Занятие по звуковой культуре речи в старшей группе

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие по звуковой культуре речи

в старшей группе

Программное содержание:

1. Основные упражнения артикуляционной гимнастики:

- Рупор для губ;

- Вкусное варенье (языком сверху, вниз)

- Движение языком направо и налево

2. Постановка звуков;

3. Изолированное произношение звуков;

4. Автоматизация звуков (закрепление звуков в слогах);

5. Упражнение «Слушай внимательно». (Разучивание на слух звуков «ж» и «ш»);

6. Упражнение: Произнести скороговорку шепотом, вполголоса, в полный голос, громко, медленно - быстро;

7. Загадки (определить какой звук есть в слове - отгадке и где он расположен: в начале, в середине, или в конце);

8. Упражнение: Дополнить фразы, правильно подобрать слова, близкие по значению и по смыслу.

9. Игровые упражнения: Кто в домике живет? Составь предложения по картинке.

Цель занятия:

1. Закрепление правильного произношения звуков «ж» и «ш» в словах и предложениях.

2. Развитие связной речи.

3.Развитие фонетического слуха, слуховой и зрительной памяти, логического мышления.

Ход занятия

В.: - Дети, сегодня на занятии мы будем учиться говорить правильно. А что значит - говорить правильно? Это, прежде всего, правильно произносить все звуки. Например: правильно нужно сказать ворона, а не волона, шапка, а не сапка, ежик, а не език.

А для того, чтобы научиться говорить правильно, нужно чтобы не ленились ваши язычки.

А теперь сделаем зарядку для язычков:

1. Высунуть язык - спрятать.

2. (тик - так) язык вправо - влево.

3. Высунуть язык и сделать чашечку.

4.Высунуть язык и попытаться достать кончиком языка нос, а потом подбородок.

А теперь внимание! Перед вами слово, здесь написано слово Жора. Кто мне скажет, сколько в этом слове букв? Сколько звуков, сколько слогов?

Сегодня мы будем учиться правильно, произносить звуки «ж» и «ш». А теперь ответьте мне на вопрос: одинаково ли звучат эти звуки?

Ответы детей:

В.: Правильно. Давайте сравним звучание этих двух звуков. Положите одну руку на горло и произнесите звук «ш», а теперь звук «ж». Чувствуете разницу? При произношении звука «ж» участвуют голосовые связки (голос). «Ш» - шум (голоса нет).

А теперь вопросы к вам:

1. Как жужжит жук?

2.Как шипят гуси?

3. Как жужжит пчела?

4. Как шумит камыш?

Ответы детей:

В.: Молодцы. Правильно.

А теперь попробуем все вместе повторить за мной шутки - чистоговорки:

Ша-ша-ша - у меня лапша

Шу-шу-шу-я флажком машу

Шо-шо-шо - летом хорошо

Ши-ши-ши - это малыши

Ашка-ашка - на ветке букашка

Ошка - ошка - на окошке кошка

Жа-жа-жа - мы видели ежа

Жу - жу - жу - на лужок хожу

Жи-жи-жи - у меня ножи

Же - же - же - уползли ужи уже

У Сережи в гараже

Жору Женя ждет уже

В.: А сейчас вы послушайте меня. Я прочту вам два стихотворения! А вы определите, в каком из них чаще слышится звук «ж» или «ш».

1.Слушал шорох тишину

В тишине лесной глуши

Шепот к шороху спешит

Шепот к шороху спешит

Шепот по лесу шуршит.

Ты куда?

К тебе лечу.

Дай на ушко пошепчу:

Шу-шу-шу да ши-ши-ши,

Тихо, шорох не шурши,

Навостри - ка уши,

Тишину послушай.

2. Тихая сказка.

Эту сказку ты прочтешь

Тихо - тихо, тихо.

Жили - были серый еж и его ежиха.

Серый еж был очень тих

И ежиха тоже.

И ребенок был у них -

Очень тихий ежик

Всей семьей идут гулять

Ночью вдоль дорожек

Еж - отец, ежиха - мать,

И ребенок - ежик.

Ответы детей:

В.: А сейчас поиграем: игра «Найди противоположное слово».

Например: сахар - сладкий, а лимон….

Огонь - горячий, а лед…………

Тополь - высокий, а шиповник…….

Река - широкая, а ручей………..

Каменья - тяжелый, а пух……..

Говорить можно громко, тихо, вполголоса, медленно и быстро.

А теперь я попрошу всех повторить со мной чистоговорку шепотом, вполголоса, в полный голос и громко. А затем быстро и медленно.



Физкультминутка

Считалочка

Раз, два, три, четыре, пять

Негде зайчику скакать

Всюду ходит волк, волк

Он зубами щелк, щелк

А мы спрячемся в кусты

А прячься заинька и ты.

Ты волчище, погоди!

Как попрячемся иди!

В.: А теперь поиграем: вот перед вами дом, в нем три этажа.

На первом этаже живут животные, названии которых слышится звук «ш».

На втором живут животные, в названии которых слышится звук «ж».

А на третьем этаже, все остальные животные, в названии которых не слышны звуки «ж» и «ш».

Ответы детей:

В.: Хорошо, а теперь давайте определим место звука в словах (где стоит звук: в начале слова, в середине, в конце).

Например: шорох, ежик, камыш, картошка, Жора, машина.

Дополни фразы:

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту очень (жарко)

А рядом бегемотики

Схватились за (животики)

Как на тоненький ледок

Выпал беленький (снежок)

Нет, твой голос не хорош

Слишком тихо ты (поешь)

Долго - долго крокодил

Море синее (тушил)

Прицепившись к задней шине

Мишка едет на (машине)

Подведение итогов:

В.: вот и закончилось наше занятие. Чем мы сегодня занимались? Чему мы сегодня научились? Хорошо мы занимались сегодня.





© 2010-2022