- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте на тему Путешествие в Звукоград на улицу гласных звуковс девочками5-6 лет
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте на тему Путешествие в Звукоград на улицу гласных звуковс девочками5-6 лет
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Козлова А.В. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Козлова Анастасия Вячеславовна
воспитатель,
МОУ Начальная школа - детский сад № 115
г. Ярославль
Конспект образовательной деятельности
по обучению грамоте в группе девочек 5 - 6 лет.
Тема: « Путешествие в Звукоград на улицу гласных звуков»
Цель: тренинг и коррекция знаний звуков [а], [о], [у], [и], [ы], [э], [м], [м*], [н], [н*] и букв А, О, У, И, Ы, Э, М, Н.
Образовательные задачи:
-
Закрепить знание ранее изученных букв, обозначение гласных звуков и звуков [м], [м*], [н], [н*] на письме буквами.
-
Закрепить понятия «звук», « буква», «гласный звук»,
« согласный звук», «слог».
-
Тренировать умение находить место звуков в словах.
-
Тренировать умение называть слова с определенным звуком.
-
Совершенствовать умение соотносить гласные звуки и буквы.
Развивающие задачи:
-
Развивать зрительно - пространственную координацию.
-
Развивать воображение, зрительную память, наглядно - образное мышление, внимание.
-
Развивать звуко - буквенный анализ.
Воспитательные:
-
Воспитывать положительное отношение к миру и другим людям.
-
Воспитывать чувство взаимовыручки.
Оборудование:
- напольное покрытие в виде цветка 2х2 м,
- «Магазин», горшочки с искусственными цветами 6 штук,
- мольберт большой,
- 4 стола,
- почтовый ящик,
- 1 маленький столик 50х50 см,
- 12 стульчиков,
- сумка детская,
- колокольчик.
Демонстрационный материал:
- 6 подставок,
- 3 конверта,
- поезд с 3-мя вагончиками, разделенными на 3 части,
- 4 фишки красного цвета и 4 фишки синего цвета(8х8 см),
- картинки А4: астра, мак, роза, домики из картона (6 шт., высота 40 см),
- изображения гласных звуков (12х18 см) : девочка Аня, девочка Оля, пароход, тыква, мышка Иришка, эскимос,
- гласные буквы из картона (высота 18 см),
А О У Э И Ы
Раздаточный материал:
- 12 полосок (2х20 см),
- 12 полосок(2х10 см) красного цвета,
- карточки со слогами (10х10 см)
Образовательная ситуация.
I Введение в ситуацию
Цель: создание условий для возникновения у девочек положительной мотивации к познавательной деятельности.
Д стоя в кругу.
- Девочки, подойдите ко мне, встаньте в кружок. Девочки, вы любите играть в прятки? (Да, любим.), (Мы любим играть в прятки.)
- Гласные буквы в городе Звукограде тоже спрятались, а звуки не могут их никак найти и просят нас им помочь.
- Вы хотите помочь гласным звукам? (Да.), (Мы хотим помочь гласным звукам.)
- Вы сможете им помочь? (Да.), (Мы сможем помочь гласным звукам.), (Я думаю, что мы сможем помочь гласным звукам.)
-Почему вы так решили? ( Мы умные.),( Мы знаем гласные звуки и буквы.),
( Я думаю, что мы сможем помочь гласным звукам, потому что мы знаем гласные звуки и буквы.)
- Назовите гласные буквы, с которыми мы познакомились (А, О, У, И, Ы, Э.),( Мы знаем буквы А, О, У, И, Ы, Э.)
- Я была уверена, что вы не откажитесь помочь, потому что вы знаете гласные буквы и поэтому сможете их найти. Как нам попасть в город Звукоград? ( Нужно произнести волшебные слова.)
- Нам помогут волшебные слова:
Раз, два, три вокруг себя обернись,
В городе Звукограде окажись.
Воспитатель с девочками произносят волшебные слова.
- Вот мы и в Звукограде, на улице где живут гласные звуки. Какие звуки мы называем гласными? ( Звуки, которые можно петь.), (Гласные звуки - это звуки, которые можно петь.)
- Вы видите гласные буквы? (Нет, не видим.), (Мы не видим гласные буквы.)
Воспитатель обращает внимание девочек на пустые домики, которые стоят на двух столах.
-Почему? (Они спрятались.), (Мы не видим гласные буквы, потому что они спрятались.)
- Девочки, мы их отыщем и вернем на свои места. Ну что ж, отправимся на поиски? (Да.), (Да, отправимся на поиски.)
- Посчитайте, сколько домиков? (Шесть.), (Шесть домиков.)
- Сколько букв нужно найти? (Шесть.). ( Нужно найти шесть букв.)
II Игровая деятельность
Цель: тренинг уровня сформированности знаний о гласных звуках и буквах их обозначающих и знаний букв М, Н и звуков [м], [м*], [н], [н*]
-
« Найди место звука в слове»
Д стоя в полукруге.
Подходят к « Цветочному магазину».
- Девочки, что это? ( Магазин.), (Это магазин.)
- Какой магазин? (Цветочный.), (Это цветочный магазин.)
- Почему вы так решили? ( Здесь продаются цветы.), (Это цветочный магазин, потому что здесь продаются цветы.), (Я думаю, что это цветочный магазин, потому что здесь продаются цветы.)
Воспитатель с девочками подходят к мольберту, на котором прикреплены фотографии с изображением астры, мака, розы.
- Давайте подойдем, посмотрим фотографии цветов. Назовите их.
( Астра, мак, роза.)
- Какой одинаковый гласный звук спрятался в этих словах? ( Звук [а].), (В этих словах одинаковый гласный звук [а].)
- Чьи это любимые цветы? ( Звука [а].), (Любимые цветы звука [а].), (Я думаю, что это любимые цветы звука [а].)
Д сидя в полукруге на ковре.
- Присаживайтесь девочки и послушайте: звук [а] приготовил эти цветы, чтобы отправить в подарок девочке Ане на поезде. Вот поезд подъехал.
Воспитатель выставляет на мольберт картинки с изображением поезда с тремя вагонами.
- В первом вагончике поедет «астра», во втором - «мак», в третьем - «роза».
Воспитатель расставляет картинки с изображением цветов к вагончикам.
- Давайте теперь найдем место звука [а] в словах. Будьте внимательны, давайте вместе произнесем слово « а- а -астра-а - а». Кто услышал, где находится звук [а] в слове «астра»? (В начале и конце слова.), (В слове « астра» звук [а] находится в начале и конце слова.)
- Кто думает также?
Девочки поднимают руки.
- Вера, как думаешь ты? (Я думаю, что в слове « астра» звук [а] находится в начале и конце слова.)
- Все согласны? (Да.)
- Маша, возьми фишку и обозначь место звука [а] в слове.
На доске лежат синие и красные фишки, девочка ставит фишку красного цвета в первое и последнее окошко первого вагона.
- Каким цветом ты обозначишь гласный звук? (Красным цветом.),
( Гласный звук я обозначу красным цветом.)
Аналогично девочки находят место звука [а] в словах « мак», « роза».
- Умницы, девочки! Место звука [а] в словах мы нашли правильно, поезд может отправляться.
Воспитатель звонит в колокольчик, из - за мольберта появляется буква А.
- Буква А выходи, мы тебя нашли. Возьмем ее с собой в сумочку, чтобы больше не пряталась.
Воспитатель убирает букву А в детскую сумку и отдает Вере, которая будет ходить с сумкой.
- Пойдемте искать следующую букву.
2) « Назови слова со звуком [о]»
- Смотрите, какая хорошая цветочная полянка. Давайте поиграем. Вставайте в круг. Встают на напольное покрытие в форме цветка.
Д стоя в кругу на ковре.
- На какую букву мы стали похожи? ( На букву О.), Мы стали похожи на букву О.)
- Давайте позовем букву О. По очереди назовите слова, в которых есть звук [о]. (Облако, окно, очки, осень, кот, лошадь, корова, лось, волк, огурец, картошка, смородина и т.д.)
Воспитатель звонит в колокольчик, из - под ковра появляется буква О.
- Буква О выходи, мы тебя нашли. Умницы, девочки, вы смогли назвать слова со звуком [о] и буква О нашлась.
Вера убирает букву О в сумочку.
- Пойдемте искать следующую букву.
3) « Составь букву из частей»
- Смотрите, театр. Давайте зайдем.
Подходят к 2-м столам у сцены зала, на которых разложены полоски по 2 каждой девочке.
Д стоя у столов.
- Кем мы с вами можем быть? ( Зрителями, артистами.), (Мы можем быть зрителями, артистами.), (Я думаю, что мы можем быть зрителями, артистами.)
- Зрители всегда раздеваются в гардеробе, вешают плащ, пальто. Ой, смотрите, на вешалке ни одного крючка нет. Что же делать? (Давайте сделаем крючки.), (Давайте сделаем крючки, чтобы зрители могли вешать свою одежду.)
- На какую гласную букву похож крючок? (На букву У.), (Крючок похож на букву У.)
- Девочки, умницы, какие у вас ровные получились крючки.
Воспитатель звонит в колокольчик, из - под стола появляется буква У.
- Буква У выходи, мы тебя нашли. Буква У предлагает нам побыть артистами. Выходите как артистки на середину зала. Давайте расскажем и покажем, какая бывает буква У.
Д стоя на середине зала.
- Удобная буква, удобно в ней то, что можно на букву. Маршируют на месте.
Повесить пальто. Поднимают правую руку по диагонали вверх.
- Умницы, девочки мы с вами сделали доброе дело и нашли букву У. На что она похожа? (На крючок.), (Буква У похожа на крючок.)
- Положим букву У к Вере в сумочку.
Вера убирает букву У в сумочку.
- Пойдемте искать следующую букву.
4) « Прочитай слоги и определи одинаковую гласную букву»
Подходят к столику с почтовым ящиком.
Д стоя у стола.
- Мы с вами подошли к почте. Что может быть в почтовом ящике? (Письмо, конверт.), (В почтовом ящике может быть письмо.), (Я думаю, что в почтовом ящике может быть письмо.)
Воспитатель вынимает из почтового ящика три конверта.
- Посмотрим, здесь не одно, а несколько писем. Сколько? (Три письма.), (В почтовом ящике три письма.)
- Чтобы нам быстрее их прочитать, давайте разделимся на 3 команды. Присаживайтесь на стульчики.
Д сидя на стульчиках.
Девочки проходят на стулья, которые расставлены по 4 стула в трех кругах.
Воспитатель по очереди предлагает командам открыть конверты, в которых карточки со слогами.
- Полина, открывай конверт, раздай девочкам по одной карточке. Что вы видите? (Слоги.), (Мы видим слоги.)
- Посмотрите и прочитайте по цепочке. ( Девочки читают : «им, ми, ин, ни».)
- Какую одинаковую букву вы видите в слогах? ( Букву И.), (В слогах одинаковая буква И.)
- Буква И выходи мы тебя нашли.
Воспитатель звонит в колокольчик, из-под стула вынимает букву И.
Девочки из группы 2 и 3 аналогично выполняют задания с буквами Ы и Э, буквы кладут в сумочку.
- Умницы, девочки! Вы смогли прочитать слоги и нашли гласные буквы.
- Посчитайте количество букв. (Шесть.), (Шесть гласных букв.)
Вера вынимает из сумочки буквы и все считают вслух.
- Все буквы нашли? ( Все.), (Мы нашли все гласные буквы.)
- Возвращаемся к домикам звуков.
Воспитатель с девочками подходят к двум столам, на которых стоят шесть домиков в подставках.
Д стоя у домиков полукругом.
- Посмотрите, звуки вышли нас встречать.
Воспитатель показывает карточки с изображением звуков: девочка Аня, девочка Оля, пароход, тыква, мышка Иришка, эскимос.
- Вера, раздай буквы, а я изображения звуков. Каждый звук найдите свою букву и встаньте в пару.
Девочки с буквами в руках находят свою пару девочек с изображением звуков.
- Какой у вас звук и буква? ( Каждая пара отвечает: звук [а], буква А и т.д.)
- Заселите домик, изображение звука ставим внизу, а букву наверху.
Девочки ставят в домики изображения звуков и буквы, их обозначающие.
- Все мы домики заселили? ( Да.), (Мы заселили все домики.)
- Умницы, девочки! Вы знаете гласные звуки, какими буквами они обозначаются. Понравилось вам играть в прятки? ( Да, понравилось.),
( Нам понравилась игра в прятки.)
- Все гласные буквы нашли, какие вы внимательные и умные.
- А нам пора возвращаться в детский сад. Вставайте в круг. Произнесем волшебные слова: Раз, два, три, вокруг себя обернись, в детском саду окажись.
Воспитатель с девочками произносят волшебные слова.
III Итог занятия
Цель: организация рефлексии и самооценки обучающимися своей тренировочной деятельности.
Д стоя в кругу.
- Где мы с вами были? ( В Звукограде.), (Мы были в городе Звукограде.)
- Что мы делали? ( Мы играли в прятки с гласными буквами.), (Мы искали гласные буквы.)
- Почему вы смогли найти гласные буквы? (Мы умные.), (Мы знаем гласные звуки и буквы.), (Мы смогли найти гласные буквы, потому что мы знаем гласные звуки и какими буквами они обозначаются.)
- Что было самым интересным? ( Собирать букву У, искать буквы, называть слова с буквой О, заселять домики, читать слоги.), (Мне было интересно искать буквы, заселять домики, читать слоги.)
- Что было самым трудным? ( Читать слоги, находить место звука в слове.), (Мне было трудно читать слоги, находить место звука в слове.)
- Вы знаете гласные звуки и буквы, которыми они обозначаются, вы умеете собирать буквы, читать слоги, знаете, на что похожи буквы, поэтому вы смогли их найти. Вы расскажите о своем путешествии своим подружкам. Вы умницы, вы меня порадовали!
Список литературы:
-
Бунеев Р. Н. По дороге к Азбуке. Учебное пособие. В 5 ч.Ч.3 (5 - 6 лет) / Р.Н.Бунеев, Е. В. Бунеева, Т.Р. Кислова.- Изд.3-е, перераб. - М.:Баласс, 2015. - 64 с.
-
Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 3 и 4/ Под научной редакцией Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. Изд.3-е, испр. - М.:Баласс, Издательский Дом РАО, 2007. - 128 с.