной для окружающих форме и с посильным применением художественных терминов; знать отдельных художников и их основные произведения; интересоваться произведениями искусства, книгами об искусстве; чувствовать, понимать и оценивать красоту в природе, а также в вещах, созданных человеком (промышленные изделия, одежда, машины и тому подобное); уметь переносить свой опыт восприятия прекрасного в другие формы деятельности.

  3. Все дети с увлечением рисуют. Умение рисовать, лепить, вырезать ребёнок осваивает задолго до того, как научится читать и писать, порою даже раньше, чем хорошо говорить, и в рисунке он может иногда больше сказать об окружающем и о себе, чем словами. Рисунок - это как бы второй язык ребёнка. В младшем возрасте он выполняет роль мостика от наглядного мышления к связной речи и от устной речи к письму и чтению. Рисунок хорош ещё и тем, что задуманное можно сразу увидеть. В нём ребёнок получает изображение окружающего не в виде букв или других знаков, а в виде так называемых образов прямого отображения: так, как он видит окружающее или может его знать, сравнивая рисунок с предметами реального мира.

Особенностью изобразительной деятельности в частности рисования, является её доступность каждому ребёнку. Принадлежности, которыми можно сделать рисунок, разнообразны: карандаш, бумага, кисточка, краски, мел, можно рисовать даже палочкой на песке. Также доступны и объёмные способы изображения и изготовления поделок, которыми люди пользовались издревле: брали кусок глины и делали посуду, украшения, лепили фигурки человека и животных. В то же время все изобразительные материалы и принадлежности требуют непосредственного действия с ними, поэтому освоение технических навыков работы занимает большое место на занятиях с детьми изобразительным искусством. Освоение необходимых движений и действий, особенно точных и мелких действий, - важный элемент общего развития ребёнка, формирования его сообразительности, изобретательности и других качеств, необходимых в жизни.

Занятия изобразительной деятельностью представляют ребёнку широкое разнообразие способов практической реализации образа: нарисовать, вырезать, склеить, сложить из кусочков бумаги, ткани, палочек и других материалов, раскрасить красками.

Изобразительное творчество - один из немногих видов художественных занятий, где ребёнок творит сам. Рисунок позволяет действовать в такой последовательности и темпе, которые отвечают потребностям и возможностям самого ребёнка. В процессе изобразительной деятельности ребёнок познаёт свойства материалов, которыми он работает: например, отличие бумаги от картона, гуашевых красок от акварели, свойства туши, карандаша. С этими материалами и инструментами, как и с самим рисунком, надо обращаться умело, продуманно. Знание свойств материалов, их технологии, устройства и правил работы инструментами, умение планировать процесс и последовательность ведения работы, подготовительные операции, умение терпеливо довести изделие до готовности - всё это пригодится детям и на занятиях по другим учебным предметам, поможет им заниматься посильным трудом, оформительской работой и так далее.

Прежде чем начать рисовать, мы рассматриваем предмет и составляем представление о его особенностях. Мы обдумываем, как рисовать: крупно или мелко; посередине листа или сдвинуть рисунок вниз, вверх, влево, вправо, будем ли мы смотреть на предмет снизу или сверху, то есть рисовать сидя или стоя, и так далее. Уже на начальной стадии изобразительной деятельности, ещё до того, как человек коснулся карандашом бумаги, от него требуется творчество, изобретательность, фантазия, умение принять наиболее выгодное решение. Для того чтобы увидеть предмет, верно, недостаточно посмотреть на него; надо многое знать об окружающем мире, уметь, например, отличать округлые предметы от прямоугольных, знать, какие краски надо смешать, чтобы получить данный цвет.

Вторая стадия изобразительного процесса связана с придумыванием рисунка. Рассмотрев предмет и составив о нём представление, мы начинаем думать о том, как его нарисовать, планируем рисунок: выбираем формат бумаги, размер рисунка и так далее. Е.И. Игнатьев назвал этот процесс образованием представления об изображении предмета, планированием того, как предмет будет выглядеть в рисунке.

Третью стадию изобразительного процесса он назвал стадией практической реализации представлений о предмете и его изображении. Эти выводы очень важны для учителя изобразительного искусства. Отметив затруднения ученика, учитель должен ясно представить, на какой стадии изобразительного процесса возникла недоработка, допущена ли ошибка при образовании представления о предмете, при образовании представления об изображении или при практической реализации этих представлений в самом рисунке. Художественное воспитание на занятиях по изобразительной деятельности тесно связано с такими сторонами формирования личности дошкольника, как игра, общение с товарищами и взрослыми, начальная стадия учебной деятельности. В ходе бесед и рассматривания художественных произведений, предметов быта и так далее дошкольники учатся понимать прекрасное, узнают, как искусство служит людям, как оно преобразует мир, помогает людям лучше трудиться и отдыхать. Это связано с формированием идейно-нравственных представлений дошкольника об окружающем.

Занятия по изобразительному искусству, считает В.С. Кузин, содействуют и формированию таких качеств детей, как усидчивость, настойчивость, умение доводить дело до конца, взаимодействовать с товарищами, уважать работу, выполненную другими, бережно относиться к природе, ценить и беречь произведения искусства, памятники истории и культуры. Занятия изобразительным творчеством способствуют физическому развитию школьников, развивают мелкую мускулатуру рук, точность движений. Нельзя забывать о психологической, психотерапевтической стороне занятий, так как именно они создают необходимое психологическое равновесие, разнообразят ритм и содержание работы, что важно для благополучного психического развития ребёнка.

Изобразительная деятельность положительно влияет на умственное развитие дошкольников. В процессе занятий развивается зрительная система, умение оперировать зрительными образами, отбирать поступающую информацию. Кроме того, формируется пространственное восприятие и мышление, важные для общего развития детей.

Художественная, творческая природа изобразительной деятельности в группе требует руководства со стороны педагога, его указаний, помощи детям. На занятиях по рисованию дети ведут себя свободно, обмениваются мнениями, обращаются друг к другу, эмоционально реагируют на то, что видят. С другой стороны, то, чем они заняты, требует широкого круга представлений, знаний, практических навыков, художественного суждения и оценки, - то есть происходит учебный процесс. Результаты его можно проверить, задав детям вопросы или проанализировав их работы.

В то же время специфика изобразительного творчества требует от педагога особого, творческого подхода. Приобретённые знания ребёнок должен использовать для решения художественных задач, развития эстетического чувства.

Литература.

  1. Волков, И.В. Творческие методы и художественные системы/ И.В. Волков - М.: Просвещение, 1989. - 201 с.

  2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 90 с.

  3. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников/ Г.Г. Григорьева - 3-е изд. - М.: Академия, 2000. 272 с.

  4. Григорьева, Г.Г. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду/ Г.Г. Григорьева - М.: Просвещение, 1985. - 255 с.

  5. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество/ Т.Г. Казакова - М.: Наука, 1985. - 352 с.

  6. Комарова, Т. Обучение детей технике рисования/ Т. Комарова - М.: Просвещение, 1994. - 168 с.

  7. Комарова, Т. Что такое изобразительное творчество ребёнка/ Т. Комарова// Дошкольное воспитание. - 1991. - № 1. - С. 4-8

  8. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества: Кн. для педагогов дош. учр. / Т.С. Комарова. - М.: Мнемозина, 1995. - 261 с.

  9. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта/ В.С. Мухина - М.: Из. центр «Академия», 1997. - 270 с.


© 2010-2022