Использование набора счетного материала в образовательной деятельности дошкольников

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование набора счетного материала

в образовательной деятельности дошкольников.

Набор счетного материала в виде соединяющихся между собой кубиков определяется перечнем учебного оборудования как оборудование для познавательно-исследовательской деятельности.

Набор счетного материала можно считать универсальным средством для решения многих учебных задач. Среди них и формирование сенсорных эталонов, и развитие математических представлений, развитие творческого мышления, совершенствование мелкой моторики рук.

Удачная цветовая гамма кубиков набора позволяет выполнять задания по звуковому и звуко-буквенному анализу при подготовке к обучению грамоте, развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, которые лежат в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове «КОТ»? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Только что дети играли, строили замки, рыцарей из кубиков. И вот, эти кубики обозначают звуки. Красные - гласные, синие и зеленые - согласные. Синие - согласные твердые, зеленые - согласные мягкие. Соединили несколько кубиков, получился слог, еще добавили - слово. Посчитали количество звуков, разделили слово на части - слоги, поняли, сколько в слове слогов. Ребенок продолжает играть, и сложные понятия становятся доступными ему. Включается непроизвольное внимание, когда сама ситуация интересна. Из множества кубиков мы можем взять такие, которые обозначают звуки? (Красные, синие, зеленые).

Назовем их: А, У, И, О, Ы, Э; П, Т, М, К, Н, Р, С и т.д.; М´, П´, К´, Т´, Й, Ч и т.д.

Задания для звукового анализа слогов.

Напомним, что слог - минимальная произносительная единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, которые образуют тесное фонетическое единство. Открытый слог заканчивается гласным, закрытый - согласным звуком.

Предлагаем проанализировать обратный закрытый слог АМ и с помощью кубиков набора выложить его схему. В слоге АМ два звука, 1-ый гласный звук «А», 2-ой - согласный твердый «М», схема слога АМ:

Аналогично можно проанализировать слоги разные по звуконаполняемости. Из предложенных кубиков составим схемы слогов разного типа. Выкладываем варианты слогов, используя разного цвета кубики.



Приведем примеры звукового анализа слогов:

Слоги для звукового анализа

Схема слогов

УП, ИР, АС, ОН, ЭХ, ЫМ и т.д.



КО, ТУ, ТЫ, МА, НО, СЭ и т.д.



МИ, ПЕ, РЁ, СЯ, ЛЮ и т.д.


АЧ˟, ОЙ, УЩ, ИТЬ˟˟ и т.д.

˟ - звуки Ч, Щ, Й, всегда мягкие согласные

˟˟- напомним, что Ь звука не обозначает, используется как показатель мягкости предыдущего согласного



КРЫ, ПЛО, ФЛА, ПРУ и т.д.


АСТ, ОРТ, УМН, ИШТ и т.д.




ПРИ, ДРЁ, КРЯ, ШЛИ и т.д.




Приведем варианты заданий звукового анализа односложных слов:

Слово для звукового анализа

Схема слова



КОТ, МАК, ДЫМ, ЖУК, ЛАК, ШИП˟, БАК и т.д.

˟- напомним, что звуки Ш, Ж, Ц - всегда твердые










КИТ, ЛЁД, НИЗ, ЧАС, ВЕК, ЛЮК, РЯД и т.д.










ТЕНЬ, ТЮЛЬ, ЛЕЩ, ВЕЩЬ, ЛИТЬ, ПЯТЬ и т.д.










СТОП, ТРОН, СТАН, ГРУЗ, ШТЫК и т.д.











ХРИП, ПРИЗ, КРЕП, КЛЁН, КЛЮВ и т.д.















КУСТ, МОСТ, КАДР, БАНТ и т.д.















ВРАЧ, ГРАЧ, ПЛАЩ, КРАЙ и т.д.













ФРУКТ, ХРУСТ и т.д.












Аналогично можно проанализировать слова, разные по своей слоговой структуре и звуконаполняемости. Приведем примеры двусложных слов с открытым и закрытыми слогами:

Слово для звукового анализа

Схема слова

МАМА, РУКА, ДОМА,

ШИНА*, ЦЕНА и т.д.

* - звуки Ш, Ж, Ц - всегда твердые согласные






КИНО, ПИШУ, ЛЕТО, ПЕНА и т.д.







ТЕНИ, РЕКИ, ЛЮКИ и т.д.







УТКА, ОКНА, ОРДА, УТРО и т.д.






ПОЭТ, ПАУК, ДУЭТ и т.д.






БАНКА, КОШКА, РАМКА, МЫШКА, ШУБКА и т.д.








БАНАН, КАБАН, ТОПОР,

РУКАВ и т.д.






В данной статье авторами подробно представлены схемы звукового анализа слов, наиболее доступных по слоговой структуре.

Работа над слоговым составом слова и его звуконаполняемостью особенно важна учителям-логопедам. Ведь по типу нарушений слоговой структуры слова можно диагностировать уровень речевого развития ребенка.

Успешное овладение навыком звукового анализа в дошкольном возрасте позволяет ребенку выполнять задания по фонетическому разбору на школьной ступени образования. Ведь слова для звуко-буквенного анализа представлены в учебниках Русского языка до 11 класса.

Предложенный материал может быть использован логопедами при проведении занятий, родителями - при самостоятельных занятиях с детьми, воспитателями дошкольных образовательных учреждений при проведении занятий по формированию звуковой культуры речи и подготовке дошкольников к обучению грамоте.



© 2010-2022