Модель методической работы по обучению кадров

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модель методической работы по обучению кадровМодель методической работы по обучению кадров

Модель методической работы по обучению кадров в МБДОУ "Детский сад №8 комбинированного вида" с.Выльгорт .

МБДОУ "Детский сад №8 комбинированного вида" с.Выльгорт



[Год]

Выльгорт 2014

[Выберите дату]




Содержание.



Введение.

Плохой хозяин растит сорняк,

Хороший - выращивает рис.

Умный - культивирует почву,

Дальновидный - воспитывает работника.

И.Иманцуми

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования. Современному педагогу, в условиях перемен, в период модернизации российского образования, реализации основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в современной модели образования, ориентированной на развитие инноваций, необходимо продвигаться в профессиональном развитии, сохранять и преумножать лучшие педагогические качества, развивать творческий потенциал. Введение ФГОС дошкольного образования ориентирует педагогов на инновационные подходы к организации образовательного процесса, требует адекватного восприятия педагогических новшеств, осознания их необходимости.

Возрастающие требования общества к качеству образования и педагогическому профессионализму обусловили приоритетную направленность процесса повышения квалификации педагогов на развитие профессиональных компетенций, на обеспечение условий для конструктивного решения проблем педагогической практики и реализации задач инновационного развития педагогической деятельности.

Обеспечение обозначенных приоритетов, в свою очередь, предполагает изменение содержания и форм повышения профессионального уровня педагога, эффективного взаимодействия всех специалистов дошкольного образовательного учреждения, что возможно при формировании всесторонней модели методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров.

Методическая работа в ДОУ.

Методическая работа в дошкольном учреждении, по определению, данному в книге И.В.Никишиной «Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях» - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом.

Методическая работа, по определению Э.М.Шевченко, - это система организационной педагогической и управленческой деятельности руководителя, направленная на обеспечение непрерывного совершенствования педагогической квалификации и профессионального мастерства педагога с целью повышения качества образовательного процесса. Это создание такой образовательной среды в учреждении, где был бы полностью реализован творческий потенциал, и обеспечивалось бы непрерывное образование педагога и всего коллектива ДОУ (К.Ю.Белая, В.П.Дубова и др.). В данных определениях уже заложено указание на цель методической работы, которая конкретизирована И.В.Клемешовой и А.И.Тебякиной, как обеспечение качества развития системы непрерывного образования педагогических кадров дошкольного учреждения.

В Концепции модернизации российского образования подчёркивается, что основная цель профессионального образования, заключается в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Новые документы в Российском образовании (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утверждённый приказом Минтруда России №544н от 18 октября 2013 года; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) закрепили высокие требования к профессионально-педагогической компетентности каждого педагога.

Всё это предполагает активизацию методической работы с педагогическими кадрами, поиска её новых форм и методов, отвечающих потребностям современной дошкольной педагогики.

Организация методической работы включает в себя целый ряд важнейших функций:

-изучение, анализ состояния дел в ДОУ учётом нового «социального заказа»;

-выбор цели и конкретных задач деятельности;

-планирование содержания, форм и методов, путей и средств достижения целей;

-стимулирование, оказание практической помощи воспитателям;

-комплектование проблемных групп педагогов;

-подведение итогов каждого этапа методической работы и определение новых ближних и дальних перспектив;

-сбор и обработку полученной информации;

-корректировку образовательно-воспитательного процесса в ходе различных методических мероприятий с воспитателями;

-поощрение творческих работников, создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи.




Методическая служба - связующее звено между деятельностью педагогического коллектива дошкольного учреждения, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.

Ориентируясь на гуманизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения, методическая служба призвана обеспечить:

  • достижение воспитанниками дошкольного учреждения установленных государством образовательных стандартов;

  • адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников.

При проектировании модели методической работы оптимальной для нашего ДОУ мы учитывали деятельностный аспект, предложенный К.Ю.Белой, и определили следующую структуру: цель - содержание - формы - методы - результаты - обратная связь.

Конструируя систему методической работы, мы стараемся учитывать:

  • актуальные вопросы современного дошкольного образования;

  • годовые задачи педагогического коллектива;

  • результаты изучения личности и деятельности воспитателей, особенно затруднения педагогов;

  • количественный и качественный состав педагогического коллектива;

  • имеющиеся в коллективе традиции;

  • сравнительную эффективность различных форм методической работы;

  • меру в использовании тех или иных направлений содержания, форм, приёмов методической работы;

  • наличие времени и особенности ситуации для осуществления намеченной методической работы.

Задачу обучения и развития педагогов следует признать основополагающей в управлении методической работой. При этом традиционная система информирования и обучения педагогов не всегда дает ощутимые результаты, т.к. она ориентирована на коллектив в целом. Поэтому модель организации и содержания развития педагогов, повышение их квалификации должна строится дифференцированно, чтобы были задействованы внутренние факторы и механизмы самого педагога, способствующие личностные и профессионально-нравственному развитию..

Важнейшим условием, обеспечивающим дифференцированный подход в работе с педагогическими кадрами, является анализ кадрового обеспечения.

(Приложение 1.

Сравнительный анализ педагогического состава учреждения за 2009-2014 годы).

Проблемное поле в работе с педагогами выявляется в ходе анкетирования педагогов проводимых начале-конце учебного года и в соответствии с задачами годового плана; в ходе текущих и тематических контролей.

(Приложение 2.

Анкета для педагогов ДОУ «Профессиональный портрет», Анализ профессиональной компетентности педагогов ДОУ).


В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и в соответствии с Дорожной картой по введению ФГОС в феврале 2014 года было проведено анкетирование педагогов с целью определения уровня готовности педагогического коллектива к введению ФГОС дошкольного образования.

(Приложение 3.

Анкета для педагогов ДОУ «Готовность педагога к внедрению ФГОС дошкольного образования», Анализ результатов анкетирования педагогов ДОУ).

Ежегодно проводится анкетирование педагогов с целью определения степени использования ИКТ. Анкетирование, проведённое в феврале 2013 года, позволяет отметить рост числа педагогов использующих компьютерные технологии на занятиях и при подготовке занятий - 65%. В мае 2012 года этот показатель был равен 53%. Большинство - (88%) использует интернет ресурсы.

Полученные в ходе анализа данные мы учитываем при организации методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров нашего ДОУ.

Являясь государственным учреждением, детский сад выполняет государственный социальный заказ. Поэтому именно это является приоритетным при определении целей и задач дошкольного учреждения, а следовательно, не может не учитываться при определении целей и задач методической работы.



Цель методической работы:

Создание условий для повышения и развития профессиональной компетентности педагогов для достижения качественных результатов своей педагогической деятельности в условиях введения ФГОС дошкольного образования.

Задачи:

  1. Обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

  2. Обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей.

  3. Оказание помощи в профессиональном становлении молодых (начинающих) педагогов.

  4. Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.

  5. Организация работы по изучению и внедрению новых эффективных технологий, форм и методов обучения.

  6. Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

  7. Разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов.

  8. Организация взаимодействия с другими образовательными учреждениями и учреждениями науки с целью обмена опытом педагогической деятельности, повышения квалификации педагогов.



Содержание:

В содержание методической работы входят актуальные вопросы современного дошкольного образования (до последнего времени первостепенным было обеспечение введения федеральных государственных требований к структуре и условиям ООП ДО, в настоящее время - введение ФГОС дошкольного образования в практику работы ДОУ); вопросы, в которых педагоги испытывают затруднения; темы, над которыми работает ДОУ, а также вопросы организации продуктивного взаимодействия с родителями, что тоже является одним из требований ФГОС дошкольного образования.

Механизмами реализации указанных в модели целей и задач являются программа развития ДОУ, образовательная программа ДОУ, годовой план работы. Работа по введению ФГТ и ФГОС нашла отражение в годовых планах работы в разделе «Методическая работа» на 2012-2013, 2013-2014, 2014-2015 учебные годы (Приложение 4); Перспективном плане деятельности «Творческой группы» по разработке ООП ДО в соответствии с ФГТ; Дорожной карте по введению ФГОС дошкольного образования (Приложение 5).

В модель методической работы по обучению педагогов нашего ДОУ включены следующие блоки деятельности:

Уровень профессионального мастерства педагогов

Мониторинг потребностей работников ОУ

Сбор и анализ сведений о кадрах; о награждениях; о повышении квалификации; об итогах аттестации; об участии педагогов в методической работе

Организация повышения квалификации педагогов

Оказание помощи молодым специалистам и работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный период

Совершенствование педагогической деятельности. в процессе ознакомления с достижениями педагогической науки и практики

Организация работы по изучению, обобщению и распространению опыта работы


  1. ;









Содержание образования дошкольников

Научно-методическое обеспечение педагогического процесса

Участие в разработке образовательной программы ДОУ

Знакомство с инструктивно-директивными документами, нормативно-правовой базой современного дошкольного образования

Обеспечение педагогов необходимой информацией о новинках методической и научно-методической литературы

Информирование педагогов о современных программах, педагогических технологиях

Реализация плана методических мероприятий на год

Разработка перспективных планов, рабочих учебных программ, конспектов, методических разработок в помощь воспитателям по всем образовательным областям, создание медиатеки




Содержание образования дошкольников

Создание условий для укрепления здоровья воспитанников и формирования о здоровом образе жизни

Создание условий для разработки и реализации рабочих программ и образовательных проектов, современных педагогических технологий

Методическое и научно-методическое обеспечение введения нового содержания дошкольного образования по образовательным областям (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие и коррекционная работа)

;




Готовность детей к обучению в школе

Ознакомление с результатами диагностики ГОШ

Методическая работа с педагогами, работающими в подготовительных группах

Подготовка практического материала в помощь воспитателям

Методическая работа с родителями будущих первоклассников

Составление и реализация плана работы по преемственности со школой

Анализ адаптации первоклассников в школе



Методическая работа по организации психолого-педагогического сопровождения семьи в дошкольном детстве

Взаимодействие с семьёй

Сбор и анализ сведения о составе семьи

Методическая работа по организации традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями

Разработка и реализация плана работы с неблагополучными семьями


В содержание каждого блока включаются следующие направления: воспитательное, дидактическое, психологическое, техническое, физиологическое.

Так воспитательное направление предусматривает повышение квалификации воспитателей по вопросам теории и методики в условиях личностного подхода и гуманизации воспитательного процесса.

Дидактическое направление методической работы включает обновление знаний воспитателей по наиболее актуальным проблемам повышения эффективности обучения детей в ДОУ.

Психологическое направление обеспечивает повышение квалификации воспитателей в области общей, возрастной, и педагогической психологии.

Физиологическое направление предусматривает вопросы общей и возрастной физиологии и гигиены.



Формы методической работы:

Повышение профессиональной компетенции педагогов детского сада строится с использованием различных форм.

Внешнее повышение квалификации происходит:

- за счет посещения курсов повышения квалификации;

- обучение в учебных заведениях;

- участие в работе методических объединений района.

Внутреннее повышение квалификации происходит за счет методической работы с педагогами внутри ДОУ. В организации методической поддержки педагогов в нашем ДОУ используются разнообразные формы работы: индивидуальные, групповые, фронтальные.

Формы методической работы в МБДОУ "Детский сад №8 комбинированного вида" с.Выльгорт

Индивидуальные

Групповые

Фронтальные

  • Самообразование;

  • Консультации заведующей, старшего воспитателя, педагога-психолога;

  • Наставничество;

  • Выполнение авторских разработок;

  • Диагностика затруднений (анкетирование);

  • Публикация в изданиях различного уровня;

  • Разработка памяток, карт контроля по проведению анализа педагогической деятельности по различным направлениям.

  • Школа молодого специалиста;

  • Взаимопосещения занятий;

  • Творческие группы (микрогруппы)

  • Педсовет;

  • Психолого-педагогические семинары-практикумы;

  • Аукционы и конкурсы педагогических находок

  • Круглые столы

  • Конкурсы педагогического мастерства;

  • Мастер-классы;

  • Психологические тренинги;

  • Деловые игры;

  • Методические оперативки;

  • Конкурсы и выставки методических материалов методических и дидактических материалов;

  • Методические издания;

  • Творческие отчёты;

  • Презентации опыта работы, авторских разработок;

  • Размещение информации о методической работе на сайте ДОУ

Работа по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации педагогического процесса в условиях введения ФГТ и ФГОС дошкольного образования ведётся поэтапно.

1-й этап - теоретический - осознание идеи, осмысление передовых систем;

2-й этап - методический - показ лучших образцов: передового опыта; построение замысла индивидуальной методической системы;

3-й этап - практический - самостоятельная разработка и апробация воспитателями новых технологий обучения и воспитания;

4-й этап - аналитический - выявление результативности работы, а также анализ наиболее типичных затруднений и способов их устранения.

Примеры поэтапной организации методической работы представлены в виде перспективного планирования методической работы по темам годовых планов работы за 2012-2013, 2013-2014 учебные годы: «Реализация принципа интеграции в содержании образовательных областей «Безопасность» и «Здоровье» в рамках ФГТ, «Игровая деятельность как основной вид детской деятельности в соответствии с ФГТ»; «Организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в освоении разных образовательных областей»); «Организация этнокультурного образования в ДОУ в соответствии с ФГОС» (Приложение 6).

Повышение квалификации педагогов осуществляется на базе сетевых партнёров: ГАОУ ДПО (ПК) С РК «КРИРО», КГПИ, ГАОУ СПО РК «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А.Куратова, где воспитатели и специалисты проходят курсовую подготовку, заочное обучение.

(Приложение 7

Отчёт о повышении квалификации педагогов за 2010-2015 годы)

Одной из эффективных форм повышения профессиональной компетентности считаем самообразование педагога. Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога. В методическом кабинете ДОУ созданы необходимые условия, постоянно обновляется и пополняется фонд справочной и методической литературы.

(Приложение 8

Сведения о самообразовании педагогов за 2012-2013, 2013-2014, 2014-2015 годы).


Наиболее эффективным считаем использование активных методов обучения (обучение в деятельности), которые предполагают непосредственное вовлечение педагогов в активную учебно-познавательную деятельность, строящуюся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы, на самостоятельном овладении педагогами знаниями:

- тематические педсоветы;

(Приложение 9

Тематические педсоветы.

- открытые просмотры занятий;

- анализ конкретных ситуаций;

- мастер-классы;

(Приложение 10

Мастер-классы педагогов.

- семинары-практикумы;

- «круглые столы»

(Приложение 11

Круглый стол «Готовимся к школе с раннего возраста» на педсовете «Готовим ребёнка к школе».

.

- конкурсы творческого мастерства;

(Приложение 12

Конкурсы для педагогов ДОУ.


- конкурсы и выставки методических разработок и дидактических материалов, исследовательских работ;

(Приложение 13

Исследовательские работы педагогов.

- создание памяток, методических пособий и технологических карт.

(Приложение 14

Памятки, методические разработки «В помощь воспитателю»).

Обучающие семинары-практикумы являются, на наш взгляд, наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов: где основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовки. Необходимым условием организации обучающих семинаров является посильное участие всех педагогов.

(Приложение 15

Семинар-практикум «Содержание образовательных областей «Безопасность» и «Здоровье»)

Безусловно, важнейшей и наиболее эффективной формой методической работы с педагогами является организация открытых просмотров. Открытые просмотры в ДОУ организуем к разным методическим мероприятиям, к педагогическим советам, в процессе аттестации педагогов, в дни открытых дверей. Очень эффективным методическим мероприятием считаем организацию совместного просмотра начинающими воспитателями и старшим воспитателем работы деятельности успешно работающего педагога.

Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагога. «Передовой педагогический опыт (по мнению Я.С. Турбовского) - это средство целенаправленного совершенствования учебно-воспитательного процесса, удовлетворяющие актуальные потребности практики обучения и воспитания».

Изучение, обобщение, распространение и создание передового опыта - одна из главных функций методической работы в детском саду.

Распространение передового опыта осуществляется в ДОУ в виде:

-выступления на педагогическом совете и сопровождается демонстрацией наглядного материала и презентацией опыта работы;

-коллективного просмотра;

-творческого отчета, в процессе которого проходит показ фрагментов работы педагога - отдельных занятий, работы в повседневной жизни, материалов, пособий, рекомендаций;

-мастер-класса - одной из новых форм распространения опыта (рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях);

-представления материалов в методическом кабинете (конспекты цикла занятий по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме, авторские дидактические игры).

-участие в конкурсах профессионального мастерства различного уровня;

- представление материалов в печатных изданиях различного уровня.

Ежегодно в ДОУ проводятся различные конкурсы для педагогов. Смотр-конкурс - это способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими.

(Приложение 16

Положение о конкурсе «Самая удачная педагогическая находка».

Справка по итогам).

В текущем учебном году в ДОУ пришли 7 новых воспитателей. Поэтому актуальным стал вопрос организации действенной помощи в адаптации молодых педагогов, накоплению у них практического опыта работы с детьми и родителями, умению применять на практике усвоенные в период обучения колледже теоретические знания. Для решения этого вопроса была организована Школа молодого специалиста (ШМС). Для анализа профессиональной самооценки, отношения к педагогической деятельности, профессиональных затруднений педагогов было проведено анкетирование.

(Приложение 17

Справка по результатам анкетирования молодых специалистов).

По результатам анкетирования была составлена план работы ШМС.

(Приложение 18

Программа Школы молодого воспитателя).

Достижение высоких результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами, в том числе, и с младшими воспитателями. Ведь младший воспитатель занимает особое место среди представителей учебно-вспомогательного персонала детского сада, т. к. работает непосредственно с детьми. Но поскольку обычно на эту должность принимаются люди без специального образования, то ими ощущается острая нехватка необходимых знаний о психофизическом здоровье дошкольников, о методах и приемах взаимодействия с ними. Для повышения уровня квалификации в МБДОУ "Детский сад №8 комбинированного вида" с.Выльгорт организован Клуб младших воспитателей (далее - Клуб), в рамках которого педагогический коллектив детского сада предоставляет возможность этой категории сотрудников изучать различные вопросы дошкольного воспитания и обучения.

(Приложение 19.

Программа работы Клуба младшего воспитателя).


Результаты реализации модели повышения профессиональной компетентности педагогов

Предполагаем, что результатом реализации разработанной нами методической модели обучения педагогических кадров в условиях перехода ДОУ к реализации ФГОС должно стать развитие у педагогов следующих педагогических умений:

  • Исследовательских: умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.); изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; провести анализ результативности воспитательно-образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельному направлению; умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС;

  • Проектировочных: умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации ФГОС; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;

  • Организаторских: умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии; современные подходы к воспитательно-образовательной деятельности; умение включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям;

  • Коммуникативных: умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;

  • Конструктивных: умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы (деятельностного подхода) реализации образовательного процесса.


Структура методической службы:

Структура методической службы нашего детского сада позволяет рационально распределять функциональные обязанности педагогов, максимально использовать их сильные стороны, предотвращать конфликты, стимулировать четкое выполнение обязанностей каждым субъектом.

ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА ПЕДАГОГОВ

СПЕЦИАЛИСТЫ

ВОСПИТАТЕЛИ

МИКРОГРУППЫ

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

ЗАВЕДУЮЩАЯ

СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТОВ

ПЕДАГОГ ПСИХОЛОГ

СТАРШИЕ ВОСПИТАТЕЛИ





В структуру методической службы ДОУ входят:

  • Заведующая

  • Старшие воспитатели

  • Педагог-психолог

  • Совет специалистов

  • Творческая группа педагогов по введению ФГОС дошкольного образования

  • Микрогруппы (временные объединения педагогов)

  • Специалисты

  • Воспитатели

Заведующая осуществляет непосредственное руководство ДОУ: определяет стратегию, цели и задачи развития учреждения, обеспечивает создание условий для непрерывного повышения квалификации работников, создание условий для внедрения инноваций, организует систему контроля в ДОУ и т.п.

Старшие воспитатели планируют и организуют и учебно-воспитательную, методическую работу с учётом профессиональных навыков, опыта воспитателей, предусматривая: повышение квалификации воспитателей, помощь воспитателям в самообразовании, аттестацию воспитателей, методическую помощь воспитателям по всем направлениям работы ДОУ, обмен опытом работы сотрудников ДОУ, организацию работы творческих групп, подготовку и проведение педагогических советов и методических мероприятий, развитие преемственности ДОУ и школы, совершенствование работы с родителями, осуществление контроля воспитателей и т.п.

Педагог-психолог оказывает консультативную и методическую помощь по вопросам организации педагогического процесса с точки зрения общей, возрастной и детской психологии, обеспечения психологического комфорта и психического здоровья всех участников образовательных отношений. В рамках перехода на новые ФГОС дошкольного образования, психолог должен сосредоточиться на формировании мотивационной сферы педагога, т.к. введение этих стандартов предъявляет новые требования к уровню психолого-педагогической компетентности всех специалистов образовательного учреждения. Организует работу медико-социально-психологической службы, работу с неблагополучными семьями.

Совет специалистов является органом управления образовательным процессом в ДОУ, целью которого является целенаправленная помощь педагогам в обеспечении высокого уровня образовательной, лечебно-оздоровительной и коррекционной работы с дошкольниками, ориентацию на современные требования педагогической и психологической наук. Совет специалистов в свою очередь, подразделяется на две службы: научно-методическую и медико-социально-психологическую.

В состав научно-методической службы входят: старшие воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатель I категории. Научно-методическая служба осуществляет:

  • Выявление, обобщение, внедрение и распространение передового педагогического опыта;

  • Организацию смотров-конкурсов, конкурсов профессионального мастерства педагогов;

  • Обсуждение вопросов планирования образовательной деятельности в ДОУ;

  • Организация и проведение внутрисадиковского контроля.

  • Рецензирование и утверждение авторских программ и технологий, используемых в ДОУ.

В состав медико-социально-психологической службы входят: педагог-психолог, старшая медсестра, инструктор по физической культуре. В ведении медико-социально-психологической службы находятся вопросы организации работы с неблагополучными семьями, семьями, находящимися в социально-опасном положении; отслеживает процессы физического, психического, интеллектуального развития ребёнка; организации профилактической и коррекционной работы с дошкольниками.

В 2011-2012 учебном году была создана творческая группа педагогов по разработке ООП ДО, результатом деятельности которой, стало написание Образовательной программы ДОУ, в феврале 2014 года была создана творческая группа по введению ФГОС дошкольного образования в практику работы ДОУ. В состав этой группы вошли педагоги с высоким уровнем профессиональной компетентности, заинтересованные во взаимном творчестве, изучении корректировке Образовательной программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования, разработке методических и практических материалов для обеспечения оптимальных условий для введения ФГОС дошкольного образования.

Временные исследовательские, проектные микрогруппы создаются на исключительно добровольной основе (чаще всего по принципу возрастного деления групп, в которых работают педагоги, или по принципу интеграции работы специалистов), когда необходимо освоить какой-то новый передовой опыт, новую структуру планирования или разработать и реализовать образовательный проект, подготовить содержание рабочих учебных программ. Каждый член группы сначала самостоятельно изучает опыт, разработку, затем все обмениваются мнениями, создают свой продукт деятельности. В творческой микрогруппе неформальное общение, главное внимание здесь уделяется поисковой, исследовательской деятельности, с результатами которой в последующем знакомится весь коллектив учреждения.



Обратная связь в организации работы по обучению педагогических кадров.

Для организации качественной работы по повышению квалификации педагогов обязательным условием является обратная связь с коллегами, то есть получение достоверной информации об эффективности проводимой методической работы, образовательными потребностями и желаниями педагогов их достижениями и затруднениями, о необходимости корректировки структурных компонентов модели.

Для этого необходим контроль за ходом и результатами методической работы.

Контроль - это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть; это стимулятор производительности и прогресса. (Н.Б.Веришина, Т.И.Суханова). Контроль позволяет установить, всё ли структурные компоненты модели работают в соответствии с целями и задачами, планом методической работы, нормативными документами, решениями педагогического совета, распоряжениями руководителя и т.п. Он помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недочётов.

Контроль является важнейшим фактором усиления личной ответственности педагога за исполнение своих обязанностей. Он должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным.

В нашем ДОУ система контроля является составляющей частью годового плана работы.

(Приложение 20

Система контроля за реализацией образовательной программы и выполнением годового плана в МБДОУ "Детский сад №8 комбинированного вида" с.Выльгорт (2013-2014 уч. год))

Для осуществления контроля разработаны следующий инструментарий:

  • График и циклограммы проведения различных видов контроля

  • Карты контроля различных направлений деятельности ДОУ

  • Анкеты по вопросам тематического контроля.

(Приложение 21.

Документация по проведению тематического контроля

«Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ»).



Оценить эффективность работы по обучению педагогов можно, используя методы тестирования и анкетирования. На основании полученных данных выявляются наиболее актуальные вопросы для обсуждения; вопросы, требующие консультирования для части педагогов. Исходя из реальных потребностей педагогов, планируется проведение различных форм работы с педагогическим коллективом.



Критерии успешности методической работы

Реализуемая в ДОУ модель обучения педагогов позволяет получить стабильные положительные результаты:

  • Половина педагогов имеет высшее образование. Остаётся постоянным количество педагогов, обучающихся в высших учебных заведениях.

  • За последний год 5 воспитателей аттестованы на соответствие занимаемой должности, 1 человек аттестовался на высшую категорию, 8 человек аттестованы на 1 категорию.

  • Ежегодно педагоги обобщают и представляют свой опыт работы по проектам и программам в ДОУ, районе, республике, на федеральном уровнях.

  • За последние два учебных года в ДОУ возросла активность участия педагогов ДОУ, коллектива детей и родителей в конкурсах и мероприятиях различного уровня.

  • Достижения ДОУ отражаются в средствах массовой информации.

  • Родители достаточно высоко оценивают деятельность детского сада.

Оценивая эффективность модели методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов основными критериями эффективности работы с кадрами, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности воспитателей и др.) считаем характеристики самого методического процесса: системность, дифференциация, этапность.

Системность - соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы.

Дифференциация - предполагает использование разных форм работы с воспитателями, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и др. показателей.

Так, методическая работа с воспитателями, не имеющими квалификационной категории, имеющими достаточный уровень теоретических знаний, но не имеющими достаточно опыта, теоретических и практических знаний и умений в работе с детьми, ориентируется на выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями, ознакомление с практикой работы более опытных педагогов. В нашем случае - это организация работы «Школы молодого специалиста».

Цели методической работы с воспитателями, имеющими достаточный уровень профессиональной компетентности, но не всегда в полной мере осуществляющие педагогическую деятельность - формирование ориентации на общение, диалог, повышение педагогической техники, осознание собственной индивидуальности, решаются через привлечение их к показу открытых мероприятий на базе ДОУ, выступлению на педсоветах, участию в профессиональных конкурсах.

Методическая работа с воспитателями высокого уровня предполагает стимулирование ценностной ориентации на творчество в их педагогической деятельности, на создание индивидуальной методической системы. При этом ставка делается на самообразование и самоанализ собственных достижений, инициативу в апробации новых вариантов обучения и воспитания дошкольников. Эти педагоги являются членами Совета специалистов, творческой группы, представляют ДОУ на методических мероприятиях и конкурсах различного уровня.

Этапность. Методическая работа в ДОУ осуществляется поэтапно (об этом говорилось выше). Соблюдение этапности в методической работе с педагогами полностью соотносится с «Лесенкой развития компетентности педагога», поэтому мы предполагаем, что реализация существующей модели методической работы по обучению педагогов будет способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов.

Т.о., На сегодня, можно отметить, что в ДОУ сложилась система повышения квалификации педагогических кадров, созданы необходимые условия, которые благоприятствуют организации и осуществлению повышению квалификации педагогов.





Перспективы дальнейшей работы по организации обучения педагогических кадров ДОУ:

  1. Разработка и внедрение в практику работы карты эффективности педагога, карты возможностей и затруднений, для определения более точных результатов уровня методической подготовки педагога, его способности к профессиональному совершенствованию и учёта реальных потребностей педагогов при планировании методической работы.

  2. Разработка индивидуальных планов профессионального саморазвития педагогов.

  3. Введение в практику методической работы новых интерактивных форм методической работы, таких как «Лекция-парадокс», «Коучинг-сессия», «Квик - настройка», Технология Открытого Пространства» и т.п.



Заключение.

Деятельность по повышению педагогического потенциала педагогов отличается многоплановостью и разносторонностью. Все вышесказанное подтверждает, что выбирая оптимальный вариант работы и современные формы ее реализации, можно эффективно способствовать повышению профессионального мастерства педагогов, их самосовершенствованию, полностью раскрыть творческие способности каждого как профессионала и как личности.

Необходимо использовать новые формы и методы работы с педагогами для повышения их заинтересованности в работе и творческой самоотдачи; искать пути нестандартного решения многих вопросов, возникающих в практике планирования работы дошкольного учреждения. В современных условиях можно выстроить эффективную систему методической помощи воспитателю только со знанием конкретных особенностей каждого педагога. Главное - научить педагогический коллектив думать сообща над улучшением путей и средств воспитания. Воспитатель должен иметь педагогическую свободу, самостоятельность выбора наиболее эффективного в сложившейся ситуации варианта действия, обладать нравственными качествами доброты и отзывчивости, широтой и искренностью, порядочностью, с уважением относиться к окружающим.

В работе с педагогами необходимо обеспечивать обратную связь, откровенный обмен мнениями, анализировать конкретные ситуации, принимать необходимые решения.

Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства. Но любовь к своей профессии, детям, хорошие профессиональные знания, развитые педагогические способности и педагогическая техника, постоянная работа над своим развитием - необходимое условие для достижения педагогом профессионального мастерства.





Литература.

  1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 64с.

  2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 96с.

  3. Веселова Т.Б. Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ. - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. - 96с.

  4. Волкова В.А., Соколова Н.Б. Воспитательная система ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 128с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ)

  5. Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Управление инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнёрства: Учебно-методическое пособие - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 144с.

  6. Ломтева Е.А. Система методической работы в ДОУ. - М.: Дрофа, 2009

  7. Мухина Т.С. Управление ДОУ в статусе Центр развития ребёнка. //Управление ДОУ, №4/2007. - с.18

  8. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях /И.В.Никишина, канд. пед. наук. - Волгоград: Учитель, 2009. - 156с.

  9. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: справочно-методические материалы /сост. Н.Б.Вершинина, Т.И.Суханова. - Волгоград: Учитель, 2010.- 111с.

  10. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 262с.

  11. Коновалова О. В. Модель интерактивного обучения в процессе методической работы ДОУ при введении современных федеральных государственных требований [Текст] / О. В. Коновалова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). - Режим удалён. доступа: moluch.ru/conf/ped/archive/66/3306/

  12. Ломтева Е.А. Система методической работы в ДОУ - Режим удалён. доступа: festival.1september.ru/articles/509687/

  13. Система методической работы в ДОУ - - Режим удалён. доступа: sad-ryabinushka.ru/



Приложения.

Приложение 1. Сравнительный анализ педагогического состава учреждения за 2009-2014 годы.

Приложение 2. Анализ профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Приложение 3. Анализ результатов анкетирования педагогов ДОУ «Готовность педагога к внедрению ФГОС дошкольного образования».

Приложение 4. Методическая работа по введению ФГТ и ФГОС в годовых планах.

Приложение 5. Дорожная карта по введению ФГОС дошкольного образования.

Приложение 6. Поэтапная организация методической работы по темам: «Реализация принципа интеграции в содержании образовательных областей «Безопасность» и «Здоровье» в рамках ФГТ, «Игровая деятельность как основной вид детской деятельности в соответствии с ФГТ»; «Организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в освоении разных образовательных областей»); «Организация этнокультурного образования в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Приложение 7. Отчёт о повышении квалификации педагогов за 2010-2015 годы.

Приложение 8. Сведения о самообразовании педагогов за 2012-2013, 2013-2014, 2014-2015 годы.

Приложение 9. Тематические педсоветы

Приложение 10. Мастер-классы педагогов.

Приложение 11. Круглый стол «Готовимся к школе с раннего возраста» на педсовете «Готовим ребёнка к школе».

Приложение 12. Конкурсы для педагогов ДОУ.

Приложение 13. Исследовательские работы педагогов.

Приложение 14. Памятки, методические разработки «В помощь воспитателю»

Приложение 15. Семинар-практикум «Содержание образовательных областей «Безопасность» и «Здоровье»)

Приложение 16. Положение о конкурсе «Самая удачная педагогическая находка». Справка по итогам.

Приложение 17. Справка по результатам анкетирования молодых специалистов.

Приложение 18. Программа Школы молодого специалиста.

Приложение 19. Программа Клуба младшего воспитателя.

Приложение 20. Система контроля за реализацией образовательной программы и выполнением годового плана.

Приложение 21. Документация по проведению тематического контроля «Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ


© 2010-2022