Рабочие программа План по самообразованию на 2015 -2016 учебный год

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждено:

пр. № ___ от «___»____ 2015 г.

Заведующего МКДОУ

ДС № 5 «Чебурашка» п. Рогатая Балка

____________________ И. В. Волкова




Индивидуальный план самообразования

на 2015 - 2016 учебный год


Литвиненко Галины Николаевны воспитателя

МКДОУ ДС № 5 «Чебурашка» п. Рогатая Балка

Стаж работы в должности 5 лет

Категория - соответствие занимаемой должности 6.06. 2013 г.






Перспективное планирование по теме самообразования

«Познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста через ознакомление с русской народной культурой и традициями»

на 2015 - 2016 учебный год

Цель проекта: сформировать интерес к познанию истории, культуры, традиций наших предков у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта: 1. Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.

2. Знакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.)

3. Воспитывать патриотизм и стойкий интерес к истокам русского народа.

4.Формировать у детей положительные эмоции.

Тип проекта - информационно-практический.

По продолжительности - долгосрочный.

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Понимать значения слов. Пополнять словарный запас (изба, хозяйка, колыбелька, горница, люлька, матрешка, расписная, деревянная, пряжа, клубок, варежка, самовар, чайник).

  2. Иметь представления:

- о русской избе, особенностях ее строительства, внешнем и внутреннем убранстве;

- устном народном творчестве - заклички, колядки, небылицы, считалки;

- истории возникновения книги, азбуки и ее предшественниках;

- истории возникновения предметов быта: ложка, зеркало, часы - и их предшественников.

  1. Знать и объяснять значение слов: ремесло, рукоделие, промыслы; значение народных праздников и гуляний: ярмарка, Масленица, Рождество, Капустница.

  2. Развитие речи детей старшей группы через проведение открытых занятий совместно с родителями.


Содержание работы

Сроки проведения

Источники

  1. Подбор и изучение методической литературы по теме ««Познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста через ознакомление с русской народной культурой и традициями», подготовка практического материала

сентябрь

Интернет ресурсы

  1. Изучение теории по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

октябрь

Интернет ресурсы

Консультация для родителей «Значение русских народных праздников и традиций в жизни ребенка»

  1. Проведение досуга «День матери» - посиделки

ноябрь

Интернет ресурсы

Для изучения «Встречаем новый год вместе с ребенком»

Для изучения Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста

декабрь

Интернет ресурсы

  1. Для изучение «Рождественские колядки»

  2. Заучивание с детьми наизусть колядки, считалки.

январь

Интернет ресурсы

  1. Разучивание с детьми русских заклички, небылицы,;

Оформить «Копилочку» хороводами, колядками, по ознакомлению детей с русским устном народном творчестве

февраль

Интернет ресурсы

Мастер-класс для родителей и детей по подготовке к Масленице «Изготовление кукол-масленок».

I. Консультация для родителей Масленица

II.

III.

март

Интернет ресурсы

Для изучения «Устное народное творчество и фольклор»

  1. Показ совместной деятельности

апрель

Интернет ресурсы

  1. Самоанализ деятельности воспитателя

май





Перспективное планирование по теме самообразования

«Познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста через ознакомление с русской народной культурой и традициями»

на 2015 - 2016 учебный год

в старшей группе

месяц

Тема

Задачи

Используемая лит-ра

Сентябрь

Праздник «Капустница»

Расширять представления об осенних явлениях в природе, о работе крестьян осенью.

Народная культура и традиция стр. 78-82

«Добыча ловца не ждет, он ее поджидает»

Закрепить представления детей об осени, перелетных птицах. Закрепить лексический по теме «Перелетные птицы» развивать связную речь. Познакомить детей с образцами устного народного творчества сказкой «Утка, охотник и лиса»

Н. В Бабинова тематические фольклорные вечера

«Делу - время, потехе - час»

Закреплять представления детей о предметах окружающего мира, традиционных народных куклах.

Н. В Бабинова тематические фольклорные вечера

«Хоть и холоден батюшка Сентябрь - да сыт»

Формировать об осени. Учить устанавливать разнообразные связи в природе. Активизировать речевую деятельность путем развития речи. Учить фантазировать, развивать образное представление. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе и труду взрослых, любовь к художественному слову. Развивать эмоциональную сферу.

Г.А. Антонова, О.М. Ельцова воспитание духовности через приобщение дош-ков к традиционной праздничной культуре русского народа»стр. 31-35

Октябрь

«Теремок»

Познакомить с жилищем наших предков, традициями строительства избы (художественные и символические особенности), ее внешним и внутренним убранством; расширять словарный запас новыми словами; изба, сруб, рубить, конек, крыльцо; воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук.

Народная культура и традиция стр. 83-88

«Изба красна не углами, а пирогами»

Закреплять представления детей об устройстве дома, мебели. Закрепить лексический материал по теме «Квартира. Мебель». Развивать связную речь. Познакомить детей с образцами народного творчества - сказкой «Теремок» и песней «Ах вы, сени, мои сени». Воспитывать интерес к фольклору, уважение к народной культуре.

Н. В Бабинова тематические фольклорные вечера

С 37-43

«Замесили тесто, а оно ни с места, замесили на дрожжах - не удержишь на вожжах»

Закреплять представления детей о предметах быта - посуде. Закрепить лексический материал по теме «Кухня. Посуда». Развивать связную речь. Воспитывать интерес к фольклору, уважение народной культуре.

Н. В Бабинова тематические фольклорные вечера

С 44-50

Знакомство с бытом русского народа»

Формировать у детей представление о жизни людей в старину.

В. Н. Матова ФГОС Краеведение в детском саду

стр 59

Ноябрь

«Путешествие в прошлое часов»

Познакомить с историей часов; учить устанавливать причинно - следственные связи между назначением и способами употребления; активизировать словарный запас; воспитывать уважение к труду человека изобретателя, созидателя, творца.

Народная культура и традиция стр. 88-94

«У страха глаза велики»

Развивать словарный запас. Познакомить детей с устным народным творчеством сказкой «У страха глаза велики».

Н. В Бабинова тематические фольклорные вечера

С 50 - 54

«В гостях у русской народной сказки»

Учить детей чувствовать и понимать сказки, осмысливать характерны сказочных героев. Уточнить знания детей о жанровых особенностях сказки. Развивать эмоциональные восприятие содержания сказки.

В. Н. Матова ФГОС Краеведение в детском саду

стр 61

«Родной край»

Познакомить детей с понятиями «родной край», «малая родина». Активизировать речь, память, мышление, внимание. Развивать чувство привязанности и любви к родному краю, к малой родине.

В. Н. Матова ФГОС Краеведение в детском саду стр 112 - 115

Декабрь

«Декабрь год кончает, зиму начинает»

Формировать о зиме. Учить устанавливать разнообразные связи в природе. Активизировать речевую деятельность путем развития речи. Учить фантазировать, развивать образное представление. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе и труду взрослых, любовь к художественному слову. Развивать эмоциональную сферу.

Г.А. Антонова, О.М. Ельцова воспитание духовности через приобщение дош-ков к традиционной праздничной культуре русского народа»стр. 100 - 106

«Матушка печка, укрась своих детушек»

Познакомить с особенностями русской избы и бытом крестьян; активизировать словарный запас; прививать любовь к самобытной красоте жизни наших предков

Народная культура и традиция стр. 98 -103

«Зима без морозу не бывает»

Закреплять представления детей о зиме, зимних приметах, зимних забавах. Закрепить лексический материал по теме «Зимние забавы». Познакомить сказкой «Лиса и волк»

Н. В Бабинова тематические фольклорные вечера

С 72 - 54

«В гости к дедушке Фольклору»

Закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества. Развивать любознательность, воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.

Г.А. Антонова, О.М. Ельцова воспитание духовности через приобщение дош-ков к традиционной праздничной культуре русского народа»стр. 100 - 106

«Пришла коляда, отворяй ворота»

Познакомить с праздниками народного календаря и православными: Рождество; развивать активный и пассивный словарь на основе полученных и уже имеющихся знаний о народных праздниках; вызвать интерес к жизни наших предков и их обычаям, традициям.

Народная культура и традиция стр. 103-106

Январь

«Пришла коляда, отворяй ворота»

Познакомить с праздниками народного календаря и православными: Святки, Колядка; развивать активный и пассивный словарь на основе полученных и уже имеющихся знаний о народных праздниках; вызвать интерес к жизни наших предков и их обычаям, традициям.

Народная культура и традиция стр. 103-106

«Посиделки»

Продолжать знакомить детей с алыми фольклорными формами. Учить отгадывать и придумывать загадки на предложенную тему. Уточнить знания о считалках, песенках - потешках, колыбельных песнях. Развивать умение придумывать небольшие истории по скороговоркам и пословицам. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

В. Н. Матова ФГОС Краеведение в детском саду

стр 64

«Месяц январь - зимы государь»

Формировать о зиме. Учить устанавливать разнообразные связи в природе. Активизировать речевую деятельность путем развития речи. Учить фантазировать, развивать образное представление. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе и труду взрослых, любовь к художественному слову. Развивать эмоциональную сферу.

Г.А. Антонова, О.М. Ельцова воспитание духовности через приобщение дош-ков к традиционной праздничной культуре русского народа»стр. 124 - 130

Февраль

«Русский народный костюм»

Познакомить детей с русским народным костюмом. Ввести в активный словарь детей слова «кокошник», «лапти». Воспитывать интерес к старинным вещам, желание сохранять их на долгие годы.

В. Н. Матова ФГОС Краеведение в детском саду

стр 65

«Зимой солнышко не согреет»

Закрепить представления детей о приметах зимы. Развивать связную речь. Познакомить детей с устным народным творчеством сказкой «Лиса, заяц, петух»

Н. В Бабинова тематические фольклорные вечера

С 54 - 59

«Госпожа честная Масленица»

Познакомить с традициями русского народного народа - обрядовым праздником Маслениц; развивать речь, заучивая заклички, поговорки; воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.

Народная культура и традиция стр. 112-114

Март

«Путешествие в прошлое одежды»

Познакомить с изменениями и преобразованиями одежды человека; обогащать словарный запас; развивать ретроспективный и перспективный взгляд на вещи, познавательный интерес к прошлому.

Народная культура и традиция стр. 107-111

«Смекалка из беды выручит»

Закрепить представления детей о птицах. Закрепить лексический материал по теме «Птицы». Развивать связную речь. Познакомить сказкой «Лиса и тетерев»

Н. В Бабинова тематические фольклорные вечера

С 59 - 62

«Грач на горе - весна на дворе»

Расширить представления детей о перелетной птице. Рассказать о том, как отмечали наши предки возвращение этих птиц на родину. Познакомить с обрядом «закликания весны», выучить заклички» воспитывать доброе отношение к окружающей живой природе.

Г.А. Антонова, О.М. Ельцова воспитание духовности через приобщение дош

«Веселые посиделки»

Продолжать знакомство детей с праздничными традициями русского народа. Приобщать к традиционной русской народной культуре на основе использования малых форм фольклора. Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.

Г.А. Антонова, О.М. Ельцова воспитание духовности через приобщение дош

Апрель

«Апрель водою славен, почками красен»

Формировать представление о весне. Учить устанавливать разнообразные связи в природе. Активизировать речевую деятельность путем развития речи. Учить фантазировать, развивать образное представление. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе и труду взрослых, любовь к художественному слову. Развивать эмоциональную сферу.

Г.А. Антонова, О.М. Ельцова воспитание духовности через приобщение дош-ков к традиционной праздничной культуре русского народа»стр. 210-215

«Народная игрушка - кукла самоделка»

Познакомить с народной игрушкой - куклой - самоделкой, способами изготовления этой куклы; расширить словарный запас; развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно старинным способом.

Народная культура и традиция стр. 115-120

«Как аукнется, так и откликнется»

Закрепить представления детей о диких животных. Закрепить лексический материал по теме «Дикие животные». Развивать связную речь. Познакомить сказкой «Лиса и журавель»

Н. В Бабинова тематические фольклорные вечера

С 77 - 80

«Во поле березонька стояла»

Познакомить детей с новым материалом - берестой, рассказать о его свойствах и способах изготовления посуды. Воспитывать интерес к народным традициям использования бересты

Г.А. Антонова, О.М. Ельцова воспитание духовности через приобщение дош-ков к традиционной праздничной культуре русского народа»стр. 124 - 130

Май

«Как рубашка в поле выросла»

Познакомить с технологией изготовления крестьянами одежды; расширять словарный запас; воспитывать уважение к нелегкому труду крестьян.

Народная культура и традиция стр. 120-125

«Добрым товарищам дорожи: когда он поможет, когда ты ему услужи»

Закрепить представления детей о диких птицах. Закрепить лексический материал по теме «Зимующие птицы». Развивать связную речь. Познакомить сказкой «Жихарка». Воспитывать интерес к фольклору, уважение к народной культуре.

Н. В Бабинова тематические фольклорные вечера

С 81 - 86

«Мтрана, в которой мы живем»

Продолжать детей с понятием «Родина - Россия» через ознакомление с родным домом, родной улицей, родным селом, родным краем.

В. Н. Матова ФГОС Краеведение в детском саду

стр 68










© 2010-2022