Путешествие в деревню Занятие по развитию речи для детей 4-5 лет

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Путешествие в деревню»
Конспект занятия по развитию речи

для детей младшего дошкольного возраста (4 - 5 лет)

Цели: создать условия для формирования у детей представления о домашних животных и их детенышах.

Задачи:

Речевые: Расширить словарь за счет имён существительных, обозначающих части тела животных (рога, копыта, вымя, грива); имён прилагательных (пёстрый, острый, шершавый, пушистый, гладкий, бархатный и др.); глаголов(лает, мычит, ржет, хрюкает, блеет, скачет, грызёт, жуёт, лакает и др.); активизировать употребление антонимов(длинный - короткий), учить отвечать на вопросы полными ответами; учить образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Развивающие: Развивать артикуляционную моторику (подвижность губ, языка, нижней челюсти); физиологическое дыхание, чувство темпа; слуховое внимание, фонематический слух, тактильную чувствительность, пальчиковую и общую моторику. Развивать счётные навыки; логическое мышление, учим отгадывать загадки.

Образовательные: расширять представления детей домашних животных и их детенышах.

Воспитательные: воспитывать любовь к домашним животным.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Чтение художественной литературы, Физическое развитие, Художественно-эстетическое развитие. Игровая деятельность.

Оборудование: минус фонограммы: песни В.Я.Шаинского «Голубой вагон», «Едем-едем» (CD диск С. и Е. Железновых «Ква-ква»); предметные картинки «Домашние животные»; игрушки «Домашние животные и их детёныши»; настольно-печатные игры: «Кто что ест?», «Детёныши домашних животных»; сенсорное панно «Деревня». (Сенсорное панно -аппликация, при выполнении которой части фигурок животных вырезаются из материалов, соответствующих по тактильным ощущениям реальным животным: кожа, мех, и т.д.).

Предварительная работа. Создание сенсорного панно «Деревня».Внесение в развивающую среду настольно-печатной игры "Кто что ест, кто как кричит", фигурок домашних животных.

Рассказать детям о домашних животных - кошке, собаке, корове, лошади, овце, козе, свинье. Объяснить, что домашними их назвали за то, что они живут рядом с человеком или в его доме. Сказать детям, что домашние животные когда-то давно были дикими и жили в лесу. Но человек их приручил, стал ухаживать за ними: кормить, поить, строить для них жилища. А домашние животные начали приносить человеку пользу: кошка ловит мышей, собака охраняет дом, лошадь возит грузы, корова и коза дают людям молоко, у овцы люди стригут шерсть и делают из нее одежду.

Показать детям домашних животных на картинках.

Уточнить, как называются части тела разных животных. Попросить детей показать и назвать знакомые им части тела: голову, шею, туловище, хвост и лапы (у кошки и собаки) и ноги (у коровы, лошади, овцы, свиньи, козы). Воспитателю назвать и показать копыта и вымя у коровы и козы, гриву у лошади, пятачок у свиньи. Затем попросить малышей показать у козы-рога, бороду, копыта, вымя; у свиньи - пятачок, хвост, копыта; у лошади копыта, гриву и хвост; у овцы - копыта. Затем попросить детей послушать вас внимательно и ответить на вопросы.

Сколько лап у кошки? (Четыре.)

Сколько ушей у собаки? (Два.)

Сколько рогов у коровы? (Два.)

Сколько копыт у лошади? (Четыре.)

Сколько хвостов у свиньи? (Один.)

Сколько крыльев у лошади? (Вопрос-шутка-ни одного.)

У кого из домашних животных есть рога? (У коровы, козы.)

У кого из домашних животных есть копыта? (У лошади, коровы, козы, свиньи и овцы.)

У кого из домашних животных длинный хвост? (У кошки, коровы и лошади.)

А у кого короткий хвост? (У свиньи, козы и овцы»)

Рассказать детям, чем питаются домашние животные: корова, лошадь, коза и овца едят траву и сено; кошка и собака едят мясо, суп, кашу и еще любят полакать молоко; свинья ест любую пищу - овощи, фрукты, траву, желуди, корни растений, зерно не откажется и от мясной пищи.

Предложить детям поиграть в настольно-печатную игру "Кто что ест, кто как кричит", когда дети закроют все игровые поля карточками с едой, попросить их рассказать, чем питается каждое из домашних животных, произнося фразу по образцу: «Корова питается сеном. Собака питается мясом».

Загадать детям загадки о домашних животных, выдавая малышам по мере отгадывания картинки или фигурки соответствующих домашних животных.

Кто ни в жару, ни в стужу

Не снимает шубу?

(Овца, баран.)

Пятачком в земле копалась,

В грязной луже искупалась.

(Свинья.)

Груз везет,

Сено жует,

Хвостом помахивает,

Гривой потряхивает.

(Лошадь.)

Возле дома дом стоит.

Кто же там всю ночь не спит?

На чужих лает,

К дому не пускает.

(Собака.)

У порога плачет,

Коготки прячет,

Тихо в комнату войдет,

Замурлычет, запоёт.

(Кошка.)

Бегут по дорожке

Борода да рожки.

(Коза.)

Сама пёстрая,

Ест зелёное,

Даёт белое.

(Корова.)

Уточнить у детей, как зовут детенышей домашних животных, и покажите им картинки с изображением детёнышей.

Сказать: «У собаки - щенок, у коровы -телёнок, у лошади - жеребёнок, у овцы - ягнёнок, а у свиньи - поросёнок, у козы - козлёнок». Попросите детей самих назвать, кто у кошки -... (котёнок), у козы -... (козлёнок). Для закрепления можно предложить поиграть в игру-лото "Кто чей малыш". Дети также играют в деревянный конструктор «Ферма».

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: «Встаньте на лужок и сделайте кружок».

Встать вместе с детьми в круг.

Воспитатель: «Ребята, нам пришло письмо из деревни. Дедушка и бабушка приглашают нас к себе в гости. Сегодня мы с вами поедем в деревню «Бурёнкино» в гости к дедушке и бабушке».

Показать фигуры Бабушки и Дедушки и прикрепить к их ковролину, попросить детей отгадать загадку и узнать, на чем они сейчас отправятся в путь.

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились.

И помчались в путь далек -

Лишь оставили дымок.

(Поезд.)

Воспитатель: «До деревни путь неблизкий, надо вагончикам покрепче друг за друга зацепиться.

«Поезд» - подвижная игра с музыкальным сопровождением

Цели: развивать физиологическое дыхание, чувство темпа.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям положить руки на плечи впереди стоящего ребенка. Воспитатель: «В тот момент, когда зазвучит музыка, надо двинуться в путь (идти по кругу друг за другом). Если музыка начнет ускоряться, то двигаться надо быстрее, а если музыка будет замедляться, то и «поезду» следует «ехать» медленнее. Когда же музыка умолкнет, поезд остановится». Под музыку В. Я. Шаинского к песне «Голубой вагон» дети начинают движение, меняя его темп вслед за музыкой.

Игра «Назови ласково».

Цели: расширить словарь детей за счёт имен прилагательных (пестрый, острый, шершавый, пушистый, гладкий, бархатный и др.); развивать у детей тактильную чувствительность; учить образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ход игры:

Воспитатель: «Вот мы и приехали в деревню». Воспитатель подводит малышей к сенсорному панно «Деревня», а помните ли вы название деревни, в которую приехали?»

Ответы детей: «Бурёнкино»

Воспитатель: «Правильно! Молодцы! Какое ласковое слово - «Бурёнкино». Наверное, в этой деревне всех зовут ласковыми именами. Посмотрите, а нас уже кто-то встречает - вот коровка (показать на корову), погладьте её. Какие у неё бока?»

Ответы детей: «Гладкие, мягкие».

Воспитатель: «А вот и (указать на лошадь) - лошадка». Воспитатель предлагает детям погладить лошадку и спросить о том, какой на ощупь им показалась лошадка.

Ответы детей: «Тоже гладкая, мягкая».

Воспитатель продолжает показывать на сенсорном панно домашних животных и спрашивать: «А это кто?» Необходимо напоминать детям, что называть животных нужно ласково (кошечка, собачка, козочка, овечка и свинка). Каждый раз предлагать малышам погладить изображение животного на сенсорном панно. Обратить внимание детей на то, что кошечка и козочка пушистые, а у овечки шерсть густая и мягкая, у собачки шёрстка мягкая густая, а у свинки спинка шершавая.

Воспитатель: «Кто там нас встречает?» (Показывает на Дедушку и Бабушку.) «Рада нам бабушка рад нам дедушка, посмотрите, как они нас встречают - молочком да пирожками угощают. Садитесь, пожалуйста, за стол». Указать детям на стульчики, стоящие около стола.

Игра «Ладушки, ладушки!»

Цели: учить сочетать речь с движениями (мелкими и общими), развивать артикуляционную моторику (языка, нижней челюсти).

Ход игры:

Воспитатель поёт потешку и одновременно выполняет соответствующие движения руками, дети повторяют за воспитателем.

Ладушки, ладушки!

Где были? - У бабушки

Испекла нам бабушка,

Вкусные оладушки

На, Ирочка.

На, Ванечка...

Ой, какие горячие!

Подуем на оладушки.

А теперь и кушать можно,

Жуйте, только осторожно!

Та-та-та, та-та-та.

Та-та-та, та-та-та

(хлопать в ладоши)

(хлопать сначала правой ладонью по

левой, а потом левой ладонью

по правой, как будто лепим пирожок

и перекладываем его из руки в руку)

(протянуть руки, а затем погладить

каждого из детей по ладошкам,

как будто даёте им оладушки)

(покачать головой из стороны в сторону,

подуть на свои ладони не надувая щёк)

(выполняйте артикуляционное упражнение:

«жуйте» зубами кончик языка,

произнося при этом звуки [та])

Воспитатель: «Отдохнули мы, поели, а теперь пора за дело.

Пальчиковая и артикуляционная гимнастика «Помощники»

Цели: развивать артикуляционную моторику (подвижность губ, языка, нижней челюсти); развивать пальчиковую моторику, умение быстро переключаться с одного движения на другое;

Ход игры:

Воспитатель: «Будем бабушке с дедушкой по хозяйству помогать. У них много разных дел:

И корову с козой подоить [С-с-с, с-с-с],

выполнять движения кулаками сверху вниз, то сжимая, то разжимая кулаки, как при дойке).

И собачку кормить - "Грызи, Жучка, косточку",

(поднести корту кулаки, держать их с двух сторон около рта; щелкать зубами, изображая, как собака грызёт кость)

Кошку Мурку молочком поить -

"Лакай, лакай - не проливай";

(поднести ко рту ладони, сложенные чашечкой, и, наклонив над ними голову, совершить несколько лакающих движений языком)

С овечек шерсть стричь - [Чик-чик, чик-чик];

(сводить и разводить указательный и средний пальцы на правой руке, имитируя движения ножниц)

Лошадку запрягать,

В путь-дорогу отправлять:

"Но, но, но, но! поехали".

сесть на стуле ровно, выпрямив спину, держать в руках воображаемые вожжи, потряхивать ими и цокать языком)

Везет лошадка груз, торопится.

Побыстрей, побыстрей, (цокать в быстром темпе)

А теперь помедленней. (цокать в медленном темпе)

Тп-р-ру! Приехали. Устала лошадка телегу везти. (опустить руки с «вожжами»)

Пусть отдохнет и поест. "На, на, лошадка, ешь сено!"» (протянуть руки вперед, давая " лошадке" сено).

Дидактическая игра «Отгадайте действия»

Цели: развивать фонематический слух: различать близкие пары звукоподражаний, отличающиеся друг от друга одним звуком (на и но), развивать движения (мелкие и общие).

Ход игры:

Воспитатель даёт детям задание: «Слушайте внимательно и постарайтесь отгадать, что вы сейчас будете делать: кормить лошадку или ехать на ней, если я произношу слова «на, на», то вы должны протянуть вперед руки, как будто кормите лошадь; если я произношу команду «но, но», то вы должны сжать руки в кулаки и потряхивать ими, как будто держите вожжи».

После окончания игры воспитатель хвалит детей за правильные ответы.

Воспитатель: «Какие вы молодцы, очень хорошо помогаете Бабушке и Дедушке ухаживать за домашними животными.»

Дидактическая игра «Поручения».

Цели: учить отвечать на вопросы полными ответами.

Ход игры:

Воспитатель располагает на сенсорном панно еду около каждого животного и называет картинки.

Воспитатель: «Дедушка с Бабушкой поручают вам самим ухаживать за домашними животными»

Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением домашних животных. Одну из них берёт себе (например, козу). Предлагает детям рассказать о животных. Для этого воспитатель предоставляет малышам образцы построения фраз. (Первое высказывание делает воспитатель, а затем по образцу аналогичную фразу составляет каждый из детей. Воспитатель слушает ответ каждого из детей.)

Воспитатель: «Мне дедушка поручил ухаживать за козой. А тебе?» (Напомнить малышам, что отвечать на вопрос надо полным ответом.)

Воспитатель:«Я накормлю козу сеном и травой.» (При ответе на этот вопрос предложить детям воспользоваться сенсорным панно.)

Ребёнок: «Мне дедушка поручил ухаживать за кошкой. Я накормлю кошку молоком, рыбой»

И т.д. каждый ребёнок рассказывает о том животном, которое у него изображено на картинке.

Дидактическая игра «Чьи же это малыши?»

Цели: развивать слуховое внимание, умение подбирать рифмы в двустишиях.

Ход игры:

Воспитатель раздаёт детям игрушки: козу, корову, лошадь, овцу, свинью, собаку, кошку.

Воспитатель: «У всех домашних животных есть детеныши. Ждут малыши домой своих мам. Выбегают им навстречу малыши, а мамы не могут узнать своих детенышей, давайте поможем мамам, узнаем детёнышей домашних животных по голосам».

Дети отгадывают загадки-подсказки.

- Иго-го, - заржал ребёнок.

Значит, это... (жеребёнок).

- Му-у, - мычит в хлеву ребёнок.

Это маленький... (телёнок).

Чей-то маленький сынок

Вдруг залаял:

- Я ... (щенок). Гав, гав!

- Хрю, - захрюкали ребята.

Значит, это... (поросята).

- Ме-е, - заблеял вдруг ребёнок.

Это маленький... (козлёнок).

- Мяу, -замяукали ребятки -

Узнаете? Мы - ... (котятки).

- Бе - е, - заблеял вдруг ребёнок.

Это маленький... (ягнёнок).

По мере того как дети будут называть детенышей, воспитатель показывает им соответствующие игрушки детёнышей. Получив ответ на загадку - подсказку воспитатель отдаёт игрушку телёнка тому из детей, у кого на руках игрушка корова. Аналогично воспитатель раздаёт детям все игрушки детёнышей домашних животных.

Воспитатель хвалит детей за то, что они так хорошо ухаживали за домашними животными.

Игровое упражнение с музыкальным сопровождением

«На лошадке» (музыкальное сопровождение минус фонограмма «Едем-едем» CD диск С. и Е. Железновых «Ква-ква»).

Цели: развивать артикуляционную моторику детей, развивать крупную моторику детей.

Ход игры:

Воспитатель: «Пришла пора отправляться в обратный путь. А повезет нас лошадка, давайте встанем друг за другом и будем скакать на лошадках: нужно идти, высоко поднимая ноги, руки на поясе, при этом громко щёлкать языком».

Дети идут под музыку высоко поднимая колени и щёлкая языком.

тоги занятия.

Сегодня мы много нового узнали о домашних животных и их детёнышах. Поиграли, отгадывали загадки. Это наше не последнее путешествие, нам предстоит ещё многое узнать. Все молодцы.

Список использованной литературы.

  1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

  2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. - М.; Мозаика-Синтез, 2012.

  3. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. - М.; Мозаика-Синтез, 2008.

  4. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир/ Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей- М.: «Баласс», 2003

  5. Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года). - СПб: Паритет, 2008

  6. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.


© 2010-2022