Рабочая программа по дополнительному образованию в старшей группе Пластилиновые фантазии

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 р.п. Татищево Татищевского муниципального района

Саратовской области»



«Согласовано»

Заместитель заведующего по дошкольному образованию

___________/Васильева Т.Т/

от «____»______________2015 г

«Утверждаю»

Заведующий МДОУ

___________/Николаева Л. Н./

Протокол № _____

от «____»______________2015 г











Рабочая программа

по дополнительному образованию

в старшей группе № 1

«Пластилиновые фантазии»

на 2015-2016 учебный год


Рассмотрена на заседании педагогического совета

Протокол от «______»____________2015 г №____




Руководитель:

воспитатель I квалификационной категории Юнина С.Ю.





2015г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Пластилиновая живопись», направлена на художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста, формирование эстетического отношения и развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Актуальность программы заключается в формировании у детей дошкольного возраста художественно-эстетических начал, развития внимания, творческих способностей и фантазии, мелкой моторики рук, глазомера, усидчивости, умение доводить начатое дело до конца.

Работа по дополнительному образованию в кружке «Пластилиновая живопись» готовит детей дошкольного возраста к следующей социальной ступени, обучению в школе.

Цель программы: Формирование основ эстетического отношения к окружающему миру и элементарных художественных способностей в активной творческой деятельности.

Задачи программы:

  1. Создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

  2. Развивать художественные способности детей с учетом их индивидуальных особенностей. Обеспечить каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить и испытать радость творческого созидания.

  3. Способствовать приобретению детьми свободы действия и творчества, осваивая разные способы изображения объектов.

Новизна программы заключается: в интеграции разных видов изобразительной деятельности на основе принципа взаимосвязи обобщенных представлений (интеллектуальный компонент) и обобщенных способов действий (операционный компонент) для обеспечения оптимальных условий полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Педагогическая целесообразность программы заключается в становлении основных качеств личности:

  • активности,

  • самостоятельности,

  • трудолюбия.

При разработке программы были учтены общие педагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства:

  • принцип сезонности: построение познавательного содержания программы с учетом природных и климатических условий нашей местности;

  • принцип систематичности и последовательности: постановка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному»;

  • принцип развивающего характера художественного образования;

  • принцип интереса: построение программы с опорой на интересы детей.

Рабочая программа по дополнительному образованию разработана на основании методического пособия Т. Н. Яковлевой «Пластилиновая живопись».

Дополнительная образовательная программа разработана для детей старшей группы № 1. Возраст детей составляет 5-6 лет.

Срок реализации программы - 1 год.

Занятия в кружке проводятся 1 раз в неделю, на 2-ой и 4-ой неделе каждого месяца, по вторникам во II половину дня. Длительность занятий - 25 минут.

Ожидаемые результаты реализации программы:

К концу года дети старшей группы:

  • разовьют внимание, воображение, мелкую моторику, глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;

  • овладеют навыками культурного труда;

  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;

  • научатся следовать устным инструкциям, создавать индивидуальные и коллективные творческие работы с использованием разных изобразительных техник.

Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Пластилиновая живопись» являются тематические выставки детского творчества по сезонам, один раз в квартал:

- «Осенние мотивы»;

- «Зимние фантазии»;

- «Весенние чудеса»;

Диагностика художественных способностей детей на начало (сентябрь) и конец учебного года (май).



















Методическое обеспечение Рабочей программы по дополнительному образованию в кружке

«Пластилиновая живопись» в старшей группе на 2015-2016 учебный год

№ п/п

Тема

Форма проведения

Методы и приемы организации

Программное содержание

Оборудование

Дата

проведения

1


"Облака"

Игра-занятие

1.Чтение и беседа по рассказу «Сказка о пластилине».

2.Загадывание загадки про облака.

3.Наблюдение за облаками.

4.Прослушивание фрагментов музыкальных произведений.

5.Поэтапное выполнение работы.

6.Создание композиции.

7.Д/и «Шарик в облаках»

Познакомить с понятиями "пластилиновая живопись", "пейзаж", "перспектива и "линия горизонта". Учить передавать ощущения подвижности и легкости облаков приемами заглаживания и размазывания пластилина стекой. Закрепить умение работать в коллективе. Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность.

Пластилин, стеки, картон, музыкальное сопровождение.

2

"Желтые листья летят"

Игра-занятие

1.Д/и «С какого дерева лист?».

2.Прослушивание муз. произведения С. Прокофьева «Фея осени».

3.Чтения стихотворения об осени.

4.Рассматривание иллюстраций, выполненных в технике пластилиновой живописи.

5.Пачильчиковая гимнастика «Кленовые листья».

Учить детей с помощью цвета в пластилиновой живописи передавать свое настроение к предметам природы. Закрепить умение использовать в работе пластилин разного цвета, работать стеками. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Силуэты листьев разных деревьев, мягкий цветной пластилин, стеки, доски, музыкальное сопровождение.

3

"Любимая птичка"

Игра-занятие

1.Отгадывание загадок о птицах.

2.Рассматривание фото и открыток с изображением птиц.

3.Выполнение птиц в разных позах с соблюдением пропорций .

4.Пальчиковая гимнастика «Свиристели».

Познакомить детей с видом искусства - анималистикой. Учить конструктивным способам лепки, выполняя птиц в разных позах, соблюдая пропорции. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.

Фото, открытки с изображением птиц, картон, цветной пластилин, стеки, нить №10, мягкая тряпочка, доски.

4

"Ветка рябины"

Игра-занятие

1.Рассматривание с натуры ветки рябины.

2.Знакомство с барельефом и горельефом.

3.Показ способов выполнения барельефа и горельефа.

4.Выполнение работы.

Познакомить с барельефом. Учить детей применять средства выразительности, использовать подходящий материал, добиваясь сходства с веткой рябины, располагать детали композиционно. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Цветной картон, мягкий цветной пластилин, дощечка, стеки, мягкая тряпочка .

5

"С праздником!"

Игра-занятие

1.Рассматривание открыток на новогоднюю тематику.

2.Беседа.

3.Изготовление открытки на плотной бумаге, сложенной пополам.

4.Упражнение для кистей рук со стеками разных форм.

Познакомить с видом графики - открытка. Учить детей самостоятельно придумывать и воплощать сюжет, отражающий зимнюю новогоднюю тематику в открытке. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать инициативу, самостоятельность в выполнении работы.

Плотная бумага, сложенная пополам (в виде открытки), цветной пластилин, стеки.

6

"Лыжник"

Игра-занятие

1.Рассматривание репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

2.Беседа по картине.

3.Выполнение работы.

4.Упражнение для кистей рук со стеками.

Учить рисовать человека схематично в динамике, лепить спортивную одежду способом барельефа, выполнять цветовое решение, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Репродукция картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», схемы человека в разных позах, движениях.

7

"Сказочная избушка"

Игра-занятие

1.Рассматривание иллюстраций к сказкам, фольклору художников В.М. Конашевича, Ю.А. Васнецова и др.

2.Беседа.

3.Пальчиковая гимнастика «Братцы-пальчики».

4.Коллективное выполнение работы.

Учить детей изображать разницу между ледяным и лубяным домами. Закрепить умение изображать по памяти задуманный сюжет. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к изобразительному искусству.

Картон формата А4 с прорезями, мягкий цветной пластилин, ножницы для вырезания силуэтов домов, мягкая тряпочка.


8

"Украшение головного убора"

Игра-занятие

1.Рассматривание иллюстраций русских народных костюмов в книгах, журналах.

2.Беседа.

3.перебирание крупных бусин, составление узора.

4.Лепка из пластилина узоров.

5.Обыгрывание.

Познакомить с русским народным костюмом и головным убором, элементами его украшения, цветовой гаммой. Развивать воображение, чувство цвета и формы, мелкую моторику пальцев рук. Закрепить технические навыки лепки. Воспитывать интерес к русской старине.

Формы головных уборов (картон), простой карандаш, мягкий цветной пластилин, стеки, мягкая тряпочка , иллюстрации русских народных костюмов и головных уборов.


9

"Цветы для мамы"

Игра-занятие

1.Рассматривание иллюстраций, фото с различными цветами.

2.Чтение стихотворений о цветах.

3.Беседа.

4.Повторение правила композиционного построения работы, правил получения различных цветов путём смешивания кусочков пластилина.

5.Создание композиции букета.

Развивать эмоциональную отзывчивость, мелкую моторику пальцев рук. Учить пользоваться разными способами рисования и лепки цветов на силуэте, делать набросок карандашом. Закрепить умение создавать композицию букета. Воспитывать желание порадовать маму.

Шаблоны цветов, простой карандаш, мягкий цветной пластилин, дощечка мягкая тряпочка.

10

"Фантастическая птица"

Игра-занятие

1.Рассматривание иллюстраций к р.н.с. «Финист-ясный сокол»

2.Беседа о манере исполнения рисунка художником.

3. Выполнение работы.

4.Упражнение для кистей рук со стеками.

Учить наносить образ на картон и вырезать по силуэту. Закреплять умение составлять образ из частей. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать любовь к р.н. с.

Мягкий цветной пластилин, стеки разной формы, силуэты из мягкого картона , книга: Сутеев В.Г. Сказки в картинках . М.,2002.


11

"Космический корабль в космосе"

Игра-занятие

1.Рассматривание иллюстраций о космосе .

2.Создание под музыкальное сопровождение на бумаге космического ландшафта по собственному замыслу (налепами, способом барельефа).

3.Физкультминутка «В космос я полечу».

Учить изображать космический корабль, сочетая простые геометрические фигуры. Развивать творчество, воображение, фантазию, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к творчеству

Тонированный картон (15х30 см ), мягкий цветной пластилин, стеки, лоточки, мягкая тряпочка, аудиозапись «Космический полёт».


12

"Пасхальное яичко"

Игра-занятие

1.Чтение литературы о пасхальном празднике.

2.Рассматриване расписанных пасхальных яичек(«писанки»).

3.Беседа о красоте, нарядности, декоративности, сюжетности.

4.Украшение писанок.

5.Русская народная игра «Покатай яичко».

Учить украшать пасхальное яичко в технике пластилиновой живописи. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Закрепить технические умения и навыки. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Яичко (форма), мягкий цветной пластилин , стеки , подставка по яичко , лоток , мягкая тряпочка .


13

"Бабочки, жуки летают на лугу"

Игра-занятие

1.Рассматривание иллюстраций, фото, видео с насекомыми .

2.Беседа о сходстве и отличии в строении насекомых.

3.Загадывание загадок о насекомых .

4.Д/и «Насекомые».

5.Выполнение композиции « На лугу».

6.Д/и «Муха - Цокотуха именинница».

Учить детей изображать бабочек и жуков, порхающих над лугом. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Закрепить характерные особенности насекомых. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.

Картон, цветной пластилин, стеки, нить №10, дощечка, платок, мягкая тряпочка.


14

"В стране радуги"

Игра-занятие

1.Загадывание загадки о радуге.

2.Чтение стихотворения Т. Шарыгиной «Радуга».

3.рассматривание репродукции картины Г.Г. Нисского «Радуга».

4.Беседа о художественном своеобразии картины.

5.Чтение примет о радуге с движениями.

6.Создание рисунка.

Учить рисовать радугу в нужной цветовой последовательности. Закрепить прием растягивания пластилина пальцем и заглаживания, не заходя за контурную линию. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность.

Репродукция картины Г.Г.Нисского «Радуга», картон формата А4 с мягкий цветной пластилин, стеки, мягкая тряпочка дощечка, лоточек.

15

"Здравствуй, лето!"

Игра-занятие

1.Любование цветами .

2.Чтение стихотворений о цветах.

3.Упражнение - пластика «Цветы».

4.Создание цветочной композиции цветовыми пятнами и налепами .

Развивать наблюдательность, мелкую моторику пальцев рук. Учить изображать цветы в технике пластилиновой живописи, выполняя вид сверху, Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости. Воспитывать любовь к красоте природы. развивать

Лист картона 15х20 см, мягкий цветной пластилин, стеки, мягкая тряпочка .


16

"Цветы на лугу"

Игра-занятие

1.Просмотр презентации о живой и неживой природе.

2.Беседа по содержанию презентаций.

3.Пластический этюд «Цветы на лугу».

4.Прослушивание произведения П.И. Чайковского «Подснежник».

5.Пальчиковая гимнастика «Цветы».

6.Выполнение работы.

Совершенствовать эстетическое видение красоты окружающей природы. Учить осмысливать свои впечатления, выражая их посредством пластилиновой живописи. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать любовь к природе родного края.

Презентации о живой и неживой природе , аудиозапись (П.И.Чайковский «Подснежник»),цветной пластилин, стеки, силуэты цветов, картон.




Список литературы

  1. Цветные пейзажи. Рисуем круглый год (изд. Казаковой Т.Г.) //Растем и развиваемся. М; 2003

  2. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. М; 1985

  3. Чистякова М.И. Психогимнастика. М;1990

  4. Митрохович Т.И. Использование барельефной лепки в работе с детьми //Воспитатель ДОУ.2008. №1

  5. Волобуев А.Т. 500 загадок и стихов о животных для детей. М; 2009.

  6. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. М; 2010

  7. Грибовская А.А. Занятия по изобразительной деятельности: коллективное творчество. М; 2009

  8. Брюкнер Ю.; Медераке И. Музыкотерапия для детей. М; 2004

  9. Беда Г.В. Живопись. М; 1986.









Приложение № 1

«Критерии оценки овладения детьми навыками ручного труда»

п/п

Фамилия Имя детей

Ручной труд

Коммуникативные способности

Способности по ручному труду

Уровень освоения программы


Общение

Планирование

Оценивание

Навыки

Творчество

1








2








3








4








5








6








7








8








9








10








Уровни

Высокий








Средний








Низкий









Шкала уровней:

0-6 низкий

7-11 средний

12-15 высокий


Раздел

Баллы

Критерии оценки

Общение

3

Легко общается в коллективе, владеет навыками вежливого поведения

2

Требуется незначительная помощь воспитателя в сотрудничестве с детьми, стремление к общению со сверстниками.

1

Ребѐнок не инициативен в общении: необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого.

Планирование

3

Умеет совместно со сверстниками планировать и раскрывать тему, находить пути решения задач, доброжелательно относится к мнению других.

2

Строит разнообразные новые идеи: индивидуально подходит к творческим замыслам, но не воспринимает мнения других.

1

Не умеет находить пути решения задач без помощи взрослого.

Оценивание

3

Умеет адекватно оценивать работу. Понимает о недопустимости равнодушия (от качества труда каждого ребенка зависит результат работы).

2

Умеет видеть положительные работы сверстников, но выделять только свой труд.

1

Не умеет оценивать и сравнивать конечный результат.

Навыки по ручному труду

3

Легко усваивает новые техники, владеет навыками действия различными материалами.

2

Испытывает затруднения при действиях с различными материалами.

1

Выполняет работу однотипно, материал использует неосознанно.

Творчество

3

К выполнению задания относится с творческой фантазией, работа отличается оригинальностью.

2

Требуется незначительная помощь воспитателя в стремлении к наиболее полному раскрытию замысла.

1

Не стремится к полному раскрытию замысла, необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого.





Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 р.п. Татищево Татищевского муниципального района

Саратовской области»
















Журнал

учета работы кружка «Пластилиновая живопись»

в системе дополнительного образования детей

старшей группы № 1



















2014 - 2015 гг.

Расписание работы кружка

Вторник (II - IV неделя месяца)………………..15.40 - 16.05

Руководитель кружка: воспитатель I квалификационной категории Юнина Светлана Юрьевна



































Учет посещаемости детьми старшей группы № 1

кружка «Пластилиновая живопись»


п/п

Фамилия, имя ребенка

Период

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1

Гайнашова Алина










2

Ермалаева Люда










3

Звягинцева Вера










4

Кузьмина Лена










5

Маслова Катя










6

Нефедова Анжела










7

Рамалданов Султан










8

Учаева Аня










9

Цуркан Максим










10

Якунина Полина











































Работа кружка:

Дата

Тема

Кол-во

занятий

Подпись руководителя






































































































© 2010-2022