Психологическое сопровождение подготовительных групп на этапе подготовки к школе в условиях реализации ФГОС ДО

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБДОУ «Тотемский детский сад общеразвивающего вида № 5 «Кораблик»













«Психологическое сопровождение подготовительных групп на этапе подготовки к школе в условиях реализации ФГОС ДО»













Педагог-психолог: Сабурова Анна Александровна

















2015 год

В соответствии с принятой разработчиками идеологией ребенка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг».

Асмолов А.


Образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка ФГОС - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Определены лишь целевые ориентиры, это социально-нормативные и психологические характеристики детей определенных возрастных групп, такие как инициативность и самостоятельность, уверенность в себе, развитое воображение, творческие способности в рисовании, развитая крупная и мелкая моторика руки, способность к волевым усилиям, любознательность. Вот некоторые целевые ориентиры, они не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они являются ориентирами для педагогов в целях решения задач профессиональной деятельности и формирования программы и ориентирами для родителей.

Целевые ориентиры в вопросах подготовки детей к школьному обучению:

- Выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования;

- При соблюдении требований к условиям реализации программы дошкольного образования они предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе, а содействие развитию личности ребенка для дальнейшей социализации. Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку! Дети должны на выходе из детского сада чувствовать себя в первом классе способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Ребенок должен учиться и развиваться через игру, Ведущую деятельность данного возрастного этапа.

Введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) - важный этап преемственности детского сада и школы.

Главным результатом, согласно(ФГОС) по окончании дошкольного учреждения является ребенок физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; любознательный, активный, эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Проблема подготовки детей к обучению в школе в условиях перехода на ФГОС ДО остается актуальной, сегодня должны готовить детей к обучению в начальной школе в соответствии с ФГОС.

Ребенок к семи годам, то есть на выходе из детского сада становится общительным, любознательным, инициативным, самостоятельным. Это главные ориентиры, в каком направлении нужно двигаться. Именно эти качества и необходимо формировать у дошкольников. Также важно, чтобы у ребенка к концу пребывания в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к школе. Это и является основными задачами психологического сопровождения дошкольников.

Поэтому необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время становится психологическое сопровождение образовательного процесса.

Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и связанные с ним изменения в системе дошкольного образования определяют ряд новых функций в психолого-педагогическом сопровождении участников образовательных отношений в дошкольных образовательных учреждениях.

Цель психолого-педагогического сопровождения: создание социально-психологических условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Задачи:

  1. повышать психологическую компетенцию педагогов ДОУ через лекции, семинары, тренинги и другие формы работы;

  2. оказывать психолого-педагогическую помощь родителям;

  3. оказывать своевременную психологическую помощь и поддержку дошкольникам с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

  4. разработать мониторинг достижения детьми подготовительной к школе группе планируемых результатов освоения ООП.

При этом важно, чтобы психологическая служба ДОУ ориентировалась не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом, а именно помогала в решении следующих задач:

  1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы обеспечить комплексное сопровождение педагогической деятельности для реализации поставленной коллективом цели.

  2. Уточняет запрос по психологическому сопровождению образовательного процесса, формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.

  3. Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

  4. Формирует содержание психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей. Составляет индивидуальные образовательные маршруты. …

  5. Разрабатывает и внедряет план работы по преемственности со школой

  6. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.

  7. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня форсированности школьной зрелости у старших дошкольников

  8. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.

  9. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.

  10. Принимает активное участие в методических объединениях воспитателей.

  11. Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.

Комплекс мер по организации психолого-педагогического сопровождения на этапе подготовки к школе в условиях внедрения ФГОС ДО направлен на:


  • разработку системы психолого-педагогического консультирования всех участников образовательных;

  • разработку и психологическое сопровождение системы мониторинга достижения детьми подготовительной к школе группе планируемых результатов освоения ООП;

  • разработку коррекционно-развивающих программ для преодоления (или снижения интенсивности) нарушений в познавательном и личностном развитии детей;

  • оказание помощи в реализации преемственности в образовательной деятельности при переходе ребёнка из ДОУ в школу.

Основные виды деятельности психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в ходе реализации психологического сопровождения на этапе подготовки к школе:

1) сопровождение детей:

  • диагностика уровня актуального развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем в формировании познавательной и эмоционально-личностной сфер;

  • коррекционно-развивающая работа;

  • сохранение и укрепление психологического здоровья.

2) сопровождение педагогов, реализующих ФГОС ДО:

  • консультативная работа по вопросам организации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

  • психолого-педагогическая поддержка педагогов, реализующих ФГОС ДО.

3) сопровождение родителей (законных представителей):

  • проведение консультативной работы с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания и развития детей.

Основные направления психолого-педагогического сопровождения в ходе реализации ФГОС ДО:

  1. консультативное направление.

  2. диагностическое направление.

  3. коррекционно-развивающее направление.

  4. профилактическое направление.

1. Консультативное направление

Задачи:

  1. Организовать методическую помощь педагогам ДОУ по вопросам, связанным с особенностями образовательной деятельности по вопросам преемственности с ОУ.

  2. Обеспечить оказание консультативной помощи всем участникам образовательных отношений, по вопросам готовности детей к переходу на начальную ступень обучения.

Формы взаимодействия с участниками образовательных отношений.

Работа с администрацией образовательных учреждений:

  • участие в работе педагогических советов;

  • психолого-педагогическое консультирование.

Работа с педагогами:

  • лектории, круглые столы;

  • индивидуальные и групповые тематические консультации;

  • семинары-практикумы;

  • тренинги;

  • лекции, дискуссии, беседы;

  • мастер-классы, ярмарки педагогического мастерства и прочие формы работы.

Работа родителями (законными представителями):

  • консультирование родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и развития детей;

  • обучающие семинары-практикумы;

  • выступления на родительских собраниях;

  • родительские конференции;

  • психологические игры;

  • круглые столы;

  • родительские тренинги и другое.

2. Диагностическое направление.

Задачи:

  1. Оказывать помощь педагогам в оценке достижения планируемых результатов освоения ООП.

  2. Отслеживать динамику развития детей в процессе коррекционно-развивающей работы.

  3. Предоставлять психологическую информацию, необходимую для принятия педагогами и администрацией образовательного учреждения решения о содержании дальнейшей образовательной деятельности.

3. Коррекционно-развивающее направление.

Данное направление психолого-педагогического сопровождения в соответствии с требованиями ФГОС ДО ориентировано на создание системы комплексной помощи детям с учётом их индивидуально-личностных особенностей.

Задачи:

  1. Осуществлять индивидуально-ориентированную психолого-педагогическую помощь детям с учетом их психофизиологического развития и индивидуальных особенностей.

  2. Определять специфику организации образовательной деятельности для одарённых детей, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Профилактическое направление.

Задачи:

  1. Способствовать успешной адаптации детей в ОУ.

  2. Формировать у детей, педагогов, родителей (законных представителей) общую психологическую культуру в вопросах готовности ребенка к школе.

  3. Оказывать индивидуальную помощь в развитии познавательной и эмоционально-волевой сфер ребёнка.

Таким образом школа опирается на достижения ребенка-дошкольника и организует свою педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Говоря о психологическая готовности к школе большинство учителей начальных классов придерживаются мнения, что научить ребенка всему, что требуется в первом классе, не составляет труда, если у него сформирована психологическая и физическая готовность к обучению, и наоборот, если такая готовность отсутствует, то даже умение читать мало способствует успешности обучения.

Наиболее успешными в школе оказываются дети со следующими характеристиками личностной сферы: жизнерадостные, активные, любознательные, способные фантазировать, сочувствовать, сопереживать, действовать сообща, именно в содействии развития таких личностей и заключается основа психологического сопровождения на этапе подготовки к школе.

© 2010-2022