Проект: Комплексное планирование образовательной деятельности по теме Рыбы

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Проект




на тему: «Комплексное планирование образовательной деятельности по теме: «Рыбы»
















Выполнила: Кондратьева Нина Васильевна,

старший воспитатель,

МАОУСОШ с. Залучье, Старорусский район











Цель: Уточнение и закрепление представлений у детей о рыбах.

Задачи:

  1. Закрепление знаний у детей о рыбах (пресноводные, морские, аквариумные).

  2. Помочь детям запомнить особенности внешнего вида, разнообразие названий рыб и их детёнышей.

  3. Учить выделять характерные особенности пресноводных, морских, аквариумных рыб.

  4. Формировать знания детей о пресноводных рыбах родного края.

  5. Развивать диалогическую речь, активизировать словарь.

  6. Учить составлять описательные рассказы о строении и характерных особенностях рыб.

  7. Закрепить представление о природоохранной деятельности человека на водоёмах, содержащих рыб.

  8. Развивать память, логическое мышление.

1. Речевое развитие

Беседы с детьми: «Что мы знаем о рыбах», «Почему рыбы живут в разных водоемах?». Свободное общение.

Рассказы из личного опыта: «Как я с папой был на рыбалке».

Рассматривание иллюстраций с изображением различных рыб. Описательные рассказы о внешнем виде рыб. Использование в речи прилагательных (хищная, глубоководная, быстрая, ловкая и др.), глаголов-действий (прыгает, ныряет, извивается, плавает, заглатывает и др.).

Дидактическая игры: «Чьи хвосты?», «Назови ласково», «Назови части тела рыбы».

Наблюдения за аквариумными рыбками, беседы после наблюдений «Кто в аквариуме живет?», «Зачем рыбке глаза?», «Как рыбка плавает и дышит?».

Чтение художественной литературы (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», И.А. Крылов «Лебедь, щука и рак», Г-Х. Андерсен «Русалочка», Н.Н.Носов «Карасик», К.Бальмонт «Золотая рыбка».

Отгадывание и составление описательных загадок самими детьми. Загадки-описания по теме.

Словарная работа по теме.

2. Познавательное развитие.

Обобщающая беседа о рыбах. Объяснение пословиц и поговорок о рыбах.

Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций с изображением пресноводных, морских и аквариумных рыб.

Дидактические игры: «Где спряталась рыбка?», «Узнай по описанию», «Кто какой окраски?»

Объяснить понятия «хищные и мирные» рыбы, чем они питаются?

3. Социально-коммуникативное развитие.

Сюжетно-ролевые игры: «Зоомагазин», «Рыбный рынок», «Рыбалка».

Беседа о пользе рыб для человека, о редких рыбах, занесенных в Красную книгу, о природоохранной деятельности человека по отношению к водоемам, в которых водятся рыбы.

Ручной труд: изготовление альбома «Рыбы».

Беседы о трудовых действиях рыбаков.

Беседа о способах ухаживания за аквариумными рыбками. Уход за рыбками, аквариумом.

Безопасность. Беседа с детьми: «Правила безопасного поведения на водоеме», «Уход за аквариумными рыбками».

4. Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество

Творческое рассказывание: «Если бы я был(а) рыбкой».

Продуктивная деятельность.

Рисование «Аквариум с рыбками», игровое упражнение «Узнай и дорисуй рыбку».

Аппликация «Рыбки».

Лепка «Морское царство».

Отгадывание и составление загадок по теме.

Конструирование из бумаги в технике оригами «Летучие рыбы».

Музыка (по плану музыкального руководителя).

5. Физическое развитие

Подвижные игры: «Удочка», «Веселая рыбка», «Караси и щука», «Кто больше поймает рыбок?»,

Свободное общение. Пальчиковая игра «Рыбка»

6. Создание условий для самостоятельной деятельности детей

- Книжный уголок: чтение рассказов и стихов о разнообразии обитателей водоемов, подбор иллюстраций с изображением различных рыб;

- Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно- развивающей среды и совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм;

- Центр продуктивной деятельности: картонные коробочки, бумага различных видов, структуры, формата, цвета. Карандаши, краски, пластилин, бросовый материал (подборка материалов для коллективной работы по теме).

7. Взаимодействие с семьей

- Оформление группы работами детского творчества по теме.

- Привлечение родителей к помощи в изготовлении атрибутов к играм. Выставка рисунков по теме.

- Создание с родителями альбома «Наша семья на рыбалке».







Приложение

Пословицы и поговорки

  • Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.

  • На безрыбье и рак рыба.

  • На то щука в море, чтоб карась не дремал.

  • Не учи рыбу плавать.

  • Один карась сорвется, другой сорвется, третий, бог даст, и попадется.

  • Рыба гниет с головы.

  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Стихи

Ерши

Над речушкою
В тиши
Шелестят камыши.
А в воде
У камышей
Шесть задиристых ершей.
Не ершитесь вы, ерши,
Лучше спрячьтесь в камыши.
Вас ершей-малышей
Щука ждет у камышей.

Золотые рыбки

Рыбкам в банку
Сыплют манку.
Рыбки золотом горят.
Мне из манки спозаранку
Варят кашу и твердят,
Что и я от каши той
Тоже буду золотой. (В. Орлов)

И рыба клюет

Боится идти на рыбалку рыбак.
- Чего ты робеешь,
Скажи мне, чудак?
К реке не подходит

Трусишка Федот
С тех пор, как прослышал,
Что рыба клюет.

На рыбалке

Петя с удочкой сидит,
Зорко на воду глядит.
В ней малютки карасята
Роют ил, как поросята.
Стая старых карасей
Водяную карусель
Бойко вертит у крючка,
Отвлекает рыбачка,
Чтобы снять червя с крючка. (Г. Ладонщиков)

Рыбы
Плавниками водят рыбы,
Воду чистую мутят.
Пообедают -
Спасибо
Никогда не говорят.
Так живут они веками.
И куда ни бросишь взгляд, -
Рыбы только плавниками
Благодарно шевелят.
Почему такие рыбы?
Да во рту у них вода!
И они сказать спасибо
Не сумеют никогда.

Рыбья дразнилка
Эй, сом!
Эй, сом!
Ше-вель-ни
Хвос-том!
А я тебя
Не боюсь!
Дай подергаю за ус!
Ты - ленивый,
Ты проворный,
Ты - серебряный,
Ты - черный.
И не хлопай пастью зря,
Не поймаешь пескаря!

Акула

Это что за страшный хищник,
В океане грозно рыщет?
Пасть с зубами распахнула.
Берегись, плывёт акула!

Дельфин
О дельфинах всем известно -
Нет животных интересней:
Острый ум, движенья ловки
И легки для дрессировки.

Дельфины
Друг за другом мчится стая,
Волны телом разрезая,
То хвосты, то снова спины,
Кто вперёд, плывут дельфины.

Ёж морской
Живет на дне колючка -
Угрюмый Ёжик-злючка.
За камушки цепляется,
Морской травой питается.

Рыба-игла
Немало в море всяких рыб,
Одна плыла меж тёмных глыб,
Её малыш рукой поймал
И с ней немного поиграл.
Была та рыба столь мала,
По форме острая игла,
Она метнулась, как стрела,
И очень быстро уплыла!

Камбала (рыба)
Эта важная особа
Смотрит в стороны сурово,
В рот водицы набрала

Проплывает камбала.

Камбала.
Они ужасно плоски
И дети, и подростки
И даже рыбы взрослые
На вид совсем как доски

Кит

Плывет по морю великан.
Полощет свой беззубый рот.
Процедит, выпустит фонтан
И дальше по морю плывет.

Кит
В сказках - «Чудо-Юдо» он,
Часто страшен, разъярён.
Наяву ж - известно всем -
Безобиден кит совсем.

Коньки морские
Рыжие лошадки
Есть и вороные.
А еще, ребятки,
Есть коньки морские.
Нет у них подковок,
Нет пушистой гривы.
Под водой, в кораллах
Плавают игриво.

Про сома

Все приходится сому
С детства
Делать самому.
Даже крошечным сомишкам
Надо жить своим умишком!
Сам
Еду себе найди.
Сам
В беду не попади.
Не пожалуешься маме!
Сам справляйся -
Сам
С усами! (Борис Заходер)

  • Трудно жить
    Без пап и мам!
    Трудно
    Маленьким сомам!
    Но зато уж взрослый сом
    Не ударит в грязь лицом!
    Он лежит себе
    На дне
    Самостоятельный вполне!

  • Где живет огромный сом?
    Где живет огромный сом,
    Он по весу чемпион,
    Хоть совсем сойдешь с ума,
    Не поймаешь ты сома!
    Не клюет он на червя,
    Не возьмет на пескаря,
    Леску прочную порвет,
    В глубину на дно уйдет!
    Вот у старого сома
    Голова пока цела,
    Осторожен старый сом,
    Потому, что он умен!

Красивые рыбки

Уж я то знаю:

Не для кошек

И не для собственной еды

Разводит дедушка рыбешек...

Разводит их -

Для красоты!

Он сеял рыбок, как рассаду,

Не поливал (росли в воде).

И только взглядом, только взглядом

К их прикасался красоте.

Пескарь (рыба)
Рыбка в зарослях ютится,
Норовит от всех укрыться.
Осторожен как и встарь
Этот маленький пескарь.

Осьминог
На дне скучает осьминог.
Сложил печально восемь ног.
Точнее, восемь длинных рук -
Никто не плавает вокруг.

Загадки про рыб:

  • Стеклянный домик на окне
    С прозрачною водой,
    С камнями и песком на дне
    И с рыбкой золотой. (Ответ: Аквариум)

  • На окне - стеклянный пруд,
    А рыбачить - не дают! (Ответ: Аквариум)

  • Колюч, да не еж. Кто это? (Ответ: Ерш)

  • Ты со мною не знаком?
    Я живу на дне морском.

  • Голова и восемь ног,
    Вот и весь я - … (Ответ: Осьминог)

  • В бинокль злюку разгляжу

И капитану доложу.
Знают все прекрасно -
С ней играть опасно:
Зубы острые как нож,
Лучше ты ее не трожь! (Ответ: Акула)

  • На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. ( Ответ: Сом)


  • Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Ответ: Щука)

  • У нее во рту пила.
    Подводой она жила.
    Всех пугала, всех глотала,
    А теперь - в котел попала. (Ответ: Щука)

  • В реке большая драка:
    Поссорились два ... (Ответ: рака)

    Блещет в речке чистой
    Спинкой серебристой. (Ответ: Рыбка)

Пальчиковая гимнастика

Жил да был один налим,

Два ерша дружили с ним.

Прилетали к ним три утки

По четыре раза в сутки,

И учили их считать:

Один, два, три, четыре, пять

«Рыбка»

Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком вильнула,
Быстро-быстро уплыла.

Две ладошки вместе изображают плавательные движения.
Хлопают в ладоши
Ладони поочередно сжимаются в кулак.
Плавное движение каждой ладонью.

Хватательные движения "щепоткой".


Плавные сходящиеся и расходящиеся движения обеими руками.

Игра "Веселая рыбка".

Ночью темень, ночью тишь,
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Подойдем мы к ней, разбудим,
И посмотрим, что же будет...

Рыбка привязана к палочке. Воспитатель
поднимает рыбку над головами детей, дети
подпрыгивают, стараются достать рыбку.

Физминутка

«К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)
Одной, другой - это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)
Но не отправимся домой.

Дидактическая игра «Где спряталась рыбка»

Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.

Материал: ткань голубого цвета или бумага (пруд), несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.

Описание: детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.

«Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. - Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась» рыбка. Дети отгадывают.

Игра с мячом «Я знаю»

Дети становятся в круг, в центре - воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий рыб» и перечисляет (например, окунь, лещ, сом, акула, гуппи) и возвращает мяч воспитателю. (можно назвать пресноводных, морских, аквариумных)

Аналогично называются другие классы объектов природы.

«Лягушки» (прыжки)

  • На земле или на асфальте начертить небольшой квадратик - дом. Вокруг дома - четыре листика вперемежку с четырьмя кочками - пруд.

  • Играть могут двое, четверо, шестеро ребят. Один из играющих - Лягушка-квакушка, остальные - лягушата.

  • Лягушка-квакушка учит лягушат прыгать, она стоит справа от пруда, а лягушата - слева. Каждый лягушонок становится на квадратик - дом и, внимательно слушая команды Лягушки-квакушки, прыгает, отталкиваясь обеими ногами и приземляясь тоже на обе ноги.

  • Лягушка четко и громко командует, один лягушонок прыгает, а остальные следят за тем, правильно ли он это делает. Например, команда может быть такая: «Кочка!.. Листик!.. Листик!.. Дом!.. Листик!.. Кочка!.. Кочка!..» - или любая другая, где дом, листик и кочка чередуются так, как захочет Лягушка-квакушка. Если лягушонок прыгал высоко и не перепутал ни одной команды, он становится рядом с Лягушкой, а если ошибся - к лягушатам и должен будет после всех учиться прыгать снова.

Игровое упражнение «Назови ласково»

  • Сельдь - селёдочка

  • Окунь - …

  • Ёрш - …

  • Щука - …

  • Сом - …

Игровое упражнение «Чьи хвосты?»

  • Хвост щуки (Чей?) - щучий

  • Хвост ерша - …

  • Хвост окуня - …

  • Хвост акулы - …

Беседа на тему: «Что мы знаем о рыбах?»

Цель: пополнить знания детей о рыбах.

Задачи: Формировать знания детей о внешнем виде рыб, о среде их обитания. Напомнить способ классификации предметов.

Вызвать у детей желание узнать больше о рыбах, наблюдать и ухаживать за ними.

Развивать у детей связную речь посредством беседы о рыбах, логическое мышление, творческое воображение; активизировать и обогащать словарь ребёнка.

Воспитывать интерес к изучению природы, бережное отношение к рыбам, ко всему живому на Земле.

Активизация словаря: телескоп, вуалехвост, гуппи, меченосец, чешуйки, плавники, жабры,

Предварительная работа. Воспитатель организует наблюдения за рыбками, уход; рассказывает об аквариумных рыбах и рыбах, живущих в водоемах.

Материал: картинки иллюстрации с изображением различных рыб, воробья;

Ход:

Воспитатель: Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Кто это? (Рыбки).

Воспитатель демонстрирует картинки (иллюстрации) с изображениями рыб: телескопа, вуалехвоста, гуппи, меченосца, карася, щуки, сома и других, и среди них картинку с изображением воробья.

Воспитатель: Дети, взгляните на картинки, подумайте и скажите кто тут лишний. (ответы детей)

Воспитатель: Как вы определили, что лишний - воробей.

Дети: Смотрели, кого больше, и кто не относится к этой большой группе предметов.

Воспитатель убирает картинку с воробьем.

Воспитатель: Назовите изображённых рыб и дайте краткое описание внешнего вида каждой. Рассказывайте по образцу высказывания: «Эта толстая, усатая, немного похожая на кита, рыба называется сом». Или: «Рыбка с толстым туловищем и длинными, легкими, свисающими плавниками и хвостом называется вуалехвост».

Описательные рассказы детей.

Воспитатель: Дети, какая, по вашему мнению, рыба самая красивая,

- самая некрасивая,

- самая большая,

- самая маленькая.

Ответы детей:

Воспитатель: Рыбы такие разные и так непохожи друг на друга! Почему же их называют одним словом - рыбы?

Дети: (называют общие признаки рыб):

- все они живут в воде;

- имеют голову, туловище, хвост, плавники;

- на голове рот, глаза и жабры.

Воспитатель: А теперь отгадайте-ка загадку:

«У родителей и деток вся одежда из монеток». Кто это?

Дети: Рыбы.

Воспитатель: А монетки - это?

Дети: Чешуя. Чешуйки круглые, блестящие, плотно прилегают к телу рыбы.

Воспитатель: Серебряные или золотые монетки?

Дети: И те, и другие, но чаще серебряные. \

Воспитатель: У многих живых существ есть туловище, хвост, голова, глаза, рот. Но не у всех есть плавники и жабры. Давайте поговорим о них и для чего они назначены. Необходимы ли рыбам жабры? Да, рыбы дышат жабрами. Видно, как жабры приоткрываются и закрываются. А плавники?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, рыбы плавают с помощью плавников. Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело. Двигаться им помогают плавники: хвостовой и боковые. Шевелят плавниками и плывут. Плавник... плавать. А хвост, как руль, помогает им поворачивать влево-вправо. Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться у камня или у водорослей так, что их будет совсем не видно.

Воспитатель: А есть ли у рыб шея?

Ответы детей: Верно, нет шеи. Голова сразу переходит в туловище. Поэтому рыба поворачивается всем корпусом, не всегда видит корм.

Физминутка «К речке быстрой»

К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед)
Одной, другой - это кроль. (Круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте)
Но не отправимся домой.

Педагог цитирует отрывок из стихотворения И. Токмаковой:

Воспитатель: Ночью темень,

ночью тишь.

Рыбка, рыбка,

где ты спишь? (И. Токмакова. Где спит рыбка?)

Где же спит рыбка и как?

Дети: Спит рыбка у дна или среди растений, чуть шевеля плавниками, с открытыми глазами).

Воспитатель: Верно. У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. Некоторые рыбки при этом даже ложатся на бок. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой.

Воспитатель группирует картинки, отделяя аквариумных рыб от рыб, живущих в открытых водоемах. Спрашивает, не догадались ли дети, почему она отделила одних рыб от других.

Воспитатель: Перечислите аквариумных рыбок, затем назовите рыб, живущих в прудах и озерах.

Ответы детей:

Воспитатель: Кто из вас ребята видел рыб в реке или в пруду? Расскажите, как вы их заметили, как рыбы выглядели (2-3 ответа).

Воспитатель: А знаете ли вы, сколько живут рыбы? (от 5 до 100 лет!)
Мелкие рыбки живут меньше, а крупные (щука, сом) могут дожить до глубокой старости. Ведь в водоёмах у них нет врагов. Если не попадут на крючок рыболова, будут жить очень долго. А как живут аквариумные рыбки? Расскажите что вы знаете о них.

(Ответы детей).

Воспитатель: Приятно, когда в доме есть аквариум, не правда ли? Но уж если вы завели рыбок, ухаживайте за ними так, чтобы они получали все необходимое.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, рыбам в наших водоёмах угрожает какая-то опасность?

Ответы детей:

Воспитатель: И действительно, во многих местах уже запрещена ловля рыбы сетками, нельзя ещё глушить рыбу, из-за этого много рыбы погибает. Но не все бережно относятся к ней, не думают о последствиях. Мы с вами будем стараться беречь рыбу? Что мы можем для этого сделать? Пока мы будем ухаживать за аквариумными рыбками, а на будущее - будем умнее.

Заканчивая занятие, воспитатель обращается к детям: «Что нового узнали вы сегодня о рыбах? О каких рыбах вы хотите узнать поподробнее.


© 2010-2022