- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Использование набора счетного материала в образовательной деятельности дошкольников
Использование набора счетного материала в образовательной деятельности дошкольников
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кокарева Е.В. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Использование набора счетного материала
в образовательной деятельности дошкольников.
Набор счетного материала в виде соединяющихся между собой кубиков определяется перечнем учебного оборудования как оборудование для познавательно-исследовательской деятельности.
Набор счетного материала можно считать универсальным средством для решения многих учебных задач. Среди них и формирование сенсорных эталонов, и развитие математических представлений, развитие творческого мышления, совершенствование мелкой моторики рук.
Удачная цветовая гамма кубиков набора позволяет выполнять задания по звуковому и звуко-буквенному анализу при подготовке к обучению грамоте, развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, которые лежат в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове «КОТ»? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.
Только что дети играли, строили замки, рыцарей из кубиков. И вот, эти кубики обозначают звуки. Красные - гласные, синие и зеленые - согласные. Синие - согласные твердые, зеленые - согласные мягкие. Соединили несколько кубиков, получился слог, еще добавили - слово. Посчитали количество звуков, разделили слово на части - слоги, поняли, сколько в слове слогов. Ребенок продолжает играть, и сложные понятия становятся доступными ему. Включается непроизвольное внимание, когда сама ситуация интересна. Из множества кубиков мы можем взять такие, которые обозначают звуки? (Красные, синие, зеленые).
Назовем их: А, У, И, О, Ы, Э; П, Т, М, К, Н, Р, С и т.д.; М´, П´, К´, Т´, Й, Ч и т.д.
Задания для звукового анализа слогов.
Напомним, что слог - минимальная произносительная единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, которые образуют тесное фонетическое единство. Открытый слог заканчивается гласным, закрытый - согласным звуком.
Предлагаем проанализировать обратный закрытый слог АМ и с помощью кубиков набора выложить его схему. В слоге АМ два звука, 1-ый гласный звук «А», 2-ой - согласный твердый «М», схема слога АМ:
Аналогично можно проанализировать слоги разные по звуконаполняемости. Из предложенных кубиков составим схемы слогов разного типа. Выкладываем варианты слогов, используя разного цвета кубики.
Приведем примеры звукового анализа слогов:
Слоги для звукового анализа
Схема слогов
УП, ИР, АС, ОН, ЭХ, ЫМ и т.д.
КО, ТУ, ТЫ, МА, НО, СЭ и т.д.
МИ, ПЕ, РЁ, СЯ, ЛЮ и т.д.
АЧ˟, ОЙ, УЩ, ИТЬ˟˟ и т.д.
˟ - звуки Ч, Щ, Й, всегда мягкие согласные
˟˟- напомним, что Ь звука не обозначает, используется как показатель мягкости предыдущего согласного
КРЫ, ПЛО, ФЛА, ПРУ и т.д.
АСТ, ОРТ, УМН, ИШТ и т.д.
ПРИ, ДРЁ, КРЯ, ШЛИ и т.д.
Приведем варианты заданий звукового анализа односложных слов:
Слово для звукового анализа
Схема слова
КОТ, МАК, ДЫМ, ЖУК, ЛАК, ШИП˟, БАК и т.д.
˟- напомним, что звуки Ш, Ж, Ц - всегда твердые
КИТ, ЛЁД, НИЗ, ЧАС, ВЕК, ЛЮК, РЯД и т.д.
ТЕНЬ, ТЮЛЬ, ЛЕЩ, ВЕЩЬ, ЛИТЬ, ПЯТЬ и т.д.
СТОП, ТРОН, СТАН, ГРУЗ, ШТЫК и т.д.
ХРИП, ПРИЗ, КРЕП, КЛЁН, КЛЮВ и т.д.
КУСТ, МОСТ, КАДР, БАНТ и т.д.
ВРАЧ, ГРАЧ, ПЛАЩ, КРАЙ и т.д.
ФРУКТ, ХРУСТ и т.д.
Аналогично можно проанализировать слова, разные по своей слоговой структуре и звуконаполняемости. Приведем примеры двусложных слов с открытым и закрытыми слогами:
Слово для звукового анализа
Схема слова
МАМА, РУКА, ДОМА,
ШИНА*, ЦЕНА и т.д.
* - звуки Ш, Ж, Ц - всегда твердые согласные
КИНО, ПИШУ, ЛЕТО, ПЕНА и т.д.
ТЕНИ, РЕКИ, ЛЮКИ и т.д.
УТКА, ОКНА, ОРДА, УТРО и т.д.
ПОЭТ, ПАУК, ДУЭТ и т.д.
БАНКА, КОШКА, РАМКА, МЫШКА, ШУБКА и т.д.
БАНАН, КАБАН, ТОПОР,
РУКАВ и т.д.
В данной статье авторами подробно представлены схемы звукового анализа слов, наиболее доступных по слоговой структуре.
Работа над слоговым составом слова и его звуконаполняемостью особенно важна учителям-логопедам. Ведь по типу нарушений слоговой структуры слова можно диагностировать уровень речевого развития ребенка.
Успешное овладение навыком звукового анализа в дошкольном возрасте позволяет ребенку выполнять задания по фонетическому разбору на школьной ступени образования. Ведь слова для звуко-буквенного анализа представлены в учебниках Русского языка до 11 класса.
Предложенный материал может быть использован логопедами при проведении занятий, родителями - при самостоятельных занятиях с детьми, воспитателями дошкольных образовательных учреждений при проведении занятий по формированию звуковой культуры речи и подготовке дошкольников к обучению грамоте.