Методы проектной деятельности в работе с дошкольниками

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Метод проектной деятельности в работе с дошкольниками».

2. Я хочу напомнить вам, что все новое - это хорошо забытое старое. Впервые метод

проектной деятельности появился в Америке во второй половине 19 века. В нашей советской школе этот метод был популяре в 20-30 годы прошлого столетия, но в 1931 году ВКП(б) метод был осужден и запрещен, т.к. не способствовал формированию глубоких теоретических знаний учащихся. В 2010 году вышли в свет Федеральные государственные требования, которые предусматривают решение воспитательно-образовательных задач по четырем направлениям:

 в совместной деятельности педагога и детей,

 самостоятельной деятельности детей в рамках образовательной деятельности,

 в режимных моментах,

 совместная деятельность с родителями.

3. Поэтому, педагогам необходимо выбрать наиболее эффективные средства и формы обучения и воспитания детей, чтобы объединить все эти направления. Здесь на помощь педагогам приходит метод проектной деятельности.

4. Давайте рассмотрим, чем проектная деятельность отличается от любой другой деятельности:

 проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации

 проект предполагает самостоятельную деятельность детей в поиске информации, планировании деятельности, представлении результатов

 интеграция различных видов детской деятельности

 возможность применения имеющихся знаний на практике

 наличие конечного продукта - как результата деятельности

 взаимодействие с родителями

5. Виды проектов. По содержанию различают несколько видов проектов:

Информационный - дети собирают информацию по данному вопросу оформляют ее в виде альбома, книги, газеты, коллекции

Исследовательский - дети проводят опыты, эксперименты, результаты оформляют в виде фотоальбомов, стенгазет, детского дизайна.

Творческий - педагог вместе с детьми и родителями ставит спектакль.

6. Проекты по времени могут быть различными: краткосрочными (1-4 недели), среднесрочными (1-3 месяца), долгосрочными (на год).

В проектах могут участвовать 1 ребенок и вся группа детей.

7. Рассмотрим этапы работы над проектом.

8. Выбор темы, определение цель и задачи проекта (целеполагание).

Педагог вместе с детьми выбирает тему, которую они будут разрабатывать на протяжении некоторого времени. Эта проблема должна соответствовать возрасту и уровню развития детей.

Темой проекта может быть любая тема нашего комплексно-тематического планирования. В рамах этой темы вы можете выбрать более мелкую, емкую тему, конкретизировать ее, облечь в более красивую литературную форму.

Выбором для темы может послужить

- наиболее часто задаваемый вопрос, конкретная ситуация, которая заинтересовала детей, сюжет сказки, фильма, поездка с родителями на море, в горы;

- личные интересы воспитателя (его хобби), та проблема, которая интересна самому воспитателю. Темой проекта может быть тема нашего К-Т-П, но изучается она более глубоко и подробно.

Например, в группе у многих детей есть домашние питомцы, сам воспитатель любит животных, тогда тема проекта может быть следующая «Мы в ответе за тех, кого приучили»

Цель проекта: воспитание бережного отношения к животным.

Задачи проекта:

 уточнение и конкретизация представлений о животных, содержащихся в домашних условиях (кролики, морские свинки, кошка, собака…)

 формирование навыков ухода за животными и создания необходимости заботиться о своих питомцах.

Предполагаемый результат:

 изготовление фотоальбома «Наши маленькие друзья»

 праздник с участием родителей «День защиты животных».

9. Планирование предстоящей работы (разработка плана действий по проблеме)

Воспитатель определяет план действий для реализации проекта (что нужно сделать для реализации проекта, решения этой проблемы?).

Работа

с детьми

Конечный продукт

Работа

с родителями

Познание - беседы, рассматривание иллюстраций

Коммуникация - составление рассказа из личного опыта

Художественное творчество

Социализация - организовать встречу с интересными людьми

Игровая деятельность (ДИ,

ПИ, Сюж-рол.И)

Эксперимент

«Можно ли вырастить чудо-дерево?»

Исследование

«Откуда берется соль. Свойства соли»

Сбор коллекции необходимых материалов (камней, игрушек, природного материала…)

Спектакль«Дюймовочка»

Макет, стенгазета

Консультации,беседы, общение средствами интернет-сайтов

Домашнее задание:

-найти информацию по теме…

-взять из библиотеки книги…

- посетить музей, галерею

- посмотреть спектакль «

- фотоальбом

- стенгазета

- коллаж

- творческий рассказ

- сказка,

- стихотворение

Педагог планирует работу с детьми:

Планируем работу по всем образовательным областям, через все виды детской деятельности, подбираем соответствующие теме подвижные, дидактические, СРИ, демонстрационный материал; планируем наблюдения за определенными объектами; произведения художественной литературы (распределяем материал для чтения, заучивания, инсценировки). Работа планируется так же, как при К-Т-П.

Работа с детьми обязательно предполагает наличие либо эксперимента, исследования, создание коллекции, драматизацию, литературную постановку, создание макета и его представление (в зависимости от вида эксперимента).

Воспитатель планирует работу с родителями: найти необходимую информацию по данной проблеме, записать ребенка в библиотеку, посетить музей, выставку, зоопарк, создать фотоальбом, придумать с ребенком рассказ на определенную тему, побывать в лесу, создать макет города (улицы) …

10. Реализация проекта (практическая часть):

 идет работа с детьми и родителями по намеченному плану

 сбор, накопление материала (коллекционирование - разные виды камней, соли, ракушек);

 проведение опыта, исследования, наблюдения и фиксирование результатов;

 продуктивная деятельность: создание макетов, альбомов, стенгазеты, коллажа,

 работа над постановкой спектакля - распределение и разучивание ролей, подготовка атрибутов с помощью родителей.

11.Презентация проекта (отчет о проделанной работе по проблеме).

Рассказ детей о том, как они работал над этой темой с демонстрацией фотографий, рисунков, макета, книжки-раскладушки;

 фотоальбом, книжка-раскладушка;

 открытое занятие;

 досуг с участием родителей;

 драматизация с участием родителей;

 литературная гостиная.

12. Пример - Проект «Чудо-дерево»

Приведу пример проектной деятельности в средней группе. Тема «Чудо-дерево»

После чтения воспитателем стихотворения К.И. Чуковского «Чудо-дерево» дети начали задавать вопросы: а можно ли действительно вырастить чудо-дерево. Их этих вопросов и родился проект «Чудо-дерево».

Дальше воспитатель определил для себя круг задач, которые необходимо решить для реализации проблемы:

- узнать опытным путем - можно ли вырастить дерево из башмачка;

- развивать любознательность, познавательную активность детей, формировать коммуникативные умения (спрашивать, задавать вопросы, делиться впечатлениями).

13. Педагог начал планировать свою деятельность с детьми и родителями.

С детьми нужно провести следующее: собрать информацию о разных породах деревьев;

- провести опыт по выращиванию лука и башмачка, сравнить полученные результаты;

- создать фотоальбом по результатам наблюдений.

С родителями:

- воспитатель рекомендует одной маме пойти с ребенком в библиотеку и найти книги К.И. Чуковского «Чудо-дерево», иллюстрированные разными художниками, прочитать еще раз стихотворение, нарисовать свое чудо-дерево.

14. Практическая часть - реализация проекта:

Воспитатель проводил с детьми интересные беседы о том, что необходимо живому растению для развития, но самое главное - проводит с детьми опыт по выращиванию лука и башмачка в сравнении: посадили в землю два объекта, поливали, рыхлили почву, ухаживали. По окончании эксперимента дети делают вывод: лук растет, развивается, меняет форму, а башмачок не меняется, поэтому растение можно вырастить только из живого семени.

15. Дальше идет презентация проекта. В данном случае один ребенок (который ходил с мамой в библиотеку) рассказывал, как он готовил этот проект, куда ходил, что видел, что наблюдал. Свой рассказ он сопровождал фотографиями, рисунками.

Консультации для педагогов:

«Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников»;

«Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»;

«Виды проектов и использование их в разновозрастных группах»;

Семинары-практикумы:

«Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;

«Разработка перспективного тематического планирования по включению дополнительного образования в воспитательно-образовательный процесс»;

«Дополнительное образование в воспитательно-образовательном процессе»;

«Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности».

Проект «Генеалогическое древо моей семьи»

Социальное развитие: Тематические занятия по Конвенции о правах ребёнка.

Права и обязанности в семье.

Составление «Генеалогического древа» (в контексте прошлого и будущего), карты-схемы микрорайона с обозначением домов, где живут дети, альбомов «Традиции нашей семьи», «Моя малая родина», «Калейдоскопа дней рождений» (знаки Зодиака детей группы, выпуск каждой семьёй газеты «Самый счастливый день в семье» (ко дню рождения ребёнка).

Встречи в видеосалоне «Сам себе режиссёр».

Речь и речевое общение: Творческое рассказывание детей по темам «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наши любимые питомцы», «лето на даче», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений», «Я буду мамой (папой)», «Как я помогаю дома»,

Словотворчество. Создание альбомов «Моя семья» (рисунки, фотографии, стихи детей).

Совместное участие детей и родителей в литературных гостиных.

Здоровье и физическое развитие: Составление режима дня для каждой семьи, конкурс семейных комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур.

Совместные туристические походы «В бассейн идём вместе».

Межсемейные соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья».

Организация семейного мини-кафе. Презентация «Любимое блюдо моей семьи», составление книги «Семейные рецепты».

Занятия в кулинарном классе (проводят родители, воспитатели, шеф-повар).

Познавательное развитие:

«Мир, в котором мы живём» Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).

Географические представления. Составление плана-схемы «Мой дом», изготовление макета «Мой район», работа с картами «Мой город».

Природа Коллажи «Домашние любимцы».

Составление семейных альбомов «Комнатные растения», «Что растёт у нас на даче».

Начала грамоты Математика «Рост и возраст членов семьи», совместная игра детей и родителей «Семейный бюджет».

Составление словарика имён членов семьи «Что означают имена»

Конструирование «Дом моей мечты», «Дачный домик», «Домашние работы».

Плоскостное моделирование - составление сюжетов из мозаики на семейную тематику.

Чтение художественной литературы:

Пословицы и поговорки о семье.

Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», ненецкой сказки «Кукушка».

Выборочное чтение: А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», Одоевский «Городок в табакерке», Л. Толстой «Рассказы для маленьких детей».

Заучивание: Е Благинина «Посидим в тишине».

Художественное творчество: Рисование «Моя семья», «Семейные портреты», «Мы на отдыхе», «Мой дом», «Моя комната», «Обои в новую квартиру».

Выпуск семейных газет.

Составление икебан, букетов, панно, коллажей из природного материала (с участием родителей)

Выставки «Семейное хобби».

Театр Семейные мини-спектакли, составление сценариев детских развлечений, театральные этюды «Семейные диалоги». Совместное посещение семьями театров.

Я.В. Солодихина, старший воспитатель, Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 1373 с углубленным изучением иностранных языков ОДО № 1 (бывший детский сад присмотра и оздоровления №2564), город Москва

ПЕДСОВЕТ-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗАРСТА

В настоящее время происходят большие перемены в жизни нашего общества в целом и системе дошкольного образования в частности. Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. И одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Он возник в США во второй половине 19 века. Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа Д. Дьюи. В советской школе этот метод был популяре в 20-30 годы прошлого столетия, однако в 1931 году как был осужден и запрещен, поскольку не способствовал формированию глубоких теоретических знаний учащихся. Возвратился этот метод лишь во второй половине 1980-х годов, когда положение в российском образовании стало меняться. Начали возрождаться идеи приоритетности субъектности ребенка в образовательном процессе. В начале XXI века метод проектов начал применяться в дошкольных учреждениях [1, с. 24].

Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам. Он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя равноправным партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада [3, с. 28].

Этот метод имеет ряд существенных характеристик, которые отличают его от других известных нам методов:

1) наличие проблемной ситуации, при этом проблема должна быть

актуальна для участников проекта;

2) положительная мотивация, самостоятельность детей в поиске

информации, планировании собственной деятельности, представлении результатов;

3) реализация темы в разных видах детской активности (проживание ее ребенком в игре, рисовании, конструировании)

4) возможность применения имеющихся знаний на практике;

5) совместная партнерская деятельность взрослого с детьми;

6) наличие конечного результата, оформленного в виде макета, газеты,

альбома, коллекции;

7) сотрудничество с родителями.

Этот метод открывает возможность для реализации возрастных развивающих задач, создает пространство гибкого проектирования образовательного процесса под детские интересы.

Классификация проектов.

По содержанию различают несколько видов проектов, однако для детей дошкольного возраста наиболее характерными являются следующие:

Информационный проект. Суть его заключается в том, что участники проекта собирают, накапливают и обобщают информацию по конкретному вопросу (теме). Результат оформляется в виде книги, альбома, фотографии, доклада, календаря, мини-музея.

Исследовательский проект. Участники собирают информацию по интересующей их проблеме и для подтверждения гипотезы проводят опыт, исследование, фиксируют результат, который оформляется в виде фотоальбома, стенгазеты, детского дизайна. Исследовательские проекты целесообразно использовать в старшем дошкольном возрасте.

Творческий проект. Собирается материал по проблеме, а результатом деятельности является инсценировка, спектакль с участием детей и взрослых.

По времени различают проекты: краткосрочные (1-4 недели), среднесрочные (1-3 месяца), долгосрочные (на год).

В проектах могут участвовать 1 ребенок и вся группа детей.

Этапы работы над проектом.

1 этап - целеполагание.

На этом этапе следует определить тему (проблему), обозначить цель и конечный результат деятельности.

Выбором темы может послужить:

- наиболее часто задаваемый вопрос ребенка («можно ли вырастить из обычной туфельки чудо-дерево?», «почему Дед Мороз не снимает шубу?»),

- конкретная ситуация, заинтересовавшая детей,

- сюжет сказки, фильма, поездка с родителями на море, в горы;

- личные интересы воспитателя (его хобби).

При выборе тематики следует ориентироваться на следующие критерии:

- доступность

- социальная направленность

- воспитательная направленность

- соответствие возрасту

- ориентированность на «зону ближайшего развития».

2 этап - планирование деятельности.

Особенность этого этапа заключается в том, что планировать должны сами дети, а воспитатель лишь координирует эту деятельность. Сложность этого этапа заключается в том, чтобы научить детей планировать предстоящую деятельность.

3 этап - реализация плана.

Следующий этап работы над проектом - реализация составленного плана. В результате работы появляется некий продукт: поделки, плакаты, игры, соревнования, концерты, книжки-самоделки.

4 этап - презентация проекта.

Представление проекта проходит в виде презентации. Презентация дает детям возможность поделиться радостью с друзьями. Чтобы презентация прошла успешно, следует провести предварительную работу:

Проконсультировать участников проекта, помочь участникам определить и сформулировать, что нового они узнали, чему научились.

5 этап - рефлексия.

На этом этапе важно с детьми обсудить не только, чему они научились, но и как достигли поставленных целей. Таким образом, дети смогут самостоятельно проанализировать свою деятельность.

Приложение.

Тема,

вид проекта

Цель

Планирование

Результат

«К нам пришла весна»

информационный

младшая группа ДОУ

формирование элементарных представлений о весне, сезонных изменениях

в природе

- Беседа «Весна пришла»

- Игровое занятие «Весна-красна»

- Посадка репчатого лука

- Слушание аудио записи «Звуки весны»

- Чтение художественной литературы:

Е. Благинина «Дождик»,

Д. Хармс «Веселые чижи»

- Подвижные игры «Мы - веселые ребята», «Птичка - раз, птичка - два»

- Физминутки «Птицы», «на лугу проснулись птицы»

- Игры с водой «Веселые кораблики»

- Конструирование «Домик для солнышка»

Игровое развлечение

«Весна-красна идет!»

Выставка детского творчества

«Рады мы приходу весны!»

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

познавательно-исследовательский

средняя группа ДОУ

воспитание бережного отношения к животным

Беседы «С кем я дружу», «Как нужно заботиться о животных»

- Прогулка в зоопарк

- Игровая обучающая ситуация «Айболит осматривает животных»

- Дидактические игры «Кто где живет», «Кому что подходит»,

«Кто спрятался в домике»

- Чтение рассказов и сказок о животных: р.н.с. «Кот, петух, лиса», К.Д.Ушинский «Петушок с семьей», М. М. Пришвин «Ребята и утята» , Б.С. Житков «Храбрый утенок»

- Лепка из соленого теста фигурок друзей-зверюшек

Фотоальбом

«Наши маленькие друзья»

Праздник с участием родителей

«День защиты животных»

«От Руси до России: путешествие во времени»

познавательно-творческий

старший возраст

формирование уважительного отношения

к культуре и традициям своей страны

- Беседы «Храбрые славны во веки…», «Городецкая роспись», «Нет милей дружка, чем родная матушка»

- Экскурсии в мини-музеи детского сада «Куклы наших бабушек», «История Москвы», «Народная игрушка»

- Продуктивная деятельность: «Перо жар-птицы» (рисование)

«Золотая хохлома» (пластилинография)

- Чтение: р.н.с. «Снегурочка» А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», П.П. Бажов «Серебряное копытце».

Музей

«Деревенская изба»

Литературная композиция

«Край родной, навек любимый»

Список литературы

1. Курочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-72с.

2. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возарста.2-е изд. - М.: Издательство «ЛИНКА-ПРЕСС», 2012.-208С.

3. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни/авт.-сост. ЛА. Королева. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.- 64с. - (Методический комплект программы «Детство»).



© 2010-2022