Программа предшкольной подготовкиСтупеньки грамоты, Занимательная математика

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 50» города Иванова




«РАССМОТРЕНО»

на методическом объединении

учителей начальных классов

протокол № ______

«27» августа 2015 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

_______Годованюк Э.Б.

Приказ №________

от 29 сентября 2015 г.









Программа курса

«Предшкольная подготовка»

в рамках ПОУ







Составитель программы: Михайлова Н.В..,

учитель начальных классов


Иваново 2015



ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения - личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфереэкономических и политическихпреобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка.

Актуальность образовательной программы предшкольной подготовки состоит в решении вопросов выравнивания стартовых возможностей детей с учетом проблемы разного уровня подготовленности детей, затрудняющего их адаптацию к условиям школьной жизни.

Новизна образовательной программы предшкольной подготовки заключается в том, что она предполагает использование современных педагогических технологий, позволяющих активизировать деятельностные и мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду.

Программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности к школе.





  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ


  1. Пояснительная записка

Образовательная программа для обучения в группах адаптации детей к условиям школьной жизни (далее - программа) разработана на основе следующих нормативных правовых документов:

 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;


  • Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».


  • СанПиН 2.4.2.2821 - 10, утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 зарегистрированных в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993;

- Приказа Министерства образования и науки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Министерстве России 26.09.2013 №30038);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» от 16.10.2009 №373 с учетом примерного учебного плана начального общего образования Примерной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 года №1/15);

Образовательная программа составлена на основе программы «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др. (М., 2013год) и адаптирована к условиям ОУ.

Направленность программы

Школа будущего первоклассника представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. Таким образом, программа предшкольной подготовки имеет социально-педагогическую направленность.

Педагогическая целесообразностьпрограммы

Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу.

Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех дошкольников, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний , умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Предшкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения начального образования, делает доступным качественное обучение на уровне начального общего образования.

Цель программы:

- всестороннее развитие ребенка,что позволитобеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.

Основные задачи программы:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтения.

Программа рассчитана на детей 6-7летнего возраста.

Принципы и подходы

к формированию программы предшкольной подготовки

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция

образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения

к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование

духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.

Образовательная программа предшкольной подготовки ориентируется на важнейшем дидактическом принципе - развивающем обучении.

Таким образом, развитие в рамках образовательной программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

Образовательная программа предшкольной подготовки:

- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- сочетает принципы научной обоснованности и практической приме-нимости;

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников;

- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

Образовательная программа формируется с учетом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста

Возрастные особенности детей 6-7 лет.

В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Педагог формирует стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, педагог обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умения поставить цель (или принять ее от педагога), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений создает основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача программы - пробудить интерес к творчеству. Этому способствует создание

творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Особое внимание уделяется развитию познавательной активности и интересов детей. Педагог обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.

  • этом возрасте дети начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Главное - связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста своих достижений, с потребностью познания и освоения нового. Педагог стремится развить внимание и память детей, формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Этому помогают разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий с условиями. Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми.

В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Черезсамопознаниеребенокприходит к определенномузнанию о самомсебе

и окружающем его мире. Опыт самопознания создает предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.

Психологические особенности детей дошкольного возраста

(6-7-лет).

Мышление

Элементы логического, развиваются на основе

наглядно-образного

Речь

Развитие внутренней речи

Произвольность

познавательных

процессов

Началоформированияпроизвольности, как

умения прилагать усилия и концентрировать.

Процессусвоения

Физиологическая

чувствительность

Индивидуально, у большинстванизкая

Объектпознания

Причинно-следственные связи между предметамии явлениями

Способпознания

Самостоятельнаядеятельность, познавательное

общение со взрослыми и сверстником

Условияуспешности

Собственный широкий кругозор, умелость в

каком-либоделе

Формыобщения

Внеситуативно-личностное

Отношениясо

сверстником

Собеседник, партнердеятельности

Отношениясо

взрослым

Источник информации, эмоциональной

поддержки

Эмоции

Развитиевысшихчувств

Игроваядеятельность

Длительныеигровыеобъединения; умения

согласовывать свое поведение в соответствии с

ролью

Адаптация к школьному обучению проходит через:

- формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;

- расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;

- обогащение активного словаря ребенка, связной речи;

- логическую и символическую пропедевтику.

Основными принципами подготовки к обучению являются:

- единство развития, обучения и воспитания;

- учет возрастных, психологических, индивидуальных особенностей детей;

- комплексный подход;

- систематичность и последовательность;

- сознательность и творческая активность;

- наглядность.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

- сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

- установление контакта с учащимися, с учителем;

- формирование адекватного поведения;

- овладение навыками учебнойдеятельности.

Срок реализации программы - 1 год.



  1. Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы предшкольной подготовки

К планируемым результатам реализации программы относятся:

  • обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников;

  • развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста;

  • формирование его готовности к систематическому обучению.

Программа предшкольной подготовки нацелена на подготовку старшего дошкольника к достижению личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов.


  1. Формирование универсальных учебных действий


В результате реализации учебных курсов у дошкольников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа овладения навыками учебной деятельности.

Личностные универсальные учебные действия:


  • определять и высказыватьпод руководством учителя самые простыеобщие для всех правила поведения (этические нормы);


  • в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);


  • при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;


  • понимать,что оценка его поступков и мотивов определяется не столькоего собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;


  • выражатьсвои эмоции,соблюдая этические нормы;


  • пониматьэмоции других людей,сочувствовать,сопереживать;


  • высказыватьсвое отношение к героям литературных произведений,ихпоступкам;


  • объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.

Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.

Регулятивныеуниверсальные учебные действия

Дошкольник научиться:


  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;


  • работать по предложенному учителем плану;


  • проговаривать последовательность действий на занятии;


  • высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;


  • отличатьверно выполненное задание от неверного.

Дошкольник получить возможность научиться:


  • совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;

оценивать результаты своей работы.

Познавательные универсальные учебные действия:

Дошкольник научиться:


  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;


  • ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);


  • находить ответы на вопросы в иллюстрациях;


  • сравнивать и группировать различные объекты(числа, геометрические фигуры, предметные картинки);


  • классифицировать и обобщатьна основе жизненного опыта;


  • делать выводы в результате совместной работы с учителем.

Дошкольник получит возможность научиться:


  • преобразовыватьинформацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой, строить сообщение в устной форме).

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Дошкольник научиться:


  • слушать и пониматьречь других;

  • учиться ориентироватьсяна позицию других людей,отличную отсобственной, уважать иную точку зрения;


  • учиться оформлятьсвои мыслив устной форме;


  • строитьпонятные для партнеравысказывания;


  • уметь задавать вопросы,чтобы с их помощью получать необходимыесведения от партнера по деятельности.

Дошкольник получит возможность научиться:


  • совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;


  • сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;


  • учиться выполнять различные роли при совместной работе.

1.2.2. Предметные результаты предшкольной подготовки

Предметными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих умений:

Развитие устной речи и подготовка к обучению чтению и письму «Ступеньки грамоты» «Родное слово»:

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;


  • задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературногопроизведения;


  • рассказывать наизусть небольшое стихотворение;


  • конструировать словосочетания и предложения;


  • определятьколичество слов в предложении;


  • составлятьустный рассказ по картинке,серии сюжетных картинок;


  • выделят отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;


  • делить слова на слоги, выделяя ударный слог;


  • различать звуки и буквы;


  • узнаватьиразличатьбуквы русского алфавита;


  • правильно держать ручку и карандаш;


  • аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.

Введение в математику «Веселая математика»:


  • продолжатьзаданнуюзакономерность;


  • называть числа от1до10 в прямом и обратном порядке;


  • вести счет предметов в пределах10;


  • соотносить число предметов и цифру;


  • сравнивать группы предметов с помощью составления пар;


  • составлятьматематические рассказы и отвечать на поставленныеучителем вопросы: Сколько было? Сколькостало? Сколькоосталось?;


  • классифицироватьобъекты по форме,цвету,размеру,общему названию;


  • устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов:слева - направо, вверху - внизу, впереди - сзади, близко - далеко, выше - ниже, раньше - позже, вчера - сегодня - завтра;


  • распознавать известные геометрические фигуры (треугольник,круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;


  • обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку иизображать простейшие фигуры «от руки»;


  • ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного

объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.

Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов - создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую деятельность.

1.3. Система оценки достижений планируемых результатов освоения образовательной программы предшкольной подготовки

Способы определения результативности:

  • наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями;

  • формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование текста;

  • взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями, тесты.

Экспертами в оценке уровня освоения программы, которая осуществляется с помощью метода наблюдения и метода включения детей в деятельность по освоению программы, выступают педагог и педагог-психолог.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание образовательной программы предшкольной подготовки предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности: совершенствование и развитие речи и подготовка к обучению чтению и письму, введение в математику.

Игровая форма занятий и атмосфера доброжелательности позволят ребенку избежать стресса. Задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей и создают ситуации успеха для них. День за днем ребенок будет самостоятельно делать «открытия» и активно участвовать в обучении. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

  1. Основное содержание учебных курсов

Ступеньки грамоты


Объяснительная записка

Курс «Ступеньки грамоты» решает вопросы практической подготовки детей к обучению письму и ведёт работу по совершенствованию устной речи.

Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка.

Развитие речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребёнка; осуществляется переход от ситуационной к контекстной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребёнка; начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведётся подготовка к чтению и письменной речи.

При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определённые темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение и её особенности.

Подготовка к обучению письму - процесс довольно сложный, так как, кроме развития слуховых ощущений, у ребёнка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты: координация движения, восприятие, внимание, память, мышление.

При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движение глаза и руки совершается в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.

Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонно ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета так, что складывающийся в их сознании образ носит весьма не полный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознавать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.

Программа «Ступеньки грамоты»

Развитие связной устной речи: обучение правильному литературному произношению. Развитие творческого воображения и образного мышления.

Совершенствование звуковой культуры речи. Закрепление правильного произношения звуков. Упражнения и дифференциация звуков на слух. Развитие звукового дыхания. Произношение слов согласно орфоэпическим нормам литературного языка.

Укрепление и развитие артикуляции: обучение детей чёткому произношению слов и фраз; формирование умений менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучение правильному использованию интонационных средств. Развитие у детей внимания и интереса к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений.

Разучивание загадок, скороговорок; пересказ сказок с опорой на иллюстрации; понимание смысловых значений слов. Развитие интереса к самостоятельному словесному творчеству.

Развитие диалогической и монологической речи. Обучение передачи текста содержательно, логично и последовательно на основе иллюстраций. Развитие умения связно рассказывать из эпизодов собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир(цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т.д.) по плану, предложенному воспитателем или по аналогии. Выделение из речи небольших предложений, слов, звуков.

Подготовка к обучению письму: подготовка пишущей руки к письму с помощью обведённых по контуру узоров и рисунков предметов различной конфигурации, составление узоров по аналогии и самостоятельно; знакомство с правилами письма - с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; работа в ограниченном пространстве (в рабочей строке); знакомство с контуром предмета и его особенностями; развитие образного и творческого мышления; моделирование и конструирование предметов из элементов различной конфигурации.

Требования к результатам обучения по курсу «Ступеньки грамоты»

В результате обучения по программе обучения ребёнок должен уметь:

Предметные умения:

  • отчётливо и ясно произносить слова

  • выделять из слов звуки

  • находить слова с определённым звуком

  • определять место звука в слове

  • соблюдать орфоэпические нормы произношения

  • составлять предложения на заданную тему или с заданным словом

  • составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок

  • пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию

  • ориентироваться на странице тетради

В результате обучения ребёнок должен знать:

  • зачем нужны буквы русского алфавита

  • основной механизм прочитывания слога

  • основы позиционного чтения

  • название месяцев, дней недели

  • адрес места жительства и основные сведения о семье

Организационно-практические умения, которыми должен

овладеть выпускник школы будущего первоклассника


К завершению подготовки к обучению дети должны:

  • правильно произносить все звуки

  • выделять из слов звуки

  • отчётливо и ясно произносить слова

  • выделять слова и предложения из речи

  • соблюдать орфоэпические нормы произношения

  • раскрывать смысл несложных слов

  • давать описание знакомого предмета

  • пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям

  • составлять предложения по опорным словам, по заданной теме

  • работать на листе бумаги сверху вниз, слева направо



Планируемые результаты:
- ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
- знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
- знать устойчивые формулы речевого этикета - приветствие, прощание, благодарность, просьба;
- осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко - тихо, быстро - медленно , весело - грустно и т. д.;
- артикулировать звуки русской речи , понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;
- оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
- обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
- использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
- следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:
смотреть на собеседника,
не перебивать говорящего,
использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное и т. д.;
- сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
- соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
- правильно произносить все звуки;
- отчетливо и ясно произносить слова;
- выделять из слов звуки;
- находить слова с определенным звуком;
- определять место звука в слове;
- соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
- составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
- пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
- соблюдать элементарные гигиенические правила;
- ориентироваться на странице тетради.










Родное слово


Объяснительная записка

Курс «Родное слово» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведёт работу по совершенствованию устной речи.

Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основ для успешного изучения русского языка.

Содержание курса позволяет организовать работу по тем направлениям: развитие связной речи, подготовка к обучению чтению, подготовка к обучению письму.

Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребёнка; осуществляется переход от ситуационной к контекстной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребёнка; формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления; начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведётся подготовка к чтению и письменной речи.

При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определённые темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение и особенности.

Подготовка к обучению чтению построена на развитии фонематического слуха детей, на отчётливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений из слов и речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слов аи подготовкой к освоению механизма чтения.

Если при подготовке к обучению чтению и при работе над совершенствованием связной устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.

Программа

Развитие связной устной речи: обучение правильному литературному произношению.

Развитие творческого воображения и образного мышления.

Совершенствование звуковой культуры речи. Закрепление правильного произношения звуков.

Упражнение в дифференцировании звуков на слух.

Развитие звукового дыхания.

Произношение слов согласно орфоэпическим нормам литературного языка.

Укрепление и развитие артикуляции: обучение детей чёткому произношению слов и фраз; формирование умений менять силу, высоту голоса ( голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучение правильному использованию интонационных средств.

Развитие у детей внимания и интереса к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений.

Разучивание загадок, скороговорок; пересказ сказок с опорой на иллюстрации; понимание смысловых значений слов.

Развитие интереса к самостоятельному словесному творчеству.

Формирование умений правильно употреблять слова по смыслу, подходящие к данной ситуации.

Формирование правильного понимания переносного значения слов.

Решение задач в области формирования морфологической и синтаксической сторон детской речи.

Умение замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки.

Развитие диалогической и монологической речи.

Обучение передачи текста содержательно, логично и последовательно на основе иллюстраций.

Развитие умения связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т.д.) по плану, предложенному воспитателем или по аналогии.

Выделение из речи небольших предложений, слов, звуков.

Подготовка к обучению чтению: выделение из речи слов, звуков; знакомство с правильным произношением звуков, выделение звуков из слов типа: «ау», «уа», «ум», «дом», «сыр», «кот», «кит» и т.п. по порядку.

Выделение звуков в начале, в конце и в середине слова; сопоставление слов по звуковой структуре.


К завершению подготовки к обучению дети должны:


  • правильно произносить все звуки

  • выделять все звуки

  • отчётливо и ясно произносить слова

  • выделять слова и предложения из речи

  • соблюдать орфоэпические нормы произношения

  • раскрывать смысл несложных слов

  • давать описания знакомого предмета

  • пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям

  • составлять предложения по опорным словам, по заданной теме

  • работать на листе бумаги сверху вниз, слева направо

Планируемые результаты:

- ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;

- знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);

- знать устойчивые формулы речевого этикета - приветствие, прощание, благодарность, просьба;

- осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко - тихо, быстро - медленно, весело - грустно и т. д.;

- артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;

- оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;

- обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;

- использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;

- следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:

смотреть на собеседника,

не перебивать говорящего,

использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное и т. д.;

- сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;

- соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;

- правильно произносить все звуки;

- отчетливо и ясно произносить слова;

- выделять из слов звуки;

- находить слова с определенным звуком;

- определять место звука в слове;

- соблюдать орфоэпические нормы произношения;

- составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;

- составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;

- пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;

- соблюдать элементарные гигиенические правила;

- ориентироваться на странице тетради.











ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на общее развитие ребёнка, включающее в себя его сенсорную и интеллектуальную готовность с использованием возможностей и особенностей математики.

Научить детей в период подготовки к школе счёту и измерениям с тем, чтобы подвести их к понятию числа. Это остаётся одной из важнейших задач.

Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и внимания.

В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.);

геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости, в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление из моделей бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная, в основном, на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, мышления у детей.

В курсе реализуется основная методическая идея о том, что развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребёнка, насыщенной математическим содержанием. Что направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в обществе основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод соревнования. Эти методы используются в различном сочетании с друг другом, при этом ведущим остаётся практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами; моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо. Работать со счётным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.

Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним поможет и позволит подвести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.


2. Задачи программы:

1) Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.), по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.

2) Числа от 0 до 10. Счёт предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ярда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы не остановились.

3) Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.

4) Содержательно-логические задания на развитие:

- внимания: простейшие лабиринты, игры «Весёлый счёт», «Сравни рисунки», найди общие элементы и др.;

- воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;

- памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;

- мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.

3. К концу подготовительной ступени дети должны:

- знать названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначить результат числом;

- знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;

- проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие; проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.)

Планируемые результаты:
- знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
- знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
- проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).


.

2.2.Условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у дошкольников универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному образованию

Одной из проблем преемственности является момент поступления детей в школу (при переходе из дошкольного уровня на уровень начального общего образования).

Исследования готовности детей к обучению в школе к начальному общему образованию показали, что обучение должно рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность.

Физическая готовность определяется состоянием здоровья,
уровнем зрелости организма ребёнка, в том числе развитием двигательных навыков и качеств (тонкая моторная координация), физической и умственной работоспособности.

Психологическая готовность к школе - сложная системная характеристика психического развития ребёнка 6-7 лет, которая предполагает сформированность психологических способностей и свойств, обеспечивающих принятие ребёнком новой социальной позиции школьника; возможность сначала выполнения им учебной деятельности под руководством учителя, а затем переход к её самостоятельному осуществлению; усвоение системы научных понятий; освоение ребёнком новых форм кооперации и учебного сотрудничества в системе отношений с учителем и одноклассниками.

Психологическая готовность к школе имеет следующую структуру: личностная готовность, умственная зрелость и произвольность регуляции поведения и деятельности.

Личностная готовность включает мотивационную готовность, коммуникативную готовность, сформированность Я­концепции и самооценки, эмоциональную зрелость. Мотивационная готовность предполагает сформированность социальных мотивов (стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга), учебных и познавательных мотивов. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного возраста желание детей поступить в школу, с другой - развитие любознательности и умственной активности.

Мотивационная готовность характеризуется первичным соподчинением мотивов с доминированием учебно­познавательных мотивов.

Коммуникативная готовность выступает как готовность ребёнка к произвольному общению с учителем и сверстниками в контексте поставленной учебной задачи и учебного содержания. Коммуникативная готовность создаёт возможности для продуктивного сотрудничества ребёнка с учителем и трансляции культурного опыта в процессе обучения.

Сформированность Я­концепции и самосознания характеризуется осознанием ребёнком своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание), характера отношения к нему взрослых, способностью оценки своих достижений и личностных качеств, самокритичностью.

Эмоциональная готовность выражается в освоении ребёнком социальных норм проявления чувств и в способности регулировать своё поведение на основе эмоционального предвосхищения и прогнозирования. Показателем эмоциональной готовности к школьному обучению является сформированность высших чувств - нравственных переживаний, интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного).

Выражением личностной готовности к школе является сформированность внутренней позиции школьника, подразумевающей готовность ребёнка принять новую социальную позицию и роль ученика, иерархию мотивов с высокой учебной мотивацией.

Умственную зрелость составляет интеллектуальная, речевая готовность и сформированность восприятия, памяти, внимания, воображения.

Интеллектуальная готовность к школе включает особую познавательную позицию ребёнка в отношении мира (децентрацию), переход к понятийному интеллекту, понимание причинности явлений, развитие рассуждения как способа решения мыслительных задач, способность действовать в умственном плане, определённый набор знаний, представлений и умений.

Речевая готовность предполагает сформированность фонематической, лексической, грамматической, синтаксической, семантической сторон речи; развитие номинативной, обобщающей, планирующей и регулирующей функций речи, диалогической и начальных форм контекстной речи, формирование особой теоретической позиции ребёнка в отношении речевой действительности и выделение слова как её единицы. Восприятие характеризуется всё большей осознанностью, опирается на использование системы общественных сенсорных эталонов и соответствующих перцептивных действий, основывается на взаимосвязи с речью и мышлением. Память и внимание приобретают черты опосредованности, наблюдается рост объёма и устойчивости внимания.

Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребёнком своей деятельностью и поведением. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способности прилагать волевое усилие для её достижения. Произвольность выступает как умение строить своё поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.

Таким образом, формирование фундамента готовности перехода к обучению на уровень начального общего образования будет осуществляться в рамках специфически детских видов деятельности: сюжетно­ролевой игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и пр.


Для реализации программного содержания используются:


  • Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2013г.

  • Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2015 г.

  • Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2015 г.

Литературадляучителя


  1. Белова Т.В., Солнцева В.А.Готов ли я к школе? Пособие для детей 5-7 лет. Москва «Просвещение», 2013 г.

  2. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр.

Литературадлядетей и родителей


  1. Коваленко Е.В., Новик Е.А. Готов ли ваш ребёнок к школе: пособие для родителей.г. Москва «Просвещение», 2013 г.







Тематическое планирование по курсу «Ступеньки грамоты».


№ занятия

Тема занятия


Дата

1

Школа, школьные принадлежности. Отгадываем загадки. Учимся правильно сидеть и держать ручку.

1.10

2

Ориентация в пространстве и на листе. Составление рассказа по картинке.

6.10

3

Восстановление событий сказки «Репка» по иллюстрациям. Обводка рисунка по контору.

8.10

4

В гостях у сказки. Учимся пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Обводка рисунка по контору, учимся дорисовывать недостающие детали.

13.10

5

Предложение. Вычленяем предложения из речи. Составляем предложения по иллюстрации и на заданную тему. Восстанавливаем симметричный рисунок.

15.10

6

Предложение состоит из слов. Схема предложения. Составление схемы предложения. Упражнения в горизонтальной штриховке.

20.10

7

Составляем предложение по схеме. «Чтение» предложений по схеме, с иллюстрацией. Упражнения в вертикальной штриховке.

22.10

8

Звуки речи. Упражнения в различении звуков. Наклонная штриховка «Дождик».

27.10

9

Гласные звуки и буквы. Звук [а], буквы А, а. Упражнение в рисовании изогнутых линий «По дорожкам».

29.10

10

Гласные звуки и буквы. Звук [о], буквы О, о. Упражнения в рисовании кругов и овалов. Игра «Волшебный круг».

3.11

11

Гласные звуки и буквы. Звук [у],буквы У, у. Упражнение в рисовании ломаных линий «По горам».

5.11

12

Гласные звуки и буквы. Звук [э],буквы Э ,э. Упражнение «По волнам».

10.11

13

Гласные звуки и буквы. Звук [ы],буква ы. Упражнения в рисовании пунктирных линий.

12.11

14

Гласные звуки и буквы. Звук [и],буквы И, и. Упражнение «Зигзаг».

17.11

15

Согласные звуки и буквы. Звуки [н] и [н,],буквы Н, н. Упражнение «Спираль».

19.11

16

Согласные звуки и буквы. Звуки [м] и [м,],буквы М, м . Ориентация на листе в клетку, рисунок по клеткам.

24.11

17

Согласные звуки и буквы. Звуки [л] и [л,],буквы Л ,л . Копирование заданного рисунка на клетчатом листе.

26.11

18

Согласные звуки и буквы. Звуки [р] и [р,],буквы Р, р. Ориентация на листе в линейку. Рабочая строка, межстрочное пространство.

1.12

19

Звуки т,т , буква Т т. Слова с этими звуками в начале слова, в середине и в конце.

3.12

20

Звуки к, к ,буква К к. Закрашивание предметов, в которых есть данный звук.

8.12

21

Звуки с, с , буква С с.Образование слов с данным звуком.

10.12

22

Звуки в, в , буква В в. Образование слогов.

15.12

23

Открытый слог. Упражнения в чтении открытых слогов. Узор в строке. Буква Е е.

17.12

24

Слог-слияние. Упражнения в чтении слогов. Узор в строке.

22.12

25

Упражнения в чтении слогов. Наращивание слога. Игра «Доскажи словечко». Письмо наклонных линий в строке.

24.12

26

Звуки п, п , буква П п. Чтение слогов. Наращивание слога.

29.12

27

Звуки з, з , буква З з. Чтение слогов. Игра «Доскажи словечко».

12.01

28

Звуки б, б , буква Б б. Чтение слогов. Игра «Доскажи словечко».

14.01

29

Звуки д, д , буква Д д. Чтение слогов. Игра «Доскажи словечко».

19.01

30

Звуки г, г , буква Г г. Упражнение в чтении слогов. Наращивание слога до слова.

21.01

31

Звук ш , буква Ш ш. Игра «Найди буквы, которые спрятались на картинках.

26.01

32

Звук ж , буква Ж ж. Игра «Найди предмет, подставь к слогу.

28.01

33

Звук ф, ф , буква Ф ф. Игра «Объедини слоги в слова».

2.02

34

Звонкие и глухие согласные звуки. Упражнения в произношении и классификации согласных звуков. Узор из наклонных линий в строке.

4.02

35

Буква Я я. Чтение слогов. Игра «Дополни до словечка».

9.02

36

Буква Ё ё. Чтение слогов. Печатание буквы по клеткам.

11.02

37

Буква Ю ю. Чтение слогов.Игра «Доскажи словечко».

16.02

38

Звук й , буква й. Игра «Найди звук й в словах».

18.02

39

Твердые и мягкие согласные звуки. Упражнения в произношении и классификации согласных звуков. Письмо наклонных линий в строке и межстрочном пространстве.

25.02

40

Звук ц , буква Ц ц. Чтение слогов, Игра «Соедини слоги в слова». Печатание слов по клеткам.

1.03

41

Звук щ , буква Щ щ. Читай слоги. Игра «Соедини слог и картинку. Печатание слов по клеткам.

3.03

42

Звук э , буква Э э. Читай закрытый слог. Печатание слогов по клеткам.

10.03

43

Обучение чтению слов. Печатание слов в один слог по клеткам.

15.03

44

Чтение слов. Игра «Собери из букв слова». Печатание полученных слов.

17.03

45

Деление слов на слоги. Игра «Поймай слог».

22.03

46

Деление слов на слоги. Игра «Угадай, в каком домике живёт слово».

24.03

47

Знакомство с ударением. Игра «Ударь слог». Печатание слов из 1-го, 2-х слогов.

29.03

48

Игра «Один - много». Печатание слов из 3-х слогов.

31.03

49

Спроси: кто? Что? Игра «Живое - неживое». Печатание слов под картинками.

5.04

50

Знакомство с предложениями. Схема предложения. Составление предложений по схемам. Запись предложений схемами.

7.04

51

Знаки в конце предложения. Инсценирование предложений.

12.04

52

Предложение. Игра «Собери предложение».

14.04

53

Предложение. Игра «Допиши предложение». Загадка по первым буквам картинок.

19.04

54

Предложение. Игра «Собери предложение».

21.04

55

Чтение предложений. Отгадывание загадки.

26.04

56

Закрепление знаний о звуках и буквах. Упражнения в чтении слогов и слов ,предложений с фрагментарными картинками. Чередование наклонных линий в строке и межстрочном пространстве, узор из линий.

28.04



Календарно-тематическое планирование по курсу «Родное слово»

№ занятия

Тема занятия

Дата

1

Давайте познакомимся. Школа, школьные правила.

1.10

2

Говорим и слушаем, пишем и читаем. Устная и письменная речь. Круглый год. Осень и ее признаки.

8.10

3

Составляем рассказ о себе и о друзьях. Что такое хорошо, что такое плохо?

15.10

4

Слушаем сказки, учимся пересказывать с опорой на иллюстрацию.

22.10

5

Предложение. Вычленяем предложения из потока речи. Мой друг светофор.

29.10

6

Схема предложения. Составляем предложения по схеме. Мы в ответе за тех, кого приручили.

5.11

7

Предложение состоит из слов. Слово. Слово звучит, слово называет. Зима, признаки зимы.

12.11

8

Звуки речевые и неречевые. Новогоднее путешествие.

19.11

9

Звуки речи. Слово состоит из звуков. Читаем и учим стихи о зиме.

26.11

10

Гласные звуки. Артикуляция гласных звуков [а,о,у]. В гостях у доктора Айболита.

3.12

11

Гласные звуки. Артикуляция звуков [ы,и,э]. Зимние забавы. Рассказ по картине.

10.12

12

[а,о,у,э,ы,и]-звуки гласные мои. Гласные звуки, ударные и безударные. Птицы- наши друзья.

17.12

13

Согласные звуки. Транспорт, правила поведения в транспорте.

24.12

14

Упражнения в различении гласных и согласных звуков. В гостях у Мойдодыра.

14.01

15

Выделение звуков из слова. «Что такое перед нами?» Разгадываем загадки.

21.01

16

Упражнения в артикуляции согласных звуков. « Самая любимая.» Составляем рассказ о маме.

28.01

17

Слушаем слово, выделяем звуки. Схема слова. Учимся сочинять загадки.

4.02

18

Схема слова. «Чтение» слова по схеме, с опорой на гласный звук. Игра «Доскажи словечко». Употребление слов в прямом и переносном смысле

11.02

19

Составляем схему слова. Учимся замечать и исправлять речевые ошибки.

18.02

20

Слог. Учимся делить слова на слоги. Весна, признаки весны.

25.02

21

Сколько в слове гласных, столько и слогов. Ударный слог. Книга- лучший друг.

3.03

22

Твердые и мягкие согласные звуки. Чистоговорки и скороговорки.

10.03

23

Закрепление изученного о звуках. Звуки звенят , шумят. Насекомые.

17.03

24

Слог-слияние. Упражнения в чтении слогов. Скоро лето.

24.03

25

Слова, противоположные по смыслу. Чтение слогов.

31.03

26

Слова, близкие по смыслу. Составление словосочетаний.

7.04

27

Схема предложения. Составление предложения по схеме.

14.04

28

Устная и письменная речь. Игра « В гостях у сказки.

21.04



Календарно-тематическое планирование по курсу «Веселая математика».

№ занятия

Тема занятия

Дата

1

Ориентируемся в пространстве.

6.10

2

Цвет. Форма .Размер.

13.10

3

Длиннее, короче, шире, уже… Сравниваем предметы.

20.10

4

Геометрические фигуры.

27.10

5

Сравнение геометрических фигур.

3.11

6

Больше, меньше.

10.11

7

Число и цифра 1.

17.11

8

Число и цифра 2.

24.11

9

Число и цифра 3.

1.12

10

Число и цифра 4.

8.12

11

Число и цифра 5.

15.12

12

Число и цифра 6.

22.12

13

Число и цифра 7.

29.12

14

Число и цифра 8.

12.01

15

Число и цифра 9.

19.01

16

Знакомимся с 0.

26.01

17

Двузначное число 10.

2.02

18

Последовательность чисел от 0 до 10.

9.02

19

Последовательность чисел от 10 до 0.

16.02

20

Счет парами.

1.03

21

Сравнение чисел.

15.03

22

Установление простейших закономерностей.

22.03

23

Исключение лишнего.

29.03

24

Учимся обобщать.

5.04

25

Решение задач.

12.04

26

Числа второго десятка.

19.04

27

Сравнение и запись чисел второго десятка.

21.04

28

Знакомство с линейкой. Измерение отрезков.

26.04




1


© 2010-2022