Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

1.Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Современная социальная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследствие утраты духовно-нравственных ценностей.
Духовно-нравственное воспитание - в узком смысле слова - это воспитание духа, привитие духовных качеств личности, а в широком смысле слова - эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру и т. д.

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость».
В устном народном творчестве сохранились нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т.д. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т.д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, - словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Каждый жанр русского народного творчества - кладезь народной мудрости. И в каждом - огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.

Таким образом, фольклорные произведения русского народа помогают , с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны - именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.

Современное образование находится на новом этапе развития - идёт его модернизация. В связи с этим образовательное учреждение любого уровня ориентировано на творческую успешную личность, готовую проявлять инициативу и аналитическую самостоятельность. Поэтому обновление содержания дошкольного образования, технологий и системы качества оценивания является закономерным. В педагогике давно стал популярным тезис Л.С. Выготского о том, что хорошо только такое обучение, которое ведет за собой развитие.

Восприятие фольклора -это выработка определенных эстетических, нравственных, социальных и духовных критериев, формирующих национальное самосознание как эстетическое восприятие (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова, О. А. Никифорова, Г. П. Новикова, Т. Д. Полозова, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, Т. Я. Шпикалова, М. П. Якобсон и др.). В одной из работ А. В. Запорожец подчеркивал, что «Ознакомление с народными играми приводит ребенка к осознанию нравственного смысла человеческих поступков, помогает принять более высокие общественные мотивы».

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет прийти к выводу, что восприятие детьми фольклора является важным звеном художественно-эстетического развития личности. Процесс восприятия народных песен, хороводов, обыгрывания песен доставляет детям эстетическое наслаждение, влияет на духовный мир личности. Формирование потребностей, мотивов поведения способствует развитию ее мыслительных процессов, расширяет кругозор, углубляет познания.

Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам.

Освоение фольклора не сводится к сумме разученных произведений, а предполагает создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки ребенка и становится частью его жизни.

Недостатки в результатах:

- у детей недостаточно знаний о духовной культуре (обычаи, обряды, праздники, песни, танцы, произведения художественной литературы);

- дети мало осведомлены о жанрах фольклора;

- поверхностность знаний народного фольклора.

Недостатки в процессе:

- недостаточно методических разработок, средств, способствующих формированию у детей начальных представлений о русских культурных традициях;

-во-вторых, необходима преемственная связь в работе детского сада и школы;

-в-третьих, должно осуществляться действенное сотрудничество семьи и сада.

Недостатки в условиях:

- недостаток наглядного материала, на основе которого формируется интерес к фольклору, культуре русского народа;

- недостаток методической литературы, позволяющей знакомить детей с жанрами народного фольклора;

- недостаток дидактических пособий и дидактических игр, основной целью которых является освоение и практическое применение разных фольклорных жанров.

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.


2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведённого анализа.

На основе анализа представленных недостатков в результате, основном процессе и условиях его организации можно сформулировать профессиональную проблему - осуществить поиск, определение и применение в педагогический процесс средств, которые позволят эффективно сформировать потребности восприятия у старших дошкольников фольклорных жанров.

3. Характеристика новых образовательных результатов:

Целевые ориентиры

Конкретизация

Проявления

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусств (словесного, музыкального).

Владеют навыками восприятия и понимания произведений искусств (словесного и музыкального). При восприятии музыкальных произведений дети улавливают динамическую сторону, ритм, темп и мелодию.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.

Становление эстетического отношения к окружающему миру. Формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Дети уважают себя и своих сверстников, культуру своего народа, самобытность русской культуры, понимают неповторимость и индивидуальность своего народа.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам.

Формирование элементарных представлений о видах искусств, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора. Овладение основными навыками игры на детских музыкальных инструментах.

Дети проявляют интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремятся двигаться под музыку, эмоционально откликаются на различные произведения культуры и искусства. Дети играют на народных музыкальных инструментах.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,

Владение речью как средством общения и культуры; стимулирование сопереживания персонажей художественных произведений; развитие речевого творчества.

Дети исполняют русские народные песни участвуют в народных танцах водят хороводы. Дети пытаются непосредственно воздействовать на героев художественных произведений.

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Реализация самостоятельной творческой деятельности (восприятия художественной литературы и фольклора). Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы.

Активно участвуют в театрализованной деятельности по сценариям в основе которых русские народные сказки. Дети проявляют интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Необходимо разработать календарно-перспективное планирование на три года работы, подобрать методическую литературу, наглядно - дидактические пособия, музыкально - дидактические игры, направленные на активизацию познавательного развития, разработать и адаптировать для детей дошкольного возраста диагностические карты, определяющие уровень развития представлений и человеке в истории и культуре.

Используется такой музыкальный материал, как русские народные потешки («Шапка да шубка» р.н.прибаутка, «Ах ты, котенька - коток» р.н.п), считалки, дразнилки, попевки и песенки («Ладушки» р.н.п.обр.Фрида), русские народные игры («Игра с погремушками» р.н.п. обр. Быканова), хороводы и пляски («Ходит Ваня» р.н.п.; «Пляска с платочками» р.н.м. обр. Ломовой, «Сапожки» р.н.м. обр. Ломовой); русские народные плясовые мелодии.

Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день. На этих песнях, хороводах дети приобщаются к миру взрослых, где живут уважение, взаимопонимание, любовь. Восприятие дошкольниками фольклора происходит на основе синтеза основных форм художественной деятельности - музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда. Этот синтез осуществляется за счет участия в данной деятельности воспитателей ДОО (проведения интегрированных занятий на которых дети погружаются в мир сказок, народного эпоса).

Для того, чтобы работа по приобщению детей к фольклору была плодотворной, задействуется большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

  1. Проведение праздников с целью знакомства детей с фольклором и традициями своего народа - «Ой да, во светелке», «Веселая ярмарка», «Посиделки»;

  2. Театрализованная деятельность по сценариям, в основе которых русские сказки;

  3. Сюжетно - ролевые игры, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов взаимодействия друг с другом - «Игра с матрешками»;

  4. Оформление уголка «Русская изба».

Работа опирается на принцип включения ребенка в конкретную ситуацию и освоение определенной культурной обстановки и выстраивается в соответствии с психологическими особенностями детей. Непринужденная форма проведения развивающих занятий помогает заинтересовать и поддерживать устойчивый интерес ребёнка на протяжении всей деятельности. Благодаря включенности ребенка в деятельность, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего. Распевая песни, участвуя в народных танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах, играя в народные игры, дети нравственный кодекс, заложенный во всем этом, принимают к действию.

Очень важно создать для детей такие условия, чтобы они почувствовали себя участниками событий, творчески использовали полученные знания. Особая роль отводится играм, танцам, так как они являются действенным способом сближения детей на основе общих познавательных интересов.

Непременным условием результативности в воспитании и развитии дошкольников через малые фольклорные жанры является использование бесед о старине, чтение художественной народной литературы с обсуждением, экскурсий в музей.

Для создания атмосферы заинтересованности и включённости детей можно создать уголок в группе в виде « избы», где поместить предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских народных сказках: коромысло, кувшины, самовар и т. д.

Дети обязательно станут отзывчивее, эмоциональнее, великодушнее. В их маленьких душах загорится искра духовного творческого патриотизма, которая будет разгораться и позволит в дальнейшем назвать им себя сынами и дочерьми своей Родины.

Данный подход к проблеме дает положительные результаты в воспитании и развитии детей. Дети активно используют полученные знания в разнообразных видах деятельности, имеют навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками, доброжелательного отношения к окружающим.

Концепция дошкольного воспитания акцентирует внимание на проблемах воспитания, самоценности дошкольного детства, так как именно в нем ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим, духовным ценностям. Итак, можно сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.

Для отслеживания результатов восприятия детьми дошкольного возраста фольклора проводится диагностика и оформляется в форме карты наблюдения.

Диагностика уровня развития восприятия фольклора

Автор: Верещагина Наталья Валентиновна

№ п/п

Показатели

(знания, умения ,навыки)

Оценка

Выполняет самостоятельно

С помощью воспитателя

Не выполняет совсем

1.

Знает направления народного творчества, эмоционально реагирует в процессе восприятия

+

2.

Может использовать элементы народного творчества в театрализованной деятельности

-

3.

Знает некоторые виды народного фольклора(песни,потешки , сказки ,хороводы ,народные игры)

+

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Методы: проблемная ситуация, наблюдения в образовательной деятельности.

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

В каждом образовательном моменте детской жизни педагог использует все возможности для обогащения социально-нравственными представлениями, гуманными чувствами и культурой общения каждого ребёнка.

В связи с этим достижению новых образовательных результатов способствуют новые условия:

Кадровые:

  • повышение квалификации педагогов по вопросам разработки эффективных методов по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русского народного творчества ;

  • участие в методических объединениях ,посвященных духовно-нравственному воспитанию дошкольников;

  • создание творческих объединений педагогов по углубленному изучению отечественной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней. ;

Научно-методические:

  • календарно - тематическое планирование работы фольклорного кружка «Берегиня»;

  • создание методического материала для работы с детьми, на основе которого формируется интерес к истории и культуре русского народа;

  • применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие духовности;

  • методические пособия для работы с родителями в духовно - нравственном и патриотическом воспитании;

  • составление сценариев тематических мероприятий, позволяющих знакомить детей с русскими народными традициями ;

  • детско-родительский проект «Традиции нашей семьи»;

  • буклеты для родителей по теме фольклора;

  • совместное посещение музеев и выставок.

Материально-технические:

  • подбор видеоматериалов по духовно - нравственному и патриотическому воспитанию;

  • электронные презентации по фольклору;

  • картины, иллюстрации по тематике фольклора;

  • учебно-дидактические игры фольклорного содержания.

  • приобрести:

  • компьютер в группы;

  • проектор

  • интерактивная доска.

Нормативно-правовые:

- разработана концепция образовательной деятельности с применением интерактивных технологий формирования навыков художественно-эстетического развития у дошкольника;

- разработано Положение о творческой группе, график работы творческой группы;

Информационные:

  • подключение Интернет в группу;

  • пополнение медиатеки по фольклору.

Организационные:

  • использование разнообразия видов детской деятельности и их интеграция в целях повышения социально-нравственного развития;

  • организация встреч с людьми старшего поколения и сельскими жителями.

13



© 2010-2022