Теория и методика педагогического исследования

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт педагогики и психологии детства







КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»




Воспитатель:

Шаерман Е.В.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение………………………………………………………………….........

3

1. Теоретическая часть………………………………………………...

4

1.1. Блок 1…………………………………………………………..

4

1.2. Блок 2.………………………………………………………….

8

1.3. Блок 3…………………………………………………………..

13

2. Практическая часть…………………………………………………

25

Список литературы…………………………………………………………...

28


Введение


Методология педагогической науки - это совокупность принципов построения научно-исследовательской деятельности в области педагогических наук, оптимизации способов и средств организации педагогического исследования.

Наличие собственной методологии является условием развития любой науки, поскольку «двигателем» этого развития как раз и являются научные исследования, обогащающие науку новыми знаниями и расширяющими сферу её применения.

Некоторые положения методологического знания являются общими для ряда наук, другие отражают специфику конкретной науки.

Методологию педагогической деятельности можно определить как совокупность принципов построения педагогической деятельности, оптимизации способов и средств её осуществления.

Методологии педагогической науки и педагогической деятельности неразрывно связаны друг с другом общностью охватываемых ими предметов и явлений, то есть если педагогическая наука в целом сориентирована на познание педагогического процесса, то педагогическая деятельность - на его практическую реализацию.

Таким образом, в педагогике осуществляется процесс интеграции методологии науки и методологии практики; это означает, что методология педагогической науки определяет для практиков-педагогов условия, пути, способы решения педагогических задач, а методология практики обеспечивает ученых-педагогов информацией о целесообразности методологических инструментариев и технологий преобразования педагогической реальности.

1. Теоретическая часть

1.1. Блок 1


1. Под методологией вообще понимают учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

1. структуре

2. принципах

3. логической организации

4. методах

5. средствах

6. методике

2. Философская методология содержит совокупность общих принципов и методов познания (представления о роли и месте теории и эксперимента в научном познании, о логике научного познания и т.п.).

1. философская

2. конкретно-научная

3. общенаучная

4. индивидуальная

3. Конкретно-научная методология содержит совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной науке (наблюдения за педагогическим процессом в педагогических науках, спектральный анализ в химии, физике и астрономии и др.).

1. философская

2. конкретно-научная

3. общенаучная

4. индивидуальная

4. К категориям методологического аппарата педагогического исследования относятся: тема, актуальность, проблема, тема, объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и новизна.

1. тема

2. актуальность

3. проблема

4. цель

5. объект

6. предмет

7. гипотеза

8. задачи

9. методы

10. научная новизна,

11. теоретическая и практическая значимость

5. Проблема исследования определяется противоречием между, например, современными задачами, стоящими перед образованием, и сложившейся практикой обучения, не позволяющей решить эти задачи, и отсутствием теоретической базы, необходимой для их решения; при обосновании этой части исследования проводится анализ сложившейся практики обучения, состояния проблемы в науке, результатов собственных педагогических исследований.

1. тема

2. исследования

3. актуальность исследования

4. проблема исследования

5. цель исследования

6. объект исследования

7. предмет исследования

8. гипотеза исследования

9. задачи исследования

10. методы исследования

11. научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования

6. Цель исследования показывает, что должно быть достигнуто в ходе исследования, т.е. тот научный результат, который должен быть получен.

1. тема исследования

2. актуальность исследования

3. проблема исследования

4. цель исследования

5. объект исследования

6. предмет исследования

7. гипотеза исследования

8. задачи исследования

9. методы исследования

10. научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования

7. К теоретическим методам педагогического исследования относятся: анализ литературы, моделирование педагогических ситуаций, конструирование содержания физического образования и технологий обучения, обработка результатов педагогического эксперимента и их анализ.

1. анализ литературы

2. анкетирование и интервьюирование

3. конструирование содержания образования и технологий обучения

4. моделирование педагогических ситуаций

5. наблюдение за учебным процессом

6. обработка результатов педагогического эксперимента и их анализ

7. опытное преподавание

8. тестирование

8. При проведении наблюдения за учебным процессом экспериментатор составляет программу наблюдений. При этом четко выделяется объект наблюдения, формулируется цель наблюдения, фиксируются необходимые данные.

1. выделяется объект наблюдения

2. формулируется цель наблюдения

3. выделяется методологическая основа исследования

4. формулируются противоречия педагогического процесса

5. фиксируются необходимые данные

9. Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним - это: самонаблюдение.

1. наблюдение;

2. эксперимент;

3. тестирование;

4. самонаблюдение.

10. Логика изложения практической части педагогического исследования предполагает: описание входной диагностики, описание формирующей части практической работы, подведение результатов практической части исследования.

1. описание входной диагностики, описание формирующей части практической работы, подведение результатов практической части исследования

2. характеристику объекта исследования, характеристику предмета исследования, теоретическое моделирование взаимосвязи объекта и предмета исследования

3. введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, приложения

4. все ответы верны


1.2. Блок 2


1. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования его объекта, предмета анализа, задач исследования совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представления о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи.

1. компонентов научного исследования

2. объекта

3. предмета анализа

4. задач исследования

5. исследовательских средств, необходимых для решения поставленных задач

6. экспериментальной части

2. Общенаучная методология включает совокупность принципов и методов познания, а также концепций или подходов, действующих в достаточно большой совокупности наук (кибернетический подход, системный подход, экспериментальный и теоретический методы познания, способы обработки результатов эксперимента и др.).

1. философская

2. общенаучная

3. конкретно-научная

4. индивидуальная

3. Конкретно-научная методология включает набор процедур, обеспечивающих получение результата при решении конкретной научно-исследовательской проблемы.

1. философская

2. общенаучная

3. конкретно-научная

4. индивидуальная

4. Гипотеза исследования - научное предположение, которое следует доказать в ходе исследования; оно формулируется в окончательном виде не сразу, обычно сначала выдвигаются рабочие варианты, которые сменяют друг друга и после подтверждения переходят из рабочих в актуальные

1. тема исследования

2. актуальность исследования

3. проблема исследования

4. цель исследования

5. объект исследования

6. предмет исследования

7. гипотеза исследования

8. задачи исследования

9. методы исследования

10. научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования

5. Проблема исследования следует из выделенного противоречия и формулируется чаще всего в виде вопроса, на который ищется ответ в ходе исследования (Что надо получить? На какие вопросы ответить?);

1. тема

2. исследования

3. актуальность исследования

4. проблема исследования

5. цель исследования

6. объект исследования

7. предмет исследования

8. гипотеза исследования

9. задачи исследования

10. методы исследования

11. научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования

6. Объект исследования - та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело; при его определении обычно следует дать ответ на вопрос, что рассматривается.

1. тема

2. исследования

3. актуальность исследования

4. проблема исследования

5. цель исследования

6. объект исследования

7. предмет исследования

8. гипотеза исследования

9. задачи исследования

10. методы исследования

11. научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования

7. Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования - те конкретные результаты, которые получены при проведении исследования, и их значение для педагогической теории и педагогической практики.

1. тема

2. исследования

3. актуальность исследования

4. проблема исследования

5. цель исследования

6. объект исследования

7. предмет исследования

8. гипотеза исследования

9. задачи исследования

10. методы исследования

11. научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования

8. К экспериментальным методам педагогического исследования относятся анкетирование и интервьюирование, наблюдение за учебным процессом, опытное преподавание, тестирование, экспертная оценка.

1. анализ литературы

2. анкетирование и интервьюирование

3. конструирование содержания физического образования и технологий обучения

4. моделирование педагогических ситуаций

5. наблюдение за учебным процессом

6. обработка результатов педагогического эксперимента и их анализ

7. опытное преподавание

8. тестирование

9. экспертная оценка.

9 . Педагогический эксперимент, как правило, состоит из трех этапов: констатирующий, обучающий (формирующий), контрольный.

1. внедренческий

2. констатирующий

3. контрольный

4. обучающий (формирующий)

5. поисковый

6. эвристический

10. Логика изложения теоретической части педагогического исследования предполагает: характеристику объекта исследования, характеристику предмета исследования, теоретическое моделирование взаимосвязи объекта и предмета исследования.

1. все ответы верны

2. введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, приложения

3. характеристику объекта исследования, характеристику предмета исследования, теоретическое моделирование взаимосвязи объекта и предмета исследования

4. описание входной диагностики, описание формирующей части практической работы, подведение результатов практической части исследования

1.3. Блок 3


Дайте обоснованные ответы на ниже перечисленные воспросы:

1. Перечислите методы педагогического исследования. Какие из них на современном этапе педагогики наиболее целесообразно использовать и почему? Назовите «плюсы» и «минусы» каждого метода.

I. К методам педагогического исследования относятся:

1. Эмпирические методы педагогического исследования:

- Метод педагогического наблюдения;

- Метод беседы;

- Метод анкетирования;

- Метод тестирования;

- Метод педагогического эксперимента;

- Метод изучения школьной документации и ученических работ;

- Метод рейтинга;

- Метод обобщения независимых характеристик;

- Метод социометрии;

- Метод анализа результатов деятельности ученика.

2. Теоретические методы педагогического исследования:

- Анализ и синтез;

- Индукция и дедукция;

- Сравнение;

- Классификация;

- Обобщение;

- Абстрагирование;

- Конкретизация.

3. Математические и статистические методы педагогического исследования:

- Метод регистрации;

- Метод ранжирования;

- Метод моделирования;

- Метод измерения.

II. Поскольку образовательный процесс представляет собой сложную многоплановую систему, его эффективное исследование может быть обеспечено только применением всей совокупности общенаучных и специфических, собственно педагогических методов исследования. Важно, чтобы данные, полученные в результате использования одного метода, подтверждались данными, полученными с помощью других методов.

III. «Плюсы» и «минусы» методов педагогического исследования.

1. Эмпирические методы педагогического исследования.

Преимущества метода наблюдения

Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.

Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.

Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.

Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам - например, вербального и невербального поведения.

Недостатки метода наблюдения

Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов. На результаты наблюдения могут повлиять настроение наблюдателя, социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому, предубеждение наблюдателя, комплексность наблюдаемых ситуаций, эффект первого впечатления, усталость наблюдателя и наблюдаемого, ошибки в оценках, «гало-эффект», «эффект снисходительности», ошибка усреднения (боязнь крайних суждений), ошибки моделирования, ошибка контрастности.

Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.

Необходимость классифицировать результаты наблюдения.

Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).

Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.

Сложность соблюдения операциональной валидности.

Преимущества метода беседы

Возможность задавать вопросы в правильной последовательности.

Возможность пользования вспомогательным материалом (запись вопросов на карточке и пр.).

Анализируя невербальные реакции опрашиваемого человека, можно сделать дополнительный вывод о достоверности ответов.

Недостатки метода беседы

Требуется большое количество времени.

Необходимо обладать соответствующими навыками проведения результативной беседы.

Необходимо помнить, что правильно проведенная беседа может быть гарантом качества полученной информации.

Преимущества метода анкетирования

Низкая стоимость. Анкетирование можно считать самым бюджетным методом количественных маркетинговых исследований, основанных на получении информации от респондентов.

Простота организации. Разработка формы анкеты и раздача анкет респондентам - это все, что нужно для сбора данных в процессе анкетирования. Сложных конструкций выборки, обширной географии или трудного рекрутинга анкетирование не предполагает, поэтому организация этого метода опроса достаточно проста.

Большие объемы анкеты. Дневниковые анкеты панельных исследований для анкетирования респондентов на дому могут включать в себя сотни вопросов, поскольку их заполнение не лимитировано по времени, как любое другое интервью.

Недостатки метода анкетирования

Низкая достоверность. Бесконтрольное заполнение анкеты в отсутствии какого-либо живого общения повышает риск автоматических, бездумных ответов на вопросы. Это очень серьезный недостаток метода анкетирования, из-за которого исследователи все чаще предпочитают другие, вербальные методы опроса.

Сложность обработки данных. В отличие от компьютеризированных методов опроса CATI, CAPI или CAWI, «бумажное» анкетирование требует последующего ввода информации из анкет в аналитические базы данных. Это достаточно трудоемкий процесс, особенно если речь идет о крупных выборках.

Географические ограничения. Анкетирование очень сложно провести с широким географическим охватом. Этот метод исследования удобно применять локально, в границах одного города максимум. Иначе организовать раздачу и сбор анкет весьма проблематично.

Преимущества и недостатки метода тестирования

Тестовая методика позволяет получать более объективные и точные данные по сравнению с анкетным опросом, облегчает математическую обработку результатов.

Однако тестирование уступает другим методикам по глубине качественного анализа, лишает испытуемых разнообразия возможностей самовыражения.

Преимущества и недостатки метода педагогического эксперимента

В отличие от изучения сложившегося опыта с приме­нением методов, регистрирующих лишь то, что уже существует в практике, эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль должно играть проверяемое нововведе­ние. одним из основных мотивов педагогического эксперимента всегда является введение каких-то усовершенствований в учебный процесс, повыша­ющих его качество.

Педагогический эксперимент требует обоснования рабочей гипотезы, разработки исследуемого вопроса, составления детального плана проведения эксперимента, строгого соблюдения намеченного плана, точной фиксации результатов, тщательного анализа полученных данных, формулировки окончательных выводов. Научной гипотезе, т.е. предположению, подвергающемуся опытной проверке, принадлежит определяющая роль.

Надежность экспериментальных выводов прямо зависит от соблюдения условий эксперимента.

Преимущества и недостатки метода изучения школьной документации и ученических работ

Использование этого метода дает исследователю разнообразный и весьма содержательный материал, но в нем, как правило, отражается лишь одна сторона процесса обучения, а именно - деятельность учителя.

Преимущества и недостатки метода рейтинга

Он предусматривает оценивание отдельных сторон деятельности опытными судьями (экспертами), которым должны быть присущи компетентность - знание сущности проблемы; креативность - способность творчески решать задачи; положительное отношение к экспертизе, отсутствие склонности к конформизму - наличие собственного мнения и способность отстаивать ее; научная объективность; аналитичность и конструктивность мышления я; самокритичность.

Преимущества и недостатки метода обобщения независимых характеристик

Особенностью этого метода является обобщение, сравнение, осмысления полученных с помощью других методов сведений об учащихся.

При сопоставлении независимых характеристик некоторые черты могут не совпадать из-за необъективности того, кто характеризует, поспешность, ошибочность выводов. В таком случае выясняют причины разногласий, анализируют факторы, обусловившие их Разногласия возможны и тогда, когда характеристики составляли в разное время, в течение которого поведение воспитанника изменилось.

Преимущества и недостатки метода социометрии

Позволяет изучить структуру и стиль взаимоотношений в коллективе.

Метод социометрии не раскрывает мотивов взаимоотношений в коллективе, а лишь отражает общую их картину, его необходимо сочетать с другими методами.

Преимущества и недостатки метода анализа результатов деятельности ученика

Прибегая к анализу результатов различных видов деятельности ученика (успеваемости, выполнения общественных поручений, участия в конкурсах и др.), можно составить объективное представление о нем.

Деятельность учащегося не дает возможность достоверно охарактеризовать воспитанника.

2. Теоретические методы педагогического исследования

Теоретический анализ как метод познания предполагает осмысление результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных педагогической наукой.

При теоретическом анализе полученные эмпирическим путём данные могут:

- сопоставляться с научно обоснованными и многократно подтверждёнными на практике фактами;

- сравниваться с данными того же класса, полученными ранее в этой же или подобной системе;

- соотноситься с целями и задачами управляемого процесса;

- осмысливаться как конечные или промежуточные результаты некоторой деятельности;

- обобщаться в виде кратких выводов.

Результатами теоретического анализа могут быть:

- установление степени достоверности полученных данных;

- выявление сходств и отличий, соответствий и несоответствий в анализируемой информации;

- выявление тенденций;

- прогнозирование дальнейшего развития управляемого объекта;

- определение наиболее эффективных методов познания и преобразования тех или иных объектов управления, частей управляемого процесса;

- обоснование существующих противоречий, проблем и возможных путей их разрешения.

Теоретический анализ педагогических идей позволяет делать глубокие научные обобщения по важнейшим вопросам обучения и воспитания и находить новые закономерности там, где их нельзя выявить с помощью эмпирических (опытных) способов исследования.

3. Математические и статистические методы педагогического исследования

Эти методы применяются в педагогике для обработки полученных методами наблюдения и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между исследуемыми феноменами Сущность математического политических методов заключается в описании педагогических явлений с помощью количественных характеристик, использовании кибернетических моделей для определения оптимальных условий управления процессом обучения и воспитания Зам осування их для отражения педагогических явлений возможно при условии массовости, типичности, измеримости объявленияищ.

В процессе педагогического исследования нередко возникает потребность в сравнении, сопоставлении педагогических фактов, явлений и процессов по определенным параметрам. Для этого уровне качественных характеристик этих параметров обозначают определенными числовыми показателями Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

2. Дайте характеристику методам анализа и синтеза. Почему нельзя отрывать друг от друга процессы анализа и синтеза? С какой целью используются эти методы?

Анализ - это метод, в основе которого лежит процесс разложения предмета на составные части. Когда исследователь пользуется методом анализа, он мысленно разделяет изучаемый объект, то есть, выясняет, из каких частей он состоит, каковы его свойства и признаки.

Синтез представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. В результате применения синтеза происходит соединение знаний, полученных в результате использования анализа в единую систему.

Методы анализа и синтеза применяют в теоретических исследованиях при определении проблемы поиска, формулировка гипотезы, задач исследования Используют их и с целью корректировки эксперимента не обходится без них и при подведении итогов опытно-поисковой работы, формулировании выводов и рекомендаций.

Методы анализа и синтеза в научном творчестве органически связаны между собой и могут принимать различные формы в зависимости от свойств изучаемого объекта и цели исследования.

Прямые (эмпирические) анализ и синтез применяются на стадии поверхностного ознакомления с объектом. При этом осуществляется выделение отдельных частей объекта, обнаружение его свойств, простейшие измерения, фиксация непосредственно данного, лежащего на поверхности общего.

Наиболее глубоко проникнуть в сущность объекта позволяют структурно-генетические анализ и синтез. Этот тип анализа и синтеза требует вычленения в сложном явлении таких элементов, которые представляют самое главное в них, их «клеточку», оказывающую решающее влияние на все остальные стороны сущности объекта.

3. Почему именно выбор методов исследования выступает решающим условием результативности научной деятельности?

Метод исследования - это способ получения сбора, обработки или анализа данных, способ, общий путь достижения определенной цели, которую выбирает исследователь.

От выбора метода зависит сама возможность реализации исследования - его проведения и получения определенного результата.

Основным ориентиром для выбора методов исследования могут служить его задачи. Именно задачи, поставленные перед работой, определяют способы их разрешения, а стало быть, и выбор соответствующих методов исследования. При этом важно подбирать такие методы, которые были бы адекватны своеобразию изучаемых явлений.

По И.П. Павлову «Метод - самая первая основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьёзность исследования. Всё дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе, и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных».

Главная функция методов заключается в их способности добывать научно и практически достоверное и значимое знание, поэтому от выбора соответствующих методов исследования зависит результативность исследования.

4. Перечислите основные требования к составлению вопросов для беседы с ребенком.

Беседа - метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.

Успешность беседы зависит:

От степени ее подготовленности (наличие цели, плана беседы, учета возрастных особенностей, учета условий, места проведения и т.д.).

От искренности даваемых ответов (наличие доверительности, такта исследования, соблюдения требований воспитательного процесса, правильности постановки поддерживающих беседу вопросов и вопросов, связанных с целью беседы и т.д.).

Основные приемы установления контакта:

1. Деловые, естественные взаимоотношения.

2. Учет интересов и потребностей собеседника.

3. Учет событий (объектов), имеющих эмоциональный характер.

При формулировке и постановке вопросов предпочтительно:

- задавать вопросы в косвенной форме;

- вопросы должны быть краткие, максимально понятные собеседнику;

- достижение каждым вопросом определенной цели.

Избегать:

- вопросов в «лоб»;

- малораспространенных слов, слов с двойным значением;

- формулировок, на которые могут быть шаблонные ответы;

- формулировок, внушающих определенные ответы;

- слов, вызывающих определенное отрицательное (положительное) отношение;

- не этично затрагивание интимных сторон личности самого собеседника.

Основные приемы ведения беседы:

1. Не торопить собеседника. Дать высказаться полностью.

2. Помогать наводящими вопросами.

3. Искренность ответов проверять соответствующими вопросами.

4. Поощрять собеседника на взаимность. Слушать дружелюбно.

5. Соблюдать требования воспитательного процесса.

Вопросы для беседы:

1. Прямые - с однозначно понимаемым смыслом, например:

«Нравится ли тебе твоя группа?» Иногда личные вопросы смущают собеседника, поэтому ответ может быть неискренен.

2. Косвенные - истинные цели для собеседника замаскированы. Например: «Всегда ли тебе хочется быть в группе?», «Нравится ли вашим ребятам ваша группа?» При ответе на безличные вопросы собеседник выражает свою точку зрения.

а) Проективные вопросы (разновидность косвенных вопросов). В них речь идет не о самом собеседнике, а о каком-то другом воображаемом человеке или персонаже: «Как ты считаешь, как бы поступил ребенок, если его незаслуженно наказали?» При ответе собеседник поставит себя на место лица, упоминаемого в вопросе, и таким образом, выразит свое собственное отношение.

б) Вопросы внушающего действия.

Очень внушающие: «Не согласен ли ты с тем, что…», «Не считаешь ли ты…», «Не кажется ли тебе…».

Внушающие: «Поделки ты делаешь?» (здесь неизвестно делает ли вообще ребенок поделки).

Менее внушающие: «Или - или» («Любишь ли ты делать поделки или рисовать?»).

Наиболее благоприятная форма вопроса (определительные вопросы) «Чем ты любишь заниматься дома?»

5. Что такое монография?

Монография - научный труд в виде книги с углублённым изучением одной темы или нескольких тесно связанных между собой тем. Монография относится к жанрам научной прозы. В монографии обобщается и анализируется литература по исследуемым темам, и выдвигаются, как правило, новые гипотезы, теории, концепции, способствующие развитию науки. Монография обычно сопровождается обширными библиографическими списками, примечаниями и т.д. Её создателями могут быть как один автор, так и целый коллектив.

Объём монографии не может регулироваться, так как она представляет собой результат научного творчества, но «классическим» считается объём текста свыше 120 страниц А4, написанных четырнадцатым размером шрифта Times New Roman через полуторный интервал, что примерно равно пяти печатным листам. Перед изданием в виде книги рукопись монографии должна пройти рецензирование специалистов по профилю монографии, имеющих ученую степень. Сведения о рецензентах указываются в выходных данных монографии. Считается, что рецензентов должно быть не менее двух. Если сведения о рецензентах не указаны в выходных данных книги, такое издание не считается научным.

Среди учёных принято любую достаточно длительную работу по исследованию какой-то определенной темы завершать публикацией соответствующей монографии, которая обычно содержит детальное описание методики исследования, изложение результатов проведённой работы, а также их интерпретацию.

При защите учёной степени монография может быть представлена в качестве диссертации.

В библиотечной науке термин «монография» обозначает любую несерийную публикацию, состоящую из одного или нескольких томов (ограниченного их количества). Именно это отличает её от серийных публикаций, таких как газеты или журналы.

2. Практическая часть

ТЕМА: Педагогические условия адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ



1.1. Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада как педагогическая проблема


1.2. Факторы, влияющие на адаптацию детей раннего возраста к условиям детского сада



1.3. Особенности поведения детей раннего возраста в адаптационный период


1.4. Формы работы по организации успешной адаптации детей раннего возраста в детском саду



Выводы по главе


2. ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ



2.1. Диагностика особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада


2.2. Содержание программы психолого-педагогической деятельности успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада



2.2.1. Методические рекомендации по использованию программы


2.3. Итоговая диагностика


Выводы по главе


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ПРИЛОЖЕНИЕ


Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать программу организации психолого-педагогической деятельности, направленную на оптимизацию процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Объект исследования - процесс адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Предмет исследования - комплекс мероприятий по организации психолого-педагогической деятельности, направленный на оптимизацию процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Гипотеза: процесс адаптации у детей раннего возраста к условиям ДОУ будет успешным, если:

- разработать комплекс мероприятий, создающих благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду;

- будут учтены психические и физические особенности ребёнка, с учетом эмоционального настроения и состояния его здоровья;

- вовлекать детей в деятельность, которая приносит ему удовольствие;

- будет проведена работа с родителями по вопросам адаптации.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме адаптации детей раннего возраста.

2. Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

3. Провести диагностику выявления уровня адаптации детей раннего возраста.

4. На основании диагностических данных, разработать комплекс мероприятий, направленный на оптимизацию адаптационного периода детей раннего возраста к условиям детского сада.

5. Апробировать комплекс мероприятий, направленный на оптимизацию адаптационного периода детей раннего возраста к условиям детского сада.

Для решения поставленных задач в работе использовался комплекс методов: общенаучные методы исследования (анализ, синтез, обобщение); анализ литературы по теме исследования.

Теоретическую основу исследования составили:

Работы по проблеме адаптации личности отечественных психологов (М.Р.Битянова, Я.Л.Коломинский, А.А.Налчаджян, А.В.Петровский, А.А.Реан и др.) и зарубежных психологов (А.Маслоу, Г.Селье, К.Роджерс, А.Фрейд, З.Фрейд, Т.Шибутани, Х.Хартманн и др.).

Методические работы, посвященные проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада В.С. Мухиной, Т.В. Костяк, Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумариной, А.В. Мудрика и других ученых.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения результатов исследования в процессе оптимизации адаптационного периода детей раннего возраста педагогами дошкольного образования.

Список литературы

1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 160 с.

2. Крысько В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 116 с.

3. Федотова Г.А. Методология и методика психолого-педагогических исследований: Учеб. пособие; НовГУ им. Ярослава Мудрого / авт.-сост. Г.А.Федотова: Великий Новгород, 2006. 112 с.

4. Сидоров С.В. Педагогическая методология // Теоретическая педагогика. 2014. URL: si-sv.com/Posobiya/teor-pedag/Tema_2.htm (дата обращения: 16.10.2015).




© 2010-2022