• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Знакомство дошкольников с родным городом является

непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно

представить устройство большого города, историю его

возникновения, достопримечательности. Работа ведется

последовательно, от более близкого, знакомого (семья,

детский сад, микрорайон), к более сложному - город,

страна.

В процессе работы у ребенка постепенно

складывается образ собственного дома с его укладом,

традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство

«родительского дома» ложится в основу любви к Родине.

В современные программы и пособия по ознакомлению

детей дошкольного возраста с окружающим миром, по

нравственно-патриотическому воспитанию включены

разделы, посвященные знакомству старших дошкольников

со своей родословной. Назовем лишь наиболее известные

из них: программа ознакомления с социальным миром «Я -

человек» С.А. Козловой, программа приобщения к

традиционной отечественной культуре «Наследие»

М.Ю. Новицкой, Е.В. Соловьевой, педагогическая

технология «Открой себя» Е.В. Рылеевой. Подавляющее

большинство педагогов, работающих с детьми старшего

дошкольного возраста, также считают этот вид

деятельности важным средством нравственно-

патриотического воспитания. Дети старшей или

подготовительной групп дома вместе с родителями рисуют

схему своей родословной чаще всего в виде дерева и

представляют ее во время совместных досугов,

родительских собраний, проводимых в детском саду,

приуроченных, например, к Международному дню семьи.

По данной теме также возможно использование других

форм организации совместной работы педагогов и

родителей: выставки оформленных родителями фотоальбомов

и фотогазет о любимых занятиях и увлечениях всей семьи,

ее традициях; совместные праздники, семейные встречи в

музее «Русская изба» и т.д.

Знакомство с двором, улицей, на которой живут дети,

микрорайоном кладут начало формированию у детей

представлений о родном городе, его устройстве, истории

достопримечательностях. Ярким событием станут

совместные с родителями походы, во время которых дети

не только имеют возможность познакомиться местностью,

в которой расположен микрорайон, но и вместе с

родителями любоваться самыми красивыми местами своей

малой Родины. При отборе материала необходимо

учитывать, чем именно неповторимы данный край, область

или даже небольшая деревня. Отбор соответствующего

материала позволят формировать у дошкольников

представление о том, чем славен родной край: историей,

традициями, достопримечательностями, памятниками,

лучшими людьми.

Объем предлагаемой детям информации в каждом

возрасте неодинаков. Четырехлетний ребенок должен

знать название своей улицы и той, на которой находится

детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к

объектам, которые расположены на ближайших улицах:

школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об

их назначении, подчеркнуть, что все это создано для

удобства людей.

Целевые экскурсии в магазин, школу, библиотеку, на

почту, стадион помогают детям познакомиться с

функциями и устройством различных учреждений

микрорайона, формируют у дошкольников представления о

разнообразных потребностях людей и о том, кто и как

заботится о жителях поселка.

При ознакомлении с историей малой родиной, прежде

всего, должна быть организована поисковая

деятельность: дети могут расспросить своих родителей,

дедушек и бабушек об истории названия микрорайона,

улицы, на которой они живут. Взрослые делятся с

ребятами знаниями об известных людях микрорайона, на

специальных занятиях дети могут обменяться полученной

информацией, предлагать свои версии об истории

некоторых названий. Рассматривание документов и

фотографий, представленных в музее детского сада,

способствует уточнению и дополнению знаний детей. В

результате данной работы вырастает познавательный

интерес к истории микрорайона, уважение к знаменитым

землякам.

Формы взаимодействия с родителями на данном этапе:

совместное с родителями создание фотоальбомов, газет

или статей с историей дома, в котором живет ребенок и

его близкие, макета улицы, составленный из макетов

домов детей, совместные прогулки по улицам, с

последующим составлением фотогазеты-отчета о прогулке,

тематические родительские собрания и т.д.

Большим интересом детьми совместно с родителями

может быть составлена схема микрорайона, на которой

каждый ребенок при помощи взрослых рисует дорогу из

дома в детский сад, на схеме обозначаются названия

улиц, места перехода через дорогу,

достопримечательности. При этом дети запоминают адрес

детского сада, свой домашний адрес, уточняют правила

безопасного поведения на улице.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших

дошкольников. расширяется - это район и город в целом,

его достопримечательности, исторические места и

памятники. Детям объясняют, в честь кого они

воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название

своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а

также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у

каждого человека есть родной дом и город, где он

родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по

городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где

каждый ребенок начинает осознавать, что труд

объединяет людей, требует от них слаженности,

взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое

значение приобретает знакомство детей с народными

промыслами края, народными умельцами. Особенно ценным

является участие родителей и других близких

родственниках в этих экскурсиях, это придает знаниям о

родном городе актуальность и непосредственность.

Кроме этого, на данном этапе нравственно-

патриотического воспитания возможно проведение

семейных викторин и конкурсов на знание истории

родного города, его достопримечательностей,

памятников, а также происхождения названий улиц и

площадей.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное

значение имеет пример взрослых, в особенности же

близких людей. На конкретных фактах из жизни старших

членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой

Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов)

необходимо привить детям такие важные понятия, как

«долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть

к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести

ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим

свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь

за счастье людей. Их имена увековечены в названиях

городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты

памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей

с другими городами России, со столицей нашей Родины, с

гимном, флагом и гербом государства.


© 2010-2022