Рекомендации по структуре к содержанию дополнительной общеразвивающей программы дошкольного образования

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Изюрова Т.В. группа 21-в, практ. 7

1. Составьте структуру дополнительной общеразвивающей программы дошкольного образования.

Рекомендации по структуре и содержанию дополнительной общеразвивающей программы






Структура программы


Содержание структурных компонентов программы


Рекомендации


1.


Титульный лист

вышестоящий орган образования



название образовательного учреждения, в котором разработана программа


  • ФИО директора, утвердившего программу с указанием даты утверждения;


  • дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации;


  • название программы;


  • сроки реализации;


  • возраст детей, на которых ориентирована программа;


  • разработчик-автор программы (ФИО, занимаемая должность, категория);


  • название города и год разработки программы

Название программы должно быть коротким, емким,

отражающим

содержание программы. Если название программы носит не

предметный,

а абстрактный, образный характер («Синяя птица», «Ассоль»),

то требуется дополнительное указание на направление

деятельности - «Свежий ветер» (спортивный туризм).


2.


Пояснительная записка


•актуальность (доказать, что она необходима современным детям;

•целесообразность именно данного;

•направленность;


•вид (примерная, модифицированная, экспериментальная, авторская программа);

•новизна (особенности работы с детьми и содержания - для претендующих на авторство).



* Цель программы



*задачи программы (пути достижения цели)

*возраст детей, участвующих в реализации данной Программы;

*сроки реализации (продолжительность образовательного процесса, этапы);

*формы и режим занятий;

*ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

*формы подведения итогов реализации программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

*характеристика детского объединения

Целесообразность с учётом поло-возрастных и социальных

особенностей учащихся, социально-педагогической

специфики

обстоятельств образовательного процесса.



Направленности:


  • научно-техническая,


  • спортивно-техническая,


  • художественная,


  • физкультурно-спортивная,


  • туристско-краеведческая


  • эколого-биологическая


  • военно-патриотическая

  • социально-педагогическая

социально-экономическая

естестенно-научная



Цель программы - предполагаемый результат образовательног

о процесса,

к которому должны быть направлены все усилия педагога и

обучающихся

Она может быть глобального масштаба (изменение

формирования мир

овоззрения личности, ее культуры через новую

образовательную систему);

общепедагогического плана (нравственное воспитание

личности,

сплочение детского коллектива через создание авторской

технологии и др.); дидактического плана (развитие

личностных качеств, обучение, организация полноценного

досуга, создание новой методики).

Задачи бывают:

• обучающие - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений,

развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.д.;

• воспитательные - формирование общественной активности

личности, гражданской позиции, культуры общения

и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.;

• развивающие - развитие личностных свойств:

самостоятельности, ответственности, активности,

аккуратности и т.д.; формирование потребности в

самопознании, саморазвитии.

Формулировка задач должна включать ключевое слово,

определяющее действие (оказать, отработать, освоить,

организовать и т. д.).

Характеристика детского объединения: состав группы,

особенности

набора детей, форма занятий, год обучения, психолого-

педагогические особенности, количество занятий и учебных

часов в неделю (на группу), количество учебных часов за год.


3.


Учебно-тематический план (по годам обучения)


может содержать перечень разделов, тем, количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. Если программа рассчитана более чем на год обучения, то тематический план составляется на каждый год, а все остальные разделы программы могут быть общими


Так как образовательная программа является не только внут-

ренним документом, автор - составитель должен быть готов

написать текст, понятный любому взрослому (родителям

учащихся, коллегам педагогам, администрации организации).

Успешным представляет подход, когда в

тексте программы сформулирована образовательная идея,

а затем тщательно разработаны и изложены в тексте

программы механизмы ее воплощения.

Оформить тематический план рекомендуется в виде таблицы.


4.


Примерное содержание занятий


Содержание Программы, возможно, отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий) и предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов. В программе указывается общее количество часов, отведенных планом на изучение курса, и распределение часов по разделам и темам.


Раскрывать содержание тем следует в том порядке, в котором

они представлены в учебно-тематическом плане. Описать

тему означает:

  • указать название темы, тезис;

  • пояснения и уточнения (основные узловые моменты,

  • которые излагаются в рамках данной темы;

указать, в каких формах организуется образовательный

процесс (теоретических, практических). Обычно первая тема -

введение в программу.


5.


Предполагаемые результаты реализации программы


требования к знаниям и умениям, критерии оценки. Здесь оценивается эффективность выполнения программы. В этом разделе необходимо дать характеристики знаний, умений, навыков по данному курсу; знание определяется в соответствии с теоретическими пунктами программы, умение - с практическими. Если программа рассчитана более чем на 1 год, то необходимо для каждого года обучения определить критерии оценки результатов.


Принципиальное требование к данному разделу программы -

Разработка системы проверки результативности изучения о

бучающимися на основе описания планируемых результатов.

Результатом обучения обучающихся по программе является:

определенный объем знаний, умений и навыков, развитие

способностей, повышение престижа объединений, улучшение

показателей адаптации в обществе, участие объединения и его членов в массовых мероприятиях различного уровня: выставки, конкурсы, фестивали,

соревнования, публикации.

Контроль за реализацией образовательной программы может

проводиться в разных формах: контрольное занятие, итоговое

занятие, тестирование, собеседование, зачет, защита творчес-

ких работ и проектов, конференция, олимпиада, конкурс,

соревнование.

Исходя из решаемых задач дополнительной образовательной

программы (обучающих, развивающих и воспитательных),

ожидаемые результаты могут быть представлены как

результаты обучения воспитанника (в предметной области);

результаты развития воспитанника;

результаты воспитания личности ребёнка.


6.


Методическое обеспечение программы


обеспечение методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.); рекомендаций по проведению практических работ, дидактический и лекционный материалы, существующие методики. В этом разделе намечаются пути решения программных задач. Описываются методы и технологии преподавания. Каждое занятие должно обеспечивать развитие личности учащегося.


Методическое обеспечение должно быть

представлено в форме таблицы со

следующими разделами:


№ п./п.


Тема

Форма занятий


Конт

роль

усво

ения

зна

ний, умений и навыков


Дидактические материалы


Первый год обучения


1


теория


практика



Основными формами проведения занятий

могут быть: лекции, беседы, встречи,

дискуссии, экскурсии, игры, праздники,

викторины, выставки, концерты и др.

В данном разделе будут вполне уместны

методические описания традиционных

мероприятий, система стимулирования

участников (иерархия почетных званий

и наград, используемых педагогом).


7.


Список литературы


Должно быть приведено два списка:


  • литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса;


  • литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе.


Указываются: Ф.И.О. автора, заглавие, подзаголовок,

составитель, редактор, художник, место издания, издательство,

год издания, иллюстрации.

При составлении списка литературы следует руководство-

ваться необходимостью включить в список работы, отражаю-

щие теоретические основы программы (теорию дополнитель-

ного образования и теорию изучения той сферы, на постиже-

ния которой будут направлены усилия учащихся.


Приложение


примеры занятий (сценарии), раскрывается схема организа-

ции воспитательной работы с детско-подростковым коллекти-

вом, прописываются детали аттестационных испытаний

(программа аттестации учащихся), в приложении могут быть

помещены примеры наиболее удачных - эталонных работ

и другое.

могут быть включены: правила техники безопасности,

справочные таблицы, тесты, дидактические материалы,

план методической работы педагога, план учебно-воспита-

тельной работы в творческом объединении и т. д.



После утверждения дополнительной общеразвивающей программы в установленном уставом организации дополнительного образования порядке работа с этим документом не завершается, фактически все время реализации программы - это время внесения корректив, уточнения тех или иных позиций и конструкций.

Освоение дополнительной общеразвивающей программы сопровождается процедурами промежуточной и, возможно, итоговой аттестации учащихся, проводимой в формах, определенных учебным планом как составной частью образовательной программе, и в порядке, установленном локальным нормативным актом организации дополнительного образования

Виды и типы программ:


  • По целевой направленности

    • досуговые;

    • учебно-познавательные (дополняющие основные образовательные программы);

    • прикладные и предпрофильные (формирующие практические навыки и умения в определённой сфере деятельности);

    • специальные (для одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья)


По характеру вносимых изменений

  • типовые (разработанные централизованно и не содержащие каких-либо изменений);

  • модифицированные (типовые, в которые учреждением внесены локальные изменения, сохраняющие образовательные цели, реализуемые типовой программой);

  • авторские (заново разработанные учреждением в рамках принятой образовательной концепции);

  • экспериментальные (проходящие апробацию согласно утвержденной исследовательской программе).

2. Разработайте критерии для экспертизы дополнительной общеразвивающей программы дошкольного образования.

Планируемые результаты освоения парциальной образовательной программы воспитанниками

Соответствие целей (планируемых результатов) требованиям ФГОС

Перспективность содержания целей

Реалистичность целей

Мотивационная побудительность целей

Измеримость целей

Содержание программы

Полнота содержания программы

Сочетание инвариантности с дифференциацией содержания программы

Перспективность содержания программы

Оптимальность отбора дидактических средств освоения содержания программы

Мотивационный потенциал программы

Степень детализации программы

Контролируемость освоения программы

Чувствительность программы к сбоям

Реалистичность и эффективность расходования времени на выполнение программы

Система оценки достижения запланированных результатов освоения программы воспитанниками

Полнота, всесторонность, комплексность оценки

Условия реализации программы

Кадровые условия реализации программы

Научно-методические условия реализации программы

Материально-технические условия

Организационные условия

Общее экспертное мнение о проекте программы:



© 2010-2022