• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • Семинар-практикум Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования ребенка. Самопрезентация педагога-психолога

Семинар-практикум Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования ребенка. Самопрезентация педагога-психолога

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями...
Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинар-практикум

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития

и образования ребенка. Самопрезентация педагога-психолога.

Мини-лекция

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у
истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания,
такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между
семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с
родителями по этой причине. Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но
только в сочетании они создают оптимальные условия для вхождения
маленького человека в большой мир.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС
ДО одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является
«взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка»,
а также «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и
повышения компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
(ФГОС ДО п.3.2.5.п.п.5.). Он обязывает работников дошкольного образования развивать формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные запросы потребителей образовательных услуг. Педагоги и родители должны стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.
Взаимодействие с родителями осуществляются через разнообразные формы:
родительские собрания, дни открытых дверей, индивидуальное и групповое консультирование, совместные проекты, памятки, анкетирование, сайт МБУ (страничка педагога-психолога) и др.

Основная цель совместной деятельности и сотрудничества дошкольного учреждения и семьи - установление доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями, объединение их в одну команду, способность делиться друг с другом своими потребностями и совместно их решать.

Партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации является важнейшим условием эффективного решения воспитательно-образовательных задач в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Вопросы взаимодействия с семьей в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом дошкольного образования (раздел I, п. 1.4., пп. 5).

Одной из целей, на достижение которых направлен ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (раздел I, п. 1.6., пп. 9).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (раздел I, п. 1.7., пп. 6).

Согласно требованиям к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, в содержательном разделе данного документы должны быть представлены, наряду с прочими, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников (раздел II, п. 2.11.2.).

Не менее важное место занимают вопросы взаимодействия с семьёй в ряду требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а именно:

- образовательная среда организации должна включать условия для участия родителей в образовательной деятельности (раздел III, п. 3.1.);

- одним из важнейших психолого-педагогических условий успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования является поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность (раздел III, п. 3.2.1., пп. 8).

В ряду условий, необходимых для создания социальной ситуации развития ребёнка, соответствующей специфике дошкольного возраста, одним из приоритетных является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи (раздел III, п. 3.2.5., пп. 5).

Дошкольная образовательная организация должна также создавать возможности для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией Программы (раздел III, п. 3.2.8., пп. 3).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет ряд требований к результатам освоения основной образовательной программы, являющихся ориентиром для решения задач взаимодействия с семьями воспитанников (раздел IV, п. 4.4.).

Таким образом, основными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с ФГОС ДО, являются:

1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.

2. Повышение компетентности родителей.

3. Помощь семье в воспитании и образовании ребёнка.

4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОО.

Основные принципы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй.

Под взаимодействием, в широком смысле этого термина, понимается процесс взаимного воздействия субъектов друг на друга с определённой целью. Поскольку речь идет о взаимодействии двух субъектов образовательного процесса, целесообразно рассмотреть категорию «педагогическое взаимодействие». Данный процесс имеет две стороны:

1) функционально-ролевая: участники взаимодействия должны понимать и принимать функции друг друга. Педагог должен понимать приоритетную роль семьи в воспитании и развитии дошкольника, а родители должны чётко осознавать, какова роль дошкольной образовательной организации в образовании ребёнка;

2) личностная: педагоги и родители признают и принимают индивидуальные и личностные особенности друг друга. Педагог должен иметь чёткую установку на то, что каждая семья уникальна, самоценна, имеет свои особенности, потребности, запросы; а родители должны принимать педагога как личность со своими интересами, особенностями.

Взаимодействие педагога с родителями воспитанников должно быть основано на равном сотрудничестве, которое, в свою очередь, характеризуется согласованностью и слаженностью действий и мнений.

Каждая семья индивидуальна по своему виду, составу, социальному положению; каждый родитель имеет свои ожидания от педагога дошкольной организации, свои представления о содержании воспитания и обучения ребёнка дошкольного возраста. Поэтому для эффективного построения работы специалистам детского сада нужно максимально глубоко изучать семью с тем, чтобы понять её особенности, потребности, трудности и ожидания. Кроме доверительного контакта, это позволит выстроить систему дифференцированной работы с группами семей, уделить внимание индивидуальным интересам и потребностям родителей. Однако важно помнить, что изучение семьи должно проводиться деликатно, ненавязчиво, с согласия родителей (законных представителей) ребёнка.

Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей

Задачи:

1. Психолого-педагогическое сопровождение процесса семейного воспитания дошкольников в соответствии с индивидуальными особенностями, потребностями, запросами.

2. Повышение компетентности родителей в вопросах развития и семейного воспитания ребёнка дошкольного возраста.

Формы работы:

1. Традиционные фронтальные формы: собрания, консультации, семинары.

2. Традиционные индивидуальные формы: беседы, консультации.

3. Интерактивные формы: детско-родительский клуб, родительская школа, конференция, тренинг, деловая игра.

4. Вовлечение семьи в образовательный процесс: управляющий совет, образовательные проекты, трудовая, конкурсная, досуговая деятельность, акции.

Формы и методы работы с родителями многообразны, зачастую интересны родителям, вовлеченным в данное взаимодействие. Однако, психолого-педагогическая поддержка родителей и повышение их компетентности в вопросах развития детей затрудняются низкой мотивацией родителей к совместной деятельности с педагогами и психологами. В работе с такой категорией родителей, педагоги, в первую очередь, сталкиваются с необходимостью замотивировать родителей на совместную работу, обосновать важность и необходимость совместных действий.

Неоспоримым фактом является то, что одно из условий достижения успеха в активации мотивации родителей является умение педагога «подать себя», произвести нужное впечатление, грамотно представить себя им.

Вступая в контакт, мы должны отчетливо представлять, что партнера по общению интересует, прежде всего, то, насколько мы ему можем быть полезны. При этом при прочих равных условиях всякий предпочитает того, с кем приятно общаться, кому хочется пойти навстречу, кто обладает своеобразным обаянием. Как говорил Альберт Камю: «Обаяние - это когда тебе говорят «да», когда ты ничего не просил».

Именно эта способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнера и называется самопрезентацией (самоподачей).

Самопрезентация - это намеренное и осознаваемое поведение, направленное к тому, чтобы создать определённое впечатление у окружающих, это умение подавать себя, привлекая к себе внимание, актуализируя интерес окружающих.

Самопрезентация складывается из трех составляющих:

тот, кто самопрезентуется

тот, кому самопрезентуются

то, что самопрезентуется

Эти три составляющих объединяет цель, которую хочет достичь субъект самопрезентации. Второй участник часто воспринимается как объект, на которого можно оказывать воздействие. Дополнительным фактором может выступать окружающая среда, которая задает правила коммуникации.

Самопрезентация и имидж

Имидж - это эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Но если взглянуть глубже, то это, скорее, внешняя сторона образа, в которой сосредотачиваются его наиболее существенные характеристики. С психологической точки зрения этот процесс должен опираться на ряд механизмов. Фасцинация (от англ, fascination - очарование, обаяние) связана с речевым, словесным воздействием, при котором минимизируются потери информации, возбуждаются внимание и интерес. Аттракция (от англ, attraction - привлечение, притяжение) - визуально фиксированное эмоциональное отношение человека к кому-либо в виде проявления к нему симпатии и готовности к общению. Как считает В.М. Шепель, фасцинация и аттракция - неотъемлемые элементы имиджирования и имеют множество способов обеспечения их наилучшего эффекта.

Как правило, имидж - явление положительное. В имидже наиболее ощутимо проявляются качества, благодаря которым достигается эффект притягательности данного субъекта в глазах других людей. Чтобы достичь успеха, необходимо знать, какие черты и качества кажутся привлекательными и позиционировать эти качества другим.

Культура и хорошая одежда - это возможность сделать скрытый комплимент окружающим: «Вы мне нравитесь, и я хочу вам понравиться, потому что я уважаю ваше мнение». Не следует пренебрегать этой возможностью.

Этап «глаз прилип», визуальный канал

  1. Этап «глаз прилип», визуальный канал. Один человек составляет свое первое впечатление о другом в течение первых 60-90 секунд общения. Этот навык сформировался еще в древние времена, в ситуациях, когда для выживания важно было мгновенно определить, кто перед вами: враг, которого надо остерегаться, или друг, с кем можно сотрудничать. Надежность визуально оценочного метода составляет около 80%.

Первое впечатление складывается не только на основе визуальных компонентов, но и на основе вокальных (как говорим) и вербальных (что говорим).

II. Этап «добиться симпатии». Аудиальный канал. Главное на этом этапе - это что, и как говорить. Причем, 7% имиджевого успеха - лингвистическое измерение (что говорить). Это смысл первых 10 слов, в число которых входят слова приветствия, представление себя, передача отношения к встрече. Обязательно произноситься имя человека, на которого нужно произвести впечатление.

70% имиджевого успеха - паралингвистическое измерение (как говорить). Важна скорость, интонация, тембр, громкость, ударение, ритмика. Для каждого слова существует один-единственный способ его написания и более сотни различимых на слух и по смыслу вариантов его произнесения. Вокальная гибкость придает семантическое многообразие одним и тем же словам. Над своим голосом необходимо работать, особенно если человеку свойственно быстро и нечетко говорить, если есть визгливость или скрипучесть в голосе. Все это можно исправить, занимаясь голосо - речевой техникой.

% имиджевого успеха - невербальная коммуникация. К визуальным компонентам относиться не только одежда, но и язык жестов: мимика лица, контакты глаз, движения тела, осанка, жесты, все это называется кинесика. Все вместе можно назвать «красноречивым безмолвием»: именно ему человек доверяет больше, чем произносимым словам. Многое из того, что хочется сказать, можно выразить своей одеждой, жестами, манерой поведения.

III. Этап «эффект флюидности». Подсознательное восприятие человека. На этом этапе собеседник чувствует энергетику, внутренний настрой, темперамент, и чувствует насколько перед ним обаятельная и привлекательная личность. Флюидное излучение существует и визуально фиксируется: особый блеск глаз, чарующая улыбка, своеобразная интонация голоса, привлекательность манер поведения, динамика жеста. Обаятельная личность легко адаптируется к новым условиям, умеет сохранять уверенность в кругу незнакомых людей, нескрываемое желание лидерства, доброжелательность к инакомыслию и спорам, проникновенное общение с теми, кто нуждается в помощи и участии. Духовно здоровая «Я концепция» подстраховывает личность как от заниженной, так и от завышенной самооценки, она придает ей мажорное ощущение жизни. Неслучайно люди с подобным духовным настроением просыпаются утром с улыбкой, получают удовольствие от прогулки в любую погоду, не делают из пищи культа, с ними легко общаться. Духовно здоровые личности быстрее добиваются успеха в создании привлекательного имиджа. Однако духовность сама по себе не гарант успеха личности. Немало талантливых и порядочных людей, которые не смогли себя реализовать, не сумев своими идеями увлечь других. Чтобы достичь при жизни полной самореализации, необходимо ставить перед собой высокие цели и постоянно поддерживать в себе стремление к их достижению. Создаваемая таким образом энергетика духа оказывает стимулирующее влияние на волевой механизм. Волевое напряжение придает личности жизненный оптимизм. И она, преодолевая трудности, не ломаясь при неудачах, достигает своей цели. Быть обаятельным - своего рода мужество, ибо требуется непрерывная работа над собой.

Обаяние - это взаимная любовь души и разума. Любой конфликт между ними отражается на внешности и характере человека. Важно полюбить себя, повернутся к своей душе, выйти на путь к своей цели; при этом изменятся не только личные качества, но даже тело станет привлекательным, лицо симпатичным, улыбка обворожительной.

Для успеха недостаточно просто от природы быть красивым человеком, красота недолговечна, а вообще обаяние с годами никуда не исчезает. Обаятельной личностью можно и нужно стать, чтобы быть успешным и востребованным в обществе. А сделать это возможно только работая над своим имиджем. Эта одна из главных целей имиджмейкеров при работе с клиентом по созданию персонального имиджа. Таким образом в следующих главах от целей следует перейти к техникам самопрезентации и рассмотреть непосредственные этапы из которых она состоит, для того чтобы проанализировать каким образом человек может работать над своей самопрезентацией в деловой сфере.

Первая тактика самопрезентации называется «старание понравиться»(ingratiating). Старание понравиться - попытка представить себя привлекательным в глазах других. По мнению авторов, тот, кто старается понравиться, должен скрывать реальную цель своей активности, или он достигнет обратного эффекта. Выделяются несколько основных способов, которыми человек может пытаться достигнуть цели выглядеть желаемым для других:

·Первый путь - просто соглашаться с тем, что думает и утверждает объект.

·Второй путь - похвалить достоинства и личность объекта.

·Третий путь - оказывать благосклонность человеку, которому необходимо понравиться.

Но, как отмечают авторы, эти тактики требуют тонкости. Если их использовать необдуманно, они выдают намерения субъекта. Кроме того, они могут вызвать дополнительные проблемы. Объекта, которому необходимо понравиться, обмануть легче, чем наблюдателей, так как люди, как правило, позитивно относятся к себе и своим суждениям. Люди верят, что их мнения верны, они не очень подозрительны к тем, кто согласен с ними. Но это не относится к сторонним наблюдателям, обладающим своими наборами суждений. Поэтому человек, стремящийся понравиться, может повышать свою позицию в глазах объекта и в то же самое время снижать свои позиции в глазах наблюдателей.

Самопродвижение (self-promotion) является другой тактикой самопрезентации, несколько похожей на предыдущую. Но если старание понравиться - попытка выглядеть привлекательным, то человек, продвигающий себя, пытается выглядеть компетентным. Например, претендент на вакантную позицию может избрать путь демонстрации своей привлекательности, а может показывать свою компетентность. Старание понравиться - это тактика, цель которой - вызвать симпатию, в то время как самопродвижение имеет своей целью получение уважения со стороны других людей. Наиболее эффективный способ самопродвижения - демонстрация своих знаний и умений.

Третья тактика получения власти, по И. Джонсу и Т. Питтману, - это запугивание (intimidation). Запугивающий должен постараться убедить объект в том, что он потенциально опасен, т.е. может и будет причиной неприятностей, если объект откажется делать то, что от него требуют. Это также опасная стратегия. Во-первых, запугивающий может выглядеть грубым. Во-вторых, людям не нравятся те, кто их запугивает, и они общаются с ними, имея на то серьезные причины.

Четвертая тактика достижения межличностного влияния - пояснение примером (exemplification). Избравший эту стратегию должен убедить объект, что он может служить примером, скажем, честности или моральных достоинств. Таким образом, являющийся примером занимается, в каком-то смысле, самопродвижением. Однако продвигающий себя демонстрирует компетентность, в то время как поясняющий примером демонстрирует значимость своей личности. Эта стратегия также опасна. Служащий примером рискует, что объекту откроется: на самом деле он не представляет из себя то, что пытается продемонстрировать.

Практическая часть

Проверить какой вы оратор и, на какие особенности при выступлении перед публикой следует обратить внимание, можно узнать при помощи небольшого теста.

Отвечать на вопросы нужно «да» или «нет». При положительном ответе засчитайте себе 2 очка.

  1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке к выступлению в зависимости от состава аудитории, даже если вы не раз выступали на эту тему?



  1. Чувствуете ли вы себя после выступления «выжатым», ощущаете ли резкое падение работоспособности?

3. Всегда ли одинаково начинаете выступление?

4. Волнуетесь ли перед выступлением настолько, что должны преодолевать себя?

5. Приходите ли задолго до начала выступления?

6. Нужны ли вам 3-5 минут, чтобы установить первоначальный контакт с аудиторией и заставить внимательно вас выслушать?

7. Стремитесь ли вы говорить строго по намеченному плану?

8. Любите ли вы во время выступления двигаться?

9. Отвечаете ли на замечания по ходу их поступления, не группируя их?

10. Успеваете ли во время выступления пошутить?

Результаты:

Более 12 баллов - вы умеете подчинить себе аудиторию, привлечь внимание слушателей, не допускаете вольностей в поведении на трибуне и в речи, но излишняя независимость от аудитории может сделать вас нечувствительным к интересам слушателей.

Менее 12 баллов - вы сами подчиняетесь аудитории, ориентируясь на ее реакцию, но стремление во всем следовать за ней может привести к потере авторитета и эффекта от сказанного.

Упражнение «Нарисуй своё имя».

Цель: расширить представление о себе.

Время: 20 мин.

Материалы: бумага, цветные карандаши.

Ход упражнения: Взяв карандаши и бумагу, участники располагаются в любом удобном месте аудитории. На листе бумаги им предстоит нарисовать образ собственного имени в аллегорической форме так, как они себе его представляют. После того, как все закончили рисовать, каждый участник презентует свой рисунок.

Ролевая игра «Повышение и увольнение».

Цель: отработать тактику самопрезентации и убеждения.

Ход упражнения: в игре принимают участие 4 человека. Распределяются роли. Один участник будет играть роль руководителя, трое других - роли его подчиненных.

Игровые условия таковы: руководитель пригласил троих своих подчиненных, чтобы сообщить им о необходимости самому уехать на длительный срок. Вместо себя он должен оставить кого-то из них (т.е. фактически один из подчиненных должен быть повышен). С другой стороны, ситуация на рынке требкет сокращения одной управленческой единицы, поэтому один из троих по итогам разговора будет уволен.

Взаимодействие происходит следующим образом:

- сначала руководитель говорит вступительную речь своим подчиненным (1 минута)

- затем подчиненные по очереди высказывают собственные соображения почему они не должны быть уволены и почему они достойны повышения (по 1-2 минуте на каждого)

- выслушав подчиненных, руководитель принимает решение о судьбе каждого из подчиненных и в течение минуты аргументирует свои решения уволенному и получившему повышение подчиненным.

По итогам игры анализируются удачные ходы аргументации. В ходе анализа участники высказывают свое мнение о том, какие ходы аргументации были выигрышными, а какие работали против самого подчиненного.

Освоение навыков самопрезентации - это путь к саморазвитию. Свой стиль самопрезентации - это тот ключ, который позволит получить человеческое признание. Совершенствуя свой стиль общения, установления контакта, проявляющийся в осанке, мимике и жестах, манере говорить, человек создаст свой уникальный имидж. А он позволит каждому добиваться поставленных целей.







© 2010-2022