- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Проект Приобщение детей к истокам казахской народной культуры
Проект Приобщение детей к истокам казахской народной культуры
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Советская А.В. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Ж.К.Жунусова, директор КГКП детский сад « Балбөбек» п.Затобольск, Костанайская область | А.В.Советская, методист КГКП детский сад « Балбөбек» п.Затобольск, Костанайская область |
Методический паспорт проекта
Тема проекта : « У истоков родного края»
Руководитель проекта : директор детского сада Ж.К.Жунусова
Участники проекта: педагоги, дети, родители воспитанников.
Направление проекта: Воспитание нравственно- патриотических чувств.
Возраст детей , участников проекта: дети от 4 до 6 лет
Предмет проекта: быт и культура казахского народа
Тип проекта:
По методу: поисково- творческий;
По содержанию: дошкольник, общество и его культурные ценности;
По количеству участников : межгрупповой;
По продолжительности: долгосрочный
Цель : Воспитывать чувство патриотизма, гордости и уважения к культурным ценностям казахского народа
Задачи:
Обучающие: Познакомить детей с традициями и обычаями казахского народа.
Развивающие: развивать интерес к истории, традициям в жизни людей; развивать поисковую деятельность, творческую активность; развивать коммуникативные навыки.
Воспитывающие: воспитывать интерес к культуре казахского народа.
Обеспечение проекта
Материально- техническое:
- мини- музей « Юрта»
- альбомы «Казахское национальное жилище - юрта», « Казахские национальные инструменты», « Казахская национальная одежда», «Казахские национальные украшения», « Предметы обихода казахского народа, посуда », « Казахские национальные игры», « Казахский национальный орнамент», « Великие люди Казахстана».
- мини- макет «Аул»
- библиотека для детей и родителей
- аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.
Предполагаемый продукт:
Для детей : создание альбомов «Казахское национальное жилище - юрта», « Казахские национальные инструменты», « Казахская национальная одежда», «Казахские национальные украшения», « Предметы обихода казахского народа, посуда », « Казахские национальные игры», « Казахский национальный орнамент», « Великие люди Казахстана».
Для педагогов: разработка планирования работы по ознакомлению с бытом и обычаями казахского народа.
Пояснительная записка к проекту.
Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания в соответствии с базовыми образовательными программами.
Содержание расширено за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечение их в образовательный процесс.
Идея проекта заключается в следующем: Все мы живем в Казахстане , чтобы любить и уважать свою Родину надо знать ее историю и традиции, обогатить духовный мир ребёнка, развить творческие способности в различных видах деятельности. . Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования их патриотических чувств и развития духовности. Детям надо помочь понять с самого раннего возраста, что они - часть великого казахского народа.
Этапы проекта
Этапы проекта
Деятельность педагогов
Деятельность детей
1 этап.
Вводный
1.Формирование проблемы: что мы знаем о культуре казахского народа?
Вхождение в проблему. Просмотр видеофильма
« Быт и культура казахского народа»
2этап. Подготовительный
1.Совместное планирование деятельности.
2.Организация деятельности, помощь в решении поставленных задач.
1.Распределение ролей и обязанностей
2.Сбор информации
3 этап.
Выполнение проекта
1.Практическая помощь в систематизации полученных сведений.
2. Выполнение проекта.
1.Подготовка альбомов
2.Изготовление макета
« Аул»
3.Тематическая выставка
4.Дефиле моды
5.Создание мини-музея
« Юрта»
4 этап. Результаты
1.Подготовка к презентации.Презентация.
2.Рабочая программа « У истоков родного края»
В ходе проекта педагогами совместно с родителями был выполнен макет « Аул» и мини-музей « Юрта»
С помощью макета « Аул» дети узнают как жил казахский народ разных сословий. В Юрте проходят занятия, где детей знакомят с предметами обихода, убранством жилища, с национальными обрядами.
На празднике Наурыз девочки показали дефиле в казахских костюмах.
знакомство детей с казахскими национальными блюдами.
В ходе проекта была разработана рабочая программа ««Туған өлкенің бұлақ бастауынан»
Рабочая программа «У истоков родного края» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством казахского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно-эстетическое воспитание детей.
Программа рассчитана на детей с 4 до 6 лет. Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Программа предусматривает ознакомление дошкольников с обычаями, традициями, играми, фольклором казахского народа.
К данной программе предусмотрены методические пособия в которых даны темы и конспекты занятий, наглядный иллюстрационный материал.
Педагогические принципы реализации программы
При реализации программы учитываются следующие принципы:
-
доступности: излагаемый материал по уровню сложности должен быть доступен пониманию ребенка;
-
наглядности: развитие у детей познавательного интереса;
-
творческого подхода: это возможность разбудить воображение ребенка и развить его мыслительные способности;
Направления:
-
Знакомство с жизнью и бытом казахского народа
-
Знакомство с традициями и обрядами казахского народа
-
Знакомство национальной одеждой
-
Знакомство с казахскими музыкальными инструментами
-
Знакомство с национальными украшениями
-
Знакомство с предметами обихода казахского народа, посудой
-
Знакомство с казахскими национальными играми
-
Знакомство с казахским национальным орнаментом
-
Знакомство с выдающимися людьми Казахстана
-
Знакомство с казахским национальным фольклором
Формы работы с детьми
-
Беседы;
-
Занятия на основе метода интеграции;
-
Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток.
-
Экскурсия в мини-музей « Юрта»
-
Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду.
-
Экскурсии;
-
Дидактические игры;
-
Экспериментирование с различными художественными материалами;
-
Развлечения, национальные праздники, использование национальных подвижных игр.
-
Заучивание пословиц, скороговорок, считалок, небылиц, стихов, песен на казахском языке.
Формы занятий: групповые, индивидуальные, подгрупповые, интегрированные.
Программа рассчитана на детей 4-6 лет. Занятия проводятся по подгруппам по 8-10 человек. Проводится занятие один раз в неделю, во второй половине дня. В год проводится 36 занятий. Продолжительность 20-30 минут (в зависимости от возраста детей).
Срок реализации: до 2-х лет.
Форма подведения итогов - диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны индивидуальные беседы, диагностические критерии.
Предполагаемый результат:
-
Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре казахского народа;
-
Развитие интеллектуальных способностей дошкольников.
-
Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;
-
Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.
Методы оценки результативности программы:
-
Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);
-
Результаты продуктивной деятельности детей.
Индивидуальная работа, для того чтобы:
-
Выявить примерный уровень развития творческих способностей детей. Учитывая индивидуальные способности детей.
-
Определить возможные перспективные работы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
-
Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.
Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.
Работа с родителями.
Используются разнообразные формы работы:
-
Консультации
-
Беседы;
-
Совместные праздники
-
Экскурсии
-
Анкетирование
Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду, участие детей в развлечениях и досугах, посвященных национальным праздникам.
Диагностические критерии оценки усвоения детьми содержания программы по приобщению к истокам казахской народной культуры
«У истоков родного края»
Знает основные народные праздники и обычаи с ними связанные.
-
Знает название и назначение предметов казахского народного быта.
-
Знает казахские народные и музыкально- фольклорные игры, изучаемые в рамках программы.
-
Знает казахские народные песни, стихи, пословицы- поговорки изучаемые в рамках программы.
-
Умеет провести анализ изделия; выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов).
Методы диагностики:
-
собеседование с детьми;
-
наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;
-
анализ результатов продуктивной деятельности.
Тематическое планирование на 2014-2015 год по работе с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
месяц
№
тема
содержание
часы
сентябрь
1
Экскурсия в юрту
Познакомить детей с жилищем казахского народа
1
2
Казахский национальный орнамент
Познакомить детей с казахским орнаментом
1
3
Украсим юрту
Познакомить детей с орнаментом,украшающим юрту
1
4
Предметы обихода
Знакомство с предметами обихода
1
октябрь
5
«Колыбель»
Познакомить с казахским обрядом « укладывание младенца в колыбель», колыбельной песней.
1
6
Казахская национальная одежда
Познакомить с историей казахского костюма
1
7
Украсим орнаментом камзол
Познакомить с казахским национальным орнаментом, украшающим одежду, украшение камзола.
1
8
Головные уборы
Развивать познавательный интерес к национальным головным уборам
1
ноябрь
9
Украсим тюбетейку
Украшение тюбетейки.
Привитие эстетического вкуса. Развитие творческого мышления и воображения.
1
10
Кочевой образ жизни казахского народа.
(макет «Аул»)
Познакомить с образом жизни казахского народа
1
11
Сказки о животных.
Познакомить со сказками и загадками о животных.
1
12
Обряд « Посвящение в наездники»
Познакомить с обрядом. Воспитывать интерес к традициям казахского народа.
1
декабрь
13
Казахские национальные игры
Знакомство с казахскими национальными играми
2
14
День Независимости.
Презентация « Путешествие по Казахстану»
Знакомство детей с государственными символами РК
2
январь
15
Казахский национальный фольклор
Познакомить детей с казахскими сказками, загадками, стихами.
3
16
Театрализация
Показ сказки
1
февраль
17
Казахские национальные инструменты
Познакомить с различными видами казахских инструментов
2
18
Домбра.
Знакомство с произведениями, исполненными на домбре
1
19
«Чудесный сундучок»
Собрать музыкальные инструменты(пазлы)
1
март
20
Казахские национальные блюда
Знакомство с казахской национальной кухней
1
21
Встречаем гостей
( мини-музей «Юрта»)
Познакомить с особенностями гостеприимства
1
22
Наурыз
Познакомить с особенностями празднования праздника Наурыз
2
апрель
23
Казахские национальные украшения
Знакомство с казахскими национальными украшениями
2
24
Украшение браслета
Украшение браслета
Привитие эстетического вкуса. Развитие творческого мышления и воображения.
2
май
25
Родной край
Знакомство с достопримечательностями родного поселка
2
26
Викторина с участием родителей и детей
Закрепить полученные знания
1
27
Экскурсия в краеведческий музей
Закрепить знания детей о жизни и быте казахского народа
1
Тематическое планирование на 2014-2015 год по работе с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
месяц
№
тема
содержание
часы
сентябрь
1
Экскурсия в юрту
Познакомить детей с жилищем казахского народа
1
Казахский национальный орнамент
Познакомить детей с казахским орнаментом
1
2
Украсим юрту
Познакомить детей с орнаментом,украшающим юрту
1
3
Казахская национальная одежда
Познакомить с историей казахского костюма
1
октябрь
4
Украсим орнаментом камзол
Познакомить с казахским национальным орнаментом, украшающим одежду
1
5
Головные уборы
Развивать познавательный интерес к национальным головным уборам
1
Саукеле
Изготовление и украшение саукеле
1
6
Национальные украшения
Познакомить с особенностями казахских украшений.
1
ноябрь
7
Изготовление браслетов
Привитие эстетического вкуса. Развитие творческого мышления и воображения.
1
8
Казахские национальные инструменты
Познакомить с различными видами казахских инструментов
2
9
Домбра
Знакомство с произведениями, исполненными на домбре
1
декабрь
10
Казахские национальные игры
Знакомство с казахскими национальными играми
3
11
День Независимости
Знакомство детей с государственными символами РК
1
январь
12
Казахский национальный фольклор
Познакомить детей с казахскими сказками, загадками, стихами.
3
13
Театрализация
Показ сказки
1
февраль
14
Предметы обихода
Знакомство с предметами обихода
2
15
Изготовление пиалы( папье маше)
Изготовление и украшение пиалы
2
март
16
Традиции и обряды
Познакомить с казахскими национальными традициями и обрядами
2
17
Наурыз
Познакомить с особенностями празднования праздника Наурыз
2
апрель
18
Казахские национальные блюда
Знакомство с казахской национальной кухней
2
19
Накроем стол
Познакомить с особенностями гостеприимства
2
май
20
Знаменитые люди
Знакомство с известными людьми Казахстана( поэты, певцы, композиторы)
3
21
Семь поколений
Составить генеологическое дерево семьи
1