- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект НОД по развитию речи Пожалейте птиц зимой
Конспект НОД по развитию речи Пожалейте птиц зимой
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | 13 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дзык С.Н. |
Дата | 01.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Пожалейте птиц зимой
Цель: расширить знания детей о зимующих птицах и о бережном отношении к ним
Образовательные
- уточнить представления детей об особенностях внешнего вида птиц, об их повадках, о подкормке птиц зимой
Развивающие:
Активизировать внимание, память и мышление, совершенствовать диалогическую речь, развивать эстетический вкус, вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания, развивать творческие способности и конструктивные навыки
Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе, вызывать стремление беречь птиц, помогать им, формировать эмоциональную и неравнодушную личность в ребёнке, способную понять и пожалеть «братьев наших меньших»
Словарная работа: свиристель, сорока снегирь
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением птиц, разучивание загадок, стихов, беседы о зиме как холодном и голодном времени для птиц
Оборудование:
Демонстрационный материал
Картинки птиц, записи голосов птиц , мультимедийное оборудование, магнитные ЛЕГО - плакаты с набором карточек из пособия «Спектра», ЛЕГО - конструктор, песочница
Организационный момент.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
2. Звучит фонограмма: "Звуки зимнего леса»
Ребёнок читает стихотворение:
Пришла зима хлопочет:
Укутала в снега
Все кочки и пенёчки, Скамейки и стога.
Краснеют свиристели
На веточках берёз
Они не улетели.
А выдержат мороз?
-Ребята, кто из вас догадался, о ком мы будем сегодня говорить? (о птицах)
- Сегодня речь пойдёт о птицах.
Рассмотрите, пожалуйста, картину и назовите отличительные признаки птиц
( ЛЕГО - плакат)
(Тело птиц покрыто перьями, они умеют летать, у них два крыла, клюв, две лапы, хвост )
Подойдите, ребята, к песочнице и давайте нарисуем птичек по образцу - Как называют этих птиц? (Зимующие)
- Почему их так называют?
(Зимующие птицы - птицы, которые не улетают на юг. У них с осени образуется толстый слой подкожного жира, который помогает переносить им голод и холод.)
Зима - очень трудное время года для птиц, особенно, если она снежная и морозная.
Давайте представим себе, что вы нашли замерзающую птичку.
Релаксационное упражнение «Согрей птичку»
Дети складывают ладони, имитируют, что держат птичку, дышат на неё, чтобы согреть, прижимают к груди её
Игра «Птичка ожила»- координация речи с движением.
Птичка крыльями взмахнула,
Птица перья отряхнула
Крылья убрала назад,
Посмотрела вправо, влево,
Удивилась, что за дело?
Нет тут птицы не одной,
Полечу-ка, я домой.
Чтение стихотворения с показом слайдов
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь, не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Кто там ловко и проворно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкой синиц.
У опушки в старых ёлках
От зари и до зари
Разговор ведут чечётки, Громко вторят снегири.
Пёстрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липках,
Отзовётся бойкий чиж.
А какие птицы, кроме перечисленных, остаются у нас зимовать.
( Сороки, вороны, воробьи)
Угадайте птицу по описанию
Детям раздаю картинки птиц. Они описывают птицу, а другие дети угадывают задуманную птицу)
Эта птица, которая прилетает к нам из северного леса. Прилетает к нам с появлением первых заморозков. А весной снова улетает в свои северные леса. Грудка у нее красная, хвост, концы крыльев и голова темно - синие, на крыльях по белой полоске. Снегирь питается семенами растений, ягодами рябины (Снегирь)
У этой птицы туловище красного цвета. Только крылья черно-белого цвета. Эта птица питается семенами еловых и сосновых шишек, поэтому у него такой формы клюв: верхняя часть изогнут вверх, а нижняя часть - вниз. Выводит птиц зимой. Чтобы прокормить своих птенцов семенами шишек
( Клёст)
Эта птица зимующая. У нее голова, крылья черного цвета. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела. А по бокам перышки совсем белые. Поэтому эту птицу назвали белобокой. ( ( Сорока)
Подвижная игра "Птицы летят" - координация речи с движением.
- Давайте поучимся летать как птицы.
Ручки машут высоко - летят птицы далеко,
долго так летали - крыльями махали,
птички приземлились, крылышки сложились.
Работа с ЛЕГО-плакатом «Зимующие птицы»
Отгадайте загадки и повесьте карточку-отгадку на плакат.
- Ходить не умеет,
Хочет сделать шажок-
Получается прыжок. (Воробей)
( Воробей маленький, очень подвижный, имеет сильные, но короткие ножки. Он очень чистоплотный, купается в лужах.
- Зарумянились кустарники
Не от утренней зари.
Эти красные фонарики
Засветили (снегири)
Наш снежный гость любит ягоды рябины, калины. Но, ребята, заметьте - эта птичка ест только их семена.
- Ей на месте не сидится:
Всё летает целый день,
Суетится, суетится,
Целый день звенит: «Тень-тень!»
(Синичка)
Синички уничтожают столько насекомых, сколько весят сами.
Я по дереву стучу, червячка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой, всё равно ты будешь мой.
(Дятел)
Дятла называют санитаром леса. Он лечит деревья, уничтожает вредителей. Это очень умная красивая птица.
Птички пока посидят на веточках, мы с вами поиграем с мячом.
Игра" Весёлый шарик»
(звучит музыка, дети ходят по кругу, передавая мяч, музыка останавливается
Та катись весёлый шарик, быстро, быстро по рукам,
У кого весёлый шарик называет действия птиц нам.
Синица (что делает?) - поёт синь, синь, синь
воробей (что делает?) чирикает
ворона (что делает?) каркает
дятел (что делает?) стучит
сорока (что делает?) трещит
Составление предложений
- Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать, что на ней изображено.
- Какие птицы прилетели к кормушке?
- Сколько птиц прилетело?
- Что едят синички?
- Как называется домик с кормом для птиц?
- Почему нужно помогать птицам зимой
Работа с ЛЕГО - конструктором.
Из конструктора ЛЕГО сделайте волшебных птичек.
(можно гостям предложить выполнить задание)
Птицы просыпаются рано, с солнышком, и ищут для себя корм. Голодная птичка зимой может погибнуть. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Из десяти синиц выживают две. И чтобы им помочь, мы должны…А что мы должны?
( Подкармливать птиц, сделать кормушки)
На столах пакетики с семенами
Запомните:
- Семена подсолнечника, льна любят все птицы
- Семечки арбуза, тыквы, кабачков - синицы, поползни
- Семена рябины, калины - снегири, свиристели
Теперь вы знаете, чем кормить птичек. Но не всегда птички довольны вашими семенами
Сценка
Воробей.
- Безобразие! Прилетела перекусить, а корм снегом засыпало. Хотя бы на кормушку навес сделали и корма насыпали.
Синица
Сало салу рознь! Могли бы вывесить несолёное, у нас от солёного животы болят.
Клёст
Кто сделал кормушку без бортиков? Остался голодный, весь обед ветром сдуло
Успокойтесь, птицы! Всё будет в порядке. Ребята, помогите. (Ответы)
- Оказывается, мало повесить кормушку, но она ещё должна быть удобной и постоянно там должен быть корм. Кормушки могут быть самые разнообразные
Рассматривание ЛЕГО-плаката. Показ кормушек
Дети, я спокойна, не оставите вы птиц зимой. Они доставят вам радость своим присутствием и пением.
Дети читают стихотворения.
-
Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К вам слетятся как домой
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма -
Горсть зерна - нужна.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
2. Где утром к опушке прошёл человек,
Следы заметает до вечера снег,
Но всюду - у еле приметной дорожки
В кормушку насыпаны зёрна и крошки.
Слетайтесь, слетайтесь, лесные пичуги!
Теперь не страшны вам холодные вьюги. (Ю. Кушак)
Рефлексия
- Ребята, спасибо за заботу о птицах. Я приготовила вам корм для птиц (в конвертах, с подписью). Вместе с родителями вы покормите птиц. На память о нашей беседе раскрасьте этих птиц ( дарю раскраски «Птицы»)