Конспект урока Домашние животные

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Джанайская оош»













Конспект занятия






"Домашние животные"












Подготовила: Джуманова Ф.М.



















Конспект урока развития речи в детском саду

I. Тема: "Домашние животные"

II. Цель: обучение составлению рассказа описательного характера.

III. Задачи:

*активизировать словарь по заданной теме;

*учить продуцировать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

*формировать умение описывать животное с опорой на картинку и символический план.

IV. Оборудование: картинки, игрушечные животные.

V. Речевой материал.

1. Лексический материал:

существительные: животное, лошадь, конь, жеребенок, жеребята; корова, бык, теленок, телята; овца, баран, ягненок, ягнята; коза, козел, козленок, козлята; свинья, поросенок, поросята; собака, пес, щенок, щенята; кошка, кот, котенок, котята; голова, морда, уши, тело, четыре лапы (ноги), рога, шерсть, хвост; дом, человек, польза; шерсть, мясо, молоко, кожа.

глаголы: заводить, кормить, ухаживать, охранять, любить, ржать, мычать, блеять, мекать, хрюкать, лаять, мяукать.

прилагательные: нужные, полезные, добрые, травоядные, млекопитающие, домашние, рыжий, серый, бурый, голодный.

2. Грамматический материал.

* Закрепление в активном словаре детей существительных по теме, практическое использование существительных в родительном падеже.

Логопед рассказывает детям о том, как свинья отпраздновала день рождения. Она тоже решила пригласить в гости животных. И всем приготовила угощение. Корове - косточку. Собаке - овес. Кошке - траву и листья. Лошади - молоко. Попробовали гости угощение, поморщились. Посидели, посидели и ушли. Недовольные ушли гости.

-Что не понравилось гостям?

-Что любит корова?

-Кошка?

-Свинья?

-Лошадь?

Ответ: «Корова любит траву»……

*Имена существительные в родительном падеже мн. числе:

Коров

Поросят

Свиней

Телят

Собак

Лошадей

Овец

Щенят

Ягнят

Кошек

Коз

Котят

Козлят

Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Лошадь - лошадочка, жеребенок - жеребеночек; корова - коровушка, бык - бычок, теленок - теленочек; овца - овечка, ягненок - ягненочек; коза - козочка, козел - козлик, козленок - козленочек; поросенок - поросеночек; собака - собачка, пес - песик, щенок - щеночек; кошка - кошечка, кот - котик, котенок - котеночек.

*Закрепление в активном словаре детей существительных по теме, формирование навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Логопед раздает детям картинки с изображением детенышей, а себе оставляет картинки, изображающие взрослых животных. Логопед говорит: «Плачет кошка, потеряла она своих детей. Кто у нее дети?»

«Котята», - отвечает ребенок, у которого есть подходящая картинка, и берет себе карточку с изображением кошки. Игра идет до тех пор, пока все детеныши не найдут себе мам.

*Закрепление в словаре детей прилагательных по теме.

Детям предлагается стать артистами и разыграть роли различных животных: кошка, собака, поросенок.

Логопед говорит, что для того, чтобы изобразить какое-либо животное, нужно знать его внешний вид и характер. Дети отвечают на вопросы:

-Какая кошка? (ласковая, милая)

- Какая собака? (верная, добрая, дружелюбная)

- Какой поросенок? (розовый, смешной, полненький)

3. Текстовый материал.

Эталонный рассказ «Козлик».

У Нины был козлик. Пасла Нина своего козлика на полянке. Бегал козлик по полянке, искал вкусные листики. Вот у моста куст. Вкусные листики на кусте. Стал козлик листья есть, увидела это Нина и погнала козлика домой.

VI. План-конспект.

  1. Оргмомент (1 - 2 мин.).

Учитель-логопед приветствует школьников и предлагает ученикам вспомнить и назвать домашних животных.

  1. Сообщение темы.

  2. Развитие лексического строя речи.

Активизация номинативного словаря.

Задание 1. Загадки. Логопед вывешивает на доску картинки животных и спрашивает у детей: "Сейчас я загадаю животных, а вы отгадайте, кто…"

Охраняет, верная, добрая (собака)

ласковая, гибкая, мурлычет, ловит мышек (кошка)

хрюкает, любит копаться в грязи (поросенок)

большая, рогатая, дает молоко (корова)

ржет, скачет, возит (лошадь)

Глазищи, усищи, хвостище,

а моется всех чаще. (Кошка)

Ест киска суп из миски,

Сыта киска, пуста миска.

С людьми дружит,

дом сторожит.(Собака)

Активизация номинативного и атрибутивного словаря.

Задание 2. Дифференциация домашних и диких животных.

Игра «Кто домашний, а кто дикий?»

Дети становятся в круг. Ведущий ходит внутри круга и громко, не спеша, говорит: «Домашнее, дикое. Домашнее, дикое». Неожиданно останавливается перед кем-нибудь и произносит: «Дикое» (или: «Домашнее»). Затем отсчитывает 5-7 хлопков. Если вызванный успел назвать дикое животное, то игра продолжается, если нет - он выходит из круга. Выигрывает тот, кто останется последним. Он становится ведущим.

Задание 3. "Какого цвета животные". На доске висят картинки домашние животных. Логопед: "Я буду показывать животных, а вы скажите, какого они цвета":

конь, жеребенок, лошадь - коричневые

корова, бык, теленок - бурые

овца, баран, ягненок - белые

коза, козел, козленок - серые

свинья, поросенок - розовые

собака, пес, щенок - рыжие

кошка, кот, котенок - пестрые

Активизация предикативного словаря.

Задание 4. "Кто что умеет делать". На доске висят картинки. Логопед: "Вспомните, что умеют делать животные" и называет животных.

Лошадь - ржать, возить, скакать;

Корова - мычать, жевать, пастись;

Свинья - хрюкать, рыть, чавкать;

Собака - охранять, лаять, кусать;

Кошка - мяукать, мурлыкать, царапать.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Задание 5. На столе логопеда расставлены игрушечные животные (до этого момента накрытые покрывалом, чтобы дети их не видели). Игрушечные животные в 2 экземплярах: большой зверь и поменьше. Логопед снимает покрывало с игрушек и говорит: "Мы уже знаем домашних животных. Посмотрите, к нам в гости пришли животные. У каждого из них есть младший братик или сестричка. Давайте назовем их…" Логопед показывает на кошку, дети ее называют. Логопед: "А это - кошечка, котенок…" - показывает на маленькую кошку. Дальше логопед показывает на собаку, дети называют ее; показывает на маленькую собаку - дети сами называют собачка, щенок и т.д.

  1. Динамическая пауза.

Задание 6 (с элементами логоритмики). Логопед включает относительно громкую музыку и говорит: "Сейчас мы будем изображать животных. Вася будет собакой. Леша будет кошкой. Оля будет свиньей и т.д. Покажите, как ходят эти животные". Дети изображают животных. Потом логопед ставит тихую, расслабляющую музыку и говорит: "А теперь вы стали маленькими котятами, щенками, поросятами. Теперь вы ходите совсем легонечко, очень тихо и осторожно…". Дети показывают, как ходят маленькие животные.

  1. Работа над текстом.

Задание 8. Текст "Козлик " /см. речевой материал, эталонный рассказ /.

*Логопед читает текст;

*Беседа по содержанию рассказа с опорой на картинку:

  • О чем этот рассказ?

  • Что делал козлик со своей хозяйкой?

  • Что искал козлик?

*анализ содержания рассказа (с опорой на картинку), предполагающий выделение объектов (голова, морда, уши, тело, четыре лапы (ноги), шерсть) и составление плана рассказа по опорным картинкам;

  • пересказ рассказа по цепочке с учетом пунктов плана;

  • пересказ всего рассказа одним учеником (по плану), а затем и другими учениками.

Итог занятия.

*Ответы на вопросы:

  • Какова тема урока?

  • Назовите маленьких животных, о которых мы говорили?

  • Как называется рассказ, который пересказывали?

*Оценка положительного вклада учеников в работу на уроке.


Источники материалов

1. Тарасова А.В. «Упражнения на каждый день». М.-2008;

2. Ушакова О.С. «Занятия по развитию самостоятельной речи». М.-2010;

3. Гаврилова А.С., Шанина С.А., Ращупкина С.Ю. «Логопедические игры». М.-2010;

4. Володина В.С. «Альбом по развитию речи». М.-2010;

5. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет». М.- 2009;

6. Дорофеева А.Н. «Наглядно-дидактическое пособие» (домашние животные). М. - 2010.



© 2010-2022