Рабочая программа по обучению чувашского языка для средней группы

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и молодёжной политики Чувашской Республики

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Росинка» г. Ядрина Чувашской Республики



«Рассмотрено»

на заседании Педагогического Совета

протокол № 1 от « 23 » 08. 2015г.

«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ «Детский сад

«Росинка» г. Ядрина

Т.Е. Карпова

Приказ №21от « 23 » 08. 2015г


Рабочая программа непосредственной образовательной деятельности

по познавательно - речевому развитию

образовательная область: коммуникация

(обучение чувашскому языку)



(средняя группа(4-5))

на период с01.09.2015 по 31.05.2016


по программе "Программа образования ребенка дошкольника" Л.В.Кузнецова

Составитель: Матвеева Арина Владиславовна, преподаватель по чувашскому языку

г. Ядрин, 2015



Пояснительная записка.

Рабочая программа по обучению чувашскому языку в МБДОУ «Детский сад «Росинка» г.Ядрин составлена по региональной программе Л.В.Кузнецовой "Программа образования ребенка дошкольника". В данном дошкольном учреждении 11 групп, из них 3 группы для детей детского раннего возраста, 2 группы первой младшей 1 для второй младшей, 1 группа для детей среднего возраста, 1 для детей старшего дошкольного возраста, 3 группы подготовительной. Данная рабочая программа рассчитана для детей среднего дошкольного возраста. В детском саду всего 19 детей среднего дошкольного возраста, из них 6 девочек, 13 - мальчиков.

Во все времена усвоение социального опыта своих предков оказывало особое влияние на человека. "Где бы ни жил ребенок он должен с раннего детства впитывать язык, культуру своего народа, познать его душу, характер, его прошлое и настоящее».
В 1993 году в Чувашской республике вышел закон "О языках", в котором указано, что граждане республики должны бережно относится к родным языкам, как к хранилищу духовного и культурного наследия предков, взаимно уважать языки и традиции.
В настоящее время уже в дошкольном возрасте уделяется особое внимание формированию у детей начал национального сознания, уважительного и доброжелательного отношения к людям всех национальностей, интереса к национальной культуре и языку.

Основной задачей обучения чувашскому языку в русскоязычных детских садах является формирование и развитие у детей первоначальных умений и навыков практического владения чувашской речью в устной форме.

В процессе обучения необходимо научить детей воспринимать «вслух чувашскую речь, вести несложный разговор в пределах доступной для них тематики (о детском саде, о своей семье, о себе, о товарищах, об играх и т. д.). Составлять небольшое описание картинок, предметов, известных им действий, используя усвоенные слова, грамматические формы, синтаксические конструкции, и несложные образцы связной речи.

Обучение чувашскому языку - органическая часть всей непосредствен - образовательной деятельности, воспитательной работы, осуществляемой в детском саду, и необходимо добиться его активного содействия нравственному, умственному, трудовому и эстетическому воспитанию дошкольников.

Основная цель непосредственной образовательной деятельности:

  1. научить детей воспринимать на слух и понимать чувашскую речь;

  2. научить произносить чувашские слова и простейшие фразы;

  3. привить элементарные умения и навыки отвечать на вопросы и самим задавать вопросы о знакомых предметах и явлениях окружающей действительности;

  4. научить составлять ситуативные высказывания по предметной наглядности, картинам, презентациям и т. д.

Программа ориентирует воспитателя на продуктивное овладение детьми чувашским языком: они должны научиться понимать и употреблять в своей речи такие формы слов и предложений, которые в данном виде, в данных сочетаниях не встречались им ранее. Обучение организовывается в непосредственной образовательной деятельности, в процессе совместной и самостоятельной деятельности и в процессе игры. Данная рабочая программа по обучению чувашскому языку находит отражение в процессе интеграции с такими образовательными областями, как чтение художественной литературы, познание, социализация, здоровье.

В связи с открытием данного детского сада 23 декабря 2014 года всего предусматривается 37 занятий, в неделю по 2 занятия. Длительность занятий 20 минут. Помимо проведения 2-х специальных занятий в неделю необходимо организовать регулярное активное общение с детьми на чувашском языке во время утреннего приема, в быту, в играх, трудовой деятельности, на занятиях по изобразительной деятельности, музыкальных, физкультурных и т. д.

Занятия по чувашскому языку не запланированы подряд два дня, так как это лишает возможности проводить целенаправленную работу по закреплению полученных в непосредственной образовательной деятельности умений и навыков разговорной речи.

Непосредственная образовательная деятельность проводится в группе № 7. Обучение чувашскому языку находит своё отражение в интеграции с такими образовательными областями, как познание (П), социализация (С), чтение художественной литературы (ЧХЛ), художественное творчество (ХТ), музыка (М), физическая культура (ФК), художественное творчество (ХТ).

Содержание рабочей программы.

Задачи воспитания и развития личности ребенка

Усвоение знаний о Родине, жизни и быте чувашского народа;

воспитание положительного отношения, интереса к изучению чувашского языка и литературы;

формирование у ребенка навыков правильного произношения всех звуков чувашского языка изолированно, в составе слова, фразы;

овладение элементарными фонетическими, лексическими, грамматическими навыками, умениями в аудировании и говорении.

Задачи воспитательно-образовательной деятельности

Организовать беседы на родном языке с целью активизации знаний и представлений о родном крае, его прошлого и настоящего. Формировать у дошкольников желание активно участвовать в речевом общении на родном и чувашском языках.

Формировать положительное отношение к изучению чувашского языка, к людям, говорящим на этом языке, культуре чувашского народа.

Учитывая способности и интересы детей создавать максимально комфортную и доброжелательную атмосферу на занятиях. Активно включать в процесс обучения процессы мышления, воображения, памяти, эмоции.

Организовывать ситуации общения, показывая, насколько важным в ней оказывается владение чувашским языком.

Организовать работу с родителями с воспитанниками, подвести к осознанию пользы нравственной и познавательной, которую приносит овладение чувашским языком.

Упражнять ребенка в выявлении акустических, артикуляционных характеристик специфически чувашских звуков. Выделять их в звуковом ряду, в слогах, словах.

Стремиться при формировании произносительных и интонационных навыков к высокой степени автоматизма; проверять устойчивость произносительных навыков в неподготовленной речи на чувашском языке.

Научить ребенка пользоваться интонационными различиями для целей общения (побуждение, просьба, вопрос, рассказ и т.п.).

Обогащать словарный запас в соответствии с темами бесед на занятии (игрушки, качества, признаки и т.д.).

Раскрывать значение новых слов, максимально используя средства наглядности (картинки, игрушки, показ действий).

Познакомить детей с грамматическими явлениями чувашского языка в пределах, предусмотренных программой. Обращать при этом основное внимание на функциональную роль этих явлений, их связь с определенными явлениями действительности. Формировать представления о явлениях родного языка.


Содержание речевой культуры

Словарь

А.:аван, автан, алă, алăк, алсиш, анне, апат, арçын ача, атте, ача, ача сачĕ.

Ё.Ăста.

В.: вайă, вăл, вĕç, виççĕ, выля.

Ё.: ĕç.

И.: иккĕ, ил, итле. Й.: йава, йăт, йытă.

К.:кай, кайăк, кала, калпак, кам, кама, камăн, кан, кас (резать), кашăк, кашкăр, кăвак, кăвакал, кăлар, кăтарт, кĕпе, кĕр, кĕрĕк, кĕт, кил, ку, кул, кунта, кур, курка, куç, кушак.

Л.: лайăх, лар.

М.:манăн,маттур, мечĕк,мĕн, мĕнле,миçе.

П:пакша, пар, параппан, парне, паравус, пăтă, пăх, пĕл, пĕрре, пĕчĕк,

пиллĕк, пирĕн, пичче, пукан, пукане, пур, пурăнать, пуç, пуçтар, пÿлĕм,

пÿрт, пылак, пысăк.

С: санăн, сарă, сахăр, сăмса, сĕтел, сивĕ, сик, симĕс, сывă.

Ç.: çакă, çапла, çарăк, çăвăн, çăкăр, çăмарта, çемье, çĕнĕ, çи, çу, çук,

çулла, çунашка, çуркунне, çÿлĕк, çÿç, çывăр, сыру.

Т.: тавтапуç, тасат, тат, твăар, таватга, тар, тăрантар, тăхăн, тетте, тĕс,

тилĕ,турт,тута,тутар,тутлă, тух,тыт.

У.: ун(ăн), унта, упа.

X.: хăлха, хăмпă, хăна, хĕвел, хĕлле, хĕр ача, хĕрлĕ, хитре, хул, хур, ху-

ра, хурăн.

Ч.: чашăк, чăваш, чăх, чей, чăн, чуп, чÿрече.

Ш.: шăл, шаллăм, шăши, шелле, шурă, шыра.

Э.: эпё, эпир, эсĕ, эсир.

Ю.: юр, юрат, юрать, юрла.

Я.: япăх, яр, яран, ят, яшка.

Звуковая культура речи

Воспитание слухового внимания, речевого дыхания, основных качеств голоса.

Развитие силы и высоты голоса.

Формирование четкости движений артикуляционного аппарата.

Развитие фонематического слуха.

Дифференциация звуков родного и чувашского языков в изолированном произношении, произношении в словах, во фразовой речи.

Формирование умений и навыков правильного произношения:

- звуков ё . \ по подражанию изолированно, в слогах, словах и

во фразовой речи;

- звука = изолированно, в слогах, в словах в разной позиции,

- полузвонкого произношения шумных согласных к, п, с, т, х, ш между сонорным и гласным, между гласными;

- долгих шумных согласных: тетте, п.рре, икк.;

- звукосочетаний йы, й., йё, й\ый;

- слов с начальным звуком ы: ыйт, ыран.

Формирование правильного словопроизношения и словесного ударения.

Грамматический строй речи

Формирование умений и навыков различения по интонации и правильного произношения повествовательных, вопросительных и побудительных предложений (Сенттиларать.Сенттиларать-и? Сентти, лар).

Обучение аудированию и правильному интонированию предложений с обращением (Сарпи, кил кунта).

Формирование навыков аудирования и интонирования предложений с однородными членами {Кунтакашёк, чашёк, турилккепур).

Формирование первичных умений и навыков аудирования и интонирования положительных и отрицательных предложений.

Ку пукане-и? - +апла, ку пукане.

+ук, ку пуканемар, ку чашёк.

Усвоение вопросительных слов: кём? Мён?

Кумён? - Ку тетте (пукане, чашёк...).

Ку кам? ~ Кухёрача (ар=ынача, анне...).

Обогащение словарного запаса словами, обозначающими существительное (пакша, меч.к, алё), признак предмета (лайёх, п.ч.к, сим.с), глаголами (чупатъ, сикет, ишет).

Ознакомление с числительными п.рре (п.р), икк. (икё), ви==. (ви=.), тёваттё (таватё), пилл.к (пилёк). Обучение счету в пределах пяти.

Формирование умений аудирования вопросительных слов: кам (м.н), м.нтёвать? и отвечать на них (Сенттим.нтёвать? - Сенттивылять).

Формирование умений и навыков понимания вопросительного словам.нле? и ответа на него (Меч.км.нле? ~ Меч.к=.н., х.рл.).

Обучение использованию в речи формы единственного и множественного чисел с аффиксом - сем. (Пукан - пукансем.Кунтапукан е пукансем? - Кунтапукан (пукансем).

Усвоение личных местоимений: вил и в.сем. (Ку ар=ынача. Вал ларать. Кусемар=ыначасем. В.семлара==.).

Формирование умений и навыков образования формы множественного числа глагола и использования их в речи. (Кунтах.рача. Вёлвылять. Унта хёрачасем. В.семвыля==.).

Формирование умений и навыков аудирования форм просьб и велений воспитателя, их выполнения, использования в самостоятельной речи (Кил(.р) кунта, лар(ёр), тёр(ёр).

Формирование умений и навыков понимания форм 1-го и 2-го лица глагола в настоящем времени. (Эп.ларатёп. Эпирларатпёр. Эс.ларатён. Эсирларатёр).

Формирование умений и навыков понимания предложений с формами косвенных падежей (Пуканене ил (хур, пар) -ха).

Формирование навыков аудирования предложений с вопросительным словом: ё=та? (Кубик ё=та выртать? - Кунта (унта, лере).

Формирование умений и навыков употребления в речи местоимений вместо существительных (Ку атте.Вёл.=лет).

Формирование умений и навыков употребления в речи предложений со словом камён?

Ку меч.ккамён? - Ку меч.кСашён.

Камёнмеч.кпур? - Сашёнмеч.кпур.

Аудирование

Формирование умений:

- понимать речь воспитателя и сверстников на чувашском языке в нормальном темпе;

- правильно слышать и понимать лексические единицы, грамматические формы слов;

- понимать и адекватно реагировать на ситуативные высказывания воспитателя на чувашском языке;

- воспринимать небольшие по объему произведения устного народного и авторского творчества.

Связная речь

Развитие диалогических умений:

- понять обращенную реплику;

- отреагировать на эту реплику;

- начать разговор.

В формировании монологической речи развитие умений:

- выбирать нужную модель предложения;

- соотнести модель предложения с имеющимся лексическим запасом и комбинировать предложения, построенные по разным моделям;

- комбинирования речевых образцов.

Формирование умения высказываться по содержанию воспринимаемой картины, игрушки, действия в одном-двух предложениях.

Сентябрь

Тема: №1 «Приветствие»

7 занятий

Октябрь

Тема: №2 «Моя семья»

7занятий

Ноябрь

Тема: №3 «Наш детский сад»

8 занятий

Декабрь

Тема: №4 »Зима»

8 занятий

Январь

Тема: № 5 «Части тела»

6 занятий

Февраль

Тема: № 6 «Наши Игрушки»

5 занятий

Март

Тема: №7 «Животные «

6 занятий

Апрель

Тема: № 8 «Весна»

7 занятий

Май

Тема: № 9 «Комната»

6 занятий

Обобщающие занятия по темам

9 занятий

Итоговые занятия

2 занятия

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема занятия

Цель

Словарь

Методы и приемы

Тема: №1 «Приветствие»

Сентябрь

1.Сывлăх сунни (Первая встреча, приветствие)

Показать красоту звучания чувашской речи, красоту костюма, вышивки. Вызвать интерес к изучению чувашского языка. Познакомить детей с чувашскими словами: тавтапуç, тархасшăн, сывă пулăр.

Создать у детей представление о чувашском языке, как о средстве общения

Сывă-и?

Cывах

Шупашкар

Чăваш

Сывă пулăр тавтапуç, тархасшăн

ларăр

5.Слушание чувашской песни»Автобус» 1.Вход воспитателя в национальной одежде. Рассматривание костюма.

2.Рассказ воспитателя о Чувашии с использованием иллюстраций

3.Слушание чувашской музыки, пение песни на чувашском языке»Автобус».

4.Чтение стихотворения «Автан».

Сентябрь

2Атьăр паллашар(Давайте знакомиться).

Продолжать изучение слов:Сывă-и?

Ырă кун пултăр! Чăваш, Етĕрне, Шупашкар, тавтапуç, тархасшăн.

Научить детей уважать свою Республику и свой язык.

Вводим новые слова: пысăк,пĕчĕк.

Сывă-и?

Cывах

Шупашкар

Чăваш

Етĕрне

Сывă пулăр тавтапуç, тархасшăн

Ларăр

Пысăк

Пĕчĕк

1.Приход Нарспи и Сетнер в чувашских костюмах.

2.Чтение отрывка из поэмы «Нарспи»

3.Игра «Пысăк- пĕчĕк»

4.Диалог между детьми и героями

5.Провожаем гостей

Сентябрь

3.Атьăр, паллашар.(Давайте знакомиться)

Познакомить с местоимениями: эпĕ,эсĕ.

Учить правильно произносить слова: сывă-и, сывах, тавтапуç, сывă пул.

Формировать умения и навыки понимания вопросительных предложений: Эсĕ мĕн ятлă?

Упражнять в правильном произношении звука «ĕ»

Эпĕ,эсĕ.

Ку эпĕ

Ку эсĕ

лар

тăр

1.Приход Илемпи

2.Вспомнить рассказ об Илемпи

3.Диалог между Имлемпи и детьми

4.Песенка веселого язычка

ĕ-ĕ-ĕ

5.Физкультминутка ларăр-тăрăр

6.Игра «Ку эпĕ,ку эсĕ»

Сентябрь

4.Атьăр, паллашар.(Давайте знакомиться)

Учить правильно произносить знакомые слова на чувашском языке.Отвечать на вопросы: Ку мĕн? Ку кам? Эсĕ мĕн ятлă?

Формировать навыки правильного произношения звуков(п,т), между двумя гласными звуками (кĕпе, тутăр)

Упражнять в произношении чувашских звуков: ă,ĕ

Ку мĕн?

Ку кам?

Тутăр

хитре

1.Фонетическое упражнение

2.Приход Илемпи в национальном костюме.

3.Знакомство с нарядом Илемпи

4.Диалог между Илемпи и детьми

5.Игра «Веселые прятки»

6.Игра «Атя,Ванюк урама»

Сентябрь

5.Атьăр, паллашар.(Давайте знакомиться)

Продолжать развивать элементарные умения и навыки слушания и понимания чувашской устной речи.

Упражнять в правильном произношении чувашского звука «ă»

Закрепить слова кĕпе, тутăр, хитре.

Ял

Хула

1.Приход в гости Ванюк

2.Знакомство с детьми:Эсĕ мĕн ятлă?

3.Приглашение к путешествию.

4.Упражнение звукопроизношения

ă- ă- ă (зуб заболел)

5.Ванюк приглашает к себе в гости в деревню.

Сентябрь

6.Паллашатпăр(знакомимся)

Учить применять знакомые слова в диалоге между детьми. Продолжать формировать умение пользоваться знакомыми словами для приветствия. Упражнять в произношении чувашского звука «ç».Познакомить с новыми словами : çапла, çук.

çапла, çук.

1.Приход Ванюк и приглашение покататься на автобусе

2.Песня «Автобус»

Диалог Ванюк с детьми по -чувашски

4.Игра «Телефон»

5.Песенка ветра ç- ç- ç(сильно, слабо)

Сентябрь

7Паллашатпăр(знакомимся)

Учить понимать и употреблять вопросительные предложения « Мĕн тăвать?»

Упражнять строить предложения с использованием глаголов в единственном и множественном числе тăр - тăрăр, лар - ларăр,лараççĕ, тăраççĕ,. Ввести новые слова: арçын ача, хĕр ача.Упражнять в правильном произношении чувашского звука «ă». Активизировать слова : çапла, çук.Развивать диалогическую речь.

арçын ача, хĕр ача. Мĕн тăвать?

1.Приход Ванюк и Анюк

2.Приветствие

3.Диалог Анюка с детьми

4.Игра «Отгадай» (картинками)

5.Фотографирование

Сентябрь

8.«Приветствие»(обобщающее занятие)

Учить понимать и употреблять вопросительные предложения « Мĕн тăвать?»Ку мĕн? Ку кам? Эсĕ мĕн ятлă?

Упражнять строить предложения с использованием глаголов в единственном и множественном числе тăр - тăрăр, лар - ларăр,лараççĕ, тăраççĕ,

Упражнять в правильном произношении чувашского звука «ă»,» ĕ»,«ç»

Активизировать слова: кĕпе, тутăр,итрее.

Тавтапуç, тархасшăн, сывă пулăр, çапла, çук, сывă-и, сывах,тавтапуç, сывă пул.

Развивать диалогическую речь.

Кĕпе, тутăр,итрее.

Тавтапуç, тархасшăн, сывă пулăр, çапла, çук, сывă-и, сывах,тавтапуç, сывă пул.

1.Приход Илемпи в национальном костюме.

2.Диалог между Илемпи и детьми

3.Игра «Веселые прятки»

4.Игра «Атя,Ванюк урама»

5.Игра «Телефон»

6.Песенка веселого язычка

ĕ-ĕ-ĕ ,ă- ă- ă, ç- ç- ç

Октябрь

1.Знакомство с семьей.

Отвечать на вопрос:Ку кам?.Строить диалоги, используя повествовательные и вопросительные предложения. Показать принадлежность чего-либо к определенному лицу. Закрепить:хăна, хăнара.Учить воспринимать небольшое стихотворение и воспроизводить с помощью вопросов содержание.

Атте, анне, аппа,пичче, манăн, санăн

1.Приход куклы Илемпи с предложением посмотреть ее семейный альбом.

2,Рассматривание фотографий,название членов.

3.Повторение детьми.

4.Лексическое упражнение.

5.Стихотворение «Пукане»А.Тускиля

6.Задание на дом:принести фотографии семьи.

Октябрь

2.«Çемье»

Продолжать знакомить с членами семьи. Активизировать лексику предыдущего занятия. Познакомить детей с речевым образом: «Манăн атте пур. Санăн кам пур?» Фонетическое упражнение на правильное произношение «ă»

Асатте, асанне,

йăмăк, шăллăм

1.Игровая мотивация: подготовить рассказ о своих семьях.

2.Рассматривание фотографий , называя членов семьи, их имена.

3.Знакомство с новыми членами семьи.

4.Физкультминутка «Сасăран пĕл».

5.Фонетическое упражнение:ă-ă-ă-ăн-ăн-ăн- санăн;

ă-ă-ă-ăн-ăн-ăн- манăн;

6.Игра «Камăн»

7.Игра с пальчиками (ку пукане - асанне ….)

Октябрь

3. Асанне патĕнче.

Закрепить знакомые речевые структуры. Отчетливо произносить знакомые чувашские слова, пользоваться интонационными различиями для целей обобщения. Расширить словарный запас новыми словами: кил, мăнук, мăнукăм. Отвечать на вопрос: Мĕн тăвать?

Кил, мăнук,

мăнуксем

1.Приход почтальона.

2.Поездка в деревню на лошади.

3.Фонетическое упражнение.

4.Приезд в деревню, знакомство с новыми словами, закрепление новых слов.

5.Рассматривание семейного альбома.

6.Физкультминутка :»Сфотографируемся на память»

Октябрь

4.Кукамай патĕнче.

Повторить и закрепить знания слов по теме «Семья». Продолжать воспитывать уважительное отношение к членам семьи.

Кукамай

Кукаçи

Ывăл

Хĕр

Мăнук

1.Слушаем песенку «Кукамайпа кукаçи»

2. Игра с пальчиками (ку пукане - асанне ….)

3. Диалог между детьми и героями

4. Физкультминутка :»Ларăр- тăрăр»

Октябрь

5. Ванюка çемьепе паллашатпăр.

Отчетливо произносить знакомые слова и фразы. Пользоваться интонационными различиями для целей общения(просьба,вопросы).Учить отвечать на вопросы воспитателя, учить задавать друг другу вопросы. Повторяя за воспитателем. Упражнять в правильном произношении чувашского звука «ă»

1.Игровая мотивация: расскажем Ванюк о своих семьях(он тоже хочет познакомиться)

2.Знакомство с членами семьи:рассказывает Ванюк по фотографиям.

3.Фонетическое упражнение:

ă-ă-ă - заболел зуб у Ванюк.

4.Диалоги

5.Физкультминутка :» Сасăран пĕл»

6.Игра с пальчиками.

7.Отъезд Ванюк.

Октябрь

6. Çемье

Учить детей отвечать на вопрос «Ăçта».Активизировать местоимения личные и притяжательные эпĕ, эсĕ,манăн, санăн.Учить рассказывать о своей семье по образцу из 2-3 предложений. Упражнять в произношении чувашского звука «ă»

1.Приход бабушки 2.Приветствие

3.Повторение слов: мăнук, мăнукăм.

4.Знакомство с бабушкой.

5. Физкультминутка :»Ларăр- тăрăр»

6.Рассказы бабушки о своей семье(из 2-3 предложений)

Игра «Кам çук»

Октябрь

7. Çемье

Активизировать лексику по теме «Семья», познакомить с новыми словами.Развивать навыки аудирования.Упражнять в правильном произношении звука «ē».Учить обозначать принадлежность предмета к определенному лицу:пирēн, сирēн ( манăн, санăн)

вăл

пирĕн

сирĕн

1.Сюрпризный момент.Приход Ванюк .

2.Повторение «Знакомство»

3.Упражнение (вопрос на ответ) для закрепление новой лексики .

4.Рассматривание рисунка воспитателя.

5.Игра Ванюк с детьми «Кто живет в этом доме» - на слух различать знакомые слова.

6.Рассказы детей о своих семьях с использованием фотографий.

7.Игра «Тух-ха, Ванюк урама»

Октябрь

8.Обобщающее «Семья»

«Хăнара»(в гостях)

Учить задавать и использовать в речи вопросительные предложения со словами:Мĕн тăвать?

Продолжать учить применять знакомые слова в диалогах между детьми, развивать навыки диалогической речи; Упражнять в правильном произношении чувашского звука (на усмотрение воспитателя)

1..Слушание чувашской песни»Автобус»

2.Приход в гости Анюк.

3.Игра «Узнай меня с фотографии»

4.Рассматривание картинок

5.Игра «Ят пĕлмелле»

6.Фонетическое упражнение :ă-ăн-ăн-ăн- санăн;

ă-ă-ă-ăн-ăн-ăн- манăн;

6.Прощание.

Тема: №3 «Наш детский сад»

Ноябрь

1. Пирēн ача сачē.

Учить правильно произносить чувашские слова: ача сачē, пирēн. Учить правильно строить конструкции их различных частей речи: ку ача сачē(занятие проводится на прогулке)

ача сачē

вылять

вăйă выляççĕ

1.Расмсказ воспитателя о своем д/с. В каком городе живем,, как называется д/с, на какой улице находится, обходят здание.На чувашском языке воспитатель знакомит:ача сачē

2.Фонетическое упражнение

3.Наблюдение за играми детей

4.Игры детей

Ноябрь

2.Пирēн ача сачē.

Учить правильно строить конструкции из различных частей речи: ку пирēн ача сачē, ача сачē пысăк,хитрее. Упражнять в правильном произношении чувашского звука «ĕ».Материалы: альбомы,фотографии д/с,детей,игрушечный фотоаппарат.

Пысăк,хитре

1.Игровая мотивация: Рассказ Илемпи о нашем д/с

2.Приход Илемпи. Приветствие.

3.Рассматривание альбома «Ача сачē»

4.Диалоги

5.Звуковая культура речи:звук «ĕ»

6.Илемпи фотографирует детей/»Ларăр- тăрăр»/

7.Рассматривание фотографий,пирēн ача сачē, пирēн ача сачē пысăк, пирēн ача сачē хитре

8.Игра «Кто живет в детском саду?»(в окошечко вставляется фото)Дети :эпĕ.

8.Чтение стихотворения П.Ялгир «Ача сачē»

9.Илемпи прощается,но хочет познакомиться со всеми детьми.

Ноябрь

3.Пирĕн ача сачĕ

Учить правильно строить конструкции из различных частей речи: ку пирēн ача сачē, ача сачē пысăк,хитрее, илемлĕ, çÿллĕ. Упражнять в правильном произношении чувашского звука «ĕ».Материалы: альбомы,фотографии д/с,детей,игрушечный фотоаппарат.

ача сачē

пысăк,

хитрее

илемлĕ,

çÿллĕ

1.Рассматривание альбома «Ача сачē»

2.Диалоги

3.Звуковая культура речи:звук «ĕ»

4.Илемпи фотографирует детей/»Ларăр- тăрăр»/

5.Рассматривание фотографий,пирēн ача сачē, пирēн ача сачē пысăк, пирēн ача сачē хитре

6.Игра «Кто живет в детском саду?»(в окошечко вставляется фото)Дети :эпĕ.

87Чтение стихотворения П.Ялгир «Ача сачē

Ноябрь

4. Илемпине юрлама, ташлама верентетпĕр.

Учить правильно произносить чувашские слова: юрă,юрла. Учить образовывать форму повелительного наклонения глаголов по образцу: употреблять в речи вопросительные предложения со словами: кам?Мĕн тăвать?

Юрă

ташла

юрла(ть)

параппан

1.Игровая мотивация:познакомит Илемпи с музыкальным залом.

2.Экскурсия по музыкальному залу.

3.Знакомство с музыкальным руководителем

4.Пение чувашской песни «Автобус»

5.Показ танца и введение новых слов.

6.Фонематическое упражнение

7.Маршируют под звуки барабана Па-па-пан-пан-параппан

Ноябрь

5. Ача сачē тăрăх çурени.

Продолжать работу по составлению повествовательных предложений с известными конструкциями. Учить задавать вопросы:Ку мĕн?,отвечать на вопросы. Упражнять в произношении чувашского звука «ă»

Апат, яшка.пăтă,

чей ĕç

1.Маленький концерт детей.

2.Разговор по телефону с Илемпи

3.Экскурсия на кухню

4.Приветствие.Знакомство с поваром.

5.Рассказ,что здесь готовят, знакомство с блюдами ( яшка.пăтă,чей)Побуждать детей задавать вопросы: ку мĕн?

6.Шутки -чистоговорки :ă-ă-ă-

п ăтă

тă-тă-тă-пăтă; лă-лă-лă-тутлă; тă-тă-тă-пăтă тутлă

7.Определение вкусовых качеств.(тутлă, ĕç,çи)

Ноябрь

6.Ача сачēнче хăнасене кĕтме хатĕрленеççĕ.

Учить правильно произносить слова: унта,кунта, мĕн. Составлять правильно повествовательные предложения из конструкций: ку унта,кунта, ку мĕн? Учить задавать друг другу вопрос: ку мĕн? Закрепить слова :апат, яшка,пăтă,тутлă,чей,ĕç,çи, пысăк.

Çăкăр,

сахăр

курка

чашăк

кашăк

пĕчĕк

1.Письимо от бабушки и дедушки

2.Приготовить обед для гостей

3.Беседа,что будем готовить (яшка,чей)

4.Накроем стол (курка ,чашăк

кашăк),ставим сахăр

5.Фонематическое упражнение

6.Игра «Съедобное -несъедобное)

Ноябрь

7. Ача сачēнче хăнара.

Использование знакомой лексики. Составлять предложения из конструкций: имя существительное + глагол, имя существительное +_ прилагательное. Вести диалоги. Упражнять в различении одушевленных и неодушевленных предметов в чувашском языке.

тархасшăн

1.Вăйă «Кам?мен?(с картинками)

2.Проверяют,все ли правильно расставили посуду.Закрепление:курка,чашăк

кашăк,пĕчĕк,пысăк.

3.Приезд дедушки и бабушки.Приветствие,знакомство

с новыми детьми.

4.Бабушкин гостинец.

5.Угощение( çи,тархасшăн, ĕç тархасшăн,ку

мĕн?)

6.Рассказывают бабушке и дедушке про детский сад.(Пирēн ача сачē пысăк, хитре.Кунта ачасем.Ачасем выляççĕ, ташлаççĕ,юрă юрлаççĕ)

Ноябрь

8. . Ача сачēнче хăнара

Использование знакомой лексики. Составлять предложения из конструкций: имя существительное + глагол, имя существительное +_ прилагательное. Вести диалоги. Упражнять в различении одушевленных и неодушевленных предметов в чувашском языке

1.Вăйă «Кам?мен?(с картинками)

2.Проверяют,все ли правильно расставили посуду.Закрепление:курка,чашăк

кашăк,пĕчĕк,пысăк.

3.Приезд дедушки и бабушки.Приветствие,знакомство

с новыми детьми.

4.Бабушкин гостинец.

5.Угощение( çи,тархасшăн, ĕç тархасшăн,ку

мĕн?)

6.Рассказывают бабушке и дедушке про детский сад.(Пирēн ача сачē пысăк, хитре.Кунта ачасем.Ачасем выляççĕ, ташлаççĕ,юрă юрлаççĕ)

Ноябрь

9.Обобщающее занятие по теме «Наш детский сад»

Эпир сывă тата çирĕп ачасем.

Учить правильно произносить чувашские слова. Продолжать учить образовывать форму повелительного наклонения глаголов. Продолжать работу по усвоению личных местоимений: эпир,эсир, вĕсем.Упражнять в произношении звука «ĕ». Закрепить слова: выля,ут, ташла,параппан.

вырт(ăр)

чупăр,чуп

вĕçĕр

мечĕк

1.Предложить Илемпи посмотреть

какие наши дети сильные,смелые.

2.Показ по телевизору «Веселые ребята» (показ картинок) сикет, чупать, выртать .

3.Приглашение в физкультурный зал.

4..Игры с мячами.

5.Игра «Будь внимателен»(под разные удары барабана- шагать, бегать , летать.

6.Игра «Делай как я»

Тема:№ 4 «Зима»

Декабрь

1.Хĕлле (Зима)

Продолжать учить составлять повествовательные предложения из знакомых конструкций.

Познакомить с новыми словами: хĕлле,юр,сивĕ.

Упражнять в произношении чувашского звука »ĕ».

Закрепить : ача сачē,пирĕн ача сачē, ку пирĕн ача сачē. Ача сачē пысăк,хитре.

хĕлле,юр,

сивĕ.

1.Прогулка вокруг детского сада. Закрепить: ача сачĕ, пирĕн ача сачē и т.д.

2.Беседа с детьми о времени года.

3.Рассматривание снега.

4.Игры со снегом.

5.Чтение стихотворения П.Эйзан «Хĕлле»

6.Игры по желанию детей

Декабрь

2.Хĕлле (Зима)

Развивать умения и навыки слушания, понимания чувашской устной речи.

Упражнять в произношении звука »ĕ».

Обогащать активный словарный запас детей новыми словами урам.

Урам

1.Игровая мотивация :приход Анюк и Илемпи, хотят узнать чему научились (принесли картинки)

2.Рассматривание картинок, иллюстраций

3.Фонетическое упражнение:

девочка замерзла:ĕ-ĕ-ĕ

4.Вопросы, диалоги.

5.Наблюдение из окна.

6.Песня «Хĕлле»(слова и музыка А.Петрова)

Декабрь

3.Хĕлле (Зима)

Учить составлять повествовательные предложения (ситуативные высказывания) из конструкций

пур-и? Пур?

Учить задавать друг другу вопросы.

Познакомить с новыми словами: алсиш,хĕлле,юр,сивĕ,урам.

Закрепить произношение звуков :«ă»,»ĕ».

алсиш, кĕрĕк, калпак, тăхăн, çăматă.

1.Игровая мотивация(поможем Анюк собраться на прогулку)

2.Дидактическая игра «Оденем Анюк на прогулку»

3.Показ предметов одежды, внесение новых словосочетания

4.Фонетическое упражнение:

девочка замерзла:ĕ-ĕ-ĕ

5.Вопросы

6.Повторение стихотворения П.Эйзан «Хĕлле»

Декабрь

4. Хĕлле урамра (Зимой на прогулке)

Учить правильно составлять повествовательные предложения(ситуативные высказывания)

Познакомить со словами:çунашка,ярăн.

Закрепить слова : хĕлле,юр,сивĕ,урам, алсиш, кĕрĕк, калпак, тăхăн, çăматă.

Çунашка,

ярăн.

çул(дорога)

1.Игровая мотивация: поможем зайчику.

2.Фонетическое упражнение: греем руки - ă- ă- ă

3.Показ предметов

4.Вопросы

5.Художественное слово П.Эйзан «Хĕлле»

6.Рассматривание картин,диалоги

Декабрь

5. Хĕлле урамра (Зимой на прогулке)

Учить правильно составлять повествовательные предложения(ситуативные высказывания)

Познакомить со словами:çунашка,ярăн.

Закрепить слова : хĕлле,юр,сивĕ,урам, алсиш, кĕрĕк, калпак, тăхăн, çăматă.

Çунашка,

ярăн.

Çул(дорога)

1.Игровая мотивация: поможем зайчику.

2.Фонетическое упражнение: греем руки- ă- ă- ă

3.Показ предметов

4.Вопросы

5.Художественное слово П.Эйзан «Хĕлле»

6.Рассматривание картин,диалоги

Декабрь

6. Елкăна капăрлататпăр(Наряжаем елку)

Продолжать учить детей строить повествовательные и вопросительные предложения.

Учить составлять короткие высказывания.

Ввести новые слова:çĕнĕ,чăрăш

Закрепить слова: симēс,итрее,хитрелет,ташла,вăйă,выля,юрă,

юрла.

Çĕнĕ,

чăрăш

1.Сюрпризный момент:Почтальон приносит посылку

2.Рассматривание елки, елочных игрушек.

3.Беседа

4.Действия детей (наряжают елку)

5.Песня «Хĕлле»(слова и музыка А.Петрова)

Декабрь

7.Çĕнĕ çула хатĕрленетпĕр

Познакомить детей с новыми словами: юрпике, хĕлмучи, çăлтăр.

Закрепить слова: хĕлле, юр, урам, алсиш, сивĕ. кĕрĕк, калпак, тăхăн, çăматă.

Продолжать учить детей строить повествовательные и вопросительные предложения.

Учить составлять короткие высказывания.

юрпике,

хĕлмучи,

çăлтăр хĕлле,

юр, урам, алсиш, сивĕ. кĕрĕк, калпак, тăхăн, çăматă.

1.Чтение стихотворения «Пирĕн елка питĕ капăр».

2.Рассматривание елки, елочных игрушек.

3.Беседа о елочных украшениях.

4.

Декабрь

8.Эпир елкăра

(обобщающее)

Продолжать учить детей строить повествовательные и вопросительные предложения.

Учить составлять короткие высказывания.

Закрепить слова: симēс,хитре,хитрелет,ташла,вăйă,

выля,юрă,юрла,çĕнĕ,чăрăш

1.Сюрпризный момент:Почтальон приносит посылку. Приглашение на елку.

2.Рассматривание костюмов на елку.

3.Беседа

4.Действия детей (танцы,игры)

5.Песня «Хĕлле»(слова и музыка А.Петрова)

Декабрь

9.Çĕнĕ çул

Празднуем новый год

1.Игры по желанию детей

Тема:№ 5«Части тела»

Январь

1.Части тела.

Познакомить детей с частями тела на чувашском языке. Учить отвечать на вопросы воспитателя:Ку мĕн? Мĕнле? Упражнять в произношении чувашского звука «ç»(изолированно,в слогах и словах)

Хăлха

сăмса

куç

пуç

Çÿç.

1.Экскурсия в медкабинет

2.Приветствие (как чувствует себя Илемпи?У нее болит еще голова?)

3.Введение новых слов.

4.Диалоги.

5.Рассматривание волос у Анюк.Хотите узнать как будет по чувашски волосы? Çÿç.

6.Работа по звуковой культуре речи.

Уç-уç-уç-куç

уç-уç-уç-пуç

Январь

2.Части тела.

Продолжать знакомить детей с частями тела на чувашском языке. Учить отвечать на вопросы воспитателя:Ку мĕн? Мĕнле? Упражнять в произношении чувашского звука «ç»(изолированно,в слогах и словах)

Хăлха

сăмса

куç

пуç

Çÿç.

1.Предложить Илемпи посмотреть

как наши дети усвоили части тела.

2.Рассматривание фотографий детей - назвать по-чувашски части тела

3.Фонематическое упражнение

4.Шутки -чистоговорки:ÿç.- ÿç-ÿç-çÿç

5.Игра с Илемпи «Ку мĕн?»

Январь

3. Части тела.

Продолжать знакомить с частями тела (тута ) Учить обозначать множественность предметов, используя окончание имен существительных (ура - урасем, алă- алăсем.).

Учить правильно строить конструкции из различных частей речи: Ку манăн куçсем, куçсем хитре.

Закрепить слова, обозначающие части тела, выученные ранее.

алă,ура

тута

1.Игровая мотивация: Рассказ Илемпи о частях своего тела.

2.Приход Илемпи .Приветствие.

3.Рассмаривание частей тела Илемпи.

4.Диалоги.

5.Звуковая культура речи

Уç-уç-уç-куç

уç-уç-уç-пуç

6.Игра с Илемп и «Ку мĕн?»

Январь

4.Части тела

Продолжать знакомить с частями тела (алă,ура) Учить обозначать множественность предметов, используя окончание имен существительных (ура - урасем, алă- алăсем.).Закрепить слова, обозначающие части тела, выученные ранее.

алă,ура

1.Приход врача. Он привел Илемпи, так как она выздоровела.

2.Илемпи:тавтапуç, сирĕн ылтăн алăсем.

3.Диалоги.

4.Физкультминутка «Пляшите, пляшите»

5.Игра с Илемп и «Ку мĕн?»

6.Зарисовка «Чего не хватает»(на закрепление частей тела)

Январь

5.Части тела.

Продолжать знакомить с частями тела (тута ) Учить обозначать множественность предметов, используя окончание имен существительных (ура - урасем, алă- алăсем.).

Учить правильно строить конструкции из различных частей речи: Ку манăн куçсем, куçсем хитре.

Закрепить слова, обозначающие части тела, выученные ранее.

алă,ура

тута

1.Игровая мотивация: Рассказ Илемпи о частях своего тела.

2.Приход Илемпи .Приветствие.

3.Рассмаривание частей тела Илемпи.

4.Диалоги.

5.Звуковая культура речи

Уç-уç-уç-куç

уç-уç-уç-пуç

6.Игра с Илемпи «Ку мĕн?»

7.Игра с Илемпи «Ку мĕн?»

8.Зарисовка «Чего не хватает»(на закрепление частей тела)

Январь

6. Илемпи чирлерĕ

Учить правильно произносить чувашские слова: Калпак,шурă,пуç,итлет.

Продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя, подтверждая в ответе соответствующие названия данному предмету. Активизировать знакомые слова.Материал: фонендоскоп,белая шапка,белый халат. Упражнять в произношении чувашских звуков «ĕ»,»ç»

Калпак

шурă

пуç

итлет

1.Игры мячами с Илемпи.

2.Илемпи заболела, надо помочь вылечить.

3.Илемпи повели в медкабинет к врачу.

4.Рассматривание одежды врача (калпак,калпак шурă, шурă халат)

5.Наблюдение за работой врача (Итлет- слушает. Мĕн ыратать ?Пуç.)Рассматривание частей тела у куклы.

6. Фонематическое упражнение (звуки «ĕ»,»ç»)

7.Илемпи остается у врача.

Январь

7. Обобщающее по теме «Части тела»

Продолжать учить правильно произносить чувашские слова: алă,ура,тута куç,пуç,хăлха

сăмса,çÿç.

Продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя, подтверждая в ответе соответствующие названия данному предмету. Активизировать знакомые слова.Материал: фонендоскоп,белая шапка,белый халат. Упражнять в произношении чувашских звуков «ĕ»,»ç»

алă,ура,тута куç,пуç,

хăлха

сăмса,

çÿç.

1.Игровая мотивация: Рассказ Илемпи о частях своего тела.

2.Приход Илемпи .Приветствие.

3.Рассмаривание частей тела Илемпи.

4.Диалоги.

5.Звуковая культура речи

Уç-уç-уç-куç

уç-уç-уç-пуç

6.Игра с Илемп и «Ку мĕн?»

Тема : №6 «Игрушки »

Февраль

1.Игрушки

Учить отчетливо произносить чувашские слова, правильно составлять предложения из конструкции: ку унта,кунта.

Закрепить:мечĕк,пукане.

Хампа, пăравус, тетте, упа, параппан

1.Игровая мотивация «Едем поздравлять с днем рождения Упанка»

2.С/р игра «Полетим на самолете»

3.Вопросы

4.Показ, рассматривание игрушек

5.Фонетические упражнения

Февраль

2. Переждем нелетную погоду.

Закрепить умение отвечать на вопросы воспитателя при рассматривании игрушек.

Учить строить конструкции из различных частей речи:существительное, прилагательное, глагол.

Упражнять в использовании глаголов повелительного наклонения типа «тăр- тăрăр»

Формировать правильное произношение чувашского звука «ă»

тăр

1.Разговор с детьми о нелетной погоде. Описание погоды.

2.Знакомство с куклой Кĕтерук.

3.Вопросы

4.Фонетическое упражнение

5.Закрепление названия игрушек

6.Физкультминутка «Играем с

Кĕтерук.

7.Рассказы детей о д/с

8.Пение песни «Кĕтерук.»

Февраль

3.Продолжаем полет.

Продолжать работу в упражнении детей задавать вопросы друг другу и введении несложного диалога.

Строить конструкции из различных частей речи : существительное + прилагательное.

Учить отвечать на вопрос «Мĕнле?»

Кăвак,

хĕрлĕ

сарă,

симĕс

1.Фонетическое упражнение

2.Отгадывание загадок

3.Рассматривание подарка Кĕтерук.

4.Чтение стихотворения Е.Афанасьев»Самолет»

5.Закрепление названия игрушек,хзнакомство с цветами.

6.Встреча с Упанка. Диалоги о жизни в детском саду.

Февраль

4.День рождения Упанка.

Продолжать работу по составлению предложений из известных конструкций: существительное, глагол, существительное + прилагательное: ку мĕн? Ку кашкăр. Кунта кашкăр, унта …

Формировать навыки правильного произношения звуков «ă»,»ĕ».

Парне

тилĕ

кашкăр

1.Знакомство с друзьями Упанка

2.Рассматривание подарка для Упанка

3.Фонетическое упражнение

4.Пение песни «Параппан»

5.Вручение подарков Упанка

6.Ситуативные высказывания обигрушках.

7.Пение песни «Каравай»

8.Игра «Чудесные превращения»

Февраль

5.Магазин игрушек.

Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя при рассматривании игрушек, подтверждая в ответе соответствующие названия дополнительных предметов.

Учить составлять ситуативные высказывания из 3-х предложений об игрушке,строить конструкции имя существительное + глагол, имя существительное + прилагательное.

Учить определять величину (пысăк, пĕчĕк)

Пысăк

пĕчĕк

çĕнĕ

1.Игровая мотивация:покупка игрушек для группы (требуется знание чувашского языка)

2.Поедем в магазин игрушек

3.Рассматривание игрушек , введение новых слов.

4.Физкультминутка (Пысăк-

пĕчĕк)

5.Диалог с Кĕтерук.

6.Чтение стихотворения П.Ялгир «Мечĕк»

7. .Показ новых игрушек и рассказы

Февраль

6.Обобщающее занятие по теме «Игрушки»

Продолжать работу в упражнении детей задавать друг другу вопросы и ведении несложного диалога.

Закрепить умение называть величину(пысăк, пĕчĕк),цвет предметов,местоположение (унта,кунта)

Закрепить умение строить конструкции из различных частей речи существительное + глагол, существительное + прилагательное.

Упражнять в правильном произношении чувашский звуков.

1.Игровая мотивация:покупка игрушек для группы (требуется знание чувашского языка)

2.Поедем в магазин игрушек

3.Фонетическое упражнение

4.Отгадывание загадок

5.Физкультминутка «Параппан»

6.Диалог с Кĕтерук.

7.Чтение стихотворения П.Ялгир 8.Пение песни «Кĕтерук.»

9.Игра «Шыра»(унта ,кунта)

Тема : № 7 «Животные»

Март

1.Прогулка по лесу.

Закрепить умение называть части тела животных. Продолжать учить правильно отвечать на вопросы и самим задавать их.

Формировать практические умения и навыки правильного произношения звуков «ă»,»ĕ». в потоке речи.

мулкач

1.Игровая мотивация «Заяц просит помочь расколдовать зверей

2.Загадки

3. Закрепление названия зверей и введение нового слова «мулкач»

4.Фонетическое упражнение

5.Знакомство с зайцем, рассматриваниечастей тела, диалог детей.

6.Игра «Мулкач питне çăвать»

Март

2.У нас в гостях Ванюк.

Закрепить умение называть величину, цвет игрушек при рассматривании.

Учить отчетливо произносить слова при заучивании стихотворения «Лаша»

Закрепить умение отвечать на вопросы воспитателя составлять ситуативные высказывания из 3-4 предложений об игрушках.

Учить воспринимать небольшое по объему стихотворение «Лаша», понимать содержание произведения.

Лаша,

кушак,

йытă

Приход Ванюк.

1.Игровая мотивация: Поможем Ванюк выбрать подарок для дедушки

2.Рассматривание новой игрушки

3.Заучивание нового стихотворения «Лаша»П.Ялгир

4.Закрепление название игрушек, ситуативные высказывания об игрушке, диалог детей.

5.Физкультминутука «Лошадки скачут»

6.Рисование по темам:»Игрушки»,»Животные»

Март

3.Спешим на помощь.

Продолжать учить отвечать на вопросы при рассматривании картин, подтверждая в ответе соответствующее название данному предмету.

Учить отчетливо произносить короткие фразы, пользоваться интонационными различиями при подражании голосам животных.

Учить воспринимать небольшое по объему произведение , рассказ «Автан».Понимать смысл произведения, воспроизводить в правильной последовательности с помощью вопросов воспитателя.

Ĕне

качака

автан

чăх

1.Игровая мотивация(поможем бабушке с дедушкой отыскать животных)

2.Рассматривание альбома «Домашние животные»,»Птицы»

Знакомство с новыми животными:автан,чăх,ĕне,качака и закрепить ранее изученные:кушак, лаша,йытă.

3.Диалоги

4.Игра «Чĕрчунсем мĕнле кăшкăраççĕ?»

5.Загадывание загадок

6.Чтение рассказа «Автан» И.Яковлев

7.Игра «Качака»

8.Отъезд

Март

4. «Животные заболели»

Закрепить умение называть часть тела, местоположение (унта,кунта.) животных.

Учить отчетливо произносить короткие фразы, пользоваться интонационными различиями при подражании голосов птиц.

Учить отвечать на вопросы воспитателя,подтверждая в ответе соответствующие названия данному предмету.

Ĕне,

качака,

автан,

чăх,

кушак,

йытă ,

лаша

1.Кам?Мĕн?

2.Игровая мотивация:просим Айболита вылечить животных.

3.Закрепление ранее изученных слов: Ĕне,качака,автан,чăх, кушак,

йытă , лаша

4.Ведение диалога Айболита с детьми.

5.Фонетическое упражнение.

6.Загадывание загадок.

7.Игра «В прятки»

8.Пение песни «Итлĕр халĕ ачасем» слова и музыка Корсакова

9.Уход доктора.

Март

5. « У бабушки в деревне»

Продолжать учить отвечать на вопросы при рассматривании картин, подтверждая в ответе соответствующее название данному предмету.

Учить отчетливо произносить короткие фразы, пользоваться интонационными различиями при подражании голосам животных.

Вăкăр

Сысна

Кăвакал

Сурăх

1.Рассматривание альбома «Домашние животные»,»Птицы.

2. Закрепление ранее изученных слов: Ĕне,качака,автан,чăх, кушак,

йытă , лаша

3. Закрепление название игрушек, ситуативные высказывания об игрушке, диалог детей.

4.Игра «Чĕрчунсем мĕнле кăшкăраççĕ?»

5.Чтение стихотворения «Кăвакал» В.Давыдов-Анатри стр.198.

Март

6. «Бабушкина сказка»

Продолжать учить называть местоположение предмета (унта,кунта)

Учить обозначать множественность предметов, используя окончания имена существительные: шăши- шăшисем

Учить отвечать на вопросы воспитателя и самим задавать(диалог)

Учить воспринимать небольшое по объему произведение - сказку «Сармантей».Понимать смысл произведения.

Формировать правильное произношение чувашских звуков.

Шãши

Сармантей

1.Игровой прием «У нас в гостях бабушка - сказочница»

2.Предложение послушать сказку.

3.Работа по содержанию после чтения сказки.

4.Рассматривание картин и закрепление называния животных во множественном числе.

5.Игра «Курица с цыплятами»

6.Пение песни «Итлĕр халĕ ачасем» слова и музыка Корсакова

Март

7.Обобщающее занятие по теме «Животные »

Продолжать работу в упражнении детей задавать друг другу вопросы и ведении несложного диалога.

Закрепить умение называть местоположение предмета (унта,кунта)

Закрепить умение отвечать на вопросы воспитателя и самим задавать(диалог), воспринимать небольшое по объему произведение

Упражнять в правильном произношении чувашский звуков.

1.Игровая мотивация:покупка игрушек для группы (требуется знание чувашского языка)

2.Поедем в магазин игрушек

3.Фонетическое упражнение

4.Отгадывание загадок

5.Физкультминутка «Параппан»

6.Диалог с Кĕтерук.7.

Чтение «Автан» И.Яковлев

8.Пение песни «Кĕтерук.»

9.Игра «Шыра»(унта ,кунта)

Март

8.Итоговое занятие «У нас в гостях зверушки»

Закрепить умения определять величину предмета(пысăк, пĕчĕк),местоположение (унта,кунта.)

Продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя, самим задавать вопросы, вести несложный диалог.

Формировать навыки правильного произношения звуков ĕ,ă.

Закрепление раннее изученных слов: упа, кашкăр, тилĕ, пысăк, пĕчĕк,унта.

1.Игровая мотивация:приход гостей с целью познакомиться с д/садом

2.Рассказывание гостям о д/с, об игрушках.

3.Закрепление названий игрушек,составление ситуативных высказываний, диалог.

4.Фонетическое упражнение маленький и большой медведь ă,ĕ

5.Игра «Ятне пĕлмелле»

Тема : №8 «Весна».

Апрель

1.Çуркунне кĕтĕтпĕр (Ждем весну)

Продолжать учить понимать чувашскую устную речь и говорить на основе образца.

Составлять ситуативные высказывания по содержанию картины.

Познакомить с новыми словами:çуркунне,хĕвел, кайăк.

Закрепление знакомого слова хĕлле.

Фонетическое упражнение на произношение чувашских звуков ĕ ,ç

Çуркунне,

хĕвел, кайăк.

1.Сюрпризный момент (письмо от весны)

2.Загадывание загадок

3.Рассматривание картин.

4.Фонетическое упражнение

5.Художественное слово: потешка « Хĕвел тух, хĕвел тух»(по картине)

6.Д/и «Когда это бывает»

7.Ситуативные высказывания по картине

Апрель

2.Ждем весну. Çуркунне кĕтĕтпĕр.

Продолжать учить понимать чувашскую устную речь и говорить на основе образца.

Познакомить с новыми словами: курак, хура.

Закрепить слова :çуркунне,хĕвел, кайăк вēçет.

Курак, хура.

Çуркунне,

хĕвел, кайăк вēçет

1.Приход волщшебницы

2.Показ волшебства

3.Рассматривание картины с изображением грача

4.Игра «Перелет птиц»

5.Поощрения

6.Фонетическое упражнение « Хĕвел тух, хĕвел тух»

7.Д/и «Грачи летают»

Чтение потешки «Курак,курак»

Апрель

3.Çуркунне килет.

Продолжать учить понимать чувашскую устную речь и говорить на основе образца.

Составлять ситуативные высказывания по содержанию картины.

Закрепить слова:çуркунне,хĕвел, кайăк вĕçет, курак хура

Закрепление знакомого слова хĕлле.

Фонетическое упражнение на произношение чувашских звуков ĕ ,ç

çуркунне,

хĕвел, кайăк вĕçет, курак хура

1.Игровой прием «У нас в гостях Весна - красавица»

2.Загадывание загадок

3.Рассматривание картинок

4.Чтение стихотворения П.Ялгир «Хĕвел»

5.Поощрения

6.Фонетическое упражнение « Хĕвел тух, хĕвел тух»

7.Д/и «Грачи летают»

Чтение потешки «Курак,курак»

Апрель

4.Çурхи вăрманта.

Продолжать учить задавать друг другу вопросы.

Закрепление слов по темам «Весна», «Животные».

Составлять ситуативные высказывания.

Упражнять в правильном произношении чувашских звуков.

Формировать умение понимать и употреблять формы повелительного наклонения.

1.Игра «Итлĕр-тăвăр»

2.Сюрпризный момент «Приход зайца»

3.Фонематическое упражнение на закрепление чувашских звуков.

4.Название зверей

5.Диалоги о весне между зверями

6.Беседа

7.Игра «В прятки»

8,Потешка с движениями «Мулкач ална çуп»

9.Поощрение

Апрель

5.Çурхи вăрманта.

Продолжать учить задавать друг другу вопросы.

Закрепление слов по темам «Весна», «Животные».

Составлять ситуативные высказывания.

Упражнять в правильном произношении чувашских звуков.

Формировать умение понимать и употреблять формы повелительного наклонения.

Çуркунне,

хĕвел, кайăк вĕçет, курак хура

1.Игра «Итлĕр-тăвăр»

2.Сюрпризный момент «Приход зайца»

3.Фонематическое упражнение на закрепление чувашских звуков.

4.Название зверей

4.Чтение стихотворения П.Ялгир «Хĕвел»

5.Поощрения

6.Фонетическое упражнение « Хĕвел тух, хĕвел тух»

7,Потешка с движениями «Мулкач ална çуп»

8.Поощрение

Апрель

6. Çуркунне килчĕ(Пришла весна)

Продолжать учить понимать речь воспитателя на чувашском языке и отвечать на вопросы.

Закрепить знакомые слова:çуркунне,хĕвел, кайăк.

Закрепить произношение звука ç

çуркунне,

хĕвел, кайăк вĕçет, курак хура

1.Игровая мотивация: рассказать о весне на чувашском языке все, что изучили

2.Приход весны

3.Знакомство с весной

4.Фонетическое упражнение на произношение звука «ç»

5.Игра « çуркунне - хĕлле»

6.Пение песни «Пришла весна»

7.Чтение»Курак-курак!»

Апрель

7.Неделя чувашского языка

Повышение интереса к изучению чувашского языка, устной чувашской речи, к устному народному творчеству. Приобщение детей к чувашской культуре.

1.чтение стихотворений на чувашском языке и их разучивание.

2.Игры по желанию детей

3.Рассматривание вышивки

4.Концерт на чувашском языке

Апрель

8.Обобщающее занятие по теме «Весна »

Продолжать работу в упражнении детей задавать друг другу вопросы и ведении несложного диалога.

Закрепить умение называть местоположение предмета (унта,кунта)

Закрепить умение отвечать на вопросы воспитателя и самим задавать(диалог), воспринимать небольшое по объему произведение

Упражнять в правильном произношении чувашский звуков.

1.Игровая мотивация: рассказать о весне на чувашском языке все, что изучили

2.Приход весны

3.Знакомство с весной

4.Фонетическое упражнение на произношение звука «ç»

5.Игра « çуркунне - хĕлле»

6.Пение песни «Пришла весна»

7.Чтение»Курак-курак!»

8.Игра «Шыра»(унта ,кунта)

Тема :№ 9 «Комната» - «Пÿлĕм»

Май

1.«Комната» - «Пÿлĕм»

Продолжать работу по закреплению умении строить конструкции :ку,унта,кунта, япала ячĕ.

Ввести новые слова: пÿлем,алăксем.

Учить правильно произносить чувашский звук «ÿ»

Упражнять в обозначении множественности предметов, используя окончания имен существительных

Пÿлĕм

алăксем

чÿрече

сĕтел

пукан

кравать

1.Приход в гости (приветствие,знакомство)

2.Рассказы детей с фотографиями о детском саде

3.Знакомство с групповой комнатой

4.Фонематическое упражнение ÿÿÿ-пÿлĕм, ÿÿÿ-чÿрече

5.Д/и «Тĕрĕс ил» (закрепление образов. Множ. числа имен существительных)

Май

2.«Комната» - «Пÿлĕм»

Ввести новые слова:сĕтел,чÿрече.

Закрепить слова:пÿлĕм,алăксем,

Продолжать учить задавать друг другу вопросы, строить диалоги из 3-4 слов.

Сĕтел,

чÿрече.

пÿлĕм

алăксем,

1.Помочь медведям.

2.Фонематическое упражнение ĕĕĕ- медведь

ÿÿÿ - пÿлĕм

3.Конструирование: стол,стул,кровать

4.Вопросы:Ку мĕн?Пукан пысăк-и?Ку пукан камăн?(атте,анне,Упанка).Сĕтел мĕн тĕслĕ?

5.Вăйă»Упа,упа утаман»

Май

3«Комната» - «Пÿлĕм»

Ввести новые слова: пукане,кравать

Закрепить слова::сĕтел,чÿрече.

Продолжать работу по закреплению умений и навыков самостоятельно употреблять в речи вопросительные предложения со словам кам?,мĕн?

Учить отчетливо произносить чувашские слова и короткие фразы, пользоваться интонационными различиями для целей общения (просьба, вопрос)

Сак

çÿлĕк

ÿс

1.Звонок от Илемпи:получили новую квартиру,просит расставить новую мебель

2.Поездка на автобусе .Пение песни «Автобус»сл.Калкана, муз.Степанова

3.Фонематическое упражнение «Алăк уç»

4.Помочь расставить мебель..Вводятся новые слова:сак,ку мĕн?Ку çÿлĕк.Ку çÿлĕк-и?

5.Фонематическое упражнение:

ÿ-ÿ-ÿ-пÿлĕм

ÿ-ÿ-ÿ-çÿлĕк

Май

4.Пуканесен пÿлемне майлатпăр

(Наведем порядок)

Закрепить слова по теме «Комната».Строить предложения из разных конструкций. Учить задавать друг другу вопросы. Закрепить умения и навыки понимать и употреблять местоимения :манăн, санăн.

манăн, санăн.

1.В группе беспорядок. Поможем навести порядок.

2.Установка мебели. Собрать игрушки на полку, на стол положить хлеб, сахар.Диалоги.

3.Игра «Цепочка»(каждый ребенок получает картинку и обращаясь к рядом сидящему говорит:»Манăн пукан пур».

Санăн пукан пур-и?Манăн пукан çук,манăн сĕтел.

Май

5.Асанне юмахē.

Бабушкина сказка.

Закрепление лексики по теме.

Учить воспринимать сказку, воспроизводить в правильной последовательности с помощью воспитателя содержание произведения.

1.Приход бабушки. Приехала на новоселье к Илемпи и решила заглянуть.Узнать чему научились по чувашски.

2.Рассказы детей о д/с, о комнатах,они играют,спят,моют руки.

3.Физкультминутка «Сасăран пел».

4.Рассказывание сказки «Çарăк» с картинками.Ку мĕн? Ку çарăк. Ку çарăк-и? Çарăк мĕн тĕслĕ? Çарăк тутлă-и?

5.Фонетическое упражнение :ăк-ăк-ăк- çарăк

6.Рассказывание сказки

7.Работа по содержанию.

8.Повторение строчек:Туртаççĕ-туртаççĕ, туртса кăлараймаççĕ

Май

6.Илемпи патēнче хăнара.В гостях у Илемпи.

Закрепление знакомых слов. Учить задавать друг другу вопросы.

Упражнять в правильном произношении чувашских звуков.

çăкăр,чей,

çăмарта,

кашăк)

1.Звонок Илемпи с приглашением на новоселье.

2.Поездка на автобусе.Встреча Илемпи с бабушкой.

3.Фонетическое упражнение.

4.Приезд Илнемпи.

Рассматривание комнаты.

5.Угощение (çăкăр,чей,çăмарта,кашăк)

Май

7.Асанне юмахĕ.

Бабушкина сказка.

(обобщающее

занятие)

Учить воспринимать произведения.(сказку,смысл, воспроизводить в правильной последовательности с помощью вопросов) Различать на слух и называть слова с определенным звуком.

1.Игра «Угадай правильно»

(различать на слух и называть слова сро звуками ă,ĕ,ÿ,ç

2.Игра «Что лишнее»(на классификацию (игрушки,мебель,животные)

3.Рассказывание сказки «Сармантей»(с использованием настольного театра)

4.Работа по содержанию.

5. Игра.

Май

8.Хăнара.

В гостях.

(Итоговое занятие)

Учить задавать и использовать в речи вопросительные предложения со словами:мĕн тăвать? Продолжать учить применять знакомые слова в диалогах между детьми, развивать навыки диалогической речи;

Упражнять в правильном произношении чувашского звука.

хăна хăнара

1.Слушание песни

2.Приход в гости Анюк

3.Игра «Узнай меня» с фотографий

4.Рассматривание картинок

5.Игра «Ят пĕлмелле»

6.Фонематическое упражнение.

7.Чтение знакомых стихотворений


Планируемые результаты освоения программы.

  • Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения,их признаками, действиями и местоположением в пространстве, объединенным в группы по смысловому признаку.

  • Активно употреблять слова, обозначающие части предметов(пуканеналлисем),качества предметов (величину, цвет - пысăкпÿлем, хĕрлĕмечĕк), местоположение предмета (унта,кунта), личные местоимения эпĕ,эсĕ,вăл,эпир,эсир,вĕсем,принадлежность предмета определенному лицу (манăн,санăн,пирĕн),элементы правил речевого этикета: сывă-и?? cывах,сывăпулăр,тавтапуç, тархасшăн.

  • Осмысленно работать над собственным произношением чувашских звуков(ă ,ĕ, ÿ,ç), произношением шумных согласных(п,к,с,ç,т,х,ч,ш) между двумя гласными звуками (пукане), между сонорными согласными и гласными (кунта,унта),ударением в чувашских словах (пукане) .

  • Понимать речь воспитателя на чувашском языке и отвечать на вопросы, используя конструкции из различных частей речи(Кунтасĕтел.Пирĕначасачĕ.),обозначая множественность предметов, используя окончания имен существительных (пукане - пуканесем), употребляя в речи вопросительные предложения со словами ăçта?Кам?Мĕн? Мĕнле? Мĕнтăвать?используя форму повелительного наклонения глаголов вылять - выля,употребляя в речи вопросительные предложения со словами кам? (кто?)как вопрос о человеке,мĕн(что?) как вопрос об одушевленных (кроме человека) и неодушевленных предметах.

  • Отвечать на вопросы воспитателя при рассматривании игрушек, предметов, картин и сам задавать вопросы, повторяя за воспитателем. Составлять ситуативные высказывания из 3-4 предложений об игрушке, предмете или содержанию картины.

  • Активно воспринимать небольшие по объему произведения чувашского народного творчества, сказки, художественные произведения, воспроизводить в правильной последовательности с помощью воспитателя, содержания произведения.




Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

Тематический блок занятий

Материалы, оборудование

Учебно-наглядные пособия

Информационные и технические средства обучения

Чувашия

Атрибуты Чувашской национальной одежды, кукла в чувашском национальном костюме

Демонстрационные карточки по тематике

Фонохрестоматия, презентация

Времена года

Дидактическая игра «Какое время года»

Демонстрационные карточки по тематике, сюжетные картинки

Фонохрестоматия, презентация

Семья

Демонстрационные карточки по тематике, предметные картинки

Посуда

Набор посуда детской

Демонстрационные карточки по тематике, предметные картинки

Домашние животные

Набор «Домашние животные» игрушки

Демонстрационные карточки по тематике, предметные картинки

Фонохрестоматия с голосами животных, презентация

Дикие животные

Набор «Дикие животные» игрушки

Демонстрационные карточки по тематике

Фонохрестоматия с голосами животных, презентация

Деревья

Дидактическая игра «С какого дерева листик»

Демонстрационные карточки по тематике, предметные картинки, разукрашки

Овощи

Муляжи овощей

Демонстрационные карточки по тематике

Одежда

Демонстрационные карточки по тематике предметные картинки, разукрашки



Список литературы

  1. Л.В.Кузнецова "Программа образования ребенка дошкольника"

  2. Л.Г.Васильева «Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников

  3. Ф.В.Искендеров «Азбука чувашских орнаментов и эмблем»

  4. « М. И.Скворцов «Русско - чувашский разговорник»

  5. Борис Рыбаков «Народный календарь»

  6. В.И. Игнатьева «Вырёсшкул.нчечёвашч.лхиврентмеллимеслеткётартёв.сем»

  7. Г.А. Матвеева «Чувашские народные сказки»,2013

  8. З.С.Антонова «Чёвашсёмах..»

  9. З.С.Антонова «П.рлевулар - ха»

  10. Журнал «Народная школа»

  11. Сайт nasledie.nbchr.ru/

  12. Зинаида Воронова «Чувашские национальные головные уборы и украшения»



© 2010-2022