- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Педагогический пробег Организация педагогического взаимодействия в свете ФГОС ДО
Педагогический пробег Организация педагогического взаимодействия в свете ФГОС ДО
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Прохасько О.В. |
Дата | 03.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Подготовила:
старший воспитатель
МБДОУ № 9 «Жар-птица» г. Симферополь
Прохасько Ольга Владимировна
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОБЕГ
«ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СВЕТЕ ФГОС ДО»
I часть. Организационный момент.
Уважаемые коллеги, вы уже знаете о том, что педагогическая деятельность, направленная на всестороннее развитие личности ребенка будет более эффективной, если будет строиться сообразно природе, культуре ребенка и педагога.
В ходе педагогической деятельности возникает особое общение между педагогом и ребенком, в котором участники нащупывают свой собственный взгляд на мир. Отсюда вытекает общая задача педагогической деятельности в образовательном процессе, которая состоит в создании условий для гармоничного развития личности. Она решается и построением правильного взаимодействия с ребенком, и управлением разнообразными видами деятельности воспитанников, и организацией развивающей предметно-пространственной среды.
Я вам предлагаю совершить своеобразный пробег по тропе знаний в области видов и стилей взаимодействия педагога и ребенка, алгоритма организации педагогического взаимодействия, которые содействуют успешной реализации ФГОС ДО.
И в начале, мы разделимся на 3 команды. Все команды будут двигаться по определенному маршруту. (слайд 2).
II часть. «Педагогический пробег»
Первая остановка «Блиц». (слайд 3-4)
На этой остановке, я предлагаю вспомнить основные понятия, характеристики, отражающие виды взаимодействия педагога и ребенка и актуализировать свои знания. Каждая команда по очереди отвечает на вопросы.
Вторая остановка «Мозговой штурм». (слайд 5)
От того как сложатся взаимоотношения в группе, зависит весь образовательный процесс, а следовательно и качество дошкольного образования.
Командам предлагается в течение определить характеристики, присущие тому или иному стилю общения.
Команды выбирают классификации стилей общения, определяемые педагогами: А.К. Марковой, Л.Б. Ительсон и В.А. Калик.
Вы молодцы! Все правильно подобрали харктеристики к различным стилям общения (слайд 6-8).
Все варианты стилей общения можно свести к двум типам: диалогическому и монологическому. В монологическом общении взаимодействие строится на исполнительности одной из сторон. Но сущностью воспитания является общение-диалог. Диалог с воспитанником предполагает совместное видение, обсуждение ситуаций. Особенностью общения-диалога является несводимость результатов общения к оцениванию. В педагогике сотрудничества нет места ярлыкам, раз и навсегда устоявшимся мнениям, жестким оценкам. Это, конечно, не означает что оценка совсем исключается, просто необходимо поменять авторство оценки, сделать её взаимооценкой и самооценкой.
Третья остановка «Методическая». (слайд 9)
На этой остановке вам нужно заполнить методические карточки. Но перед этим вспомним, об алгоритме организации педагогического взаимодействия, которое содействуют успешной реализации ФГОС ДО. (слайд 10-12).
Таким образом, помимо формирования отношений в группе, профессионализм педагога определяется и умением управлять, руководить разнообразными видами деятельности воспитанников, и организацией развивающей предметно-пространственной среды. Сейчас вам нужно определить компоненты взаимодействия педагога и детей в среде ДОУ.
Каждой команде в предложенных содержаниях работы надо вписать название структурного компонента. (познавательный, деятельностный, эмоционально-личностный).
Вы молодцы! (слайд 13). Все правильно подобрали структурные компоненты РППС, содержание которых направлено на формирование гармонически развитой личности ребенка, а значит на формирование необходимых интегративных качеств будущего школьника (физически развитый; любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; общительный; способный планировать свои действия и поведение; способный решать интеллектуальные и личностные задачи; имеющий представления о себе, семье, обществе, государстве…; овладевший предпосылками учебной деятельности; овладевший необходимыми умениями и навыками). (слайд 14).
Четвертая остановка «Диагностическая». (слайд 15).
Эта остановка говорит сама за себя. На ней вам будет предложен тест , при помощи которого вы определите преобладающий стиль вашего педагогического взаимодействия с детьми.
Ключ для обработки ответов воспитателей. (слайд 16).
Варианты ответов:
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
А
2
3
2
2
3
1
2
3
1
2
Б
3
1
3
1
2
2
3
1
2
1
В
1
2
1
3
1
3
1
2
3
3
Значение баллов:
25-30 баллов - предпочтение демократического стиля;
20-24 баллов - склонность к авторитарному стилю;
10-19 баллов - выраженность либерального стиля общения.
Итак, в реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.
Пятая остановка «Конечная». (слайд 21)
Я вас поздравляю с прибытием на конечную остановку. Вы сегодня хорошо поработали и актуализировали свои знания по теме нашей игры, наши бурные аплодисменты.
III часть. Заключительная часть
Сегодняшнюю нашу встречу я хочу закончить словами:
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Посеяв в души благодать
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны трудиться.