- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Психолого-педагогические условия реализации ООП ДО в контексте ФГОС
Психолого-педагогические условия реализации ООП ДО в контексте ФГОС
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рябых К.С. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МКДОУ «Новохоперский центр развития ребенка - детский сад №1»
«Психолого-педагогические условия реализации ООП ДО»
(консультация)
Выполнила: педагог-психолог Рябых К.С
2015 г.
Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях (социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие).
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды (п. 3.1 ФГОС ДО).
Требования
Социальная ситуация развития
Образовательная среда
-
Гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
-
Обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
-
Способствует профессиональному росту педагогических работников;
-
Создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
-
Создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности
Психолого - педагогические условия для успешной реализации образовательной программы дошкольного образования
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого -педагогические условия (п.3.2.1 ФГОС ДО), которые гарантируют охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие.
Психолого - педагогические условия
-
Уважительное отношение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях
-
Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей
-
Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития
-
Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей с друг другом в разных видах деятельности
-
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности
-
Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения
-
Защита детей от всех форм физического и психического насилия
-
Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении здоровья, вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей
П. 3.2.5 ФГОС ДО - условия соответствуют специфике дошкольного возраста и предполагают:
1. Обеспечение эмоционального благополучия:
- через непосредственное общение с каждым ребенком;
- через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.
2. Поддержка индивидуальности и инициативы детей:
- через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- через создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- через недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
3. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащих к разным национально - культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные возможности здоровья;
-развитие коммуникативных способностей, позволяющих разрешить конфликтные ситуации со сверстниками;
-развитие умения детей работать в группе сверстников.
4. Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и боле опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (зона ближайшего развития ребенка):
- через создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
- через организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно- эстетического развития детей;
- через поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
-через оценку индивидуального развития детей.
4. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования детей, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Требования к развивающей предметно - пространственной среде в контексте с ФГОС ДО
П.3.3 ФГОС ДО - развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а также территории, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста:
-
В соответствии с особенностями каждого возрастного периода;
-
Охраны и укрепления их здоровья;
-
Учета особенностей и коррекции недостатков их развития (п.3.3.1 ФГОС ДО).
№ пп
Требования к развивающей предметно- пространственной среде
1
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
-
Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
-
Двигательную активность детей;
-
Возможность для уединения (п. 3.3.2. ФГО ДО);
-
Реализацию различных образовательных программ;
-
В случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условий;
-
Учет национально - культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
-
Учет возрастных особенностей детей (п. 3.3.3 ФГОС ДО)
2
Развивающая предметно- пространственная среда должна быть:
-
Содержательно- насыщенной;
-
Трансформируемой;
-
Полифункциональной;
-
Вариативной;
-
Доступной;
-
Безопасной (п.3.3.4 ФГОС ДО)
3
Развивающая предметно - пространственная среда должна отражать содержание образовательных областей:
-
Социально - коммуникативное развитие;
-
Познавательное развитие;
-
Речевое развитие;
-
Художественно- эстетическое развитие;
-
Физическое развитие
4
Развивающая предметно - пространственная среда должна обеспечивать различные виды детской деятельности:
-
В младенческом возрасте (2 мес. - 1 г) - непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами, познавательно- исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно- двигательные игры.
-
В раннем детстве (1г-3г) - предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами, общение с взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами- орудиями, восприятие смысла музыки, стихов, сказок, рассматривание картинок, двигательная активность.
-
Для детей дошкольного возраста (3г-8л) - игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, изобразительная, музыкальная, двигательная
Характеристика развивающей предметно - пространственной среды (п.3.3.4 ФГОС ДО)
№ пп
Характеристика предметно - пространственной среды
Содержание
1
Насыщенность среды должна соответствовать:
-
Возрастным возможностям детей,
-
Содержанию Программы
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами. Насыщенность среды обеспечивает:
-
Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
-
Двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
-
Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;
-
Возможность самовыражения детей
2
Трансформируемость пространства
Возможность изменения предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей
3
Полифункциональность материалов
-
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды: детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
-
Наличие полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской деятельности
4
Вариативность
-
Наличие различных пространств, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
-
Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей
5
Доступность
-
Доступность для воспитанников, в том числе для детей ОВЗ, детей - инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
-
Свободный доступ детей, в том числе с ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
-
Исправность и сохранность материалов и оборудования
6
Безопасность
Соответствие всех элементов предметно - пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их пользования
Развивающая предметно - пространственная среда в соответствии с детскими видами деятельности
Направления образовательной деятельности
Вид помещений
Оснащение
Познавательно- исследовательская деятельность
Сенсорное развитие
Игровые комнаты групп
-
Объекты для исследования в действии (доски-вкладыши, мозаика, палочки Кюизенера, наборы кубиков и др.);
-
Дидактические игры на развитие психических функций - мышления, внимания, памяти, воображения
Познавательное развитие
Методический кабинет, игровые комнаты
-
Объекты для исследования в действии (наборы для опытов с водой, воздухом, светом, магнитом, песком, коллекции);
-
Образно - символический материал (наборы картинок, календари природы, карты, атласы, глобусы и т.д.);
-
Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек
Формирование элементарных математических представлений
Игровые комнаты групп
-
Объекты для исследования в действии (палочки Кюизенера, блоки Дьенеша);
-
Образно- символический материал (головоломки, лабиринты);
-
Нормативно - знаковый материал (календарь, карточки, кубики с цифрами, линейки и т.д.);
-
Развивающие игры с математическим содержанием;
-
Домино, шашки, шахматы
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей
Методический кабинет, игровые комнаты групп
-
Образно - символический материал;
-
Нормативно -знаковый материал;
-
Коллекции;
-
Настольно -печатные игры;
-
Электронные материалы (видео -фильмы, слайды различной тематики);
-
Справочная литература (энциклопедии)
Коммуникативная деятельность
Развитие свободного общения со взрослыми
Методический кабинет, игровые комнаты групп
-
Картотека словесных игр;
-
Настольные игры (лото, домино);
-
Нормативно- знаковый материал;
-
Игры на развитие мелкой моторики;
-
Развивающие игры (вкладыши, шнуровки и др.);
-
Алгоритмы (схемы) для обучения рассказыванию, мнемотоблицы для заучивания стихов;
-
Художественная литература для чтения самими детьми;
-
Картины, иллюстрированный материал, плакаты для рассматривания;
-
Игры - забавы
Развитие всех компонентов устной речи детей
Методический кабинет, игровые комнаты групп
Восприятие художественной литературы и фольклора
-
Формирование целостной картины мира
-
Развитие литературной речи
-
Приобщение к словесному искусству
Методический кабинет, все помещения групп, музыкальный зал, участок
-
Художественная литература для чтения детям и чтения самим детям;
-
Справочная литература (энциклопедии);
-
Ауди- и видеозаписи литературных произведений;
-
Образно- символический материал (игры, пазлы);
-
Различные виды театров;
-
Ширма для кукольного театра;
-
Детские театральные костюмы, атрибуты для костюмов и постановок;
-
Игрушки - персонажи;
-
Игрушки - предметы оперирования;
-
-алгоритмы (схемы) для обучению рассказыванию, мнемотаблицы для заучивания стихов;
-
Картотека подвижных игр со словами;
-
Картотека словесных игр;
-
Картотеки потешек, загадок. Пословиц и других форм литературного творчества;
-
Книжные уголки в таблицах;
-
Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек
Игровая деятельность
Развитие навыков и умений игровой деятельности
Игровые комнаты вех групп, участок учреждения
-
Игрушки - персонажи и ролевые атрибуты;
-
Игрушки - предметы оперирования;
-
Маркеры игрового пространства;
-
Полифункциональные материалы;
-
Игры для интеллектуального развития детей;
-
Строительный материал;
-
Конструкторы;
-
Детали конструктора;
-
Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
Все пространства учреждения
-
Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми;
-
Настольные игры, соответствующие тематике;
-
Альбомы «Правила группы», «Правила безопасности»;
-
Игрушки - персонажи и ролевые атрибуты;
-
Игрушки - предметы оперирования;
-
Маркеры игрового пространства;
-
Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности
Все помещения групп
-
Иллюстрированный материал, плакаты для рассматривания;
-
Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми;
-
Дидактические наборы соответствующей тематики;
-
Этнокалендарь;
-
Фотоальбомы воспитанников;
-
Коллекции;
-
Образно - символический материал (наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов, для ее иерархической классификации);
-
Нормативно- знаковый материал
Формирование чувства принадлежности к мировому сообществу
Игровые комнаты всех групп
-
Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми;
-
Дидактические наборы соответствующей тематики;
-
Справочная литература;
-
Образно- символический материал (наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов, для иерархической классификации);
-
Этнокалендарь;
-
Фотоальбомы воспитанников;
-
Коллекции;
-
Нормативно- знаковый материал
Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
Приобщение к правилам безопасного поведения
Все помещения ДОУ
-
Иллюстрированный материал, картины, плакаты для рассматривания;
-
Видеофильмы детей;
-
Дидактические наборы соответствующей тематики;
-
Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми;
-
Энциклопедии;
-
Игрушки - предметы для оперирования;
-
Игрушки -персонажи и ролевые атрибуты;
-
Маркеры игрового пространства
Передача детям о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства
Игровые комнаты всех групп, участок детского сада
-
Иллюстрированный материал, картины, плакаты для рассматривания;
-
Видеофильмы для детей;
-
Дидактические наборы соответствующей тематики;
-
Игрушки - предметы оперирования;
-
Игрушки -персонажи и ролевые атрибуты;
-
Полифункциональные материалы;
-
Настольные игры соответствующей тематики;
-
Строительный материал;
-
Конструкторы;
-
Детали конструктора;
-
Художественная литература для чтения детям и рассматривание самими детьми по теме «Безопасность»
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациями
Все пространства учреждения, участок учреждения
-
Иллюстрированный материал, картины, плакаты для рассматривания;
-
Видеофильмы для детей;
-
Дидактические наборы соответствующей тематики;
-
Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми;
-
Энциклопедии;
-
Игрушки - предметы оперирования;
-
Игрушки - персонажи и ролевые атрибуты;
-
Маркеры игрового пространства;
-
Строительный материал;
-
Конструкторы и его детали;
-
Настольные игры соответствующей тематики;
-
Информационно- деловое оснащение ДОУ по теме;
-
Настольные игры по теме
Конструирование из разного материала
Развитие навыков и умений конструктивной деятельности
Методический кабинет, игровые комнаты групп
-
Образно- символический материал (наборы картинок, календари погоды, природы, карты, атласы, глобусы и тд.);
-
Строительный материал;
-
Напольные конструкторы и его детали;
-
Плоскостные конструкторы;
-
Бумага, природные и бросовые материалы;
-
Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Развитие навыков и умений трудовой деятельности (самообслуживание, хозяйственно- бытовой труд, труд в природе)
Все помещения групп, музыкальный зал, участок учреждения
-
Игрушки - предметы оперирования;
-
Маркеры игрового пространства;
-
Атрибуты для сюжетно- ролевых игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Ателье», «Библиотека», «Школа» и др.;
-
Полифункциональные материалы;
-
Материалы для аппликации, конструирования из бумаги;
-
Природные, бросовые материалы;
-
Материалы, учитывающие интересы девочек и мальчиков
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам
Все пространство учреждения, участок учреждения
-
Игрушки- предметы оперирования;
-
Маркеры игрового пространства;
-
Полифункциональные материалы;
-
Образно- символический материал;
-
Настольно- печатные игры по теме;
-
Материалы, учитывающие интересов для мальчиков и девочек
Музыкальная деятельность
Развитие навыков и умений музыкально- художественной деятельности;
Приобщение к музыкальному искусству
Игровые комнаты, музыкальный зал
-
Музыкальный центр,
-
Пианино;
-
Разнообразные музыкальные инструменты для детей;
-
Подборка аудизаписей с музыкальными произведениями;
-
Пособия, игрушки и атрибуты;
-
Ширма для кукольного театра;
-
Детские и взрослые костюмы;
-
Детские хохломские стулья и стол;
-
Шумовые коробочки;
-
Дидактические наборы по теме;
-
Детские рисунки по темам концертов артистов детской филармонии
Изобразительная деятельность
Развитие навыков и умений изобразительной деятельности детей (рисование¸ лепка, аппликация, художественный труд)
Игровые комнаты групп, участок учреждения
-
Слайды с репродукциями картин;
-
Материалы и оборудование для продуктивной деятельности (лепки, аппликации, рисования);
-
Природный и бросовый материал;
-
Иллюстрированный материал, картины, плакаты;
-
Настольно -печатные игры на освоение цвета, формы, величина и типа «Ассоциации» и др.);
-
Альбомы художественных произведений;
-
Художественная литература с произведениями;
-
Изделия с народными промыслами;
-
Скульптуры малых форм (глина, дерево);
-
Игрушки, муляжи. Гербарии, коллекции семян растений
Развитие детского творчества
Приобщение к изобразительному искусству
Игровые комнаты групп, участок учреждения
-
Слайды с репродукциями картин;
-
Альбомы художественных произведений;
-
Художественная литература с иллюстрациями;
-
Иллюстрированный материал, картины и плакаты;
-
Изделия народных промыслов;
-
Скульптуры малых форм (глины, дерево)
Двигательная деятельность
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):
Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)
Физкультурный зал, игровые помещения групп, участок учреждения
-
Музыкальный центр;
-
Оборудование (для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания и лазания, ОРУ);
-
Картотеки подвижных игр;
-
Картотека по валеологии;
-
Тренажеры;
-
Атрибуты для спортивных игр;
-
Игровые комплексы;
-
Качели, карусели;
-
Материалы, учитывающие интересы девочек и мальчиков
Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
Физкультурный зал, все помещении групп, участок учреждения
-
Оборудование (для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания и лазания, ОРУ);
-
Настольно- печатные игры по теме;
-
Игры на ловкость;
-
Тренажеры (велосипед и др.);
-
Фитбол;
-
Атрибуты для спортивных игр;
-
Игровые комплексы;
-
Качели, карусели
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
Все пространство учреждения, участок учреждения
-
Развивающие игры;
-
Художественная литература;
-
Игры на ловкость;
-
Дидактические игра на развитие психических процессов (мышление, внимание, память, воображение);
-
Оборудование (для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания и лазания, ОРУ);
-
Картотеки подвижных игр;
-
Тренажеры;
-
Атрибуты для спортивных игр;
-
Игровые комплексы;
-
Качели
Воспитание культурно- гигиенических навыков
Все помещения групп участок учреждения
-
Алгоритмы запоминания последовательности КГН;
-
Художественная литература;
-
Игрушки- персонажи;
-
Игрушки- предметы оперирования;
-
Маркеры игрового пространства;
-
Настольные игры соответствующей тематики;
-
Иллюстрированный материал, картинки, плакаты
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Все помещения групп, участок учреждения
-
Иллюстрированный материал, картинки, плакаты;
-
Настольные игры соответствующие тематики;
-
Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми;
-
Игрушки- персонажи;
-
Игрушки - предметы оперирования;
-
Физкультурно- оздоровительное оборудование;
-
Оборудование (для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания и лазания, ОРУ);
-
Картотеки подвижных игр;
-
Картотека игр по валеологии;
-
Картотека «Игры, которые нас лечат»