Вариативная образовательная программа Юный исследователь

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

на первую категорию

Вариативная образовательная программа

Направление «Познавательно - речевое»

Образовательная область «Познание»

Старшая группа (5-6 лет)

Вариативная образовательная программа Юный исследователь





Выполнили:

Витенко О.А.- воспитатель МДОАУ

д/с № 17 г.Орск

Абрахманова.Т.А - воспитатель МДОАУ

д /с №17 г.Орск

Руководитель: Муратова А.А. к.п.н.

доцент кафедры психологии и педагогики ИПК и ППРО ОГПУ

Оренбург 2014

Содержание

1.Пояснительная записка

1.1. Актуальность проблемы……………………………………………………….

1.2. Нормативные документы, на основе которых разрабатывалась программа «Юный исследователь»…………………………………………………………….

1.3. Образовательная область, реализуемая в программе «Юный исследователь»…………………………………………………………………........

1.4. Возрастные особенности усвоения программного материала детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………...

1.5. Условия реализации программы «Юный исследователь»………................

1.6. Основные принципы и положения, на которых базируется программа «Юный исследователь»…………………………………………………………….

1.7. Цель, задачи программы «Юный исследователь»…………………………...

1.8. Формы образовательной деятельности детей по программе «Юный исследователь»……………………………………………………………..............

1.9. Планируемые результаты освоения детьми программы «Юный исследователь»………………………………………………………………………

2.ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА…………………………………………………………………………

2.1. Непосредственная образовательная деятельность детей по программе «Юный исследователь»………………………………………………………….....

2.2.Перспективный план обучения по программе «Юный исследователь»…….

3.Содержание педагогической работы по освоению программы «Юный исследователь»…………………………………

3.1. Содержание разделов программы «Юный исследователь»…………………

3.2 Диагностика усвоения программы «Юный исследователь»………………..

  1. Консультативно-информационная работа…………………………………

Список литературы………………………………………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………..


3


5


5

5


6

7

8


8


9


10


10

11


12

12

34

35

36

37

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Актуальность проблемы

Важнейшей чертой детского поведения является любознательность. В дошкольном возрасте ребенок постоянно задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, любит наблюдать и экспериментировать. Ребёнок от природы настроен на познание мира. Именно это внутреннее стремление к поиску новых знаний порождает исследовательское поведение.

Современное общество требует человека любознательного, активного, обладающего творческим потенциалом, формировать который необходимо с раннего детства. Задача педагога - не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей. Поэтому важно организовать исследовательскую деятельность, например, по ознакомлению детей со свойствами воды и воздуха таким образом, чтобы не только преподносить им готовые знания, но и помогать добывать эти знания самим с помощью игровых методов и экспериментирования.

В процессе исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их, как собственные. А именно наличие этих качеств у ребенка свидетельствует о его любознательности.

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов ориентирует нас на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одаренности, сформированности у выпускников детского сада таких ключевых качеств, как креативность, способность к поиску знаний.

К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как: уметь видеть проблему и ставить вопросы; уметь доказывать; делать выводы; высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям.

Дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Это -исследовательское обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, внимания, мышления, речи, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия и удивляться им, также совершенствует такие необходимые качества, как наблюдательность, прилежание, аккуратность.


1.2. Нормативные документы, на основе которых разрабатывалась программа «Юный исследователь»

- Закон Российской Федерации «Об образовании»;

- Концепция дошкольного воспитания (МО РФ 17.06.2003 г.);

- РППС по ФГОС (методические рекомендации);

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений

1.3. Образовательная область, реализуемая в программе «Юный исследователь»

Программа реализует направление познавательно - речевого развития детей в образовательной области «Познание» примерной основной образовательной программы дошкольного образования ДОО.

1.4. Возрастные особенности усвоения программного материала детьми старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяют развитие. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Детей включают в поисковую деятельность, они принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, используя разные способы проверки: опыты, длительные сравнительные наблюдения, эксперименты.

Уровень интеллектуальных умений ребенка 5- 6 лет (анализ сравнение, обобщение классификация, установление закономерностей) помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать, постигать и разбирать в имеющихся и поступающих сведениях о мире. Ребенок в этом возрасте начинает устанавливать причинно - следственные связи между предметами и явлениями. Владеет достаточным объемом временных представлений.

Расширяется общий кругозор детей. Интересы детей старшего дошкольного возраста постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада, семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Ребенок пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. В этом возрасте начинается настоящий расцвет идей «маленьких философов» о происхождении луны, звезд и прочего.

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, более устойчивым становиться внимание. Происходит развитие всех познавательных и психических процессов.

1.5. Условия реализации программы «Юный исследователь»

Педагогические условия:

- компетентность воспитателя в образовательной области «Познание»;

- знание воспитателем интеллектуальных особенностей детей 5-6 лет;

- владение воспитателем диагностическим инструментарием;

Материально-технические условия:

- исследовательский уголок (прозрачные и непрозрачные емкости, лупы. магниты, коллекции тканей, камней, бумаги разной фактуры и т. д.)

- картотека познавательно - занимательных опытов;

- методическая литература по развитию исследовательской деятельности детей 5-6лет.

1.6. Основные принципы и положения, на которых базируется программа «Юный исследователь»

Принцип научности - детям даются строго научные знания

Принцип ориентации на познавательные интересы ребенка. Любознательность процесс творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности, в данном случае потребности в познании. Отсюда вырастает следующий принцип.

Принцип опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации. Главная задача современного образования - не только сообщение знаний, а в первую очередь развитие у ребенка потребностей и способностей эти знания добывать. Только на этой основе можно обеспечить превращение знаний в инструмент творческого освоения мира ребенком.

Принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения. Легко и непроизвольно усваивается тот материал, который включен в активную работу мышления, но далеко не все, что следует освоить ребенку в образовании, он должен открывать в ходе самостоятельных изысканий. А потому использование исследовательских методов обучения должно сочетаться с применением методов репродуктивных. Тем более что в работе любого исследователя традиционно много задач репродуктивного характера, которые могут рассматриваться как рутинные, но от этого не становятся ненужными.

1.7. Цель и задачи программы «Юный исследователь»

Цель: Развивать любознательность и активность детей старшего дошкольного возраста в процессе исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

образовательные

  1. Расширение кругозора детей.

  2. Формирование навыков опытно-экспериментальной деятельности.

развивающие

  1. Развитие у детей познавательного интереса.

  2. Развитие логического мышления, внимания, умений анализа и синтеза.

  3. Развитие умения на основе сопоставления фактов, результатов наблюдений делать выводы и заключения.

воспитательные

  1. Воспитание умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

  2. Воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости.

1.8. Формы организации и методы образовательной деятельности детей по программе «Юный исследователь»

Организация исследовательской деятельности детей по реализации и освоению содержания программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:

  • совместной деятельности взрослого и детей

  • самостоятельной деятельности детей.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:

  • игровой,

  • двигательной,

  • коммуникативной,

  • продуктивной,

  • музыкально-художественной,

  • чтения художественной научной литературы,

  • трудовой.

Методы образовательной деятельности

Во время режимных моментов

В совместной деятельности педагога с детьми

В самостоятельной деятельности детей

В совместной деятельности с семьей

Наблюдения,

игры - эксперименты, проблемные ситуации, развивающие игры, рассматривание, объяснение, игровые упражнения, напоминание, моделирование на прогулке, игровые обучающие ситуации, исследователь-ская деятельность, рассказ, ситуативный разговор

Наблюдение, беседа, рассказ, познавательная игротека, проблемно - поисковые ситуации, труд в уголке природы и на участке, показ, объяснение, игровые и творческие задания, исследования, просмотр фильмов, целевые прогулки, моделирование, обучающие и развивающие игры.


Игры, наблюдения, опыты, эксперименты, интегрированная детская деятельность, продуктивная деятельность, обучающие ситуации, игры с правилами, практическая деятельность.

Беседы, консультации,

семинары,

экскурсии,

детско - родительские

проекты,

просмотр фильмов,

разъяснение схем,

совместные игры,

труд.

Формы организации детей: подгрупповые, групповые, индивидуальные

1.9. Планируемые результаты освоения детьми программы «Юный исследователь»

  • Повысится уровень развития интегративных качеств: любознательность, активность.

  • Повысится уровень развития коммуникативных умений.

  • Повысится уровень развития волевой сферы, саморегуляции, необходимой для успешного обучения в школе.

  • Повысится уровень развития в интеллектуальной сфере - мыслительные умения и разные виды мышления.

  • Повысится уровень развития познавательных и психических процессов - восприятие, память, воображение, внимание.

2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1. Непосредственная образовательная деятельность детей

Расписание непосредственно образовательной деятельности старшей группы

Дни недели

Виды НОД

Время

Интеграция приоритетных образовательных областей

Среда (один раз в неделю)

Непосредственно образовательная деятельность.

15.35 16.00

«Здоровье» (расширение кругозора детей о здоровом образе жизни).

«Физическая культура» (повышение двигательной активности).

«Безопасность» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы).

«Труд» (развитие наблюдательности, формирование трудовых навыков).

«Коммуникация» (развитие познавательно - исследовательской продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми).

«Художественное творчество» (развитие изобразительных способностей детей для точной регистрации результата природоведческого эксперимента, развитие наблюдательности).

2.2. Перспективный план обучения по программе «Юный исследователь»

месяц

Название НОД

сентябрь

1 неделя. Диагностика

2 неделя. Диагностика.

3 неделя. «Овощи и фрукты как косметика»

4 неделя «Путешествие по реке»

октябрь

1 неделя «Кораблик для путешествия»

2 неделя «Приключения Буратино»

3 неделя «Волшебная бумага»

4 неделя. «Волшебная бумага»

ноябрь

1 неделя «Испытание магнита»

2 неделя «Земля магнит»

3 неделя «Поможем воде стать чистой»

4 неделя «Дружба красок»

декабрь

1 неделя «Наши помощники глаза»

2 неделя. «Сила тяготения»

3 неделя «Свечка в банке»

4 неделя «Воздух»

январь

2 неделя. «Почему дует ветер»

3 неделя. «Твердая вода, почему не тонут айсберги»

4 неделя «Откуда взялись острова»

февраль

1 неделя «Как происходит извержение вулканов»

2 неделя «Что такое молния»

3 неделя «Путешествие капельки»

4 неделя «Как появились горы»

март

1 неделя «Почему горит фонарик?»

2 неделя «Солнце дарит нам тепло»

3 неделя «Фартук для Почемучки»

4 неделя «Что такое масса»

апрель

1 неделя «Как образуются метеоритные кратеры»

2 неделя «Почему в космос летают на ракете»

3 неделя «О дрожалке и пищалке»

4 неделя «Почему тонут корабли»

май

1 неделя «Секретные записки»

2 неделя. Диагностика

3 неделя. Диагностика

3.Содержание педагогической работы по освоению программы «Юный исследователь»

3.1. Содержание разделов программы «Юный исследователь»

Дата

Тема

Цель

Этапы НОД и методические приемы

Виды деятельности

СЕНТЯБРЬ













































ОКТЯБРЬ










































































НОЯБРЬ




















































































ДЕКАБРЬ




1.Диагностика

2.Диагностика


3. «Овощи и фрукты как косметика».






4. «Путешествие по реке».













1."Кораблик для

путешествия".






2."Приключения Буратино".




3. "Волшебная бумага".





4."Волшебная бумага".




1."Испытание магнита".






2."Земля- магнит"




3."Поможем воде стать чистой ".















4."Дружба красок"






1."Наши помощники - глаза".





2."Сила тяготения"






3."Свечка в банке"




4."Воздух".

Выявить уровень сформированности интегративных качеств ребёнка: любознательность и активность

Дать знания о пользе фруктов и овощей для кожи лица и их использовании при изготовлении косметических средств; продолжать учить делать выводы; закрепить умение сравнивать; воспитывать желание ухаживать за кожей.


Формировать представления о свойстве бумаги: размокать в воде; продолжать учить делать выводы, выдвигать гипотезы; закреплять умение определять темп музыки; активизация словаря; воспитывать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.


Продолжать развивать познавательную активность путем моделирования проблемных ситуаций; продолжать учить делать выводы, выдвигать гипотезы; закрепить умение сравнивать свойства различных материалов; развивать дружеские взаимоотношения во время работы; воспитывать аккуратность.


Актуализировать знания детей о свойстве дерева (не тонет в воде); продолжать учить делать выводы, выдвигать гипотезы; развивать умение планировать эксперимент; стимулировать желание помочь герою сказки; воспитывать аккуратность


Формировать представления о свойствах копировальной бумаги - точное копирование рисунка; развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости; развивать умение организовывать свою деятельность(подбирать материал, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата); воспитывать чувство взаимопомощи


Расширять знания о свойствах копировальной бумаги - возможность получения нескольких копий рисунка; развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта; подвести к пониманию зависимости количества копий от силы нажима на карандаш; воспитывать чувство взаимопомощи.

Формировать представления о магните и его свойстве притягивать предметы (выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит); продолжать учить делать выводы, выдвигать гипотезы; развивать коммуникативные навыки; активизация словаря (магнетизм, магнетические и немагнетические предметы, притяжение); воспитывать самостоятельность.

Формировать представления о действии магнитных сил Земли; продолжать учить делать выводы, выдвигать гипотезы; воспитывать чувство коллективизма



Формировать представления о разных способах очистки воды; развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу ; развивать логическое мышление путем решения проблемных ситуаций ; развивать умение схематично

изображать проделанные действия ; активизировать словарь(фильтр, водопровод,

воронка ,авария); воспитывать аккуратность.

Закреплять знания о спектре, о дополнительных и основных цветах; формировать умение смешивать краски для получения нового цвета; развивать умение делать выводы на основе наблюдений; развивать чувство цвета;

воспитывать чувство эмпатии, эстетический вкус, аккуратность.



Познакомить со строением глаза, функцией его частей.





Дать детям представление о существовании невидимой силы - тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.





Формировать представления о способах тушения огня; дать знания о том, что для горения нужен кислород; продолжать учить делать выводы, выдвигать гипотезы;

воспитывать осторожное обращение с огнем.


Познакомить с историей возникновения воздушного шара; расширять представления о свойствах воздуха; невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается;

воспитывать чувство коллективизма


1.Организационный

- приветствие

2.Мотивационный

- рассматривание косметических средств и продуктов

-рассказ

-проблемно - поисковая ситуация

«Как овощи и фрукты способны изменять цвет лица?»

3.Практический

-экспериментирование (маски из свеклы, яблока, огурца)

-беседа

4.Заключительный

-подведение итогов

1.Организационный

-приветствие

2.Мотивационный

-письмо от Почемучки

-проблемный вопрос «Можно ли по реке путешествовать на бумажном кораблике?»

-беседа

3.Практический

-эксперимент

-наблюдение

-пальчиковая гимнастика "Маленькая лодочка" и "Пароход"

4,Заключительный

-формирование выводов при помощи схематического отображения результатов эксперимента

1.Организационный

-приветствие

2.Мотивационный

-письмо от Почемучки

-проблемно-поисковая ситуация "Из чего сделать кораблик, чтоб он не утонул?"

-беседа

3.Практический

-эксперимент с погружением в воду предметов из металла, дерева, пластмассы, картона, поролона

-наблюдение

-беседа

-пальчик. гимнастика "Пароход"

4.Заключительный

-формулирование выводов

1.Организационный

-приветствие

2.Мотивационный

-появление зайчика - любознайчика

-проблемно - поисковая ситуация.

"Плыть надо - плыть нельзя"

-беседа

3.Практический

-эксперимент с деревянными предметами

-наблюдение

-физ. минутка "Буратино"

4.Заключительный

-формулирование выводов

1.Организационный

-приветствие

2.Мотивационный

-помощь другу

-проблемно - поисковая ситуация "Нужно сделать много приглашений и быстро. Каким образом?"

-беседа

3.Практический

-исследование копировальной бумаги

-показ

-объяснение

-продуктивная деятельность

-пальчиковая гимнастика"Цветочек"

4.Заключительный

-формулирование выводов

1.Организационный

-приветствие

2.Мотивационный

-проблемно-поисковая ситуация "В театре нет билетов .Что делать?"

-объяснение

-беседа

3.Практический

-развивающая игра "Копия"

-экспериментирование

4.Заключительный

-подведение итогов , выводы

1.Организационный

- приветствие

2.Мотивационный

- рассказ

- появление Винтика и Шпунтика

-беседа

- прблемно- поисковая ситуация " Как отличить железные детали от остальных?"

3. Практический

- эксперимент

- моделирование

- пальчиковая гимнастика "Замок"

- формулирование выводов


1.Организационный

- приветствие

2. Мотивационный

- проблемно - поисковая ситуация "Что будет с булавкой, если поднести к ней магнит?"

- исследование

- объяснение

3. Практический

- рассматривание иллюстраций

- опыт

4. Заключительный

- формулирование выводов

1.Организационный

- приветствие

2.Мотивационный

- письмо

- проблемно - поисковая ситуация

"Сломался водопровод. Как помочь?"

- беседа

3. Практический

- эксперимент

- продуктивная деятельность "Схема

очистки воды"

- пальчиковая гимнастика "Вода"

4. Заключительный

- формулирование выводов

1.Организационный

- приветствие

2. Мотивационный

- письмо

- проблемно - поисковая ситуация

"Как помочь куклам получить наряды зеленого , оранжевого, фиолетового цветов?"

- беседа

3.Практический

- эксперимент

- игровое упражнение"Дружные краски "

- продуктивная деятельность

- физминутка "Кукла"

- 4. Заключительный

- формулирование выводов


1.Организационный

-приветствие

2.Мотивационный

-загадка о глазах

-наблюдение

-проблемные вопросы "Если потечёт со лба пот, то…", "если ветер понесёт пыль в глаза, то…"

3.Практический

-игровое задание

-рассказ "Береги глаза"

-игра "Составь портрет" (эмоции)

-гимнастика для глаз

4.Заключительный

-формулирование выводов (глаз очень сложный орган, выполняет много функций, глаза необходимо беречь и ухаживать за ними).

1.Организационный

-приветствие

2.Мотивационный

-приход Почемучки

- проблемно - поисковая ситуация "Если Земля круглая, то почему реки, моря не выливаются? Что заставляет их течь по земле?"

- рассказ

3. Практический

- игровые задания "Подпрыгни", "Подбрось предмет".

- объяснение

4.Заключительный

- подведение итогов

- продуктивная деятельность - рисование "Что же притягивает сила тяготения к Земле?"

1.Организационный

- приветствие

2. Мотивационный

- проблемно - поисковая ситуация"Как погасить свечу, не прикасаясь ни к свече ,ни к пламени и не задувая свечу?''

3. Практический

- показ

- опыт

- наблюдение

- объяснение

4. Заключительный

- формулирование выводов

1.Организационный

- приветствие

2. Мотивационный

- появление деда Зная

- загадка

- беседа

- игра "Узнай по запаху"

- проблемно - поисковая ситуация "Имеет ли воздух вес?"

3.Практический

- исследование

-показ

- рассказ "История изобретения воздушного шара"

- пальчиковая гимнастика "Шарик"

4. Заключительный

- формулирование выводов, подведение итогов





-коммуникативная

-познавательно- исследовательская




-продуктивная

-коммуникативная

-познавательно-исследовательская

-двигательная




-коммуникативная

-познавательно-исследовательская

-двигательная





-коммуникативная

-познавательно-исследовательская

-двигательная




-коммуникативная

-познавательно-исследовательская

-продуктивная

-двигательная





-коммуникативная

-познавательно-исследовательская

-продуктивная



- коммуникативная

- познавательно - исследовательская

- двигательная






- познавательно - исследовательская

- коммуникативная




- коммуникативная

- познавательно - исследовательская

- продуктивная

- двигательная




- игровая; двигательная

- коммуникативная

- продуктивная

- познавательно - исследовательская





-игровая

-коммуникативная

-познавательно-исследовательская

-чтение художественной литературы

-двигательная




- игровая

- двигательная

- продуктивная

- коммуникативная

- познавательно - исследовательская





- познавательно - исследовательская




- игровая

- коммуникативная

- познавательно - исследовательская

- чтение худ. литературы

ЯНВАРЬ




























































ФЕВРАЛЬ

































































































МАРТ
























































































АПРЕЛЬ





















































































МАЙ


















1. "Почему дует ветер?"






2."Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги?"





3. "Откуда взялись острова?"










1."Как происходит извержение вулкана?"





2. "Что такое молния".







3."Путешествие Капельки"






4. "Как появляются горы"






1."Почему горит фонарик?"








2."Солнце дарит нам тепло и свет"





3. "Фартук для Почемучки"




4."Что такое масса?"





1."Как образуются

метеоритные кратеры?"





2."Почему в космос летают на ракете?"






3. О "дрожалке и пищалке"





4."Почему не тонут корабли?"





1."Секретные записки".






3.Итоговая диагностика

4.Итоговая диагностика

Познакомить с причиной возникновения ветра - движением воздушных масс; закрепить представления о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх - он лёгкий, холодный опускается вниз - он тяжёлый; продолжать учить делать выводы, выдвигать гипотезы; воспитывать аккуратность


Формировать представления о свойствах льда: прозрачный, твёрдый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; формировать представления об айсбергах, их опасности для судоходства; продолжать учить делать выводы, выдвигать гипотезы; воспитывать чувство сопереживания


Познакомить с понятием "Остров, причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря; продолжать учить делать выводы, выдвигать гипотезы; воспитывать любовь к книге



Познакомить с природным явлением - вулканом, причиной его извержения; продолжать учить делать выводы , выдвигать гипотезы; воспитывать коллективизм




Познакомить детей с понятиями "Электричество",

"Электрический ток сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии





Познакомить с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления о значении воды для жизни человека; развивать умение работать в группе. договариваться; развивать двигательную активность; вос-ть желание соблюдать правила игры.



Познакомить с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор; закреплять умение самостоятельно изготавливать солёное тесто; продолжать учить делать выводы, выдвигать гипотезы; вос-ть аккуратность.




Уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой- хранителем электричества- и способом использования лимона в качестве батарейки.






Формировать представления о том, что Солнце является источником тепла и света, о понятии "Световая энергия", о степени её поглощения разными предметами, материалами; продолжать учить делать выводы, выдвигать гипотезы;

воспитывать интерес к экспериментальной деятельности


Способствовать уточнению и закреплению представлений детей о видах и свойствах тканей: болоньи, капрона, ситца, мешковины. Развивать умения сравнивать, делать выводы; воспитывать аккуратность при работе с водой.


Выявить свойство предметов

-массу; познакомить с прибором для измерения массы- чашечными весами ; научить способам их использования .




Формировать представления о Солнечной системе: планетах, звездах; смоделировать метеоритный кратер, познакомив со способами его образования; развивать умение действовать по алгоритму; воспитывать коллективизм



Формировать представления о принципе работы реактивного двигателя; закрепить знание о значении воздуха для полёта самолёта; продолжать учить делать выводы выдвигать гипотезы; воспитывать интерес к космосу




Познакомить детей с понятием "звук", выявить причину возникновения звука - дрожание предметов.





Формировать представления о зависимости плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом; продолжать учить делать выводы, выдвигать гипотезы; воспитывать умение работать в группе. договариваться



Формировать представления о возможности использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления; продолжать учить делать выводы, выдвигать гипотезы;

развивать самостоятельность; воспитывать интерес к экспериментированию



Мониторинг уровня сформированности интегративных качеств ребенка

1. Организационный

- приветствие

2. Мотивационный

- появление деда Зная

- загадка

- беседа

- проблемно - поисковая ситуация "Почему дует ветер?"

3. Практический

- показ

- объяснение

- беседа

- рассматривание иллюстрации"Движение воздушных масс"

-продуктивная деятельность "Изготовление вертушки"

4. Заключительный

- формулирование выводов

1. Организационный

- приветствие

2. Мотивационный

- приход игрушки

- загадка

- беседа

- проблемно - поисковая ситуация "Как убедиться, что лёд тает?"

- проблемно поисковая ситуация "Плавают айсберги или тонут?"

3. Практический

- опыт

- рассказ

- игра "Арктическое морское путешествие"

4. Заключительный

- формулирование выводов

1. Организационный

- приветствие

2. Мотивационный

- появление Буратино

- проблемно - поисковая ситуация "Что такое остров?", "Откуда берутся острова?"

3.Практический

-моделирование острова с озёрами, реками

-беседа

-рассказ деда Зная "Образование острова"

4.Заключительный

-подведение итогов

1.Организационный

-приветствие

2.мотивационный

-приход деда Зная

-проблемно - поисковая ситуация "Что такое вулкан?"

-рассказ

-рассматривание иллюстрации вулкана

3.Практический

- показ "Извержение вулкана"

- объяснение

- наблюдение

- опыт "Изготовление лавы"

- продуктивная дея-ть "Рисование вулкана".

4. Заключительный

- подведение итогов

1. Организационный

- приветствие

2. Мотивационный

- приход Почемучки

- проблемно - поисковая ситуация "Почему воздушные шарики держатся за стену, не падают?"

- рассказ

3. Практический

- эксперимент с шариками, у которых разные заряды и одинаковые

- проблемный вопрос "Умеют ли заряды издавать звук?

- опыт

- загадка про молнию

-рассказ про молнию

4. Заключительный

-формулирование выводов

- продуктивное дея-ть (рисование схем, где шарики, имеющие одинаковые заряды, отталкиваются, а разные - притягиваются

1.Организационный

-приветствие

2.Мотивационный

-загадка о воде

-беседа

-рассматривание иллюстраций

-проблемно- поисковая ситуация

"Почему вода в реке не кончается?"

3.Практический

- наблюдение "Превращение воды в пар и наоборот".

- опыт

- рассказ"Круговорот воды в природе".

- пальчиковая гимнастика"Вода"

4. Заключительный

- подведение итогов

1. Организационный

- приветствие

2. Мотивационный

- появление галчонка Любознайки

- проблемно - поисковая ситуация "Как образуются горы?"

- беседа

3. Практический

- рассматривания схемы "Изготовление солёного теста"

- экспериментирование

- продуктивная дея-ть (лепка горы)

- пальчиковая гимнастика"Тесто"

4. Заключительный

- подведение итогов

- моделирование "Кто живёт в горах?" (заселим животными и птицами)

1.Организационный

-приветствие

2.Мотивационныйъ

-приход деда Зная

-беседа об электричестве (кто или что вырабатывает элекричество, для чего оно нужно, как необходимо обращаться с электроприборами)

-проблемно-поисковая ситуация "Электричество поступает по проводам, но карманный фонарик зажигается без проводов. Откуда в нём электричество?

3.Приактический

-опыт с батарейкой и лампочкой от фонарика

-моделирование "Необычная батарейка"

-показ

-объяснение

-пальчиковая гимнастика "Фонарики"

4.Заключительный

-подведение итогов

-продуктивная деятельность (зарисовка опыта "Необычная батарейка с одним или несколькими лимонами")

1.Организационный

-приветствие

2.Мотивационный

-приход деда Зная

-загадка о солнце

-рассказ "Солнце - самая близкая к Земле звезда"

-проблемно - поисковые ситуации "Нагревается ли воздух от солнечных лучей?" и "Одинаково ли Солнце нагревает предметы?"

3.Практический

-продуктивная деятельность (рисование спирали)

-наблюдение

-опыт

-физ. Минутка "Солнышко

лучистое"

4.Заключительный

-формулирование выводов

1.Организационный

-приветствие

2.Мотивационный

-приход Почемучки

-проблемно - поисковая ситуация "Из какой ткани нужно сшить фартук, чтобы он не промок?"

3.Практический

-эксперимент

-пальчиковая гимнастика "Ножницы"

4.Заключительный

-формулирование выводов

1.Организационный

- приветствие

2. Мотивационный

- приход домовенка Кузи

-проблемно-поисковая ситуация: "Как можно различать с виду абсолютно одинаковые, но с разным содержанием пакета, не открывая их?"

3.Практический

- игровое задание "Взвешивание"

-рассказ о весах, о единицы измерения массы килограмма

4.Заключительный

-подведение итогов

1.Организационный

-приветствие

2.Мотивационный

-приход Незнайки

-рассматривание карты "Солнечная система".

-рассказ "Кометы и метеориты"

-проблемно - поисковая ситуация "Перепутались картинки"

3.Практический

-моделирование "Метеоритный кратер"

-беседа

-опыт

4.Заключительный

-формулирование выводов

1.Организационный

-приветствие

2.Мотивационный

-приход Незнайки

-проблемно - поисковая ситуация "Можно ли летать в космос на самолёте?"

-рассказ

-беседа

-проблемно - поисковая ситуация "Как работает двигатель ракеты?"

3.Практический

-опыт с шариком

-объяснение

-игра "Чья ракета быстрее летит?"

4.Заключительный

-подведение итогов

-продуктивная деятельность (зарисовка схемы "Принцип работы двигателя")

1.Организационный

- приветствие

2.Мотивационный

- предметы (линейка, проволока) от дедушки Зная

- проблемный вопрос: "Могут ли предметы издавать какой -либо звук?"

3.Практический

- показ

- объяснение

- наблюдение

- опыт

- моделирование "Спичечный телефон"

- рассматривание алгоритма действий

- беседа

4.Заключительный

- формулирование выводов

1.Организационный

-приветствие

2.Мотивационный

-приход Почемучки

-проблемно - поисковая ситуация "Почему одни предметы плавают, другие тонут?"

3.Практический

-эксперимент

-продуктивная деятельность (фиксирование результатов)

-беседа

-продуктивная деятельность (лепка лодки)

-пальчиковая гимнастика "Маленькая лодочка"

-рассказ

4.Заключительный

-формулирование выводов

1.Организационный

- приветствие

2.Мотивационный

- (конверт с чистым листом бумаги) письмо

- проблемно - поисковая ситуация "Как прочитать письмо, написанное невидимыми чернилами?"

- беседа

- проблемно -поисковая ситуация "Из чего сделаны невидимые чернила?"

3.Практический

- опыт (рисование белой гуашью, акварельной краской, пищевыми красителями, соком фруктов и овощей)

4.Заключительный

- формулирование выводов

- коммуникативная

- чтение худ. литературы

- познавательно - исследовательская





- игровая

- коммуникативная

- познавательно - исследовательская

- чтение худ. литературы




-чтение худ. литературы

-коммуникативная

-познавательно- исследовательская

-продуктивная




- продуктивная

- познавательно - исследовательская





-чтение худ. литературы

-коммуникативная

-познавательно- исследовательская

-продуктивная






- чтение худ. литературы

- коммуникативная

- познавательно - исследовательская

- продуктивная дея-ть нарисовать"Путешествие Капельки"

- двигательная активность




- коммуникативная

- познавательно исследовательская

- чтение худ. литературы

- двигательная





-познавательно- исследовательская

-продуктивная

-двигательная

-коммуникативная







-коммуникативная

-познавательно-исследовательская

-двигательная

-чтение худ. литературы




-коммуникативная

-познавательно- исследовательская

-двигательная



- познавательно-исследовательская

-коммуникативная





-коммуникативная

-познавательно- исследовательская

-продуктивная





-игровая

-продуктивная

-познавательно- исследовательская

-коммуникативная





- продуктивная

- коммуникативная

- познавательно- исследовательская





-коммуникативная

-познавательно- исследовательская

-продуктивная

-двигательная





- коммуникативная

- познавательно - исследовательская


3.2 Диагностика усвоения программы «Юный исследователь»

Результаты мониторинга детского развития


____________________________________________________________________________________

ФИ ребенка

Воспитатель: _______________________________________________________________________

ФИО, квалификационная категория

п/п

Интегративные качества ребенка

Признаки сформированности интегративных качеств

ребенка

0 БАЛЛ

1 БАЛЛ

2 БАЛЛА

Любознательный, активный

Итого:

проявляет интерес к новому и неизвестному в мире предметов и вещей

проявляет интерес к новому и неизвестному в мире отношений

проявляет интерес к новому и неизвестному в своем внутреннем мире

умеет задать вопросы взрослому

любит экспериментировать

Самостоятельно и активно действует в повседневной жизни

самостоятельно и активно действует в игровой деятельности

самостоятельно и активно действует в коммуникативной деятельности

самостоятельно и активно действует в трудовой деятельности

самостоятельно и активно действует в двигательной деятельности

самостоятельно и активно действует в познавательно-исследовательской деятельности

самостоятельно и активно действует в продуктивной деятельности

проявляет активный интерес к чтению художественной и научной литературы

обращается за помощью к взрослому в случаях затруднений

живо и заинтересованно участвует в образовательном процессе




0 баллов - компонент не развит;

1 балла - компонент недостаточно развит;

2 балла - компонент хорошо развит.

0-10 баллов - низкий уровень развития интегративных качеств

11-24 баллов - средний уровень развития интегративных качеств

25-30 баллов - высокий уровень развития интегративных качеств



  1. Консультативно-информационная работа

  • Защита исследовательских работ и творческих проектов детьми;

  • Организация открытых просмотров;

  • Оформление папок, ширм, информационных стендов;

  • Анкетирование родителей;

  • Фотовыставки с элементами деятельности;

  • Проведение родительских собраний соответствующей тематики;

  • Письменные консультации.






Список литературы


  1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина. - М.: ТЦ «Сфера», 2005. - 23 с.

  2. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: сценарии игр - занятий для дошкольников/Дыбина О.В.- М.: ТЦ «Сфера», 2004.

  3. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения / Иванова А.И.- М.: ТЦ «Сфера» 2004.

  4. Ильина Ж.С. С чего начинается хвост / Ильина Ж.С.- Журнал «Обруч» 2003 №3.-15 с.

  5. Мартынова Е. А. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2- 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / Мартынова Е.А..-Волгоград: Учитель. 2010.

  6. Рыжова Н.В. Волшебница - вода / Рыжова Н.В - М.: Линка - Пресс, 1997.

  7. Рыжова Н.В.Знакомим детей с почвой// Дошкольное воспитание,№4,1998.

  8. Шапиро А. Научные забавы. Детский сад со всех сторон.-2001.-№41-42




Список приложений



1.Памятка для родителей « Как отвечать на детские вопросы».

2. Консультация для родителей «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома».

3. Родительское собрание «Воспитание юного исследователя».

4. Анкета для родителей «Детское экспериментирование в семье».

5. Познавательные и занимательные опыты и эксперименты для детей дошкольного возраста

Интернет ресурсы:

Картинка Юный исследователь - yandex.ru/images/search?source=wiz&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D1%8E%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C&noreask=1&img_url=http%3A%2F%2Fkabinet-egf.at.ua%2F_si%2F0%2F03139147.jpg&pos=2&rpt=simage&lr=48







ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как отвечать на детские вопросы?

  • Относитесь к вопросам ребенка с уважением, не отмахивайтесь от них. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь, понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

  • Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи.

  • Ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

  • Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность, ребенка, отвечая на его вопросы встречными: «А как ты думаешь?».

  • В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его наблюдения за окружающей жизнью, почитать ему книгу, рассмотреть вместе иллюстративный материал.

  • Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства, воспитывайте чуткость, гуманность, тактичность к окружающим людям.

  • Если ответ на вопрос ребенка требует сообщение сложных, недоступных пониманию дошкольника знаний, не бойтесь ему сказать: «Пока ты мал и не сможешь понять многое. Будешь учиться в школе, многое узнаешь, сможешь сам ответить на свой вопрос»

Вариативная образовательная программа Юный исследователь

Приложение 2

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Вариативная образовательная программа Юный исследовательВариативная образовательная программа Юный исследователь

ВАРИАНТЫ СОВМЕСТНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ХОДЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ ДОМА

  • В ванной комнате разрешите играть с пустыми баночками, флакончиками, мыльницами. Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой? Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.

  • Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в неё набрать воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет? Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.

  • Уборка комнаты. Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделал сам? В чем тебе понадобиться помощь? Подобная ситуация развивает наблюдательность, умение планировать и рассчитывать свои силы.

  • Поливка цветов. Всем ли растениям необходим одинаковый полив? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений? Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.

  • Ремонт в комнате. Какого цвета обои ты хотел бы в соей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь где лучше своего повесить свои рисунки? Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.

Приложение 3

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

ТЕМА: ВОСПИТАНИЕ ЮНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Вариативная образовательная программа Юный исследователь

ЦЕЛЬ: показать родителям необходимость и возможность обеспечения исследовательских способностей детей дошкольного возраста;

дать понять, что правильно организованная исследовательская деятельность поможет качественному обучению ребенка в школе.

ХОД СОБРАНИЯ

Воспитатель. Сегодня у нас необычная встреча. Тема нашей встречи «Воспитание юного исследователя». Уважаемые родители, просим принять активное участие тех, кто действительно заинтересован в развитии исследовательских способностей у детей.


  1. Значение исследовательской деятельности для развития ребенка

Ребенок по своей природе - исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать, экспериментировать педагоги определяют эти черты как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская поисковая активность - естественное состояние ребенка. Исследовать, открыть, изучить - значить сделать шаг в неизведанное, возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать.

Эту проблему активно разрабатываю ученые, практические психологи и педагоги.

Формирование исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного дошкольного образования. Знания, полученные дошкольниками в результате собственного исследовательского поиска, прочнее и надежнее тех, что он приобрел репродуктивным путем. Как гласит китайская пословица: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».

В дошкольном возрасте исследования являются одним из ведущих способов познания мира.

Неслучайно детей дошкольного возраста называют почемучками. Толчком к началу исследования могут послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем - то проблема или просьба. Чем больше ребенок задаст вопросов, тем лучше. Вопросы помогают собрать как можно больше исходного материала, который потом будет классифицироваться.

Цели исследовательской деятельности многообразны:

- развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;

- развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути решения;

- развитие критического мышления;

- воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях

- развитие познавательных потребностей и способностей детей.

В современном образовании акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, осваивать современные информационные технологии, эффективно сотрудничать разнообразных по составу и профилям группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Раскрытие этих свойств личности ребенка в полной мере происходит при осуществлении исследовательской и проектной деятельности.

Именно в дошкольные годы развиваются воображение, мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать, анализировать, проводить сравнение, обогащать факты, делать выводы. Но недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет детям правильно оценивать результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным.

По информационному наполнению и методическим подходам, выделяются следующие типы исследовательских работ:

- экспериментальные - проведенные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке имеющего известный характер;

- натуралистические и описательные - направленные на наблюдение и качественное описание, какого - либо явления;

- творческие работы - выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие собственный экспериментальный материал, на основе которого делается анализ и выводы.

Дошкольнику для решения исследовательских задач необходимы навыки и умения логического и творческого мышления.

В результате исследовательской деятельности он должен научиться:

- видеть проблему;

- задавать вопросы;

- давать определения понятиям;

- классифицировать:

- наблюдать;

- высказывать суждения.

Итогом исследовательской работы и главным её этапом является выступление перед публикой. Важно создать для ребенка ситуацию успеха. Все работы, независимо от их качества, необходимо похвалить, чтобы у детей возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.

Хочу познакомить вас с планом, в соответствии с которым, мы проводили, и будем проводить различные исследования.

Такой план будет полезен юному исследователю дома.

  • Выбор познавательной темы. Например «Мир животных», «Цветы», «Мир растений».

  • Выбор исследуемого объекта. К примеру, по теме «Мир растений» ребенок выбирает дерево, комнатный цветок, овощи, траву.

  • Постановка вопросов:

- Какие бывают виды исследуемого объекта?

- Какие функции выполняют данные объекты?

- На что влияют?

  • Проведение исследования.

Дошкольники собирают информацию и зарисовывают её символами на листочках или подбирают картинки, содержащие информацию.

  • Подведение итогов.

Факты, собранные детьми, анализируются и готовятся сообщение, с которыми несколько ребят выступят на обобщающем занятии.

Очень важен момент сбора информации. Ребенку надо объяснить: прежде чем начать исследование, сначала необходимо подумать.

Подумав, ребенок говорит о том, что знает о данном объекте. Ответы можно фиксировать символами. Способность изобретать символы и значки свидетельствуют, о высоком уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством их развития.

Вот пример исследовательской работы ребенка дошкольного возраста

Проект «Способы борьбы с запыленностью воздуха в помещениях»

Почему мальчик заинтересовался этим вопросом? Вытирая пыль с комнатных цветов, он задумался о том, почему на растения собирается пыль, ведь няня убирается в группе 2-3 раза в день.

Мальчик предположил, что пыль остается в воздухе. Чтобы проверить это, сделал пылеуловители из коробок от сока и развесил их в группе, спальне, у себя в доме. Больше всего пыли оказалось в спальне детского сада, меньше всего - в кабинете. Почему в разных помещениях разное количество пыли? Мальчик стал наблюдать, откуда берется пыль, и выяснил: она поднимается в воздух, от постелей, одежды, ковров в виде ворсинок и других мелких частиц.

Как пыль оказывается в воздухе? Мальчик поставил такой эксперимент и с помощью пылеуловителей проверил, в какое время суток пыли больше. Результат зафиксировал. Выяснилось, что больше всего пыли в группе днем и вечером - когда в группе играют дети. Они бегают, играют и поднимают пыль в воздух

Мальчик поставил задачу: пыль не должна отделяться от объектов.

Решил, что все мягкие игрушки нужно обшить материалом, не пропускающим пыль. Но тогда игрушки станут не красивыми, и в них будет неинтересно играть.

Он решил, все объекты должны быть сделаны из такого материала, чтобы от него не отделялись ни какие ворсинки и волоски. Но эта идея тоже не понравилась, ведь игрушки будут жесткими и неприятными на ощупь.

Тогда он поставил другую задачу: пыль надо уничтожить прямо в воздухе. Мальчик разработал установку, которая сжигает пыль. По его мнению, она должна состоять из экранов телевизоров, излучателя и трансформатора. Однако у такого прибора большой недостаток - он будет очень дорого стоить.

Мальчик вывел противоречие, пыль находиться в воздухе, потому что она легкая, но она не должна находиться в воздухе, потому что это вредит здоровью.

Как решить задачу? Пыль масса должна исчезнуть, а поможет в этом вода. Если пыль намокнет, то станет тяжелой и упадет на пол. Тут няня сотрет ее тряпкой.

Сначала мальчик хотел подвесить к потолку разбрызгиватели воды, но это все тоже дорого и сложно, а если няня будет сама разбрызгивать воду? Мальчик попросил её увлажнять воздух в группе перед уборкой. Потом сравнил результаты. Действительно, после такой уборки пыли в группе стало меньше.

Результатом исследования стал совет мальчика всем ня6ням и домашним хозяйка увлажнять воздух перед уборкой помещения.

Воспитатель. Предлагаю участникам разделиться на три группы, каждой достанется упражнение на развитие исследовательских способностей. Дома с детьми вы тоже сможете поиграть в исследовательское лото, предложив эти или аналогичные задания. Время на обдумывание ответов не должно быть более 7 минут. Побеждает та группа, участники которой дали наиболее точные и полные ответы.

Первая группа

-Сколько значений у предмета?

Это упражнение на развитие умения видеть проблемы.

Предлагаю хорошо знакомый вам предмет (кирпич, газета, карандаш и т. д.) и попрошу найти как можно больше вариантов нетрадиционного, реального использования этого предмета.

Вторая группа

- Когда полезен предмет?

Это упражнение позволит развить способность вырабатывать гипотезы.

При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным: ветка дерева, телефон, кукла, самовар?

Третья группа

- Каковы возможные причины событий?

Это упражнение так - же позволит развить способность вырабатывать гипотезы.

Назовите возможные причины следующих событий:

  • Дети стали больше играть во дворах.

  • Миша весь вечер играл с конструктором.

  • Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.

- Понравилось ли вам играть в исследовательское лото? Предлагаю дома позаниматься с ребенком аналогичным образом для развития его творческой исследовательской активности (Приложение).






Приложение к родительскому собранию 1

Нахождение предметов, сходных по какому- либо признаку, в окружающей обстановке

Задание №1

Цели: найти сходные предметы в окружающей обстановке по общему признаку- материалу, сравнить и обобщить их; развить наблюдательность и внимание.

Взрослый просит ребенка: «Назови все деревянные предметы в доме».

Тот сначала перечисляет предметы, которые находятся в поле его зрения, потом ходит и ищет в доме деревянные предметы. Ответ ребенка: «Столы, стулья, двери т. д.»

Взрослый: «Есть ли среди них похожие предметы? Что между ними общего?».

Ребенок: «Столы и стулья похожи, потому что на них можно сидеть, кушать, писать. А еще у стола и стула по четыре ножки, они деревянные».

Так же можно предложить найти в окружающей обстановке предметы из металла, пластмассы.

Задание №2

Цель: учить находить предметы - заместители, обращаясь к личному опыту; развивать воображение, абстрактное и логическое мышление.

Взрослый: «Назовите предметы, которыми можно есть и копать»

Ребенок: «Есть можно вилкой, ложкой. Ложкой можно копать, вилкой можно копать. Лопатой обычно копают или совком».

Взрослый задает вопрос, побуждает дошкольника к поиску предметов - заместителей: «А если бы под рукой не оказалось в нужный момент ни ложки, ни вилки, что тогда делать?»

Ребенок. «Копать можно палкой. Линейкой тоже можно землю раскопать, есть тоже можно Руками люди могут кушать, копать руками тоже можно».

В результате выполнения заданий можно развивать у ребенка наблюдательность, внимание, формировать умение анализировать, делать умозаключения, то есть развить те мыслительные операции, которые составляют ядро познавательной активности.

Приложение к родительскому собранию 2

Пример совместной деятельности детей и родителей дома

Исследование массы и размера предметов

Цель: доказать, что масса предмета не зависит от его размера.

Оборудование: самодельные весы (из реек), два ведра, вата, песок, маленькие камешки и другие мелкие предметы.

На концах реек весов взрослый укрепляет крючки, чтобы можно было снимать ведерки. В одно ведерко накладываем немного песка, и спрашивает ребенка:

- Что произошло?

- Как достичь равновесия?

Накладывает песок в другое ведерко, пока не достигнет равновесия. Обращается к ребенку:

- Можно ли сказать, что в обоих ведерках одинаковое количество песка?

- Объясни почему?

Затем взрослый высыпает песок из одного ведерка и пробует достичь равновесия, накладывая в него камешки. Ребенок наблюдает и отвечает на вопросы:

- Можно ли сказать, что масса ведерок с камешками и песком одинакова?

- Почему камешков в ведерке меньше, чем песка?

Затем исследователи проверяют, можно ли маленький предмет уравновесить большой, как доказать. В одно ведерко взрослый кладет маленький камешек, а в другое - вату. Пробует достичь равновесие спрашивает ребенка:

-Можно ли сказать, что масса ведерок с камешком и ватой одинакова?

- Почему потребовалось так много ваты, чтобы его вес был равен весу одного маленького камешка?

Взрослый предлагает ребенку поэкспериментировать с другими предметами и сделать вывод об их массе и величине. (Масса предмета не всегда зависит от его величины. Бывает так, что маленький предмет может быть тяжелым, а большой легким).

- Назовите маленькие, но тяжелые предметы. А теперь большие, но легкие.

- Как думаешь, масса сырых и сухих вещей одинаковая?

- Как это можно доказать?

Затем предлагаем ребенку насыпать в оба ведерка одинаковое количества песка. В одно ведерко подлить воды.

- Масса, какого ведерка теперь больше?

- Почему?

- Какой вывод можно сделать?

Исследователи повторяют эксперимент с предметами, хорошо впитывающими воду (полотенце, губка) и предметами, плохо впитывающими воду (деревянными, стеклянными).

- Почему без точных весов мы не смогли увидеть разницу в массе сухого и мокрого стакана?

- Какой можно сделать вывод? (масса непромокаемых предметов увеличивается незначительно, если их намочить, а масса предметов, хорошо впитывающих воду, значительно увеличивается по сравнению с массой сухих предметов).

Взрослый предлагает ответить на вопросы, доказывая свою точку зрения:

- Почему пуховик легче шубы?

- Может ли арбуз быть легче яблока?

- Почему замороженная рыба весит, меньше сем размороженная?

- Может ли половинка яблока весить больше целого яблока?


Приложение 4

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ

1.Ф.и. ребенка………………………………………………………………………………...

2. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка (нужное подчеркнуть)

а) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых)

б) пробует создавать, что новое из обычных предметов, вещества.

3. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? (водой, моющими средствами, бумагой, тканью)………………………………………

………………………………………………………………………………………………

4.Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома?

Если да, то, как часто? (часто, редко, иногда и какие)…………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

5. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное подчеркнуть)

- проявляю заинтересованность, расспрашиваю;

- оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;

- сотрудничаю, т. е. включаю в деятельность

- другие методы………………………………………………………………………………

6. Какие наиболее яркие открытия для самих себя, по Вашему мнению, сделал Ваш ребенок?..............................................................................................................................

..............................................................................................................................................

7. Чем радует и удивляет Вас ваш ребенок? (любознательностью, познавательной активностью, чем - то другим)……………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………..

8.Что Вам больше по душе: когда ребенок самостоятельно познает окружающий мир или при тесном взаимодействии с родителями (нужное подчеркнуть)

Приложение 5

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ

И ЭКСПЕРЕМЕНТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вариативная образовательная программа Юный исследователь

«Водяной подсвечник»

Возьмите недлинную стеариновую свечу и стакан воды. Нижний конец свечи утяжелите нагретым гвоздем (если гвоздь будет холодным, то свеча раскрошится) так, чтобы только фитиль и самый краешек свечи остались над поверхностью.

Стакан с водой, в котором плавает эта свеча, будет подсвечником. Зажгите фитиль, и свеча будет гореть довольно долго. Кажется, что она вот-вот догорит до воды и погаснет. Но этого не произойдет. Свеча догорит почти до самого конца. И кроме того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет причиной пожара. Фитиль будет погашен водой.

« Чудесные спички»

Вам понадобится 5 спичек.

Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.

Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

«Куда делись чернила?»

Превращения

В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледного цвета. Туда же положите несколько таблеток активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.

Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

«Делаем облако»

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

«Рукам своим не верю»

Приготовьте три миски с водой: одну - с холодной, другую - с комнатной, третью - с горячей. Попросите ребенка опустить одну руку в миску с холодной водой, вторую - с горячей водой. Через несколько минут пусть он погрузит обе руки в воду комнатной температуры. Спросите, горячей или холодной она ему кажется. Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам?

«Всасывание воды»

Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом.

В своей работе с детьми используйте разнообразные опыты и эксперименты, для развития любознательности, расширения их представлений об окружающем мире, для интеллектуального и творческого развития детей.

Приведенные опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат.

«Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?»

Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.

«Подводная лодка № 1.»

Подводная лодка из винограда

Возьмите стакан со свежей газированной водой и бросьте в нее виноградинку.

Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит.

Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет.

Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и поднимается настоящая подводная лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

«Как выйти сухим из воды»

Как достать монету из воды, не замочив рук? Как выйти сухим из воды?

Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Как ее вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложите в комок небольшой клочок газеты, подожгите его, бросьте в пол-литровую банку и сразу же поставьте ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.

«Цветы лотоса»

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

«Естественная лупа»

Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто.

Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.

Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем. Не забудьте выпустить насекомое.

«Стой, руки вверх!»

Возьмите небольшую пластмассовую баночку из-под лекарства, витаминов и т. п. Налейте в нее немного воды, положите любую шипучую таблетку и закройте ее крышкой (незавинчивающейся).

Поставьте ее на стол, перевернув "вверх ногами", и ждите. Газ, выделенный при химической реакции таблетки и воды, вытолкнет бутылочку, раздастся «грохот» и бутылочку подбросит вверх.

«Волшебные зеркала» или 1? 3? 5?

Поставьте два зеркала под углом больше чем 90°. В угол положите одно яблоко.

Вот тут и начинается, но только начинается, настоящее чудо. Яблок стало три. А если постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество яблок начинает увеличиваться.

Другими словами, чем меньше угол сближения зеркал, тем больше отразится предметов.

Спросите у детей, можно ли из одного яблока сделать 3, 5, 7, не используя режущие предметы. Что они вам ответят? А теперь поставьте вышеописанный опыт.

«Куда делся запах?»

Возьмите кукурузные палочки, положите их в банку, в которую заранее был капнут одеколон, и закройте ее плотной крышкой. Через 10 минут, открыв крышку, вы запаха не почувствуете: его поглотило пористое вещество кукурузных палочек. Такое поглощение запаха называют адсорбцией.

«Понятие об электрических зарядах»

Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку.

Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.

«Танцующая фольга»

Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.

Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.

«Вися на голове, или Можно ли висеть на голове?»

Сделайте легкий волчок из картона, насадив его на тонкую палочку. Нижний конец палочки заострите, а в верхний воткните портновскую булавку (с металлической, а не пластмассовой головкой) поглубже, чтобы была видна только головка.

Пустите волчок «танцевать» на столе, а сверху поднесите к нему магнит. Волчок подпрыгнет, и булавочная головка пристанет к магниту, но, интересно, он не остановится, а будет вращаться, "вися на голове".

«Секретное письмо»

Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.








© 2010-2022