Методика и организация проведения подвижных игр в теплое и холодное время

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Қостанай ауданы әкімдігінің «Білім бөлімі» мемлекеттік мекемесінің «Балбөбек» балалар бақшасы коммуналдық мемлекеттік қазыналық кәсіпорыны

Коммунальное государственное казённое предприятие Детский сад «Балбөбек» ГУ «Отдел образования акимата Костанайского района»








Консультация для воспитателей

«Методика и организация проведения подвижных игр

в тёплое и холодное время года»















подготовила инструктор

по физической культуре

Миженская Елена Юрьевна

2013 г

Одной из самых актуальных проблем во все времена является забота о здоровье ребенка. Ведь, здоровье это состояние организма, при котором человек активен в своей жизни и может добиваться успехов в различной деятельности. Поэтому, необходимо заботиться о своем здоровье с самого раннего возраста. Для этого, детей уже с 3 - 5 лет необходимо приобщать к здоровому образу жизни. И лучше всего это делать через игру, игровые упражнения.

Играть для детей - это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость, выдержка и внимание. Творчество и фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, усиливают мозговые импульсы, которые в свою очередь стимулируют гипофиз, щитовидную железу и всю эндокринную систему. Дети приучаются согласовывать свои действия с действиями других детей и соблюдать определённые правила. Ф. Шиллер писал: «Человек только тогда человек, когда он играет». Самую несложную подвижную игру он считает первой ступенью той лестницы, по которой ребёнку предстоит взобраться на самый верх - до спортивной игры.

Поддержанию хорошей физической формы, а так же укреплению иммунитета детей способствуют игры на улице. Более того, такие игры оказывают огромное влияние на развитие ребенка. В дошкольном возрасте игра является основой развития. Поскольку каждая игра имеет свои конкретные правила, она обучает ребенка понимать, что в реальной жизни тоже существуют правила, которых следует придерживаться. А так как во время игры, ребенок находится в состоянии «здесь и сейчас», то он ощущает себя счастливым. Игры на улице очень полезны, т.к. свежий воздух просто необходим для здоровья малыша. А восстановление утраченного здоровья особенно эффективно происходит на свежем воздухе. Поскольку дети обожают активные игры на улице, то они помогут превратить прогулку в увлекательное развивающее мероприятие, которое доставит детям удовольствие в любую погоду. Что такое прогулка для ребенка, это, прежде всего, отличная возможность вдоволь подвигаться. А всем известно, что движение тесно связано с развитием интеллекта, речи, пространственных представлений и эмоциональной сферы. В методике организации и проведения подвижных игр определены следующие этапы:

  • выбор игры

  • подготовка к проведению игры

  • проведение игры (руководство процессом игры)

  • подведение итогов игры.

Особенность методики проведения подвижных игр на свежем воздухе состоит в обеспечении тесной организационно - методической преемственности и взаимосвязи между активными действиями и отдыхом. Надо правильно определить место выбранной игры и учитывать её возможную длительность, правила, состав участников, продолжительность, оборудование и инвентарь. Важно, чтобы педагог точно знал содержание и правила подвижной игры.

Выбор игры зависит в основном от поставленной задачи, от физической и технической подготовленности детей; от условий и места проведения игры; от наличия оборудования. Игры подбираются с учётом обеспечения разносторонней подготовки детей и закрепления приобретённых ими навыков и умений, по рекомендациям инструктора по физической культуре. Навыки, закрепляемые в играх и игровых заданиях, усложняются постепенно.

Подготовка к проведению игры. Нужно подготовить место для проведения и, если необходимо, инвентарь (кегли, кубики, верёвки, мячи и др.) С учётом содержания игры делается размётка на площадке, устанавливается или раскладывается в определённых местах игровой материал. При выборе игры следует помнить о наличии специального инвентаря. Если игроки стоят и долго ждут в очередях за необходимым инвентарём, они теряют интерес к игре, что приводит к нарушению дисциплины.

Так же недостаточность внимания к созданию условий для проведения игр может привести не только к ошибкам, но и повлечь за собой различные травмы, навредить здоровью ребёнка. С целью предупреждения травматизма при использовании инвентаря и различных препятствий нужно соблюдать следующие правила безопасности.

1. Планировать расстановку детей и пути их передвижения так, чтобы полностью исключить возможность столкновений

2. На пути движения детей не должно быть посторонних предметов, о которые они могут споткнуться

3. Высота препятствий для перелезания, прыжков, бега должна регулироваться с учётом возраста и подготовленности детей. Проведение игры (руководство процессом игры)

Необходимо разместить детей на площадке. Игра, проводимая на прогулке в холодное время года, должна быть детям знакома, педагог только уточняет, напоминает основные правила данной игры. Проведение игр на воздухе зависит от времени года и от погоды. В холодную погоду хороши игры с бегом, прыжками, они помогают детям согреться и делают их пребывание на воздухе приятным. В холодное время года исключаются игры с текстовым сопровождением. При морозе выше 12 - 15 градусов, и особенно при сильном ветре проводить игры на воздухе не рекомендуется. Малоподвижные игры, где участники выполняют игровое задание поочерёдно, лучше проводить в жаркую погоду. Правильное объяснение игры в значительной мере влияет на её успех. Затянутое объяснение мешает восприятию игры. Любую игру следует объяснять по следующей схеме:

  • название игры (можно сказать, с какой целью она проводится)

  • роли играющих и их расположение на площадке

  • содержание

  • цели и правила.

Заканчивается объяснение ответами на вопросы играющих. Следует помнить, что объяснение игры надо сопровождать показом. Наглядность лучше помогает понять игру. При объяснении нельзя ставить детей лицом к солнцу (они будут плохо видеть воспитателя и отвлекаться). Содержание игры объясняется подробно, только когда дети играют в неё впервые. После начала игры воспитатель внимательно следит за её ходом, поведением игроков, делает поправки и замечания, не останавливая общего хода игры. Воспитателю важно следить за психологическим климатом подвижной игры, её процесс должен быть приятен детям. Задача педагога - суметь войти в детский коллектив, включиться в сферу игровых действий, для того чтобы показать отличный образец умения играть. По ходу игры педагог может усложнить или упростить отдельные правила, изменить размеры площадки, количество и размеры препятствий, которые преодолевают игроки. Время, отводимое на подвижные игры на прогулке, зависит от возраста и времени года. Дети в возрасте 3 - 7 лет в силу своих психофизических особенностей не воспринимают правила игры как закон. Для этого возраста важно подбирать подходящие сюжетные игры и физические упражнения. Действуя по сюжету игры, дети учатся вовремя реагировать на определённые сигналы - звуковые и словесные. Эти ориентиры помогают ребёнку выполнять игровую задачу, своевременно переключаться с одного действия на другое. Среди игр для детей 3 - 5 лет преобладают сюжеты, знакомые им из их жизни и сказок. Это такие игры как: «Воробушки и кот», «Птички в гнёздышках», «Зайцы и волк», «Береги предмет», «Пробеги тихо» и другие. Это позволяет детям запомнить содержание игры. В играх не должны присутствовать отрицательные эмоции, надо, чтобы они положительно влияли на нервную систему, самочувствие и поведение. Для этого необходимо избегать проявления в играх обиды, озлобления или страха.

При подборе игр учитываются предшествующие виды деятельности. Так, после образовательной деятельности по речевому развитию, рисованию, лепке целесообразно провести более активную игру. Однако после занятий, потребовавших от детей сосредоточенного внимания, не рекомендуется разучивать новые игры. В дни, когда проводятся музыкальные и физкультурные занятия, подбирают менее активные подвижные игры и проводят их в середине прогулки. Интенсивные игры следует чередовать с малоподвижными. С повышением эмоционального состояния играющих возрастает и нагрузка. Увлечённые дети теряют чувство меры, желая превзойти друг друга не рассчитывают своих возможностей и переутомляются. Поэтому необходимо учитывать возрастные особенности играющих, их подготовленность и состояние здоровья. Особое внимание должно уделяться физически слабым детям. Им нужна индивидуальная дозировка: облегчённые задания, сокращённое время пребывания в игре.

Подведение итогов игры. При определении результатов игры учитываются не только быстрота, но и качество выполнения того или иного задания, о чём участники должны быть предупреждены заранее. Воспитателем так же оцениваются: знание правил и их соблюдение, умение целесообразно и согласованно действовать, использовать знакомые двигательные действия в определённых игровых ситуациях. При оценке действий игроков воспитатель учитывает допускаемые ими ошибки, которые условно делятся на мелкие и существенные. При подведении итогов необходимо обсудить игру совместно с детьми, выявить их ошибки и указать на положительные моменты, отметить участников, хорошо исполнявших отдельные роли, а также тех, кто соблюдал правила игры и проявлял творческую инициативу. При подобном обсуждении лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты. Подведение итогов имеет педагогическую ценность и для педагогов: наблюдения и выводы, сделанные в процессе игры, которыми он может не делиться с детьми, имеют большое значение для работы с детским коллективом и каждым ребёнком в отдельности.

Памятка воспитателям при проведении игры:

* познакомиться с требованиями и правилами игры, в которую дети будут играть

  • приготовить необходимое оборудование и материалы перед её началом

  • учесть уровень развития детей, их таланты, умения

  • предлагать только игры, доступные данной возрастной группе, соответствующие росту детей, их силе, жизненному опыту

  • умело выводить участников из игры, которая для них сложна

  • избегать переутомления, перевозбуждения у играющих

  • помогать детям, которые не совсем компетентны и не столь координированы, как их сверстники, поручая им задание или предоставляя возможность выполнять упражнения с учётом сноровки, которой они обладают

  • не обращать внимания на ошибки некоторых детей или осторожно поправлять их, не прерывая игры

  • не отчитывать детей перед другими, если они нарушили правила

  • объяснять правила каждой игры вовремя и разрешать детям один или большее количество раз потренироваться перед игрой

  • иметь в запасе ряд альтернативных игр и необходимое оборудование, приготовленное заранее, если детям не понравится игра

  • давать детям отдых между играми в соответствии с их возрастом и возможностями

  • выбирать игры с учётом возможности их усложнения: начинать с простейших, тренируя, постепенно усложнять их по мере улучшения ловкости детей.



Картотека подвижных игр для детей в холодное время года

(по возрастам)

«Снежная карусель»

Цель:

- развивать наблюдательность, внимание, координацию коллективных действий

- учиться ориентироваться в пространстве

- проводить закаливание.

Правила: Взявшись за руки, дети встают вокруг снеговика (ведущего) и изображают снежинки. По сигналу водящего они идут сначала медленно, потом бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, водящий предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении. Сначала они двигаются медленно, а потом всё быстрее и быстрее, пока водящий не скажет: « Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и опускают руки. После небольшого отдыха игра возобновляется.

«Волк на охоте»

Цель:

- развивать быстроту реакции, внимание, скоростные качества;

- воспитывать выносливость;

- развивать координацию коллективных действий.

Правила: Количество участвующих не ограничено. Дети собираются на площадке. На снегу отчерчивают круг и, выбрав считалкой волка, помещают его внутрь очерченного круга. Участвующие в игре вбегают в круг, затем выбегают из него не запятнанные волком. Проигравший, меняется ролями с волком и становится на его место в круг. Главный элемент игры бег с увёртыванием.

«Северный и южный ветер»

Цель:

- развивать быстроту реакции, внимание, скоростные качества;

- воспитывать выносливость;

- развивать координацию коллективных действий.

Правила: Считалкой выбирается два водящих. Одному на руку повязывают синюю ленту - это северный ветер, другому красную - это южный ветер. Остальные дети бегают по площадке. Северный ветер старается заморозить как больше детей, дотронуться до них рукой. Замороженные принимают заранее оговоренную позу (руки в стороны, ноги на ширине плеч; стоят на одной ноге и др.) Южный ветер стремится разморозить детей, дотрагиваясь до них рукой и восклицая: «Свободен!» Через 2 - 3 минуты назначают новых водящих, игра продолжается. Можно выяснить, кто был самый ловкий, кто больше всех поймал и др.

«Волк во рву»

Цель:

- развивать быстроту реакции, внимание, скоростные качества

- воспитывать выносливость

- развивать координацию коллективных действий.

Правила: Поперёк площадки двумя линиями или длинными шнурами обозначается ров (ширина 80 см). Во рву волк. Дети стоят у края площадки - это козы. Водящий говорит: «Козы, в поле!» Дети бегут на противоположный край площадки, по пути перепрыгивая ров. Волк бегает, не выходя за пределы рва, и ловит тех коз, которые не смогли перепрыгнуть (коснулись земли в пределах рва). Козы резвятся в поле. Через некоторое время водящий говорит: «Козы, домой!» Дети вновь перепрыгивают ров, и игра продолжается.

«Спящая лиса»

Цель: - развивать быстроту реакции, внимание, скоростные качества;

- воспитывать выносливость;

- развивать координацию коллективных действий

- упражнять в беге, прыжках на двух ногах.

Правила: Считалкой выбирается лиса. Она уходит в угол площадки (нору) и крепко засыпает (закрывает глаза). На противоположной стороне площадки, за чертой, - дом зайцев. Они резвятся на площадке, бегая и прыгая на двух ногах в разных направлениях. Через некоторое время водящий говорит: «Лиса проснулась!» Все дети, спасаясь от лисы, бегут в свой дом. Лиса догоняет их, стараясь дотронуться рукой. Пойманных она отводит в нору. Когда в норе окажутся два ребёнка, выбирается новая лиса. Игра повторяется со всеми детьми. В конце водящий отмечает самую ловкую лису.

«Снайперы»

Цель:

- воспитывать выносливость

- развивать координацию коллективных действий

- развивать глазомер.

Оборудование:

кубики, кегли, мячи (снежки).

Правила: На снежном валу устанавливают 10 - 12 предметов (кубики, кегли, мячи и т.д.) Игроки от черты, находящейся в 2; 2,5; 3; 3,5м; 4м от вала (в зависимости от возраста), бросают снежки, стараясь сбить предметы. При повторении игры черта отодвигается от вала на 0,5 м. Водящий отмечает, самого меткого снайпера.

«Шагай шире»

Цель: - равновесие, прыжки на двух ногах с места.

Правила: Расстояние между двумя линиями 3-4 метра. Необходимо быстрее дойти до противоположной черты, выполняя широкие шаги (прыжки на двух ногах). Кто выполнит меньшее количество движений.

«Льдинка»

Цель:

- развивать координацию коллективных действий

- развивать глазомер

- упражнять в прыжках в высоту с места.

Правила: В игре принимают участие все дети. Они стоят по кругу, в середине круга находится водящий с льдинкой. Он старается ногой отбить её так, чтобы попасть в ноги

кому - нибудь из детей. Игроки должны подпрыгнуть, чтобы льдинка не коснулась их ног. Ребёнок, которого она коснулась, показывает любое движение (или выполняет движение по указанию ведущего: н-р: приседать, подпрыгнуть и др.). Выигрывают те, которых льдинка не коснулась ни разу, из них выбирается новый водящий.

«Саночники»

Цель:

- развивать быстроту реакции, внимание, скоростные качества

- воспитывать выносливость

- развивать координацию коллективных действий

- упражнять в беге, прыжках на двух ногах.

Правила:

Двое - трое детей садятся на санки спиной вперёд ( на одних санках может ехать один ребёнок или двое детей). По команде они начинают отталкиваться ногами и двигаться вперёд. Расстояние от старта до финиша 5 метров. Игру можно повторять

2 - 3 раза с разными участниками.

2.Игры для детей 3-4 лет

«Зима пришла»

Цель: Упражнять детей в кружении по одному, парами, вставать в круг, в беге врассыпную.

Правила: Дети образуют круг, не держать за руки.

Воспитатель:

Снегом всё уже покрылось,

Вот уж и сама

В гости к нам заторопилась

Зимушка - зима!

Дети бегают по площадке, повторяя за педагогом движения «снежинки»: кружение, приседания и др.

Снегопад, снегопад,

Снежинки на земле лежат,

Скоро будет снежный сад.

«Воробьи и кот»

Цель:Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд, беге на скорость.

Правила: Выбирается котик, остальные воробышки.

Воспитатель:

Котик усатенький по двору гулял,

Мягонькими лапочками по снежку ступал.

Прилетели воробышки,

Слышно: «Чик - чирик!»

Стал подкрадываться котик:

На воробышков - прыг!

Воробышки разбегаются, котик догоняет.

«Попади снежком в цель»

Цель:- способствовать развитию глазомера

Правила: Дети становятся вокруг снежного кома (снежная постройка, кегли, обручи и др.) и по несколько раз бросают в него снежки (расстояние каждый раз увеличивается).

«Кто дальше бросит»

Цель:- упражнять в метании на дальность, способом от плеча.

Правила: Дети встают на одну линию, берут снежки, бросают способом от плеча, затем смотрят, чей снежок «улетел» дальше всех. Броски выполняют правой и левой руками.

«Лиса и зайцы»

Цель:- упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд, беге на скорость.

Правила: Считалкой выбирается лиса, остальные дети - зайцы. Действие происходит под текстовое сопровождение:

Лиса по двору гуляла,

Зайчиков лиса искала.

Вскоре лисонька устала,

Легла и тут же задремала.

Вдруг зайчишки прискакали,

Они лисоньке сказали:

«Лиса - лисонька, вставай

И зайчишек догоняй!»

«Весёлые снежинки»

Цель: - упражнять детей в кружении по одному, парами, в беге врассыпную, равновесии.

Правила: Играющие располагаются по кругу (или свободно по всей площадке). На сигнал: «Ветер подул!» - бегают врассыпную. На сигнал: «Закружил снежинки» - дети кружатся в разные стороны на месте (вправо, влево), на сигнал: «Ветер стих!» - останавливаются (приседают, стоят на одной ноге, др.)

«Курочки»
Играющие выбирают хозяйку и петушка, все остальные - курочки. Петушок ведет курочек гулять, зернышки поклевывать. Выходит хозяйка и спрашивает петушка: "Петушок, петушок, не видал ли мою курочку?" "А какая она у тебя?" - спрашивает петушок. "Рябенькая, а хвостик черненький".- "Нет, не видел".
Хозяйка хлопает в ладоши и кричит: "Кыш! Кыш!" Курочки бегут в дом, а хозяйка ловит их, петушок курочек защищает.
Всех пойманных курочек хозяйка уводит в дом.
Правила.

1. Курочки бегут в дом только на слова: "Кшш, кшш!"
2. Петушок, защищая курочек, не должен отталкивать хозяйку. Он, широко раскрыв крылья, встает на ее пути.
Указания к проведению. Дома хозяйки и петушка с курочками нужно сделать как можно дальше друг от друга (10-20 м). Для усложнения игры курочки по пути к дому преодолевают препятствия, перелетают через забор (перепрыгивают через натянутый шнур) или пробегают по мостику через ручеек. В своем доме они взлетают на насест (на скамейку).

Литература

1.Э.Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр» Москва - Синтез, 2011 год

2.Е.А. Бабанкова, Т.М. Параничева «Подвижные игры на прогулке» Сфера, Москва - 2011 год

3.В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий «Физические упражнения и подвижные игры» Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2005 год.


© 2010-2022