СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ АРТ - ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ АРТ - ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной.

Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни?

В последние годы, дошкольные образовательные учреждения активно внедряют инновационные формы и методы оздоровления детей. Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами. Одним из современных направлений в оздоровлении дошкольников является метод арт-терапии.

Арт-терапия - не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления здоровья детей. «Арт» - искусство, «Терапия» - лечение. Термин введен Адрианом Хиллом в 1938 году.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Если говорить о возможностях арт-терапии, то можно сказать, что арт-терапия строится на вере в творческую основу человека. Она не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических и педагогических проблем. В арт-терапевтической работе может принимать участие практически каждый человек, независимо от своего возраста. Это не требует наличия у него способностей к творчеству.

Арт - терапия помогает устанавливать отношения между людьми. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других.

Арт - терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне, и чело-век узнает о себе много нового.

Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации, так как она в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.

В настоящее время арт-терапия в широком понимании включает в себя:

- изотерапию (лечебное воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.);

- библиотерапию (лечебное воздействие чтением);

- имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию);

- музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки);

- вокалотерапию (лечение пением);

- кинезитерапию (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика - лечебное воздействие движениями и т.д.);

- игротерапию;

- маскотерапию;

- песочную терапию;

- сказкотерапию (лечебное воздействие чтением, театрализацией);

- цветотерапию;

- фототерапию.

Используя метод арт-терапии необходимо соблюдать следующие условия:

- Должно быть творчество, которое несло бы для ребенка радость.

- Нельзя принуждать ребенка.

- У взрослого должно быть хорошее настроение, когда предлагает вместе порисовать, лепить, почитать.

- Необходимо уметь вовремя закончить работу, если ребенку надоело.

- Стараться поддерживать любое, даже самое слабое стремление к творчеству ребенка и если оно возникло, обставляйте его как очень важное и радостное дело.

- Надо стремиться к тому, чтобы инициатива творчества исходила от самого ребенка.

- Не только сами радуйтесь «произведению» ребенка, но расскажите о творческой удаче родителям, вывесите удачные работы на видном месте.

Сегодня мы рассмотрим наиболее эффективные виды арт-терапии в оздоровлении дошкольников - это музыкотерапия и кинезитерапия.

Термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья. Музыкотерапия - это особый метод работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, игра на музыкальных инструментах, пение и др.). Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекция отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии

Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию. В первом случае музыкальное произведение прослушивают педагог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению данных взаимоотношений. Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы все участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно - эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Основные направления в музыкотерапии - это слушание музыки и исполнительство.

К слушанию музыки относится:

- совместная деятельность с детьми, когда музыка звучит фоном;

- специальное прослушивание музыкальных произведений или их фрагментов с анализом услышанного;

- упражнения на внутреннее слышание.

Пассивная музыкотерапия, а в частности слушание представлено следующими видами.

Музыкопробуждение - включение записи классических произведений с мажорным, солнечным звучанием в момент приема детей в детский сад и тихой, нежной, легкой музыки в момент пробуждения после дневного сна.

Утренний прием в группе можно начинать под музыку Моцарта, потому что «Моцарт оказывает воздействие, сила которого несравнима с другими. Будучи исключением из исключений, он оказывает высвобождающее, лечебное, я бы сказал, целительное воздействие. Сила его превосходит все, что мы можем видеть у его предшественников, современников и последователей» из книги «Эффект Моцарта». Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.

Вариантами музыки для утреннего приема могут быть и следующие произведения:

- «Утро» - музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»

- «Скерцо» - современный эстрадный оркестр

- Музыкальные композиции - оркестр Поля Мориа

- Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»)

- Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр).

Музыкосон - прослушивание сдержанной, успокаивающей музыки при организации дневного сна детей. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями:

- Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр).

- «Времена года» П.И. Чайковского.

- Бетховен - соната № 14 «Лунная».

- Бах - Гуно «Аве Мария».

- Колыбельная мелодия «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыка для детей»).

- Анугама «Голоса океана». Музыконаслаждение - слушание релаксационных музыкальных произведений, включающих звуки природы, леса, воды, подбор классических произведений для физического и психологического оздоровления. Музыка для вечернего времени способствует снятию накопив-шейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии:

- «Классические мелодии для детей и их родителей» (из серии «Хорошая музыка для детей»).

- Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».

- Музыка для здоровья («Легкие»).

- Бах «Органные произведение».

- Вивальди «Времена года».

- «Голоса природы».

Достоинствами музыкотерапии являются:

- Абсолютная безвредность.

- Легкость и простота применения.

- Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.

В заключении хочется отметить, что влияние музыки на организм очень широко. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание дошкольников и помогает быстрее запомнить новый материал.

Кинезитерапия - своеобразный вид терапии движениями. «Кинезис» - движение, «Терапия» - лечение.

К активным видам кинезитерапии относится - танцетерапия. Развитие терапии с помощью танца началось со времен второй мировой войны. Танцетерапия прописывалась людям, нуждающимся в физической и эмоционально реабилитации. Танцетерапия прочно укрепилась на своих позициях в начале 60 годов прошлого века. У ее истоков стояли хореографы Рудольф фон Лабан и Мери Уигман.

Когда танец используется в терапии, чувства спонтанно высвобождаются в свободном движении и импровизации. Преобразуясь в движение, чувства определяют отношение человека к собственному телу. В результате у человека возникают новые творческие возможности. Танец является коммуникацией посредством движения, поэтому в танцевальной терапии нет стандартных танцевальных форм. Для выраже-ния личности могут использоваться все формы: танец примитивных племен, народный танец, вальс, рок и т.д.

Большинство детских врачей по всему миру признают танцы для детей одной из лучших физических практик, рекомендованных детям. Танцетерапия позволяет ребенку в возрасте от 3 лет не только научиться двигаться под музыку, но и решить многие психологические задачи, стоящие перед ними в этом возрасте, выработать эффективные стратегии социальной адаптации. Танцы в значительной мере влияют на рост и физическое развитие ребенка, помогают правильному формированию скелета, развитию мышечного корсета. У детей раннего возраста еще слабый опорно -двигательный аппарат, и если ребенок малоподвижен, то с его развитием могут появляться такие неприятные последствия как сколиоз, косолапие, плоско-стопие. Танцетерапия являются отличной профилактикой таких заболеваний. Кроме того, прыжки и вращения, развивают вестибулярный аппарат и умение ребенка ориентироваться в пространстве. Стабилизируется работа мозжечка, благодаря чему решаются проблемы с координацией движения. Через многократное повторение ритмических движений развивается мышечная память. Работа над разными мышечными группами позволяют бороться с такими страшными детскими заболеваниями как гипертонус мышц и детский церебральный паралич.

Танцевально-двигательная терапия с дошкольниками предполагает использование различных видов танцевального искусства: образно-сюжетный танец, танец-импровизация, пластика тела, танец рук, коррекционная ритмика, современный детский или народный танец. Детям легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела, т.к. его развитие идет от движения и эмоции к слову. У малыша отсутствие умения владеть своим телом, так называемая мышечная свобода, проявляется в двух видах: 1) как «зажим» («перенапряжение») отдельных или всех групп мышц; 2) как излишняя разболтанность, развязность. Чем меньше мышечных зажимов на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает.

Современный ребенок испытывает дефицит движений. Даже занятия физкультурой, утренние гимнастики и физкультминутки на занятиях не восполняют его в полной мере.

Двигательная активность - важный фактор профилактики многих заболеваний и укрепления здоровья воспитанников. Танцевальные движения оказывают влияние на физическое и психологическое развитие ребенка. Занятия снимают стресс, укрепляют мышечную систему, корректируют отклонения от нормы физического развития, повышают жизненный тонус, формируют систему знаний о здоровом образе жизни.

Основная цель танцетерапии - в процессе музыкально-пластической деятельности создавать условия для сохранения, укрепления и развития физического и психологического здоровья ребенка, развития его индивидуальности и различных способностей: телесно-кинестических, музыкально-ритмических, визуально-пространственных, коммуникативных.

Содержание по танцетерапии в работе с дошкольниками:

- Разминка в быстром темпе: выбирается ведущий (взрослый или ребенок), который предлагает выполнять танцевальные движения под быструю музыку - все участники повторяют за ним движения.

- Работа в парах по принципу «зеркало»: один ребенок в паре - ведущий - с закрытыми глазами показывает любые движения, которые вызывает в нем звучащая музыка, другой - его отражение («зеркало») - с открытыми глазами все повторяет. В процессе игры дети должны меняться ролями.

- Театрализация движений. Данные упражнения по решению ведущего могут выполняться индивидуально или коллективно. Техника перевоплощения: придумать свое животное и изобразить его; изобразить животное, которое изображено на картинке; передать характерные движения группы животных: стада коров, табуна лошадей, стаи птиц, повадки кошек, бег оленей, прыжки кенгуру, лягушек на пруду, плавающих уточек, полет косяка журавлей и т.п.

- Изобразить процесс (работа по группам, задания на карточках): связка воздушных шариков, которые сдуваются; клумба с распускающимися цветами; коробка тающих шоколадных конфет; отклеивающиеся от стены обои; тающий снег и капающие сосульки; аквариум с рыбками, растениями, камнями, улитками; падающие с яблони плоды; одуванчик на ветру; созревший мак; грядка с овощами после дождя; обед в зоопарке; теплица с растениями; тающее мороженое и т.п.

- Изобразить характер местности: лиственный лес осенью; хвойный лес зимой; смешанный лес летом; фруктовый сад с плодами; вьюнок на заборе; степь; заливной луг; садовый участок; кукурузное поле и т.п.

- Техника выражения своего состояния, эмоций, чувств. «Я - эмоция» - передать состояние, обозначенное на карточке: ожидание, ликование, грусть, страх, усталость, любовь, волнение, отчаяние, смущение, радость, спокойствие, нежность, растерянность, лень, удивление, успех, сочувствие, восторг, умиротворение и т.д.

- Техника круговых движений. Изобразить характерные походки: солдата, страуса, балерины, мышки, бегуна, павлина, манекенщицы, обезьяны, маленького ребенка, индюка, атлета, кошки, лягушки, кузнечика, утки, зайца, кенгуру, медведя; ученика, идущего в школу; ученика, идущего из школы; мамы, идущей из магазина и т.п.

Танцевальная терапия помогает снять «зажимы», агрессию, развить воображение, фантазию, избавиться от страхов, преодолеть застенчивость, неуверенность в себе, научиться воспринимать звук, ритм, тембр, учит согласовывать движения собственного тела с музыкой. А самое главное, способствует укреплению здоровья подрастающего поколения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. - СПб.: Речь, 2008.

2. Гренлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная тера-пия. Теория, методика, практика. - СПб.: Речь, 2004.

3. Трифонова С.В. Танцетерапия для детей как ме-тод оздоровления. - М., 2007.

4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ru.wikipedia.org

5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: festival.1september.ru/

6.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: zateyniki77.ru/stati.html?news_id=1

7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: nsportal.ru/

8. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: sociosphera.com

9. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ds336.kvels55.ru



© 2010-2022