Занятие по подготовке к грамоте

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия

По подготовке к грамоте

в подготовительной группе детсада

«Трудно птицам зимовать»



Программное содержание:

- познакомить детей со стихотворением Бертольта Брехта

«Зимний разговор через форточку», развивать у дошкольников нравственные чувства через художественную литературу, - воспитывать заботливое отношение к птицам;

- продолжать совершенствовать диалогическую форму речи,

- познакомить с буквой «Д» и звуками «Д» ДЬ»,

- упражнять в нахождении звуков в словах и слов с «Д» в речи,

- упражнять в чтении слогов и слов с «Д», -

- упражнять в звуко-буквенном анализе слова, - способствовать формированию в дальнейшем орфографической зоркости, развитию фонематического слуха;

- развивать мелкую моторику кисти руки, готовить руку к письму;

- воспитывать интерес к грамоте и чтению с помощью игр с буквами, слогами, словами.

Подготовка к занятию:

- цикл занятий по теме «Птицы зимой»,

- разучивание и обыгрывание в играх и пальчиковых стихотворения «Трудно птицам зимовать»;

Материал: картины по теме занятия, тексты стихотворений, ободки для «птиц», карточки со словами для речевой и грамматической игр,

тетради в клетку, шаблон для обведения и набор ручек (с красной, зеленой и синей пастой) для каждого ребенка; Тексты: Б.Брехт «Зимний разговор через форточку», стихотворение «Трудно птицам зимовать», А. Мафиш «Дом»

1. Беседа о зиме, ее особенностях

- Какое время года, что бывает зимой?... ( подводим к тому, что бывает очень холодно и людям и животным, и птицам, которые остаются зимовать)

11. Чтение стихотворения Б.Брехта «Зимний разговор через форточку»

- Это стихотворение о тех, кто не может согреться в зимний холод, потому что у них нет дома, а они тоже хотят тепла. Обращали ли вы внимание на то, что птицы бьются в окно и садятся на подоконник? Почему, вы ответите после того, как послушаете стихотворение

Зимний разговор через форточку Б. Брехт

- Я - маленький воробей.

Я гибну, дети, спасите…

Я летом всегда подавал сигнал,

Чтоб сторож ворон с огорода гнал.

Пожалуйста, помогите!

- Сюда, воробей, сюда!

Вот тебе, друг, еда.

Благодарим за работу!

- Я - дятел, пестрый такой.

Я гибну, дети, спасите…

Все лето я клювом стволы долбил,

Тьму вредных букашек поистребил.

Пожалуйста, помогите!

- Сюда, наш дятел, сюда!

Вот тебе, друг, еда.

Благодарим за работу.

- Я иволга. Иволга я.

Гибну, дети, спасите…

Ведь это я в прошедшем году -

Чуть сумерки - пела в ближнем саду.

Пожалуйста, помогите!

- Сюда, певунья, сюда!

Вот тебе, друг, еда.

Благодарим за работу!

Краткое рассуждение над стихотворением по вопросам воспитателя:

- О ком это ст-е? - К кому обращаются птицы? - Почему они к людям обращаются? - Что же такого нужного они делают, чтобы дети им помогали? - Как называются птицы? - Почему они просят о помощи? - Разве не могут сами прожить зиму? - Куда зовут дети птиц? - Что значит «Сюда?» (- В дом, в тепло, где есть еда…)- Как называется ст-е? - Когда происходит разговор? - Вам жало птичек? - Как вы поможете им? (делаем вывод о том, что у каждого должен быть дом, где в самый холодный день можно согреться).

111. РАБОТА В ТЕТРАДИ

1.Переход к столам, подготовка к письму - Пальчиковая гимнастика «Трудно птицам зимовать» (по А. Чепурову и др.)

Трудно птицам зимовать

Надо птицам помогать!

Мы построим птичий дом

Места много будет в нем.

Зерен, хлеба и крупы

В домик, мы положим

Птицы будут все сыты

И довольны тоже. -

-кулачки - растоп-е пальцы,

пальчиком грозим,

-кулак на кулак, «крыша»,

ладошки вверх, вниз,


загибают пальцы на одной руке,
- на другой,


-животик гладят ладошками с растопыренными пальцами

«открываем замочек» рта обеими руками, пальцы в щепотке

,


2. Штрихование.

( Детям предлагается положить шаблон так, чтобы был совмещен рисунок трубы и элементы дыма,

отделить крышу,

нарисовать дверь,

бревна (доски),

дым -петельки в правую сторону до конца строки)

3. ЗКР и чтение (чтение с ускорением):

Вместе с воспитателем, строго вслед за указкой, дети читают сначала по слогам часть стихотворения ( 2 предложения) А. Мафиш, напечатанного на доске, четко выделяя звук «Д»

Вот дом,

где добрые друзья,
Над домом дым,

а в доме дверь.

(читается несколько раз, каждый раз быстрее)

Мы догадались - ты и я, -
Что надо Д писать теперь.

4. Печатание Д, д (Воспитатель предлагает большую букву писать синим цветом, маленькую - зеленым. - Почему мы так печатаем?, - потому что согласные м.б. твердыми и мягкими)

5. Игра «Поймай звук»: (задание детям: внимательно слышать звук в названиях, мягкий он или твердый)

Дербник, дрозд, деряба зимородок, дятел, дутыш, лебедь, дубровник, удод, дергач, индюк, , дрофа, гренадерка, мандаринка.

6. Звуковой анализ слов: ДЫМа, ДИМА(пусть так зовут дрозда из домика)

(вызванный к доске ребенок с помощью воспитателя и детей составляет схему из цветного набора для конструирования. За столами все дети выкладывают схему цветными пуговицами (здесь мелкая моторика), по ходу разбора, дети отвечают на вопросы: чем отличаются звуки от букв, как определяют количество слогов, почему пишут большую букву в слове)

- Почему «дым» пишем с маленькой буквы, а Дима - с большой? ( Имена пишутся с большой буквы)

- Когда еще пишутся слова с большой..(В начале предложения), что такое предложение? (В моей группе - несколько слов, правильно составленные вместе и понятные)

1V. ИГРЫ

  1. а) Чтение слогов. (для этой игры надо читать слоги с «Д», слоги написаны на доске, дети читают вместе, группами, отдельно, «по цепочке»,)

б) ИГРА: добавить слог и прочитать слово.

Дети называют нужный слог из таблицы, угадывая слово, обясняют свой выбор (Надо вставить слог ДО, и получится слово ГНЕЗДО

Дом птицы

Жилье в дереве, не только птицы, но и белка, например

Эта птица есть в нашем стихотворении

Птицы, названные так ха их звуки-пение

Красивые белые птицы, в названии сказки «Гуси -

Крупная домашняя птица, (дрофы братец)

ГНЕЗ**

**ПЛО

**ТЕЛ

ДРОЗ**



ЛЕБЕ**

ИН**К

гнездо

дупло

дятел

дрозды



лебеди

индюк

2. Игра с буквами Детям дается задание: «Внимание! Следующее задание -прочитать буквы в этой записи и расшифровать слово»

- Д 7 О 5 Б 8 Р 2 О 6 Т А 4 (здесь дети объясняют, что читают буквы, а не цифры, т.к. слово состоит из букв

ИТОГ: краткая беседа о пройденном занятии, слово воспитателя.

- Птицам, которые остались зимовать с нами, трудно искать корм. И помочь им пережить трудную зиму должны мы, потому что мы научились этому сегодня. Молодцы! Я уверена, что вы станете надёжными друзьями для всех птиц. (на прогулку берем с собою кормушки в виде домика, сделанные заранее, и зерна).



© 2010-2022