• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • Сценарий непосредственно образовательной деятельности. Познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: Лёд как особое состояние воды

Сценарий непосредственно образовательной деятельности. Познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: Лёд как особое состояние воды

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий непосредственно образовательной деятельности.

Познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе.

Тема: «Лёд как особое состояние воды».

Программные задачи:

Познакомить детей с качествами и свойствами льда (хрупкий, холодный, твердый, скользкий, в тепле тает). Пробуждать исследовательский интерес, любознательность. Знакомить детей со способами обследования. Развивать связанную речь, отвечать на вопросы полным ответом. Воспитывать умение работать самостоятельно, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности со льдом.

Воспитательные:

- воспитывать гуманное, бережливое отношение к природным ресурсам;

- воспитывать любознательность, коммуникативную этику.

«Чтение художественной литературы»

Формирование эмоционального отношения к литературным произведениям.

Материалы и оборудование: ноутбук для просмотров файлов, замороженные кубики льда, льдинки в форме шайбы, пипетки по количеству детей, ёмкости с крашеной водой, пластиковые стаканчики, кусочек пластилина, трубочка от сока, цветная бумага, ёмкость для воды.

Словарная работа:

Обогащение словаря: бесцветная, вещество

Активизация словаря: иней, термос, мост, хрупкий, скользкий.

Предварительная работа:

Беседы на тему: «Зачем человеку вода?», «Какую пользу приносит ?», « Какие бывают водоёмы?». Рассматривание фотоилюстраций различных водоёмов, видеоматериалов.

Чтение сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр»; сказки «Русалочка» Г.Х. Андерсена; «Живая вода» сказка народов Сибири, «Два ручья», « Сказка про храброго зайца» Д. Мамин - сибиряк.

Ход работы:

Воспитатель:- Дети, послушайте и разгадайте загадку.

Досок нет, и топоров,
Через речку мост готов.
Он как синее стекло,
Скользко, весело, светло.

Дети:- "Это лёд"

Воспитатель: Правильно, ребята, это лёд. Перед вами стоит миска со льдом, потрогайте его и скажите какой он?

Дети поочерёдно трогают кубики со льдом и высказывают своё мнение.

Дети: лёд холодный, скользкий, твёрдый.

Воспитатель: Верно. А как вы думаете он хрупкий? Его можно расколоть? Давайте с вами проверим!

Опыт № 1. Можно ли разбить лёд?

Нам понадобятся:

Молоточки, кубики со льдом, ёмкость.

Ход эксперимента:

Несколько детей берут молоточки и стучат по льду. Все наблюдают, что происходит со льдом.

Вывод: лёд хрупкий, он бьётся.

Воспитатель: А знаете ли вы, что лёд в воде не тонет! Вода - единственное вещество на планете, плотность которого в твердом виде меньше, чем в жидком (из-за этого свойства лед не тонет).

Опыт №2. Плавает ли лед?

Нам понадобятся:

Пластиковые стаканчики из под йогурта, кусочек пластилина, трубочка от сока, цветная бумага, большая емкость для воды.

Ход эксперимента:

Давайте узнаем, может ли лед плавать. Для этого сделаем ледяной кораблик. На трубочку наденем бумажный флажок и воткнем ее в кусочек пластилина, закрепленный на дне пластикового стаканчика. Нальем в стаканчик воду и поставим его в морозилку. Когда вода замерзнет, вытащим лед из стаканчика - у нас получится ледяной кораблик с мачтой и флагом.

Опустите его в емкость с водой - он будет плавать!

Теория:

Лед не тонет в воде. И не только из-за т пузырьки воздуха и микротрещинки. Большее значение имеет то, что молекулы воды при замерзании устанавливаются в определенном порядке, обусловленном строением и ориентацией молекул. Из-за этого у льда получается плотность меньше, чем у воды, которая не замерзла. Поэтому лед легче воды и плавает на ее поверхности.

Сценарий непосредственно образовательной деятельности. Познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: Лёд как особое состояние воды.





Воспитатель: Давайте с вами немого отдохнём и поиграем, слепим снеговиков:

Раз и два, раз и два Имитируют лепку снежков
Лепим мы снеговика

Мы покатим снежный ком, Поочередно проводят ладонями
по шее справа и слева
Кувырком, кувырком
Мы его слепили ловко, Проводят пальцами по щекам сверху вниз


Вместо носа есть морковка, Растирают указательными пальцами

крылья носа


Вместо глазок - угольки, Прикладывают ладони ко лбу

"козырьком" и энергично растирают лоб


Ручки- веточки нашли Трут ладонями друг о друга


А на голову - ведро Раздвигают указательный и средний

пальцы "вилочкой" и растирают точки

перед ушами и за ними

Посмотрите, вот оно! Кладут обе ладони на макушку и

покачивают головой

Воспитатель:- Какие замечательные снеговики у нас получились. Ребята, а знаете ли вы, что лёд тает не только от тепла, но и от соли! Давайте в этом убедимся.


Опыт№5. Лед и соль

Нам понадобятся:

Кубики льда, соль

Ход эксперимента:

Спросите малыша, знает ли он, что иногда для того, чтобы расчистить лед на дорогах, дворники посыпают его солью? Почему они это делают? Давайте посмотрим, что при этом происходит.

Возьмите два кубика льда, положите на блюдце. Один посыпьте солью, а другой оставьте как есть (это будет контрольный экземпляр). Понаблюдайте, что будет происходить с льдинками. Кусочек льда, посыпанный солью, начнет таять гораздо раньше, чем простой лед. Если к нему приглядеться, то можно увидеть, что соль как бы "проедает" в нем дырочки и червячные ходы.


Сценарий непосредственно образовательной деятельности. Познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: Лёд как особое состояние воды.

1. берем два кусочка льда и один из них посыпаем солью.
2. Наблюдаем за процессом таяния льда.


Теория:

Температура замерзания воды 0 градусов Цельсия. А температура замерзания солевого раствора ниже нее на несколько градусов (конкретный показатель зависит от концентрации соли в растворе: например, солевой раствор 10% замерзает при температуре -6 градусов, а 20% при -16). Поэтому когда мы посыпаем лед солью, на подтаявшей поверхности льдинки мы получаем солевой раствор. А у него точка замерзания ниже, чем у чистой воды - поэтому и лед, посыпанный солью, начинает плавиться.

Воспитатель: -А пещерки, которые образовались можно раскрасить цветными красками.

Хотите попробовать?

Дети: -ДА!


Сценарий непосредственно образовательной деятельности. Познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: Лёд как особое состояние воды.


Сценарий непосредственно образовательной деятельности. Познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: Лёд как особое состояние воды.




Дети поочереди заливают с помощью пипетки цветную жидкость в образовавшиеся

"пещерки". Под музыку Е. Ждановой " Декабрь" ( детские песни). Завершив работу, дети становятся вместе с воспитателем в круг и рассказывают, что нового они узнали, и что им запомнилось.

Занятие окончено.

Дополнительно можно провести эксперимент на улице.

Опыт. Откуда берётся иней?

Дети старшего дошкольного возраста часто за роса, иней. Можно объяснить это на опыте. А сначала прочитать стихотворение А. Калинчук «Зима»:

Стоят деревья в инее -

То белые, то синие.

Столбами синеватыми

Стоят дымки над хатами.

И всё на свете в инее -

То белое, то синее.

Цель. Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Материал. Термос с горячей водой, тарелка.

Ход. На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.





© 2010-2022