Конспект НОД по разделу Познание. Формирование целостной культуры мира. Изучение свойств снега и льда путем экспериментальной деятельности

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















Конспект НОД по разделу Познание.

Формирование целостной культуры мира.

Изучение свойств снега и льда путем экспериментальной деятельности

в старшей группе.

Разработала учитель-дефектолог

Савельева Н.В.







Тема: «Лаборатория Снеговика»

Цель: развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять представления детей о свойствах снега и льда;

  • Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лед в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед;

  • Учить делать выводы и проверять их опытным путем;

  • Обогащать словарный запас детей (опыт, эксперимент, снегопад, оттепель, прозрачный, бесцветный).

Развивающие:

  • Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;

  • Развивать связную речь, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею;

  • Воспитывать самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.

  • учить договариваться друг с другом при работе в подгруппе.

Оборудование и материалы: подносы со льдом и снегом, пластиковая тарелка, пластиковый стаканчик, салфетка, цветная бумага, кисточка, гуашь(красного, желтого, синего, зеленого цвета) на каждого ребенка; картинки с изображениями снежинок, зимних забав; игрушка Снеговик.

Ход проведения:

Учитель-дефектолог: Ребята, вам нравится зима? Почему?

Ответы детей.

Учитель-дефектолог: Правильно, зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься на лыжах и коньках (Показ картинок зимних забав). Всё это можно делать только зимой. Почему?

Дети: Потому, что зимой есть и снег, и лёд.

Учитель-дефектолог: Ребята слышите, к нам кто-то пришел в гости. Посмотрите, кто это?

Дети: Снеговик.

Учитель-дефектолог: Правильно ребята, это Снеговик. Он пришел к нам, чтобы рассказать и показать, что такое снег и лёд. Для этого Снеговику нужно провести вместе с нами, разные опыты и наблюдения. Чтобы их провести, предлагаю открыть исследовательскую лабораторию и назвать ее Лаборатория Снеговика.

Для того чтобы наша лаборатория начала работать вам надо отгадать загадки Снеговика:

Он пушистый, серебристый

Но рукой её не тронь.

Станет капелькою чистой,

Лишь поймаешь на ладонь.

Дети: Снег

Внесение снега, его исследование.

Учитель-дефектолог: Что такое снег? Какой он?

Дети: Белый, непрозрачный, холодный, мокрый, липкий, рыхлый и т.п.

Учитель-дефектолог: Откуда он берётся? (Педагог выслушивает ответы детей.)

Пришло время еще одной загадки Снеговика. Слушайте внимательно:

«Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно». Что это?

Дети: Лёд.

Внесение льда, его исследование.

Учитель-дефектолог: Что такое лёд? Как он получается?

Дети: Замерзает вода.

Учитель-дефектолог: Какой он?

Дети: Прозрачный, холодный, твёрдый и т.п.

Учитель-дефектолог: Как вы думаете, что произойдёт со снегом и льдом, если занести их в комнату?

Дети: Они растают.

Учитель-дефектолог: А теперь давайте проверим все свойства льда и снега на опытах.

Опыт № 1 «Что быстрее растает?»

У вас на столе в тарелочке, снег и кусочек льда. Посмотрите, что происходит с ними. Что быстрее тает снег или лед? (снег). Почему? (он мягкий и рыхлый).

Опыт №2. «Определение цвета».

- Какого цвета снег? (белый)

- Какого цвета лёд? (бесцветный)

Опыт №3. «Определение прозрачности».

Теперь вы положите под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где - нет. (Под снегом не видно. Значит лёд прозрачный, а снег - непрозрачный).

Опыт №4. «Определение твердый - мягкий».

Взять горсть снега и высыпать её. Какой снег? (мягкий). Как можно еще назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лёд? (твердый). Я «случайно» уронила лёд, что с ним случилось? (он раскололся, он - хрупкий).

Игра «Хорошо - плохо»

Учитель-дефектолог: Ребята, давайте выясним, снег - это хорошо или плохо?

- Что хорошего от снега?

Дети: Играть можно в снежки, лепить снеговика, кататься на санках, лыжах, коньках, снег укрывает всё и согревает.

Учитель-дефектолог: Для кого и когда снег - плохо?

Дети: Снег холодный: нужно тепло одеваться, можно заболеть, если брать в рот; зверям и птицам из-за снега нечего есть в лесу.

Учитель-дефектолог: Когда лёд приносит пользу?

Дети: Каток, ледяные дорожки, покрывает реки и озера.

Учитель-дефектолог: Почему со льдом надо обращаться осторожно?

Дети: Лед скользкий: можно упасть; нельзя ходить под сосульками.

Физкультминутка: «Пушистый снег»

Снег над нами кружится -

Белая вся улица.

Собрались мы в кружок,

Закружились, как снежок.

(Дети изображают зимние фигуры.)

Опыт №5 «Имеют ли снег и лёд форму?»

- Посмотрите на снег. Имеет ли он форму?

- Давайте поместим снег в формочки и осторожно достанем. (Дети пробуют это сделать.)

- Одинаковой формы они у вас получились? А почему? (Разные формочки.)

Вывод: Снег не имеет формы, он бесформенный. Приобретает форму того предмета, в который его положат.

Вывод: Снег непрочный, рыхлый.

- А лёд прочнее снега? Почему? (Он твёрдый.)

- Лёд имеет форму? Можно ли сделать фигурный лёд? Как?

(Воспитатель вносит цветную льдинку.)

- Как вы думаете, почему они цветные?

- Предлагаю вам самим сделать цветные фигурки и украсить ими участок.

Учитель-дефектолог подводит итог.

- Вот и закончились наши исследования в лаборатории Снеговика. Мы все дружно провели большую работу, подведём итог.

Общие свойства снега и льда:

- холодные на ощупь;

- сохраняются при низких температурах, в тепле превращаются в воду;

- не имеют формы, приобретают форму того предмета, в который попадают.

Различия снега и льда:

- снег белый и рыхлый:

- лед прозрачный и хрупкий.

Теперь мы ребята знаем свойства льда и снега, и в этом нам помог Снеговик, но пришла пора Снеговику возвращаться в зимний лес, где много снега и прохлады. Давайте с ним попрощаемся и скажем спасибо за интересные опыты со снегом и льдом.


© 2010-2022