- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хамитова Д.Н. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Знакомство дошкольников с родным городом является
непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно
представить устройство большого города, историю его
возникновения, достопримечательности. Работа ведется
последовательно, от более близкого, знакомого (семья,
детский сад, микрорайон), к более сложному - город,
страна.
В процессе работы у ребенка постепенно
складывается образ собственного дома с его укладом,
традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство
«родительского дома» ложится в основу любви к Родине.
В современные программы и пособия по ознакомлению
детей дошкольного возраста с окружающим миром, по
нравственно-патриотическому воспитанию включены
разделы, посвященные знакомству старших дошкольников
со своей родословной. Назовем лишь наиболее известные
из них: программа ознакомления с социальным миром «Я -
человек» С.А. Козловой, программа приобщения к
традиционной отечественной культуре «Наследие»
М.Ю. Новицкой, Е.В. Соловьевой, педагогическая
технология «Открой себя» Е.В. Рылеевой. Подавляющее
большинство педагогов, работающих с детьми старшего
дошкольного возраста, также считают этот вид
деятельности важным средством нравственно-
патриотического воспитания. Дети старшей или
подготовительной групп дома вместе с родителями рисуют
схему своей родословной чаще всего в виде дерева и
представляют ее во время совместных досугов,
родительских собраний, проводимых в детском саду,
приуроченных, например, к Международному дню семьи.
По данной теме также возможно использование других
форм организации совместной работы педагогов и
родителей: выставки оформленных родителями фотоальбомов
и фотогазет о любимых занятиях и увлечениях всей семьи,
ее традициях; совместные праздники, семейные встречи в
музее «Русская изба» и т.д.
Знакомство с двором, улицей, на которой живут дети,
микрорайоном кладут начало формированию у детей
представлений о родном городе, его устройстве, истории
достопримечательностях. Ярким событием станут
совместные с родителями походы, во время которых дети
не только имеют возможность познакомиться местностью,
в которой расположен микрорайон, но и вместе с
родителями любоваться самыми красивыми местами своей
малой Родины. При отборе материала необходимо
учитывать, чем именно неповторимы данный край, область
или даже небольшая деревня. Отбор соответствующего
материала позволят формировать у дошкольников
представление о том, чем славен родной край: историей,
традициями, достопримечательностями, памятниками,
лучшими людьми.
Объем предлагаемой детям информации в каждом
возрасте неодинаков. Четырехлетний ребенок должен
знать название своей улицы и той, на которой находится
детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к
объектам, которые расположены на ближайших улицах:
школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об
их назначении, подчеркнуть, что все это создано для
удобства людей.
Целевые экскурсии в магазин, школу, библиотеку, на
почту, стадион помогают детям познакомиться с
функциями и устройством различных учреждений
микрорайона, формируют у дошкольников представления о
разнообразных потребностях людей и о том, кто и как
заботится о жителях поселка.
При ознакомлении с историей малой родиной, прежде
всего, должна быть организована поисковая
деятельность: дети могут расспросить своих родителей,
дедушек и бабушек об истории названия микрорайона,
улицы, на которой они живут. Взрослые делятся с
ребятами знаниями об известных людях микрорайона, на
специальных занятиях дети могут обменяться полученной
информацией, предлагать свои версии об истории
некоторых названий. Рассматривание документов и
фотографий, представленных в музее детского сада,
способствует уточнению и дополнению знаний детей. В
результате данной работы вырастает познавательный
интерес к истории микрорайона, уважение к знаменитым
землякам.
Формы взаимодействия с родителями на данном этапе:
совместное с родителями создание фотоальбомов, газет
или статей с историей дома, в котором живет ребенок и
его близкие, макета улицы, составленный из макетов
домов детей, совместные прогулки по улицам, с
последующим составлением фотогазеты-отчета о прогулке,
тематические родительские собрания и т.д.
Большим интересом детьми совместно с родителями
может быть составлена схема микрорайона, на которой
каждый ребенок при помощи взрослых рисует дорогу из
дома в детский сад, на схеме обозначаются названия
улиц, места перехода через дорогу,
достопримечательности. При этом дети запоминают адрес
детского сада, свой домашний адрес, уточняют правила
безопасного поведения на улице.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших
дошкольников. расширяется - это район и город в целом,
его достопримечательности, исторические места и
памятники. Детям объясняют, в честь кого они
воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название
своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а
также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у
каждого человека есть родной дом и город, где он
родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по
городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где
каждый ребенок начинает осознавать, что труд
объединяет людей, требует от них слаженности,
взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое
значение приобретает знакомство детей с народными
промыслами края, народными умельцами. Особенно ценным
является участие родителей и других близких
родственниках в этих экскурсиях, это придает знаниям о
родном городе актуальность и непосредственность.
Кроме этого, на данном этапе нравственно-
патриотического воспитания возможно проведение
семейных викторин и конкурсов на знание истории
родного города, его достопримечательностей,
памятников, а также происхождения названий улиц и
площадей.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное
значение имеет пример взрослых, в особенности же
близких людей. На конкретных фактах из жизни старших
членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой
Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов)
необходимо привить детям такие важные понятия, как
«долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть
к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести
ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим
свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь
за счастье людей. Их имена увековечены в названиях
городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты
памятники.
Продолжением данной работы является знакомство детей
с другими городами России, со столицей нашей Родины, с
гимном, флагом и гербом государства.