Статья на тему Влияние мелкой моторики руки на развитие речи детей дошкольного возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Влияние мелкой моторики руки на развитие речи детей дошкольного возраста

М.М.Кольцова писала , что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной.

Трудно не согласиться с высказыванием М.М.Кольцовой - двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь, да и не только она. Систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение. Мелкая моторика тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность.

Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики - это самомассаж рук. Для массажа можно использовать: массажные колючие мячики, карандаши, шишки, бельевые прищепки. Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга.

Второй вид - шнуровка, я использую все возможные тесемочки, шнурки, нитки. Из них можно заплетать косички или же выкладывать фигуры на ровной поверхности. Так же можно предложить ребенку фигуру, нарисованную на листе бумаги, и предложить по контуру рисунка выложить нитку. К этому же виду деятельности можно отнести игры и упражнения с крупой, крышками от бутылок, пуговиц, фасолью, например: «Собери бусы», «Чудесный мешочек», «Найди предмет».

Третий вид деятельности: большим успехом у моих ребятишек пользуется «Пальчиковая гимнастика за пять минут» в стихотворной форме. Детям очень нравиться выполнять движения при этом говоря текст. Например: "Засолка капусты», «Дружба», «Цветок», «Охотники». Использование стихов при выполнении пальчиковой гимнастики, развивается восприятие и воспроизведение ритма, движения пальцев рук становятся более целенаправленными и скоординированными.

Четвертый вид деятельности - это бельевые прищепки. С помощью них можно конструировать. Например, дать ребенку круг из желтого картона и предложить сделать из прищепок лучики. Разнообразие персонажей зависит только от фантазии, это могут быть и ушки у зайчика, и хвост у лисы, и щупальца у осьминога, и листочки у дерева, и перья в хосте у павлина, и лепестки цветика - семицветика.

Итак, подводя итоги, можно сказать следующее. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.

Чалая Нина Леонидовна

воспитатель ясли сад №27

© 2010-2022