• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • Выступление из педагогического опыта работы В рамках недели «Школа безопасности» Тема: «Здоровьесберегающие технологии в детском саду, как самому улучшить зрение»

Выступление из педагогического опыта работы В рамках недели «Школа безопасности» Тема: «Здоровьесберегающие технологии в детском саду, как самому улучшить зрение»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 4 «Березка» комбинированного вида

п.г.т. Актюбинский Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан








Выступление из педагогического опыта работы В рамках недели «Школа безопасности» Тема:«Здоровьесберегающие технологии в детском саду, как самому улучшить зрение»




Выступление из педагогического опыта работы

В рамках недели «Школа безопасности»


Тема:«Здоровьесберегающие технологии в детском саду, как самому улучшить зрение»
















Воспитатель высшей кв. категории

Левкина М.Е.

МБДОУ д/с №4 «Берёзка»

п.г.т. Актюбинский





2015г.

Ребенок значительную часть времени проводит в детском саду, который призван растить здоровое поколение. Необходимо делать все от нас зависящее, чтобы обеспечить физическое развитие и психическое здоровье дошкольников. Я осознала, что существуют противоречия между необходимостью плодотворно обучать детей и желанием по мере сил сохранить их здоровье. Ведь здоровье - высшая человеческая ценность как для общества, так и для индивида. Известно, что состояние здоровья ребенка - важное условие успешного усвоения дошкольной программы.

За последние десятилетия уровень здоровья детей, как показывают исследования ученых, неуклонно снижается, что обусловлено воздействием на растущий организм многочисленных социально-гигиенических и биологических факторов. Анализ структуры заболеваемости дошкольников по классам болезней выявил следующее. Первое место среди них занимают болезни органов дыхания (76,6%). Этот уровень преимущественно формируется за счет острых респираторных вирусных заболеваний, гриппа, ангины, бронхита. Последующие места в структуре заболеваемости дошкольников младшего, среднего возраста занимают нервно-психические дисфункции (37,7%), старшего дошкольного возраста - нарушения осанки (30%).

Это еще раз доказывает, что охрана здоровья дошкольников требует от работников дошкольных учреждений поиска нетрадиционных путей решения этой актуальной проблемы. Таким образом, у меня зародилась идея, которую я условно назвала «не навреди». Я поняла, что необходимо организовать такую воспитательную деятельность, которая бы помогла дошкольнику и нашему коллективу сохранить здоровье. Это возможно лишь тогда, когда мы начнём включать здоровьесберегающие технологии не только в детском саду, но и в повседневной жизни. «Моё» обучение направлено на расширение зрительно-пространственной активности, которая сохранит остроту зрения у детей и взрослых. Здоровые глаза и хорошее зрение встречаются далеко не всегда. По наблюдениям врачей, с каждым годом на нашей планете увеличивается количество детей, страдающих глазными заболеваниями. Как правило, это близорукость, дальнозоркость, астигматизм, амблиопия (слабовидение) и косоглазие.

Изучив опыт работы других педагогов, я предлагаю в практику воспитателей и дошкольников нашего детского сада применить в повседневной жизни, а также частично на занятиях с детьми метод Бейтса. Ключевым положением метода Бейтса является релаксация (расслабление), направленная на сохранения остроты зрения у детей и взрослых. Доктор Бейтс вполне определённо заявлял, что он считает причиной всех нарушений зрения умственное, психическое напряжение, которое, соответственно, порождает физическое напряжение на глаза, глазные мышцы и нервы, приводящее таким образом к нарушению зрения. Степень нарушения зрения варьируется во всех случаях в зависимости от темперамента и состояния нервной системы конкретного человека.

Если человеку удается снять умственное и физическое напряжение, то и глаза (вместе со связанными с ними мышцами и нервами) не будут находиться в напряжённом состоянии.

Итак, напряжение мышц глаз является потенциальной причиной нарушения зрения и умение снимать напряжение с глаз - первое условие лечения дефектов зрения.

Первый метод: «Накладывание глаз ладонями (пальминг)»

Пальминг (происходит от слова palm - ладонь) - упражнение, которое скорее всего было заимствовано Бэйтсом из немедикаментозных методов лечения, издавна применяемых в Азии, в частности в Индии и Китае. Описание аналогичных упражнений можно встретить в древних трактатах по Йоге в разделах, относящихся к медитации и расслаблению. Нередко встречается оно и в работах современных индийских авторов по нетрадиционным естественным методам лечения. Это упражнение выполняется когда чувствуется напряжение глаз. Выполняется упражнение на мысленное представление. Несмотря на кажущуюся простоту, упражнение сложное, особенно его психологическая часть.

Упражнение выполняется следующим образом: сидя в кресле, принимаем удобное положение, закрываем глаза, накладываем ладони на глаза, делаем пальминг: чем более чёрный цвет перед глазами, тем больше расслабления они испытывают. В это же время старайтесь не задерживать мысли на чем- то важном, серьёзном, можно представить себя в какой-то спокойной приятной обстановке. Мозг тоже должен отдыхать. Если выполнять это упражнение 2-3 раза в день по 10 минут ежедневно, через некоторое время можно заметить значительное улучшение зрения.

Теперь Вам надо будет обучить ребенка пальмингу. У ребенка для пальминга слишком мало тем для представлений и воспоминаний и слишком много информации для обмена, поэтому ребенок редко когда способен заниматься пальмингом более пяти минут подряд. Он начинает вертеться, нервничать и раздражаться гораздо больше, чем взрослый, который провел в темной комнате более часа. Поэтому поступите следующим образом. Пусть ребенок закроет глаза как в пальминге, а Вы читайте ему в это время какую-нибудь сказку. Лучше всего приучить ребенка к тому, что сказку он получит только во время пальминга. Сам того не подозревая, ребенок получит от этого двойную пользу, поскольку он сможет (а часто так и бывает) отправиться с героями сказки в мысленное путешествие. Воображение (мысленное представление) ребенка при этом заработает на полную мощь. В хорошую погоду после игры со своими друзьями можно поиграть в пальминг и на улице, дочитывая ему конец сказки.

Это один из самых простых и естественных методов коррекции зрения.

Все процедуры выполняются без очков.

Упражнения для мышц глаза и шеи

Эти упражнения следует выполнять, удобно сидя в кресле.

Упражнение1. Насколько возможно мягко переведите глаза вверх и вниз 6 раз. Глаза должны двигаться медленно и с равными интервалами насколько возможно вниз, затем насколько возможно вверх. Не прилагайте никаких усилий, используйте минимум силы. По мере расслабления вы можете смотреть вверх и вниз с большей амплитудой. Повторите упражнение 2-3 раза в 6 движений с паузами 1-3 сек. между циклами.

Упражнение 2. Двигайте глазами из стороны в сторону с максимальной амплитудой, не прилагая усилий, 6раз. Повторите упражнение 2-3 раза, помня о том, что позволительно прилагать лишь минимум усилий, так как эти упражнения предназначены для снятия напряжения, а не для усиления его. Отдохните 1-2 сек. между повторами.

Упражнение3. Поднесите указательный палец правой руки на расстояние около 20 см к глазам, затем переведите взгляд с пальца на какой- либо большой предмет по своему выбору ( дверь, окно ит.д.), отстоящий на 3м и более. Переведите взгляд туда и обратно 10 раз, затем отдохните в течение 1-3 сек. И повторите упражнение 2-3 раза. Выполняйте это упражнение в достаточно быстром темпе. Это лучшее упражнение для исправления аккомодации, и его следует выполнять так часто, как вы можете, и в каком угодно месте. (Аккомодацией называется свойство глаз приспосабливаться

к рассмотрению предметов, находящихся на разном расстоянии от него.

Упражнение 4. Двигайте глазами медленно и мягко по кругу в одну сторону, затем в другую, по 6 кругов в одну и другую стороны. Затем 1-3 сек отдохните и повторите эти 6 круговых движении в каждую сторону 2-3 раза, стараясь прилагать минимум усилий.

Все упражнения следует выполнять после того, как в течение

нескольких секунд глаза были накрыты ладонями между упражнениями 1и 2, 2 и3, 3и 4). Все вместе они займут около 4-5 мин каждый день.



2. Метод: «Расслабить мышцы шеи».


Следующие упражнения предназначены для расслабления напряжённых мышц шеи и все вместе должны занимать 4-5 мин в день.

Упражнение 1. Встаньте свободно, руки опущены. Поднимите плечи как можно выше. Держа их в этом состоянии, отведите назад насколько возможно, опустите и возвращайтесь в исходное положение, делая таким образом движения плечами достаточно быстро. Повторите эти упражнения 25 раз, чтобы плечи описывали

круговые движения.

Упражнение 2. Тоже самое, что и в упражнение 1, только в обратном направлении. Отведите плечи назад, затем поднимите как можно выше, переведите вперёд, опустите и вернитесь в исходное положение. Повторите непрерывно 25 раз.

Упражнение3. Опустите подбородок как можно ниже на грудь, шею расслабьте, затем поднимите голову и откиньте её как можно дальше назад. Повторить 12 раз.

Упражнение 4. Опустите подбородок на грудь, как в предыдущем упражнении, затем плавно поверните голову налево. Откиньте назад, поверните направо, вернитесь в исходное положение.

Круговое движение должно быть равномерным, с максимальной амплитудой, но без напряжения. Проделайте упражнение в противоположном направлении. Повторите 6 раз в одну сторону,

6 - в другую.

Упражнение 5. Поверните голову как можно больше на лево (тело должно оставаться прямым), вернитесь в исходное положение.

Повторите 10 раз в медленном темпе. Если эти упражнения повторять регулярно ( лучше по утрам). То в скорее наступит расслабления мышц шеи и верхней части спины. Что будет способствовать лучшему притоку крови и нервной энергии к голове.

3. Метод: «Покачивание»


Встаньте прямо, ноги слегка расставлены, руки опущены вдоль туловища. Сохраняя непринуждённое состояние, начинайте покачиваться из стороны в строну. Вообразите себя маятником и двигайтесь также размеренно и медленно. Можно слегка приподнимать пятку, но не отрывать ступню от пола. Туловище сохраняет прямое положение (вперёд не наклоняться), ноги не сгибаются. Покачивание следует выполнять стоя перед окном (можно использовать какой- нибудь неподвижный предмет, например часы, картину, но пейзаж за окном наиболее удобен). Обратите внимание на то, что видимые предметы во время качания начинают, как бы передвигаться в обратную вашему движению сторону. Покачиваясь примерно минуту (глаза всё время свободно, ненапряженно следят за предметами, «покачивающимися» вместе с вами), закройте глаза и, продолжая покачиваться, представьте насколько возможно четко « движения» окна. Затем вновь откройте глаза и продолжайте движение ещё минуту. Проделывайте это упражнение 3 раза в день по 5-10 мин каждый раз. Если упражнение выполняется правильно, оно оказывает очень благоприятный эффект на глаза и нервную систему и хорошо снимает напряжение глаз. Разумеется, нельзя надевать очки.

4. Метод: «Моргание»

Все люди, страдающие дефектами зрения, должны вырабатывать привычку моргать регулярно и часто, предотвращая, таким образом, напряжение. Начинать моргать 102 раза каждые 10 сек. (но без каких- либо усилий), неважно, что вы данное в данное время, и особенно при чтении. Это очень простой, но эффективный путь снятия напряжения.




5. Метод: «Солнечный свет»

Закройте глаза, поверните лицо к солнцу и медленно поворачивайте голову из стороны в сторону, чтобы лучи равномерно попадали на все части глаза.

Это следует выполнять, когда возможно, 3 раза в день по10 мин. Такие солнечные ванны способствуют приливу крови к глазам и расслабляют мышцы и нервы глаз.

5. Метод: « Холодная вода»

Холодная вода эффективное средство повышения тонуса глаз и окружающих их тканей и должна применяться следующим образом. Когда бы вы не умывались, наклонитесь над раковиной, наберите в полусогнутые ладони воды, поднесите их к лицу на расстоянии 2 см от закрытых глаз и плесните водой, но не сильно. Повторите процедуру 20 раз, затем протирайте закрытые глаза полотенцем в течение минуты. Это освежит глаза, придаст им блеск и повысит тонус. К этой процедуре можно прибегать в любое время, когда глаза устали, но не менее 3 раз вдень. Существенным является то, что вода должна быть не прохладной холодной.

6. Метод: «Память и воображение»

Важные помощники зрения - память о воображение. Это выполняется следующим образом. Взгляните на небольшой объект, (любой), осмотрите его форму и размер и, когда у вас сложится чёткая мысленная картина, закройте глаза и постарайтесь вспомнить увиденное в мельчайших деталях, насколько возможно. Откройте глаза, посмотрите на объект и повторите всё снова. Эта процедура должна выполняться в течение 5 мин каждый

день, разумеется без очков. Регулярное выполнение этого упражнения способствует заметному улучшению зрения.

Третья и немаловажная причина ухудшения зрения - это наше питание. Многие врачи, практикующие естественную терапию, обнаружили, что воспалительное состояние глаз, такие, как конъюнктивит, воспаление радужной оболочки и т. д., следует рассматривать не как болезни, поражающие только глаза и ничего более, а как симптом общего дисбаланса организма вследствие чрезмерного потребления сахара. белка, и т.д. Опыт показал, неправильное питание влияет не только на сами глаза, но и на процессы, посредством которых осуществляется зрение, потому что мышцы и кровеносные сосуды «засоряются». Всё это препятствует нормальной аккомодации и затем, как прямое следствие влияет на форму глаза. Конечным результатом является нарушения зрения. Следует уяснить для себя несколько простых правил. Самая полезная - натуральная пища,(свежие фрукты, овощи, орехи, семечки, мёд, молоко и молочные продукты, яйца, постоянно надо употреблять зелень- салат, ботву репы, свеклы, шпинат, листья дикорастущих трав и т д., готовить блюда из круп, хлеб следует потреблять из муки грубого помола, мяса и рыбы в рационе должно быть немного, и совсем надо исключить консервы и копчености. Если вы днём пьёте чай, то пейте очень не крепкий и без сахара. Включайте в свой рацион достаточное количество витаминов, особенно Д и А. Витамин Д содержится в таких продуктах, как печень, сельдь, желток яиц, сливочное масло. Следует отметить ценность витамина А, наилучшие источники поступления этого витамина - рыбий жир, тресковая печень, сырая бычья печень, сушеные абрикосы, сливочный сыр, чернослив, морковь, соя бобы, апельсины, финики и т д. Итак только настойчивое внимание к снятию напряжённости психической и физической, к рациональной диете и, наконец к ослаблению напряженности глаз может привести к желаемым результатам и возвращению нормального зрения.

Примечание не маловажное: очки можно носить во время лечения, но только для выполнения какой- либо работы, ведения домашнего хозяйства и т д. Их следует снимать во время выполнение упражнений. Даже если очки снимать лишь на несколько часов каждый день, то это позволит глазам начать действовать естественным образом.

Предлагаю, использовать в нашем детском саду разнообразные приемы, которые направлены на сохранения остроты зрения у детей дошкольного возраста.

Методы и упражнения, которые можно предложить детям в подготовительной группе.

Один из них заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала (так называемый режим «зрительных горизонтов»). При этом каждый воспитанник во время занятий находится строго на своей зрительной рабочей дистанции. Определяется она тем расстоянием, с которого ребенок может различать буквы, равные по высоте 2 см. Для этого используется стандартная разрезная касса букв и слогов. В начале учебного года мы при помощи медицинского работника проверила зрение воспитанников и, исходя из полученных данных, определила рабочее место каждого ребенка в группе.

Еще одной особенностью проведения учебных занятий в режиме «зрительных горизонтов» является размер предъявляемого материала (сюжетные и предметные картинки, карточки с буквенным и цифровым материалом, геометрическими фигурами и т.д.). Самые мелкие детали не должны быть менее 1 см. Размер самых крупных изображений не должен превышать 3-5 см. Картинки должны иметь высокое полиграфическое качество. При соблюдении указанных условий, предъявляемые воспитателем изображения, видны ученикам на пределе зрительного различения. Тем самым создаются предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц, долгое время функционировавших в режиме ближнего зрения. Эту работу целесообразно чередовать с занятиями на близких дистанциях (работа с тетрадью, письмо, рисование).

Следует отметить, что подобные упражнения не должны являться просто средством для тренировки глазных мышц, а должны решать общеобразовательные, развивающие задачи, т.е. служить средством для получения новых знаний и развития ряда психических функций: зрительной памяти, внимания, наглядно-образного мышления, пространственных представлений и пр.

Следующий прием расширения зрительно-пространственной активности - работа с расположенными на стенах кабинета карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов; буквы, слоги, слова, цифры, геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см.). По моей просьбе дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают в группе картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук; составляют из слов, написанных на карточках, предложения и т.д.

Ещё один из вариантов расширения зрительно-пространственной активности - использование разного рода траекторий, по которым дети «бегают» глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобном месте (над доской, на боковой стене и даже на потолке). По моей просьбе дети начинают «пробегать» глазами по заданному направлению (обязательно стоя). При этом каждому упражнению придаю игровой характер.

Кроме того, использую упражнения для глаз и во время динамической паузы на занятиях. Для этого изготовлены карточки, на которых схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения 1-2 см. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его движения.

Любая технология, разработка должны применяться в коллективе с эмоциональным благополучием. Это мое непоколебимое убеждение. Я считаю, что воспитатель обязан обеспечить на уроке благоприятный эмоциональный фон. Сюда относятся и доверительный стиль общения воспитателя и воспитанника, и обучение в состоянии успешности, мотивационной включенности, и создание ситуаций со свободной дискуссией по заданной теме, и смена ролей, где воспитанник может выступать в роли воспитателя.

Таким образом, включая в занятии описанные технологии, нам удастся добиться хороших результатов: уменьшиться количество пропусков по болезни. В этом направлении необходимо работать дополнительно с родителями т.к. большое значение имеет домашняя обстановка (место, где ребенок выполняет домашнее задание, его освещенность, количество времени, проводимого за компьютером и у телевизора, и др.)

Я считаю, что использование здоровьесберегающих технологий положительно влияет результаты учебной деятельности. Исследования психолога показали, что дети в детский сад идут с хорошим настроением, в группе чувствуют себя комфортно.

Любое дело, начинание, конечно же, опирается на сотрудничество с родителями. И воспитатель, и родители заинтересованы в сохранении здоровья ребенка. Поэтому опираться в своей работе надо на поддержку родителей. Особое место в работе с родителями занимают родительские собрания («Режим дня», «Питание и здоровье», «В здоровом теле здоровый дух», круглый стол «Здоровый образ жизни. Из опыта родителей»). Необходимо давать рекомендации отдельным родителям по поводу здоровья их ребенка. В заключение моего выступления ещё раз хочется напомнить, что развитие ребёнка с дефектами протекает различно. Нарушение зрительной системы наносит огромный ущерб формированию двигательной сферы ребёнка, его физическому и психическому развитию, отрицательно сказывается на формировании точности, скорости, координаций движений, на развитии функций равновесия и ориентации в пространстве. Снижение двигательной активности ребёнка обуславливает такие вторичные отклонения, как нарушение осанки, плоскостопие, искривления позвоночника.

Надо заниматься в нашем саду профилактикой неправильных зрительных привычек у детей. Учить их периодически моргать, не горбиться, не давайте смотреть пристально, будем просить чаще менять фокусировку глаз с ближнего на дальний объект и обратно и т.д. Пусть ребенок, если у него нормальное зрение, привыкнет делать некоторые из описанных ранее упражнений в качестве профилактических мер.

Я искренне надеюсь, что все перечисленные выше здоровьесберегающие технологии помогут сохранить здоровье доверенных нам детей. Мне часто вспоминается заповедь врача: «Не навреди». Думаю, она не в меньшей мере относится и к нам, педагогам- воспитателям.

К моему выступлению прилагается диск с выступлением известного профессора Сибирского Гуманитарного Экологического института, президента Международной Ассоциации, психоаналитика Владимира Георгиевича Жданова. Вы, можете прослушать курс по восстановлению зрения в основе метода лежит учение английского врача- офтальмолога Уильям Горацио Бейтса (23.12.1860г.- 10.07.31г.), он считается изобретателем оригинального немедикаментозного метода восстановления

зрения с помощью расслабления и комплекса упражнений.


Правила выполнения упражнения:


Мягко закройте глаза и прикройте их ладонями рук. При этом ладони складываются крест-накрест, так чтобы суставы первых фаланг мизинцев наложились друг на друга. Пальцы рук скрестите на лбу. Ладони необходимо сложить чашкообразно, чтобы они не давили на глазные яблоки, иначе это вызовет напряжение глаз. Чтобы проверить это, откройте и закройте несколько раз глаза под ладонями. Это должно удаться свободно, без каких-либо помех. При выполнении упражнения необходимо соблюдать ряд дополнительных правил:
Не следует рассматривать черноту, возникшую перед глазами, вместо этого следует обратиться к приятным воспоминаниям;
Ни ладони, ни кисти, ни спина ни какая другая часть вашего тела не должна быть напряжена, при пальминге организм должен находиться в наиболее комфортной позе.




Используемая литература:


1 «Берегите зрение» Е.К.Глушкова.

2. Журнал « Воспитание школьников» 9/2009г., 10/2009г.

3. Лекции профессора Жданова В.Г.

4. «Физкультура по близорукости» Э.С.Аветисов.

5. « Как самому восстановить зрение» Е. А. Оремус.

6. «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения»

В.П.Ермаков, Г.А.Якунин.

7. «Педсовет» №4, апрель 2006г.

8. Газета «Дошкольное воспитание» 16-31 октября 2004г.

14

© 2010-2022