Сообщение на тему Нетрадиционные методы формирования связной речи

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нетрадиционные методы формирования связной речи.

Одной из главных задач обучения детей в речевых группах является обучение детей навыкам связной речи. Связная речь формируется на основе практической деятельности ребенка и зависит от содержания, условий, форм общения детей с окружающими, связная речь обеспечивает общение и взаимопонимание людей, ее формирование непосредственно связано с развитием мышления.

Дети, поступающие в речевые группы, в особенности те, которые страдают общим недоразвитием речи, в основном пользуются ситуативной речью, характерной для детей раннего возраста. Это отрывочная, экспрессивная речь, включающая в себя жесты, мимику, отдельные слова и даже просто звукоподражание. Такая речь обычно понятна людям, близким ребенку, но не позволяет ему полноценно общаться с посторонними людьми, т. е. не выполняет в полном объеме функцию общения.

Усложнение познавательной деятельности ребенка требует более развернутой речи, и прежние средства ситуативной речи не обеспечивают понятности и ясности высказывания. Дети из речевых групп нуждаются в специальном обучении их связной речи, иначе они и в возрасте 5-6-ти и даже 7-ми лет не могут самостоятельно овладеть навыками последовательного, ясного изложения своих мыслей или изучаемого материала.

В своей работе по формированию связной речи у детей мы, в основном, пользуемся такими хорошо известными, отработанными методами, как:

  • составление рассказа по картине и по серии сюжетных картин.

  • пересказ литературных произведений.

  • описание игрушки.

  • рассказы детей из опыта.

  • творческие рассказы (по заданному началу, придумывание рассказа).

  • и др.

К сожалению, конкретной литературы, где бы были изложены нетрадиционные методы фактически нет. Также нет конкретного материала на эту тему и в материалах периодической печати по дошкольному воспитанию и логопедии. Я не претендую на создание новых, нее применявшихся раннее методов формирования связной речи у детей. Для этого у меня пока еще, к сожалению, слишком мало опыта работы.

Но я считаю, что можно используя хорошо известные методы и методики внести в них что-то новое и не традиционное.

Всем, кто работает с детьми хорошо известно, что малыши любят все новое, любят менять виды деятельности, сочетать казалось бы не сочетаемое, проявляя при этом удивительную фантазии. Если последовать за маленькими исследователями в их экспериментах, то взрослому откроется нечто новое и весьма привлекательное. Любая детская игра - это творческая деятельность. Игра и творчество имеют много общего: требуют относительной свободы и независимости, позволяют активно выразить собственное отношение к миру, получить удовлетворение от процесса создания. При этом ребенок будет вынужден правильно излагать свои мысли, выражать свое мнение и высказывать свои фантазии. Это будет способствовать развитию речи и обогащению словаря.

Педагогам при этом следует поощрять игровое экспериментирование, поддерживать творческие усилия ребенка при создании новых сюжетов.

Предлагаю некоторые игровые приемы, способствующие развитию фантазии детей и, как следствие, развитию связной речи.

1. «Оживление» предмета.

Любая вещь наделяется человеческими чувствами, желаниями, манерой поведения. Например, ребенок или взрослый берет на себя роль холодильника. Что может хотеть холодильник? Чтобы в нем было как можно больше вкусных продуктов. Чего он может опасаться? Чтобы их у него не отобрали. Какая история могла с ним произойти? Однажды холодильник купил тысячу брикетов мороженого и пошел в парк, чтобы раздать их детям.

Дошкольники вообще склонны оживлять мир. Например, дети считают облака живыми, так как они движутся. Предлагаемая игра позволяет ребенку четко различать мир реальный, где «вольности» не всегда допустимы, и мир воображаемый, где возможны любые преобразования и превращения.

  1. Прием «овеществления».

Живое наделяется свойствами неживого. Например, педагог говорит: «человек-сосулька». Надо показать действия этого человека, рассказать где он живет, что ест, как ходит, чего опасается. (Дети, сосульки живут в холодильнике, питаются снегом и любят сахар. Больше всего они боятся тепла. Из своей квартиры - холодильника они выходят только зимой и осторожно, чтобы не разбиться, гуляют и т.д.).

  1. Прием «Клякса».

Капнуть на лист пятно чернил. Можно краски, туши, гуаши. Повертев лист дать растечься. Дети смотрят на бесформенное, на первый взгляд пятно, и включая свою фантазию, и при этом должны увидеть очертания какого- либо предмета (животного, человека и т.д.) и описать его. Здесь же можно использовать песок, фасоль, бисер и т.д.

  1. Прием «Музыка».

Педагог включает какую-нибудь ранее изученную на уроках музыки мелодию. Например, вальс Штрауса «Французская полька». Под музыку ребенок представляет где он находится, что делает, как он одет, как кружится по залу и т.д. и рассказать это педагогу, либо друг другу. В вальсе «Сказки Венского леса» можно услышать и пение птиц, и шум деревьев, и ауканье, что позволяет детям фантазировать в ходе своего рода игры.

Таких приемов при желании можно придумать очень много. Это могут быть, например:

  • теневой театр - силуэты различных предметов;

  • записи голосов и звуков животных и людей;

  • осколки стекла различного цвета;

  • компьютерные игры

Используя эти методы, педагог способствует развитию у детей логического мышления, фантазии и способности к рассуждению, а это позволяет детям, используя доступные им языковые средства, последовательно вести повествование. Так дети овладевают навыками монологической речи, самым трудным видом речи для детей дошкольного возраста. Педагог при этом учит детей планировать свои рассказы.

Те навыки связной речи и вышеназванные приемы, которые дети усваивают в детском саду, они будут использовать и в повседневной жизни и игре вне детского сада.

На занятиях должна быть создана спокойная атмосфера. Ребенку важно постоянно чувствовать, что все его старания и усилия поддерживаются взрослыми, что им довольны, у него все получается. Успехи каждого, особенно если ребенок что-то сказал по своей инициативе, должны быть обязательно замечены и одобрены.

Я думаю, что мои коллеги, в своей работе пользуются теми или иными нетрадиционными способами в развитии связной речи, хотя, на мой взгляд, четкую границу между традиционным и нетрадиционным провести трудно, поделятся своим опытом.




5


© 2010-2022