Методическая разработка: «Волшебная осень»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка:«Волшебная осень»

Формировать у детей эстетическое восприятие окружающего мира, четко излагая свои мысли используя слова - эпитеты (багряный, золотой, пурпурный и др.).

Развивать умения детей «слышать» музыку, воспитывать чувство сопереживания ей, познакомит с новым композитором А. Вивальди.

Продолжать формировать навыки петь хором, подгруппами, не напрягая связки, слушать друг друга. Развивать музыкальный слух, правильно интонируя мелодию, соблюдая динамические оттенки.

Способствовать дальнейшему овладению приемами игры на Д.М.И, (металлофон, треугольник, ложки). Слышать сильную долю. Знакомство с новыми музыкальными инструментами.

Развивать выразительность в движениях, умение двигаться в паре чувствуя партнера.

Воспитывать у детей интерес к музыкально-художественному искусству.

Приучать детей проявлять уважение к своим товарищам, умение слушать других, отвечать на вопросы полными предложениями.

Используемые технологии: «Карусель», «Большой круг», «Цепочка» и «Интервью».

Оборудование и материал: экран, ноутбук, аудиозапись Вивальди «Осень», Чайковский «Октябрь. Осенняя песня», портерт композитора Вивальди, репродукция картин на осеннюю тематику, музыкальные инструменты: металлофоны, треугольники, деревянные ложки, листочки, ленточки разного цвета по количеству детей, карточки с музыкальными инструментами, цифры от 1 до 8 (с буквами).

Содержание занятия:

(Дети входят в зал)

Муз. рук. (пропевает) Здравствуйте ребята!

Дети (пропевают) Здравствуйте!

Муз. рук. Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями тоже.

Дети (пропевают) Здравствуйте!

Муз. рук. Сегодня наше занятие посвящается красавице Осени. Вдохновлённые этой красотой поэты сочиняют стихи об осени, художники рисуют картины, композиторы пишут музыку. И вот сейчас зазвучит музыка и мы окажемся на выставке картин.

(Под приглушенно звучащую мелодию «Осенний вальс» Чайковского воспитатель читает стихотворение об осени)

(музыка затихает)

Муз. рук. Ребята, какое время года изображено на картинах? (Осень)

Какая осень? (Ранняя, золотая, поздняя)

Как вы догадались? (Ранняя осень - листочки еще зеленые, кое-где желтые…

Золотая осень - вся листва оранжевая, золотая, багряная… Поздняя осень - деревья стоят голые, небо пасмурное, хмурое…)

Какого характера звучала музыка, когда вы рассматривали картины. (Грустная, печальная, нежная, спокойная…)

А как называется это произведение? («Осенняя песня»)

Назовите композитора, который сочинил «Осеннюю песню». (П.И. Чайковский)

«Осенняя песня» посвящена середине осени. Как она называется? (Золотая)

Найдите картины, на которых изображено именно это время года. (Дети показывают).

«Расскажи про осень».

Технология «Большой круг» (развивать умения выслушивать ответы, не перебивая друг друга и выполнять задания по очереди).

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Мотивационный

Ребята, посмотрите, к нам залетел листочек, который заблудился.

Он не помнит, в какой осени он живет. Давайте поможем кленовому листочку. (Листок ярко-оранжевого цвета).

Включаются в деятельность предложенным педагогом.

II. Организационный

Я предлагаю встать в круг, и у кого окажется листочек, ответить ему, мы должны внимательно выслушать товарища, не перебивая и не выкрикивая.

Дети встают по кругу.

III. Деятельностный

Поддерживаю мотивацию, вношу корректировки.

Ответы-рассуждения детей: «Я думаю, что этот листик из золотой осени, потому что золотой осенью мы наблюдаем за листопадом, все листочки оранжевые, желтые). Листочек передается следующему ребенку. (Ребенок отвечает: Я тоже думаю, что этот листочек из золотой осени, а не из ранней. Ранней осенью листочки еще зеленые, травка зеленая, на улице тепло и светит долго солнце.) Листок передается следующему ребенку.

IV.Заключительный

Молодцы, ребята, мы помогли листочку вспомнить из какой же он осени. Почему у нас все получилось?

Потому что мы были внимательными, слушали друг друга, старались рассказать про осенние признаки и приметы и наш листочек все вспомнил.

Молодцы! Вы правильно узнали нашу золотую красавицу и поэтому осень приготовила вам сюрприз.

(На подносе лежат листочки, ленточки разного цвета)

Муз. рук. Подойдите, подумайте и выберите те атрибуты, которые отражают золотую осень.

(Дети берут листочки и ленточки по 2 штуки)

Придумайте движения к музыкальному произведению «Осенняя песня».

Творческое задание: звучит «Осенняя песня» Чайковского, дети придумывают и выполняют самостоятельно движения.

Муз. рук. Молодцы! Все старались, особенно… У них движения были плавными, легкими. Они слышали, что музыка была неторопливая и движения у них были тоже соответствующие. Особенно капельки дождя… На следующем занятии мы еще придумаем движения.

Раз, два - выше голова,

Три, четыре - плечи шире,

Пять, шесть - тихо на стулья сесть.

(Дети садятся на стулья)

Муз. рук. Сели прямо, спина прямая, руки на коленях.

Прослушайте еще одно произведение про осень, которое написал композитор, фамилию, которого мы с вами узнаем по игре «Цепочка».

Игра - упражнения «Узнай фамилию композитора».

Технология «Цепочка» (формировать у детей умение работать в команде).

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Мотивационный

Нам надо узнать фамилию композитора, произведения которого мы будем с вами слушать.

Включается в деятельность предложенная педагогом.

II. Организационный

Я предлагаю детям выбрать цифры и встать по порядку от меньшего к большему.

На магнитной доске расположены хаотично цифры от 1 до 8.

Дети подходят и выбирают цифры.

III. Деятельностный

Управляю процессом выкладывания.

Дети выкладывают цифры в порядке возрастания.

IV.Заключительный

Ребята, давайте прочитаем, что у нас получилось. Почему у нас получилось?

Дети обсуждают: у нас получилась фамилия, потому что мы договорились и правильно встали с цифрами.

(На экране появляется портрет композитора). Внимательно слушайте, а потом расскажите: какое настроение в этом произведении, что можно представить себе слушая его.

Звучит «Осень» Вивальди. (На экране слайды об осени.)

(Ответы детей)

Муз. рук. Мы с вами сегодня придумывали движения под «Осеннюю песню» Чайковского, Послушали «Осень» Вивальди. Сравните два этих произведения. Что можно сказать о них?

Ответы детей. «Осенняя песня» - грустное, печальное, тоскливое, безрадостное, плачущее, жалобное, подавленное…

«Осень» - светлое, радостное, полетное…

Муз. рук. Молодцы! Перед пением, друзья, разогреем голоса, разогреем язычок, губки,

ротик, голосок.

Вот зарядка язычка:

Влево (проткнуть языком левую щеку)

Вправо (проткнуть языком правую щеку)

Раз, два,

Вверх (верхняя губа)

Вниз (нижняя губа)

Вверх, вниз,

Язычок не ленись!

Губки просыпайтесь (бр-р-р…)

Ротик открывайся (широко открыть рот)

Язычок покажись (покусать кончик языка)

И зубов не страшись (покусать весь язык)

Дыхательная гимнастика «Задуй свечу» (с использованием экрана)

На слайде изображена одна свеча - сделать вдох и резким выдохом задуть свечу.

На 2 слайде изображены 3 свечи - сделать вдох и 3 резких выдоха.

На 3 слайде изображено насколько свечей - сделать вдох и задуть все свечи.

Распевка (работать над плавностью пения, дыханием)

Раз, два, три - сколько листьев посмотри,

Раз, два, три, четыре, пять - невозможно сосчитать

Муз. рук. Теперь я думаю, что мы готовы с вам к пению. Скоро все люди нашей страны будут отмечать праздник «День народного единства». Это достаточно молодой праздник. Все люди на земле должны жить в мире и согласии. Поэтому сегодня мы будем разучивать песню «Здравствуй, Родина моя» композитора Р. Чичкова.

(Муз. руководитель исполняет песню «Здравствуй, Родина моя» сл. К. Ибряева, муз. Р. Чичкова)

Муз. рук. Понравилась песня? О чем она? Какая музыка по характеру, по настроению?

Сегодня мы поучим слова первого куплета. Будем петь, как эхо. Я спою строчку, а вы повторяете. Но не забывайте, в каждой песне есть вступление.

Пение индивидуальное и хоровое (работа над дикцией и интонацией)

Муз. рук. Я вам спою еще раз, а кто запомнил - подпевайте.

Исполняется песня «Здравствуй, Родина моя»

Муз. рук. Молодцы! А сейчас, я не буду говорить название песни, вы внимательно послушайте вступление и подхватывайте песенку. Напомните, как нужно петь? (передавая характер песни, настроение, стараемся правильно вести мелодическую линию, четко пропевать слова)

Песня «Осенняя песенка» сл. и муз. Самохваловой

(пение по подгруппам, прохлопывание ритма рисунка припева)

Муз. рук. А теперь мы споем еще одну осеннюю песню. Эту песню написал Виталий Алексеев, петь ее будем с солистам.

(солисты 1: Лиля Богачева, Эмилия Степаненко, Ваня Афонин

солисты 2: Лиза Потапова, Надя Тришина)

Муз. Рук. Ребята, сегодня мы будем продолжать учиться играть на музыкальных инструментах. На прошлом занятии мы с вами, на чем играли? ( На металлофоне, на треугольнике.).

Дидактическая игра «Узнай инструмент».

Технология «Карусель» (учить детей взаимодействовать друг с другом, объединяться в пары по желанию).

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Мотивационный

Хотите узнать, какие инструменты участвуют в оркестре?

Включается в деятельность предложенная педагогом.

II. Организационный

Договоритесь, с кем в паре вы будете «кататься»? Кто будет стоять во внешнем, а кто во внутреннем круге?

Дети договариваются вспоминая правила: не перебивать, дослушивать ответы, осуществлять переход по хлопку.

III. Деятельностный

Дети, которые займут место во внутреннем круге, возьмут карточки, на которых нарисованы музыкальные инструменты. Займите свои места, вы будете задавать вопрос «Прочитай название инструмента». А дети внешнего круга, должны прочитать и ответить.

Дети, стоящие во внутреннем круге, задают вопрос «Прочитай название инструмента?».

IV.Заключительный

Молодцы! Вы дружно взаимодействовали, катались на карусели. Какие новые инструменты вы узнали?

Дети обсуждают и оценивают свое участие.

Сегодня мы будем играть на ложках. Мы будем продолжать учиться отбивать сильную долю. На ложках мы будем играть, когда будет звучать 3-я вариация. Послушайте (играю 3-ю вариацию). Подумайте, кто сможет сыграть, и выйдите сюда (Дети играют) А теперь мы с вами соединим все части. Давайте вспомним, кто, когда играет.(1-я вариация - металлофон, 2-я вариация-треугольник и 3-я - ложки.)

«Подгорка» русская народная пляска.

Муз.рук. Молодцы! Хорошо играли, весело, слажено, слышали сильную долю. Ноги так и рвутся в пляс.

(Звучит музыка. Мальчики приглашают девочек и выводят в круг)

Муз.рук. Давайте вспомним наш танец «Круговой галоп»

(показ пары детей)

Муз.рук. Сегодня мы с вами будем отрабатывать маленькие шаги на всей стопе, колени чуть согнуты. (показ пары детей)

Слушаем внимательно музыку и выполняем легко боковой галоп, не поворачивая корпус по ходу движения.

«Круговой галоп» венгерская н.м. в обр. Метлова.

Муз. рук. Вы сегодня такие молодцы, на занятии хорошо занимались, и мне очень хочется с вами поиграть. А играть мы с вами будем в игру «Плетень». Давайте вспомним, что мы делаем во время игры? (Делаем плетень, выполняем танцевальные движения и быстро собираем плетень, когда заканчивается музыка.) Я вам давала задание, какие танцевальные движения выполнять, а сегодня вы сами будете придумывать движения. Постарайтесь, что б ваши движения были выразительными, легкими, а я выберу лучшего танцора.

Игра « Плетень».

Давайте сегодня вы непросто расскажите мне, чем вы занимались на занятии. Мы выберем считалочки журналиста, который будет брать у нас интервью.

Рефлексия, анализ деятельности детей на занятии.

Технология «Интервью» (учить грамматически правильно формулировать вопросы).

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Мотивационный

Сегодня мы с вами будем отвечать на вопросы журналиста.

Включается в деятельность предложенная педагогом.

II. Организационный

Предлагаю ребенку взять микрофон в руки. И задавать вопросы.

Дети договариваются вспоминая правила: не перебивать, дослушивать ответы..

III. Деятельностный

Косвенно управляет процессом достижения цели.

Ребенок задает вопросы: «Что понравилось на занятии?», «Что нового узнал?», «Какие музыкальные произведения слушали?», «Что ты делал на занятии?», «Что у тебя не получилось?», «Какое настроение у тебя было, когда вы слушали Вивальди?»

IV.Заключительный

Молодцы! Вы дружно взаимодействовали, катались на карусели.

Дети обсуждают и оценивают свое участие.

Дети уходят из зала в группу.

© 2010-2022