Проект по теме Воздух

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект «Музей воздуха»

Назначение проекта

Актуальность и эффективность проекта заключается в том, что внедрение проектной деятельности в образовательный процесс поможет детскому саду накопить не только уникальный опыт, но и вовлечь в процесс воспитания и обучения детей и их родителей. Непосредственно ребенку предоставляется возможность не только проявить себя, но и пополнить знания, при этом, развивая творческие способности и коммуникативные навыки, формируются начальные предпосылки проектной деятельности, а также обеспечивается индивидуальная траектория развития ребенка, где предоставляется возможность участия в проекте в соответствии с его способностями и интересами.

Таким образом, наши действия состоят в том, чтобы вовремя сформировать каждому ребенку элементы начальных ключевых компетенций, помочь поверить в свои силы, создать «ситуацию успеха», оценить свои возможности, заложить основы интеллектуального образования.

Идея проекта: развивать познавательную активность, применяя полученные знания в повседневной жизни.

Проблема проекта: как, используя свойства воздуха, показать фокусы.

Цели проекта:

  • Развитие творческих способностей ребенка, активизация мышления в процессе расширения специально-моделируемых проблемных ситуаций с воздухом.

  • Обогащение личного опыта ребенка и создание условий для расширения представлений о свойствах воздуха: при нагревании расширяется, «обладает силой», «передает запахи» и др.

  • Развитие поисковой деятельности ребенка:

    • способность к определению задач на основе поставленной проблемы;

    • умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;

    • умение находить нестандартные решения в проблемных ситуациях, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей;

    • систематизация знаний о свойствах воздуха;

    • совершенствование уровня накопленных практических навыков:

      • экспериментирование с объектами неживой природы;

      • создание предметов-заменителей, дополняя их соответствующими деталями

    • активизировать речь ребенка;

    • учить ребенка разрабатывать гипотезы, развивать стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем

Гипотеза: Воздух присутствует везде и он не виден, но его можно использовать.

Предварительная работа:

  1. Свободная опытная деятельность ребенка с различными вспомогательными приборами и приспособлениями.

  2. Знакомство с понятиями: воздух невидимка, прозрачный, невидимый, легкий, имеет запах.

  3. Знакомство со свойствами воздуха с помощью предметов-помощников.

  4. Использование свойства воздуха в природе, в жизни человека;

- рассматривание иллюстраций в энциклопедиях;
- наблюдение за предметами, планирование эксперимента;
- воскресная прогулка с родителями в парк, на берег реки;

  1. Занятия по познавательному развитию, изодеятельности.

Этапы работы над проектом:

I этап - подготовительный (одна неделя)

На первом этапе реализации проекта, поисково-аналитическом или подготовительном, мы исходя из интересов ребенка, проводилось анкетирование родителей, обсуждение целей, задач проекта с родителями, создание условий необходимых для реализации проекта. Затем обозначили проблему: где найти невидимку-воздух? Что хотели бы узнать о нем? Применение воздуха. Как и из каких источников мы можем получить информацию о воздухе?

II этап - основной (3 недели)

Реализация основных видов деятельности по направлению проекта, накопление знаний и умений в разнообразных видах деятельности:
- беседы (где найти невидимку; свойства невидимки; как работают предметы; что умеет невидимка), рассказы из энциклопедий, видеосюжеты (воздух в природе)
- игровые, обучающие и творчески развивающие ситуации разного типа (каким бывает воздух, что происходит с воздухом, когда мы делаем действия; почему воздух движется и др.);
- трудовая деятельность (изготовление модели воздушного змея, «хитрой змейки» для определения свойства воздуха; «ветряной мельницы»;
- экспериментально-исследовательская деятельность («Как увидеть воздух?», «Почему взлетает воздушный шарик?», «Почему зимой холодно, а летом тепло?», «Что умеет воздух?» «Полет в космос» и др.);
- решение проблемных задач и ситуаций («как проверить, что воздух расширяется при нагревании», «обладает силой» и др.);
- дидактические, интеллектуальные, деловые игры «Полетим в космос», «Вылечим Степашку», «Парашютисты», «Узнай по запаху»);
- проявление действий воздухе в природе
- тематические занятия: («Какой воздух в нашем городе?», «Свойства воздуха», «Воздух - невидимка;
- создание музея «Мир воздуха»;
- занятие-развлечение с родителями «Воздух-фокусник»
- содержание усвоенных знаний о свойствах воздуха были отражены в рисунках «Мои фантазии», «Невидимка в гостях», которые представлялись на передвижной выставке.

Часть проекта была реализована в совместной деятельности детей с родителями. Были изготовлены объемные макеты «Ветряной мельницы», «Воздушного змея», «Парусник», «Водолазный купол».

Поэтапное решение проблемной ситуации:

1. Где найти невидимку;
- Как работают вещи, благодаря воздуху;
- Что умеет невидимка.
2. Обсуждение результатов экспериментирования.
3. Систематизация информации о выявленном пути решения проблемы
4. Практическая деятельность, направленная на получение результата
5. Итоги работы. Разрешение проблемы.
6. Определение новых проблем.

III этап - презентационный

Был организован сюрпризный момент: цирковое представление для детей «Мир волшебства». Представление фокусника стало для детей предметом заинтересованности и стать непосредственно его участниками..

IV этап - итоговый (одна неделя)

Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты.

1. Создание в группе необходимых условий по ознакомлению со свойствами воздуха:

- создание библиотеки по проблеме;
- подбор видеоматериала о свойствах, применении воздуха;
- создание музея «Мир воздуха»
- оформление выставки рисунков «Мои фантазии», «Невидимка в гостях»;
- выпуск журнала «Это интересно!»
- оформление экспериментальной книги
2. Показатели уровня овладения ребенком экспериментальной деятельности стало на 50% выше. Для ребенка был важен не столько результат, сколько процесс работы в ходе экспериментирования. А для нас, как педагогов, важно не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает.
3. Участие родителей ребенка в реализации проекта изменилось на 35%.
4. Создание системы работы по ознакомлению детей со свойствами воздуха, его использования в природе, в быту.

  • Оценка эффективности по итогам работы проводилась по трем направлениям: ребенок, родители, педагоги.

  • Оценка заинтересованности ребенка, его успешности в данном деле отслеживалось через наблюдение и анализ детской деятельности, опыты, занятия, беседы.

  • Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей ребенка происходило через индивидуальную работу, проведение совместных мероприятий.

  • Оценка деятельности педагогов отслеживалась по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.

Оборудование и материалы:

Баночки, стаканчики, палочки, мыльные пузыри, мешки полиэтиленовые, пробки, мелкие игрушки, пластилин, изготовленный змей, фэн, парусник, воздушные шары, мячи и др.;
Познавательная литература, картины и иллюстрации, видеоматериалы, фотоаппарат, материалы для продуктивной деятельности, компьютер.

Планирование и организация деятельности

Мероприятие

Цели

Ответственные

Сроки проведения

I этап - подготовительный

1.

Анкетирование родителей

Выявить заинтересованность, отношение родителей к познавательной деятельности, опытно-экспериментальной

воспитатель

1 неделя

2.

Круглый стол с участием родителей и детей

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей к исследовательской деятельности для реализации проекта

воспитатель

1 неделя

3.

Подбор библиотеки

Развивать интерес к исследовательской работе

Родители, воспитатели

1 неделя

4.

Оформление родительского уголка, размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта

Просвещать родителей

воспитатель

1 неделя

5.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала

Создать условия для опытно-экспериментальной работы

Родители, воспитатели

1 неделя

II этап - основной

1.

Рассматривание иллюстраций, книг, видеоматериала по данной проблеме

Развивать интерес к исследовательской работе

воспитатель

2, 3 недели

2.

Оформление музея «Мир воздуха»

Создание условий по реализации проекта. Развивать интерес к опытно-экспериментальной работе

Родители, воспитатели

2, 3 недели

3.

Подбор, изготовление дидактического материала, игр

Формировать опытно-поисковую деятельность при решении задач в игре. Расширять кругозор, развивать познавательный интерес.

Родители, воспитатели

2, 3 недели

4.

Составление карточек (из наблюдений)

Поддерживать интерес к опытно-экспериментальной деятельности

Родители, воспитатели

2, 3, 4 недели

5.

Чтение энциклопедического материала, познавательной литературы

Пробуждать и поддерживать интерес к опытно-экспериментальной деятельности

Родители, воспитатели

2, 3, 4 недели

6.

Целевые прогулки

Дать обобщенное представление о свойствах воздуха

Родители, воспитатели

2, 3 неделя

7.

Оформление журнала «Это интересно!»

Учить систематизировать накопленный материал

Родители, воспитатели

2, 3, 4 недели

8.

Рисование из личных наблюдений

Учить передавать накопленные знания через выразительные средства искусства

Родители, воспитатели

2, 3 недели

9.

Экспериментальная деятельность с воздухом

Умение выделять проблему, высказывать предположения, гипотезы, способы их решения, аргументировать и доказывать

Родители, воспитатели

2, 3, 4 недели

10

Познавательные занятия

Поддерживать интерес к опытно-экспериментальной деятельности

Родители, воспитатели

2, 3, 4 недели

11.

Конструирование, ручной труд

Поддерживать интерес к опытно-экспериментальной деятельности, развивать творческие умения

Родители, воспитатели

2, 3, 4 недели

12.

Домашнее задание: подбор иллюстраций, поговорок, стихотворений, кроссвордов о воздухе

Способствовать развитию поисково-исследовательской деятельности, сотрудничества педагогов с родителями

Родители, воспитатели

2, 3, 4 недели

13.

Оформление экспериментальной книги

Развитие творческой активности

Родители, воспитатели

2, 3, 4 недели

14.

Оформление выставки рисунков ««Мои фантазии», «Невидимка в гостях»;

Развитие творческой активности

Родители, воспитатели

2, 3 недели

15.

Изготовление макетов

Развитие творческой активности

Родители, воспитатели

2, 3, 4 недели

16.

Аукцион идей «Умники и умницы»

Развитие творческой активности

Родители, воспитатели

2, 3 недели

III этап - презентационный

1.

Презентация проекта: цирковое представление для детей «Мир волшебства».

Творческий отчет о накопленном опыте

Дети, родители, воспитатели

5 неделя

III этап - итоговый

1.

Обработка и оформление материалов проекта

воспитатели

5 неделя

2.

Анализ результативности

воспитатели

5 неделя

Опыт экспериментальной работы по реализации проектной технологии в приобщении ребенка старшего дошкольного возраста к опытно-экспериментальной деятельности подтверждает высокий развивающий эффект отобранного содержания знаний на основе личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых:

- приобщилась к интересному делу, которое она никогда раньше не делала, обогатила свои представления о некоторых свойствах воздуха;
- научилась самостоятельно ставить задачу: придумывать и ставить опыты из предметов - заместителей; от замысла идти к конкретному результату;
- усваивала новую информацию не с помощью запоминания, а через самостоятельную практическую деятельность;
- получила опыт сотрудничества и общения с группой детей.
- обобщила все накопленные знания в виде, проведенного мероприятия перед детьми своего возраста.

Итог: проблема решена. С помощью различных свойств воздуха можно показать фокусы.

Определение новых проблем: Что можно делать, чтобы воздух был чище.

Виды деятельности:

  • Познавательная;

  • Трудовая;

  • Взаимодействие с родителями;

  • Творческая;

  • Речевая;

  • Наглядно-агитационная;

  • Поисково-агитационная;

  • Театрализованная;

  • Самостоятельная.

Формы совместной деятельности воспитателя и ребенка:

  • Театрализованное представление;

  • Творческо-речевые игры, упражнения;

  • Поисково-исследовательская деятельность;

  • Занятия познавательной деятельности;

  • Выставка детских рисунков;

  • Работа с кроссвордами;

  • Игры: дидактические, настольно-печатные, словесные, творческие;

  • Беседы;

  • Целевые прогулки;

  • Экскурсии;

  • Рассматривание картин, иллюстраций.

Участие родителей в проекте:

  • Составление кроссвордов;

  • Подбор художественного слова, загадок;

  • Совместные целевые прогулки;

  • Участие в презентации;

  • Выпуск журналов;

  • Выставка рисунков;

  • Выставка иллюстраций, фотографий;

  • Побор наглядно-дидактических пособий, литературы;

  • Просвещение: через родительские уголки, папки-передвижки;

  • Анкетирование;

  • Беседы;

  • Круглые столы.



Интегрированное занятие в средней группе «Музей воздуха»

Цель: Уточнить представления детей о свойствах воздуха и его значении в жизни людей.

Задачи:

1. Дать представление о значении воздуха для всего живого на земле.

2. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

3. Воспитывать навыки здорового образа жизни, продолжать знакомить с факторами, влияющими на их здоровье.

Словарная работа: лаборатория, опыт, музей, невидимка

Предварительная работа: Наблюдение, эксперименты, чтение художественной литературы, рисование нетрадиционными способами.

Материал: вертушка, воздушный змей, воздушный шарик, игрушки-пищалки, дудочки, веера, мешочки, трубочки, салфетки, краски.

Ход мероприятия:

В: -Ребята, сегодня прекрасное, доброе весеннее утро и я предлагаю вам поприветствовать друг друга стихами. Мы будем желать доброго утра всем, кого видим.

«Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»

-Доброе утро! - нам шепчут цветы,

-Доброе утро! -кричат ручейки,

-Доброе утро! -шумят тополя,

-Доброе утро, родная земля!

-Доброе утро! - солнцу и птицам,

-Доброе утро! - улыбчивым лицам. »

В: -Сегодня у нас торжественный день, мы открываем музей и будем в нём экскурсоводами. В наш музей пришли гости, но в какой музей они ещё не знают. Давайте загадаем им загадку и пусть они её разгадают.

«Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.

Он не видимый, но всё же без него мы жить не можем. »

В:- Молодцы, гости, отгадали нашу загадку и теперь знают, что пришли в музей воздуха. Мы с вами уже знаем, что воздух есть повсюду, а что вы ещё знаете?

Д: -он невидимый,

- он прозрачный,

- он не имеет запаха,

- он не имеет вкуса,

- без воздуха нельзя жить.

В: -Молодцы, ребята. Начинаем экскурсию. В нашем музее есть несколько разделов и сейчас, уважаемые гости, ребята расскажут вам, что находится в 1 разделе. Он называется: «Игры- забавы с воздухом». Скажите, ребята, с помощью каких игрушек можно увидеть воздух?

Д: -Это вертушка, ей можно играть на улице, можно узнать есть ли ветер, в какую сторону он дует, сильный он или слабый.

В: -Здорово! А что такое ветер?

Д: -Это движение воздуха.

В:-Ребята, а какие игрушки здесь ещё помогут увидеть воздух?

Д: -Воздушный змей, воздушный шарик.

В:- Эти игрушки помогают увидеть движение воздуха на улице. А хотите увидеть воздух прямо сейчас? Мы не просто увидим, а постараемся поймать невидимку с помощью вот этих пакетов. (раздают пакеты детям) Что в них, ребята?

Д:- ничего нет

В:- А давайте поймаем воздух и закрутим пакетик. Что с ним произошло?

Д:- Пакет стал толстый, как подушка.

В:- Почему?

Д:- Потому что там воздух.

В:- А теперь выпустим воздух. Что случилось с пакетом?

Д:- Снова стал тонкий.

В:- А почему он стал тонкий?

Д:- Из него вышел воздух.

В:- Вот видите, ребята, чтобы увидеть воздух, нужно поместить его в оболочку, например в пакет или шарик.

Но воздух можно не только увидеть, но и услышать. А с помощью каких игрушек это можно сделать?

Д:- С помощью игрушки-пищалки

В:- Покажи, как можно это сделать?

Д:- Нужно надавить на неё и мы услышим писк. Воздух находится внутри игрушки и проходит через маленькую дырочку.

В:-Молодцы, ребята! А когда можно услышать шипение воздуха?

Д:- Когда спускается шарик, гудок паровоза, спущенное колесо.

В:- Прекрасно! А есть ли ещё здесь игрушки с помощью которых можно услышать воздух?

Д:-Это дудочки.

В:-Я предлагаю вам поиграть в игру «Чья дудочка дольше звучит? ». Берите дудочки и по сигналу набираем воздух и выдуваем его в дудочку. (дети дуют в дудочки, кто дольше)

В:- А знаете, ребята, оказывается характер есть не только у человека и сейчас мы это проверим с помощью игры «Угадай характер воздуха»

В:- Давайте покашляем. Когда мы кашляем, какой характер у болеющего воздуха?

Д:- Печальный, грустный.

В:-Смеёмся. Какой характер?

Д:- Весёлый, озорной, радостный.

В:- Запомните, ребята, что смех продлевает жизнь, он полезен для здоровья человека.

Вот мы с вами увидели воздух, услышали его, а можно воздух ощутить? С помощью чего?

Д:- С помощью ветра.

В:- А как позвать ветерок в гости?

Д:- С помощью веера.

В:-Возьмите веера и попробуйте создать лёгкий ветерок, освежить себя, ощутить приятное дуновение во время танца.

(танец с веерами)

В:- Вот видите ребята, чтобы ощутить воздух, надо привести его в движение. А что в наше время заменяет веер?

Д:- Кондиционер, вентилятор.

В:-Вы просто молодцы! А сейчас пройдём в следующий раздел нашего музея, который называется «Воздух и здоровье». Как вы считаете-воздух важен для здоровья?

Д:- Да.

В:- Мы уже знаем, что нужно не просто дышать, а дышать правильно. Как?

Д:- Вдыхать носом, а выдыхать ртом.

В:-А для чего нужно дышать правильно?

Д:- Чтобы не попал холодный воздух в горло.

- Чтобы не попала пыль.

- Чтобы не попали микробы.

В:- Совершенно верно. Все люди должны дышать правильно- через нос. Воздух важен для здоровья человека и нужен он не только людям, а вот кому ещё мы сейчас увидим. А Кристина нам сейчас расскажет стихотворение про воздух.

К:- «Воздух везде нас окружает,

Он всё пространство занимает,

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем.

Ни деревья, ни зверушки,

Ни букашки, ни лягушки. »

В:- А теперь посмотрим на экран. (презентация)

В каждом музее экспонаты постоянно пополняются и я предлагаю вам пройти в лабораторию и провести опыт для того, чтобы узнать что ещё интересного можно разместить в нашем музее. (дети подходят к столам с красками)

Сейчас прекрасное время года - весна. А может быть воздух поможет нам её увидеть?

Давайте вспомним, как без кисточек и карандашей, а только с помощью воздуха мы рисовали деревья.

Д:-Выдували краску и раздували её трубочкой.

В:- Внимательно посмотрите на свои листочки и приступайте к работе. (дети рисуют под спокойную музыку)

В:- Какая прекрасная получилась картина. Выглянуло солнышко, пригрело землю и появилась первая травка, потекли звонкие ручейки, заплакали сосульки и начали распускаться деревья. Здравствуй, весна-красна!

Вот видите, воздух ещё помогает нам творить. Какая прекрасная картина у нас получилась для выставки в нашем музее. Вы меня очень порадовали и у меня есть интересная игра для вас. Я буду говорить, а вы будете поднимать фишки. Если вы со мной согласны, поднимайте красную фишку, если нет- зелёную. Будьте внимательны.

1. Воздух имеет вкус.

2. Воздух нужен всем.

3. Без воздуха нельзя жить.

4. Воздух имеет запах.

5. Воздух можно ощутить.

Здорово, ребята! Понравилась ли вам наша экскурсия по музею?

Д:- Понравилась.

В:-А на память я хочу подарить вам воздушные шарики, чтобы дома вы смогли поиграть с воздухом.











© 2010-2022