Проект Приобщение детей к истокам казахской народной культуры

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ж.К.Жунусова,

директор КГКП детский сад « Балбөбек»

п.Затобольск, Костанайская область

А.В.Советская,

методист КГКП детский сад « Балбөбек»

п.Затобольск, Костанайская область

Методический паспорт проекта

Тема проекта : « У истоков родного края»

Руководитель проекта : директор детского сада Ж.К.Жунусова

Участники проекта: педагоги, дети, родители воспитанников.

Направление проекта: Воспитание нравственно- патриотических чувств.

Возраст детей , участников проекта: дети от 4 до 6 лет

Предмет проекта: быт и культура казахского народа

Тип проекта:

По методу: поисково- творческий;

По содержанию: дошкольник, общество и его культурные ценности;

По количеству участников : межгрупповой;

По продолжительности: долгосрочный

Цель : Воспитывать чувство патриотизма, гордости и уважения к культурным ценностям казахского народа

Задачи:

Обучающие: Познакомить детей с традициями и обычаями казахского народа.

Развивающие: развивать интерес к истории, традициям в жизни людей; развивать поисковую деятельность, творческую активность; развивать коммуникативные навыки.

Воспитывающие: воспитывать интерес к культуре казахского народа.

Обеспечение проекта

Материально- техническое:

- мини- музей « Юрта»

- альбомы «Казахское национальное жилище - юрта», « Казахские национальные инструменты», « Казахская национальная одежда», «Казахские национальные украшения», « Предметы обихода казахского народа, посуда », « Казахские национальные игры», « Казахский национальный орнамент», « Великие люди Казахстана».

- мини- макет «Аул»

- библиотека для детей и родителей

- аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.

Предполагаемый продукт:

Для детей : создание альбомов «Казахское национальное жилище - юрта», « Казахские национальные инструменты», « Казахская национальная одежда», «Казахские национальные украшения», « Предметы обихода казахского народа, посуда », « Казахские национальные игры», « Казахский национальный орнамент», « Великие люди Казахстана».

Для педагогов: разработка планирования работы по ознакомлению с бытом и обычаями казахского народа.

Пояснительная записка к проекту.

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания в соответствии с базовыми образовательными программами.

Содержание расширено за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечение их в образовательный процесс.

Идея проекта заключается в следующем: Все мы живем в Казахстане , чтобы любить и уважать свою Родину надо знать ее историю и традиции, обогатить духовный мир ребёнка, развить творческие способности в различных видах деятельности. . Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования их патриотических чувств и развития духовности. Детям надо помочь понять с самого раннего возраста, что они - часть великого казахского народа.

Этапы проекта

Этапы проекта

Деятельность педагогов

Деятельность детей

1 этап.

Вводный

1.Формирование проблемы: что мы знаем о культуре казахского народа?

Вхождение в проблему. Просмотр видеофильма

« Быт и культура казахского народа»

2этап. Подготовительный

1.Совместное планирование деятельности.

2.Организация деятельности, помощь в решении поставленных задач.

1.Распределение ролей и обязанностей

2.Сбор информации

3 этап.

Выполнение проекта

1.Практическая помощь в систематизации полученных сведений.

2. Выполнение проекта.

1.Подготовка альбомов

2.Изготовление макета

« Аул»

3.Тематическая выставка

4.Дефиле моды

5.Создание мини-музея

« Юрта»

4 этап. Результаты

1.Подготовка к презентации.Презентация.

2.Рабочая программа « У истоков родного края»

В ходе проекта педагогами совместно с родителями был выполнен макет « Аул» и мини-музей « Юрта»

Проект Приобщение детей к истокам казахской народной культурыПроект Приобщение детей к истокам казахской народной культуры

С помощью макета « Аул» дети узнают как жил казахский народ разных сословий. В Юрте проходят занятия, где детей знакомят с предметами обихода, убранством жилища, с национальными обрядами.

Проект Приобщение детей к истокам казахской народной культурыПроект Приобщение детей к истокам казахской народной культуры

На празднике Наурыз девочки показали дефиле в казахских костюмах.

Проект Приобщение детей к истокам казахской народной культурыПроект Приобщение детей к истокам казахской народной культурыПроект Приобщение детей к истокам казахской народной культурызнакомство детей с казахскими национальными блюдами.

В ходе проекта была разработана рабочая программа ««Туған өлкенің бұлақ бастауынан»

Рабочая программа «У истоков родного края» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством казахского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно-эстетическое воспитание детей.

Программа рассчитана на детей с 4 до 6 лет. Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Программа предусматривает ознакомление дошкольников с обычаями, традициями, играми, фольклором казахского народа.

К данной программе предусмотрены методические пособия в которых даны темы и конспекты занятий, наглядный иллюстрационный материал.

Педагогические принципы реализации программы

При реализации программы учитываются следующие принципы:

  • доступности: излагаемый материал по уровню сложности должен быть доступен пониманию ребенка;

  • наглядности: развитие у детей познавательного интереса;

  • творческого подхода: это возможность разбудить воображение ребенка и развить его мыслительные способности;

Направления:

  1. Знакомство с жизнью и бытом казахского народа

  2. Знакомство с традициями и обрядами казахского народа

  3. Знакомство национальной одеждой

  4. Знакомство с казахскими музыкальными инструментами

  5. Знакомство с национальными украшениями

  6. Знакомство с предметами обихода казахского народа, посудой

  7. Знакомство с казахскими национальными играми

  8. Знакомство с казахским национальным орнаментом

  9. Знакомство с выдающимися людьми Казахстана

  10. Знакомство с казахским национальным фольклором

Формы работы с детьми

  • Беседы;

  • Занятия на основе метода интеграции;

  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток.

  • Экскурсия в мини-музей « Юрта»

  • Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду.

  • Экскурсии;

  • Дидактические игры;

  • Экспериментирование с различными художественными материалами;

  • Развлечения, национальные праздники, использование национальных подвижных игр.

  • Заучивание пословиц, скороговорок, считалок, небылиц, стихов, песен на казахском языке.

Формы занятий: групповые, индивидуальные, подгрупповые, интегрированные.

Программа рассчитана на детей 4-6 лет. Занятия проводятся по подгруппам по 8-10 человек. Проводится занятие один раз в неделю, во второй половине дня. В год проводится 36 занятий. Продолжительность 20-30 минут (в зависимости от возраста детей).

Срок реализации: до 2-х лет.

Форма подведения итогов - диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны индивидуальные беседы, диагностические критерии.

Предполагаемый результат:

  • Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре казахского народа;

  • Развитие интеллектуальных способностей дошкольников.

  • Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;

  • Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.

Методы оценки результативности программы:

  • Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);

  • Результаты продуктивной деятельности детей.

Индивидуальная работа, для того чтобы:

  • Выявить примерный уровень развития творческих способностей детей. Учитывая индивидуальные способности детей.

  • Определить возможные перспективные работы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).

  • Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

Работа с родителями.

Используются разнообразные формы работы:

  • Консультации

  • Беседы;

  • Совместные праздники

  • Экскурсии

  • Анкетирование

Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду, участие детей в развлечениях и досугах, посвященных национальным праздникам.

Диагностические критерии оценки усвоения детьми содержания программы по приобщению к истокам казахской народной культуры

«У истоков родного края»

Знает основные народные праздники и обычаи с ними связанные.

  • Знает название и назначение предметов казахского народного быта.

  • Знает казахские народные и музыкально- фольклорные игры, изучаемые в рамках программы.

  • Знает казахские народные песни, стихи, пословицы- поговорки изучаемые в рамках программы.

  • Умеет провести анализ изделия; выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов).

Методы диагностики:

  • собеседование с детьми;

  • наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;

  • анализ результатов продуктивной деятельности.

Тематическое планирование на 2014-2015 год по работе с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

месяц

тема

содержание

часы

сентябрь

1

Экскурсия в юрту




Познакомить детей с жилищем казахского народа

1

2

Казахский национальный орнамент


Познакомить детей с казахским орнаментом

1

3

Украсим юрту

Познакомить детей с орнаментом,украшающим юрту

1

4

Предметы обихода


Знакомство с предметами обихода

1

октябрь

5

«Колыбель»


Познакомить с казахским обрядом « укладывание младенца в колыбель», колыбельной песней.

1

6

Казахская национальная одежда


Познакомить с историей казахского костюма


1

7

Украсим орнаментом камзол


Познакомить с казахским национальным орнаментом, украшающим одежду, украшение камзола.

1

8

Головные уборы


Развивать познавательный интерес к национальным головным уборам

1

ноябрь

9

Украсим тюбетейку


Украшение тюбетейки.

Привитие эстетического вкуса. Развитие творческого мышления и воображения.

1

10

Кочевой образ жизни казахского народа.

(макет «Аул»)


Познакомить с образом жизни казахского народа

1

11

Сказки о животных.


Познакомить со сказками и загадками о животных.


1

12

Обряд « Посвящение в наездники»


Познакомить с обрядом. Воспитывать интерес к традициям казахского народа.

1

декабрь

13

Казахские национальные игры

Знакомство с казахскими национальными играми


2

14

День Независимости.

Презентация « Путешествие по Казахстану»

Знакомство детей с государственными символами РК

2

январь

15

Казахский национальный фольклор

Познакомить детей с казахскими сказками, загадками, стихами.

3

16

Театрализация


Показ сказки




1

февраль

17

Казахские национальные инструменты


Познакомить с различными видами казахских инструментов


2

18

Домбра.

Знакомство с произведениями, исполненными на домбре

1

19

«Чудесный сундучок»

Собрать музыкальные инструменты(пазлы)

1

март

20

Казахские национальные блюда


Знакомство с казахской национальной кухней

1

21

Встречаем гостей

( мини-музей «Юрта»)

Познакомить с особенностями гостеприимства

1

22

Наурыз

Познакомить с особенностями празднования праздника Наурыз

2

апрель

23

Казахские национальные украшения

Знакомство с казахскими национальными украшениями

2

24



Украшение браслета

Украшение браслета

Привитие эстетического вкуса. Развитие творческого мышления и воображения.

2

май

25



Родной край

Знакомство с достопримечательностями родного поселка


2

26

Викторина с участием родителей и детей

Закрепить полученные знания

1

27

Экскурсия в краеведческий музей

Закрепить знания детей о жизни и быте казахского народа

1

Тематическое планирование на 2014-2015 год по работе с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

месяц

тема

содержание

часы

сентябрь

1

Экскурсия в юрту

Познакомить детей с жилищем казахского народа

1


Казахский национальный орнамент

Познакомить детей с казахским орнаментом

1

2

Украсим юрту

Познакомить детей с орнаментом,украшающим юрту

1

3

Казахская национальная одежда

Познакомить с историей казахского костюма

1

октябрь

4

Украсим орнаментом камзол

Познакомить с казахским национальным орнаментом, украшающим одежду

1

5

Головные уборы

Развивать познавательный интерес к национальным головным уборам

1


Саукеле

Изготовление и украшение саукеле

1

6

Национальные украшения

Познакомить с особенностями казахских украшений.

1

ноябрь

7

Изготовление браслетов

Привитие эстетического вкуса. Развитие творческого мышления и воображения.

1

8

Казахские национальные инструменты

Познакомить с различными видами казахских инструментов

2

9

Домбра

Знакомство с произведениями, исполненными на домбре

1

декабрь

10

Казахские национальные игры

Знакомство с казахскими национальными играми

3

11

День Независимости

Знакомство детей с государственными символами РК

1

январь

12

Казахский национальный фольклор

Познакомить детей с казахскими сказками, загадками, стихами.

3

13

Театрализация


Показ сказки

1

февраль

14

Предметы обихода

Знакомство с предметами обихода

2

15

Изготовление пиалы( папье маше)


Изготовление и украшение пиалы

2

март

16

Традиции и обряды

Познакомить с казахскими национальными традициями и обрядами

2

17

Наурыз

Познакомить с особенностями празднования праздника Наурыз

2

апрель

18

Казахские национальные блюда

Знакомство с казахской национальной кухней

2

19

Накроем стол

Познакомить с особенностями гостеприимства

2

май

20

Знаменитые люди

Знакомство с известными людьми Казахстана( поэты, певцы, композиторы)

3

21

Семь поколений

Составить генеологическое дерево семьи

1







© 2010-2022