Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте на тему Путешествие в Звукоград на улицу гласных звуковс девочками5-6 лет

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Козлова Анастасия Вячеславовна

воспитатель,

МОУ Начальная школа - детский сад № 115

г. Ярославль

Конспект образовательной деятельности

по обучению грамоте в группе девочек 5 - 6 лет.

Тема: « Путешествие в Звукоград на улицу гласных звуков»

Цель: тренинг и коррекция знаний звуков [а], [о], [у], [и], [ы], [э], [м], [м*], [н], [н*] и букв А, О, У, И, Ы, Э, М, Н.

Образовательные задачи:

  1. Закрепить знание ранее изученных букв, обозначение гласных звуков и звуков [м], [м*], [н], [н*] на письме буквами.

  2. Закрепить понятия «звук», « буква», «гласный звук»,

« согласный звук», «слог».

  1. Тренировать умение находить место звуков в словах.

  2. Тренировать умение называть слова с определенным звуком.

  3. Совершенствовать умение соотносить гласные звуки и буквы.

Развивающие задачи:

  1. Развивать зрительно - пространственную координацию.

  2. Развивать воображение, зрительную память, наглядно - образное мышление, внимание.

  3. Развивать звуко - буквенный анализ.

Воспитательные:

  1. Воспитывать положительное отношение к миру и другим людям.

  2. Воспитывать чувство взаимовыручки.

Оборудование:

- напольное покрытие в виде цветка 2х2 м,

- «Магазин», горшочки с искусственными цветами 6 штук,

- мольберт большой,

- 4 стола,

- почтовый ящик,

- 1 маленький столик 50х50 см,

- 12 стульчиков,

- сумка детская,

- колокольчик.

Демонстрационный материал:

- 6 подставок,

- 3 конверта,

- поезд с 3-мя вагончиками, разделенными на 3 части,

- 4 фишки красного цвета и 4 фишки синего цвета(8х8 см),

- картинки А4: астра, мак, роза, домики из картона (6 шт., высота 40 см),

- изображения гласных звуков (12х18 см) : девочка Аня, девочка Оля, пароход, тыква, мышка Иришка, эскимос,

- гласные буквы из картона (высота 18 см),

А О У Э И Ы

Раздаточный материал:

- 12 полосок (2х20 см),

- 12 полосок(2х10 см) красного цвета,

- карточки со слогами (10х10 см)

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте на тему Путешествие в Звукоград на улицу гласных звуковс девочками5- 6 лет

Образовательная ситуация.

I Введение в ситуацию

Цель: создание условий для возникновения у девочек положительной мотивации к познавательной деятельности.

Д стоя в кругу.

- Девочки, подойдите ко мне, встаньте в кружок. Девочки, вы любите играть в прятки? (Да, любим.), (Мы любим играть в прятки.)

- Гласные буквы в городе Звукограде тоже спрятались, а звуки не могут их никак найти и просят нас им помочь.

- Вы хотите помочь гласным звукам? (Да.), (Мы хотим помочь гласным звукам.)

- Вы сможете им помочь? (Да.), (Мы сможем помочь гласным звукам.), (Я думаю, что мы сможем помочь гласным звукам.)

-Почему вы так решили? ( Мы умные.),( Мы знаем гласные звуки и буквы.),

( Я думаю, что мы сможем помочь гласным звукам, потому что мы знаем гласные звуки и буквы.)

- Назовите гласные буквы, с которыми мы познакомились (А, О, У, И, Ы, Э.),( Мы знаем буквы А, О, У, И, Ы, Э.)

- Я была уверена, что вы не откажитесь помочь, потому что вы знаете гласные буквы и поэтому сможете их найти. Как нам попасть в город Звукоград? ( Нужно произнести волшебные слова.)

- Нам помогут волшебные слова:

Раз, два, три вокруг себя обернись,

В городе Звукограде окажись.

Воспитатель с девочками произносят волшебные слова.

- Вот мы и в Звукограде, на улице где живут гласные звуки. Какие звуки мы называем гласными? ( Звуки, которые можно петь.), (Гласные звуки - это звуки, которые можно петь.)

- Вы видите гласные буквы? (Нет, не видим.), (Мы не видим гласные буквы.)

Воспитатель обращает внимание девочек на пустые домики, которые стоят на двух столах.

-Почему? (Они спрятались.), (Мы не видим гласные буквы, потому что они спрятались.)

- Девочки, мы их отыщем и вернем на свои места. Ну что ж, отправимся на поиски? (Да.), (Да, отправимся на поиски.)

- Посчитайте, сколько домиков? (Шесть.), (Шесть домиков.)

- Сколько букв нужно найти? (Шесть.). ( Нужно найти шесть букв.)

II Игровая деятельность

Цель: тренинг уровня сформированности знаний о гласных звуках и буквах их обозначающих и знаний букв М, Н и звуков [м], [м*], [н], [н*]

  1. « Найди место звука в слове»

Д стоя в полукруге.

Подходят к « Цветочному магазину».

- Девочки, что это? ( Магазин.), (Это магазин.)

- Какой магазин? (Цветочный.), (Это цветочный магазин.)

- Почему вы так решили? ( Здесь продаются цветы.), (Это цветочный магазин, потому что здесь продаются цветы.), (Я думаю, что это цветочный магазин, потому что здесь продаются цветы.)

Воспитатель с девочками подходят к мольберту, на котором прикреплены фотографии с изображением астры, мака, розы.

- Давайте подойдем, посмотрим фотографии цветов. Назовите их.

( Астра, мак, роза.)

- Какой одинаковый гласный звук спрятался в этих словах? ( Звук [а].), (В этих словах одинаковый гласный звук [а].)

- Чьи это любимые цветы? ( Звука [а].), (Любимые цветы звука [а].), (Я думаю, что это любимые цветы звука [а].)

Д сидя в полукруге на ковре.

- Присаживайтесь девочки и послушайте: звук [а] приготовил эти цветы, чтобы отправить в подарок девочке Ане на поезде. Вот поезд подъехал.

Воспитатель выставляет на мольберт картинки с изображением поезда с тремя вагонами.

- В первом вагончике поедет «астра», во втором - «мак», в третьем - «роза».

Воспитатель расставляет картинки с изображением цветов к вагончикам.

- Давайте теперь найдем место звука [а] в словах. Будьте внимательны, давайте вместе произнесем слово « а- а -астра-а - а». Кто услышал, где находится звук [а] в слове «астра»? (В начале и конце слова.), (В слове « астра» звук [а] находится в начале и конце слова.)

- Кто думает также?

Девочки поднимают руки.

- Вера, как думаешь ты? (Я думаю, что в слове « астра» звук [а] находится в начале и конце слова.)

- Все согласны? (Да.)

- Маша, возьми фишку и обозначь место звука [а] в слове.

На доске лежат синие и красные фишки, девочка ставит фишку красного цвета в первое и последнее окошко первого вагона.

- Каким цветом ты обозначишь гласный звук? (Красным цветом.),

( Гласный звук я обозначу красным цветом.)

Аналогично девочки находят место звука [а] в словах « мак», « роза».

- Умницы, девочки! Место звука [а] в словах мы нашли правильно, поезд может отправляться.

Воспитатель звонит в колокольчик, из - за мольберта появляется буква А.

- Буква А выходи, мы тебя нашли. Возьмем ее с собой в сумочку, чтобы больше не пряталась.

Воспитатель убирает букву А в детскую сумку и отдает Вере, которая будет ходить с сумкой.

- Пойдемте искать следующую букву.

2) « Назови слова со звуком [о]»

- Смотрите, какая хорошая цветочная полянка. Давайте поиграем. Вставайте в круг. Встают на напольное покрытие в форме цветка.

Д стоя в кругу на ковре.

- На какую букву мы стали похожи? ( На букву О.), Мы стали похожи на букву О.)

- Давайте позовем букву О. По очереди назовите слова, в которых есть звук [о]. (Облако, окно, очки, осень, кот, лошадь, корова, лось, волк, огурец, картошка, смородина и т.д.)

Воспитатель звонит в колокольчик, из - под ковра появляется буква О.

- Буква О выходи, мы тебя нашли. Умницы, девочки, вы смогли назвать слова со звуком [о] и буква О нашлась.

Вера убирает букву О в сумочку.

- Пойдемте искать следующую букву.

3) « Составь букву из частей»

- Смотрите, театр. Давайте зайдем.

Подходят к 2-м столам у сцены зала, на которых разложены полоски по 2 каждой девочке.

Д стоя у столов.

- Кем мы с вами можем быть? ( Зрителями, артистами.), (Мы можем быть зрителями, артистами.), (Я думаю, что мы можем быть зрителями, артистами.)

- Зрители всегда раздеваются в гардеробе, вешают плащ, пальто. Ой, смотрите, на вешалке ни одного крючка нет. Что же делать? (Давайте сделаем крючки.), (Давайте сделаем крючки, чтобы зрители могли вешать свою одежду.)

- На какую гласную букву похож крючок? (На букву У.), (Крючок похож на букву У.)

- Девочки, умницы, какие у вас ровные получились крючки.

Воспитатель звонит в колокольчик, из - под стола появляется буква У.

- Буква У выходи, мы тебя нашли. Буква У предлагает нам побыть артистами. Выходите как артистки на середину зала. Давайте расскажем и покажем, какая бывает буква У.

Д стоя на середине зала.

- Удобная буква, удобно в ней то, что можно на букву. Маршируют на месте.

Повесить пальто. Поднимают правую руку по диагонали вверх.

- Умницы, девочки мы с вами сделали доброе дело и нашли букву У. На что она похожа? (На крючок.), (Буква У похожа на крючок.)

- Положим букву У к Вере в сумочку.

Вера убирает букву У в сумочку.

- Пойдемте искать следующую букву.

4) « Прочитай слоги и определи одинаковую гласную букву»

Подходят к столику с почтовым ящиком.

Д стоя у стола.

- Мы с вами подошли к почте. Что может быть в почтовом ящике? (Письмо, конверт.), (В почтовом ящике может быть письмо.), (Я думаю, что в почтовом ящике может быть письмо.)

Воспитатель вынимает из почтового ящика три конверта.

- Посмотрим, здесь не одно, а несколько писем. Сколько? (Три письма.), (В почтовом ящике три письма.)

- Чтобы нам быстрее их прочитать, давайте разделимся на 3 команды. Присаживайтесь на стульчики.

Д сидя на стульчиках.

Девочки проходят на стулья, которые расставлены по 4 стула в трех кругах.

Воспитатель по очереди предлагает командам открыть конверты, в которых карточки со слогами.

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте на тему Путешествие в Звукоград на улицу гласных звуковс девочками5- 6 лет

- Полина, открывай конверт, раздай девочкам по одной карточке. Что вы видите? (Слоги.), (Мы видим слоги.)

- Посмотрите и прочитайте по цепочке. ( Девочки читают : «им, ми, ин, ни».)

- Какую одинаковую букву вы видите в слогах? ( Букву И.), (В слогах одинаковая буква И.)

- Буква И выходи мы тебя нашли.

Воспитатель звонит в колокольчик, из-под стула вынимает букву И.

Девочки из группы 2 и 3 аналогично выполняют задания с буквами Ы и Э, буквы кладут в сумочку.

- Умницы, девочки! Вы смогли прочитать слоги и нашли гласные буквы.

- Посчитайте количество букв. (Шесть.), (Шесть гласных букв.)

Вера вынимает из сумочки буквы и все считают вслух.

- Все буквы нашли? ( Все.), (Мы нашли все гласные буквы.)

- Возвращаемся к домикам звуков.

Воспитатель с девочками подходят к двум столам, на которых стоят шесть домиков в подставках.

Д стоя у домиков полукругом.

- Посмотрите, звуки вышли нас встречать.

Воспитатель показывает карточки с изображением звуков: девочка Аня, девочка Оля, пароход, тыква, мышка Иришка, эскимос.

- Вера, раздай буквы, а я изображения звуков. Каждый звук найдите свою букву и встаньте в пару.

Девочки с буквами в руках находят свою пару девочек с изображением звуков.

- Какой у вас звук и буква? ( Каждая пара отвечает: звук [а], буква А и т.д.)

- Заселите домик, изображение звука ставим внизу, а букву наверху.

Девочки ставят в домики изображения звуков и буквы, их обозначающие.

- Все мы домики заселили? ( Да.), (Мы заселили все домики.)

- Умницы, девочки! Вы знаете гласные звуки, какими буквами они обозначаются. Понравилось вам играть в прятки? ( Да, понравилось.),

( Нам понравилась игра в прятки.)

- Все гласные буквы нашли, какие вы внимательные и умные.

- А нам пора возвращаться в детский сад. Вставайте в круг. Произнесем волшебные слова: Раз, два, три, вокруг себя обернись, в детском саду окажись.

Воспитатель с девочками произносят волшебные слова.

III Итог занятия

Цель: организация рефлексии и самооценки обучающимися своей тренировочной деятельности.

Д стоя в кругу.

- Где мы с вами были? ( В Звукограде.), (Мы были в городе Звукограде.)

- Что мы делали? ( Мы играли в прятки с гласными буквами.), (Мы искали гласные буквы.)

- Почему вы смогли найти гласные буквы? (Мы умные.), (Мы знаем гласные звуки и буквы.), (Мы смогли найти гласные буквы, потому что мы знаем гласные звуки и какими буквами они обозначаются.)

- Что было самым интересным? ( Собирать букву У, искать буквы, называть слова с буквой О, заселять домики, читать слоги.), (Мне было интересно искать буквы, заселять домики, читать слоги.)

- Что было самым трудным? ( Читать слоги, находить место звука в слове.), (Мне было трудно читать слоги, находить место звука в слове.)

- Вы знаете гласные звуки и буквы, которыми они обозначаются, вы умеете собирать буквы, читать слоги, знаете, на что похожи буквы, поэтому вы смогли их найти. Вы расскажите о своем путешествии своим подружкам. Вы умницы, вы меня порадовали!

Список литературы:

  1. Бунеев Р. Н. По дороге к Азбуке. Учебное пособие. В 5 ч.Ч.3 (5 - 6 лет) / Р.Н.Бунеев, Е. В. Бунеева, Т.Р. Кислова.- Изд.3-е, перераб. - М.:Баласс, 2015. - 64 с.

  2. Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 3 и 4/ Под научной редакцией Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. Изд.3-е, испр. - М.:Баласс, Издательский Дом РАО, 2007. - 128 с.

© 2010-2022