- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Рабочие программа План по самообразованию на 2015 -2016 учебный год
Рабочие программа План по самообразованию на 2015 -2016 учебный год
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Литвиненко Г.Н. |
Дата | 30.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Утверждено:
пр. № ___ от «___»____ 2015 г.
Заведующего МКДОУ
ДС № 5 «Чебурашка» п. Рогатая Балка
____________________ И. В. Волкова
Индивидуальный план самообразования
на 2015 - 2016 учебный год
Литвиненко Галины Николаевны воспитателя
МКДОУ ДС № 5 «Чебурашка» п. Рогатая Балка
Стаж работы в должности 5 лет
Категория - соответствие занимаемой должности 6.06. 2013 г.
Перспективное планирование по теме самообразования
«Познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста через ознакомление с русской народной культурой и традициями»
на 2015 - 2016 учебный год
Цель проекта: сформировать интерес к познанию истории, культуры, традиций наших предков у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта: 1. Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.
2. Знакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.)
3. Воспитывать патриотизм и стойкий интерес к истокам русского народа.
4.Формировать у детей положительные эмоции.
Тип проекта - информационно-практический.
По продолжительности - долгосрочный.
Ожидаемые результаты проекта:
-
Понимать значения слов. Пополнять словарный запас (изба, хозяйка, колыбелька, горница, люлька, матрешка, расписная, деревянная, пряжа, клубок, варежка, самовар, чайник).
-
Иметь представления:
- о русской избе, особенностях ее строительства, внешнем и внутреннем убранстве;
- устном народном творчестве - заклички, колядки, небылицы, считалки;
- истории возникновения книги, азбуки и ее предшественниках;
- истории возникновения предметов быта: ложка, зеркало, часы - и их предшественников.
-
Знать и объяснять значение слов: ремесло, рукоделие, промыслы; значение народных праздников и гуляний: ярмарка, Масленица, Рождество, Капустница.
-
Развитие речи детей старшей группы через проведение открытых занятий совместно с родителями.
Содержание работы
Сроки проведения
Источники
-
Подбор и изучение методической литературы по теме ««Познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста через ознакомление с русской народной культурой и традициями», подготовка практического материала
сентябрь
Интернет ресурсы
-
Изучение теории по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.
октябрь
Интернет ресурсы
Консультация для родителей «Значение русских народных праздников и традиций в жизни ребенка»
-
Проведение досуга «День матери» - посиделки
ноябрь
Интернет ресурсы
Для изучения «Встречаем новый год вместе с ребенком»
Для изучения Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста
декабрь
Интернет ресурсы
-
Для изучение «Рождественские колядки»
-
Заучивание с детьми наизусть колядки, считалки.
январь
Интернет ресурсы
-
Разучивание с детьми русских заклички, небылицы,;
Оформить «Копилочку» хороводами, колядками, по ознакомлению детей с русским устном народном творчестве
февраль
Интернет ресурсы
Мастер-класс для родителей и детей по подготовке к Масленице «Изготовление кукол-масленок».
I. Консультация для родителей Масленица
II.
III.
март
Интернет ресурсы
Для изучения «Устное народное творчество и фольклор»
-
Показ совместной деятельности
апрель
Интернет ресурсы
-
Самоанализ деятельности воспитателя
май
Перспективное планирование по теме самообразования
«Познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста через ознакомление с русской народной культурой и традициями»
на 2015 - 2016 учебный год
в старшей группе
месяц
Тема
Задачи
Используемая лит-ра
Сентябрь
Праздник «Капустница»
Расширять представления об осенних явлениях в природе, о работе крестьян осенью.
Народная культура и традиция стр. 78-82
«Добыча ловца не ждет, он ее поджидает»
Закрепить представления детей об осени, перелетных птицах. Закрепить лексический по теме «Перелетные птицы» развивать связную речь. Познакомить детей с образцами устного народного творчества сказкой «Утка, охотник и лиса»
Н. В Бабинова тематические фольклорные вечера
«Делу - время, потехе - час»
Закреплять представления детей о предметах окружающего мира, традиционных народных куклах.
Н. В Бабинова тематические фольклорные вечера
«Хоть и холоден батюшка Сентябрь - да сыт»
Формировать об осени. Учить устанавливать разнообразные связи в природе. Активизировать речевую деятельность путем развития речи. Учить фантазировать, развивать образное представление. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе и труду взрослых, любовь к художественному слову. Развивать эмоциональную сферу.
Г.А. Антонова, О.М. Ельцова воспитание духовности через приобщение дош-ков к традиционной праздничной культуре русского народа»стр. 31-35
Октябрь
«Теремок»
Познакомить с жилищем наших предков, традициями строительства избы (художественные и символические особенности), ее внешним и внутренним убранством; расширять словарный запас новыми словами; изба, сруб, рубить, конек, крыльцо; воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук.
Народная культура и традиция стр. 83-88
«Изба красна не углами, а пирогами»
Закреплять представления детей об устройстве дома, мебели. Закрепить лексический материал по теме «Квартира. Мебель». Развивать связную речь. Познакомить детей с образцами народного творчества - сказкой «Теремок» и песней «Ах вы, сени, мои сени». Воспитывать интерес к фольклору, уважение к народной культуре.
Н. В Бабинова тематические фольклорные вечера
С 37-43
«Замесили тесто, а оно ни с места, замесили на дрожжах - не удержишь на вожжах»
Закреплять представления детей о предметах быта - посуде. Закрепить лексический материал по теме «Кухня. Посуда». Развивать связную речь. Воспитывать интерес к фольклору, уважение народной культуре.
Н. В Бабинова тематические фольклорные вечера
С 44-50
Знакомство с бытом русского народа»
Формировать у детей представление о жизни людей в старину.
В. Н. Матова ФГОС Краеведение в детском саду
стр 59
Ноябрь
«Путешествие в прошлое часов»
Познакомить с историей часов; учить устанавливать причинно - следственные связи между назначением и способами употребления; активизировать словарный запас; воспитывать уважение к труду человека изобретателя, созидателя, творца.
Народная культура и традиция стр. 88-94
«У страха глаза велики»
Развивать словарный запас. Познакомить детей с устным народным творчеством сказкой «У страха глаза велики».
Н. В Бабинова тематические фольклорные вечера
С 50 - 54
«В гостях у русской народной сказки»
Учить детей чувствовать и понимать сказки, осмысливать характерны сказочных героев. Уточнить знания детей о жанровых особенностях сказки. Развивать эмоциональные восприятие содержания сказки.
В. Н. Матова ФГОС Краеведение в детском саду
стр 61
«Родной край»
Познакомить детей с понятиями «родной край», «малая родина». Активизировать речь, память, мышление, внимание. Развивать чувство привязанности и любви к родному краю, к малой родине.
В. Н. Матова ФГОС Краеведение в детском саду стр 112 - 115
Декабрь
«Декабрь год кончает, зиму начинает»
Формировать о зиме. Учить устанавливать разнообразные связи в природе. Активизировать речевую деятельность путем развития речи. Учить фантазировать, развивать образное представление. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе и труду взрослых, любовь к художественному слову. Развивать эмоциональную сферу.
Г.А. Антонова, О.М. Ельцова воспитание духовности через приобщение дош-ков к традиционной праздничной культуре русского народа»стр. 100 - 106
«Матушка печка, укрась своих детушек»
Познакомить с особенностями русской избы и бытом крестьян; активизировать словарный запас; прививать любовь к самобытной красоте жизни наших предков
Народная культура и традиция стр. 98 -103
«Зима без морозу не бывает»
Закреплять представления детей о зиме, зимних приметах, зимних забавах. Закрепить лексический материал по теме «Зимние забавы». Познакомить сказкой «Лиса и волк»
Н. В Бабинова тематические фольклорные вечера
С 72 - 54
«В гости к дедушке Фольклору»
Закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества. Развивать любознательность, воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.
Г.А. Антонова, О.М. Ельцова воспитание духовности через приобщение дош-ков к традиционной праздничной культуре русского народа»стр. 100 - 106
«Пришла коляда, отворяй ворота»
Познакомить с праздниками народного календаря и православными: Рождество; развивать активный и пассивный словарь на основе полученных и уже имеющихся знаний о народных праздниках; вызвать интерес к жизни наших предков и их обычаям, традициям.
Народная культура и традиция стр. 103-106
Январь
«Пришла коляда, отворяй ворота»
Познакомить с праздниками народного календаря и православными: Святки, Колядка; развивать активный и пассивный словарь на основе полученных и уже имеющихся знаний о народных праздниках; вызвать интерес к жизни наших предков и их обычаям, традициям.
Народная культура и традиция стр. 103-106
«Посиделки»
Продолжать знакомить детей с алыми фольклорными формами. Учить отгадывать и придумывать загадки на предложенную тему. Уточнить знания о считалках, песенках - потешках, колыбельных песнях. Развивать умение придумывать небольшие истории по скороговоркам и пословицам. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
В. Н. Матова ФГОС Краеведение в детском саду
стр 64
«Месяц январь - зимы государь»
Формировать о зиме. Учить устанавливать разнообразные связи в природе. Активизировать речевую деятельность путем развития речи. Учить фантазировать, развивать образное представление. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе и труду взрослых, любовь к художественному слову. Развивать эмоциональную сферу.
Г.А. Антонова, О.М. Ельцова воспитание духовности через приобщение дош-ков к традиционной праздничной культуре русского народа»стр. 124 - 130
Февраль
«Русский народный костюм»
Познакомить детей с русским народным костюмом. Ввести в активный словарь детей слова «кокошник», «лапти». Воспитывать интерес к старинным вещам, желание сохранять их на долгие годы.
В. Н. Матова ФГОС Краеведение в детском саду
стр 65
«Зимой солнышко не согреет»
Закрепить представления детей о приметах зимы. Развивать связную речь. Познакомить детей с устным народным творчеством сказкой «Лиса, заяц, петух»
Н. В Бабинова тематические фольклорные вечера
С 54 - 59
«Госпожа честная Масленица»
Познакомить с традициями русского народного народа - обрядовым праздником Маслениц; развивать речь, заучивая заклички, поговорки; воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.
Народная культура и традиция стр. 112-114
Март
«Путешествие в прошлое одежды»
Познакомить с изменениями и преобразованиями одежды человека; обогащать словарный запас; развивать ретроспективный и перспективный взгляд на вещи, познавательный интерес к прошлому.
Народная культура и традиция стр. 107-111
«Смекалка из беды выручит»
Закрепить представления детей о птицах. Закрепить лексический материал по теме «Птицы». Развивать связную речь. Познакомить сказкой «Лиса и тетерев»
Н. В Бабинова тематические фольклорные вечера
С 59 - 62
«Грач на горе - весна на дворе»
Расширить представления детей о перелетной птице. Рассказать о том, как отмечали наши предки возвращение этих птиц на родину. Познакомить с обрядом «закликания весны», выучить заклички» воспитывать доброе отношение к окружающей живой природе.
Г.А. Антонова, О.М. Ельцова воспитание духовности через приобщение дош
«Веселые посиделки»
Продолжать знакомство детей с праздничными традициями русского народа. Приобщать к традиционной русской народной культуре на основе использования малых форм фольклора. Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.
Г.А. Антонова, О.М. Ельцова воспитание духовности через приобщение дош
Апрель
«Апрель водою славен, почками красен»
Формировать представление о весне. Учить устанавливать разнообразные связи в природе. Активизировать речевую деятельность путем развития речи. Учить фантазировать, развивать образное представление. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе и труду взрослых, любовь к художественному слову. Развивать эмоциональную сферу.
Г.А. Антонова, О.М. Ельцова воспитание духовности через приобщение дош-ков к традиционной праздничной культуре русского народа»стр. 210-215
«Народная игрушка - кукла самоделка»
Познакомить с народной игрушкой - куклой - самоделкой, способами изготовления этой куклы; расширить словарный запас; развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно старинным способом.
Народная культура и традиция стр. 115-120
«Как аукнется, так и откликнется»
Закрепить представления детей о диких животных. Закрепить лексический материал по теме «Дикие животные». Развивать связную речь. Познакомить сказкой «Лиса и журавель»
Н. В Бабинова тематические фольклорные вечера
С 77 - 80
«Во поле березонька стояла»
Познакомить детей с новым материалом - берестой, рассказать о его свойствах и способах изготовления посуды. Воспитывать интерес к народным традициям использования бересты
Г.А. Антонова, О.М. Ельцова воспитание духовности через приобщение дош-ков к традиционной праздничной культуре русского народа»стр. 124 - 130
Май
«Как рубашка в поле выросла»
Познакомить с технологией изготовления крестьянами одежды; расширять словарный запас; воспитывать уважение к нелегкому труду крестьян.
Народная культура и традиция стр. 120-125
«Добрым товарищам дорожи: когда он поможет, когда ты ему услужи»
Закрепить представления детей о диких птицах. Закрепить лексический материал по теме «Зимующие птицы». Развивать связную речь. Познакомить сказкой «Жихарка». Воспитывать интерес к фольклору, уважение к народной культуре.
Н. В Бабинова тематические фольклорные вечера
С 81 - 86
«Мтрана, в которой мы живем»
Продолжать детей с понятием «Родина - Россия» через ознакомление с родным домом, родной улицей, родным селом, родным краем.
В. Н. Матова ФГОС Краеведение в детском саду
стр 68