Упражнения для развития связной речи.
-
Учить подбирать определения и эпитеты (Какие бывают собаки: большие, служебные …); -
Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза); -
Подбирать действия к предметы и наоборот; -
Подбирать синонимы, антонимы; обстоятельства, дополнения… -
Назвать слова с определённым слогом, звуком; -
Составлять словосочетания и предложения с заданными словами; -
«Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.); -
«Длинные и короткие слова» (придумать, проговорить и сравнить слова: пол-потолок…); -
«Назови по-своему» (назвать по-новому стихотворение, сказку, рассказ); -
«Назови по-разному» (назвать по-разному одну и ту же игрушку); -
«А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»); -
Переделать известную сказку; -
Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова); -
Придумать название замку, фантастическому животному и т. д.; -
Придумать продолжение сказки; -
«Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить); -
Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок - злой, лиса - добрая и т. д.).
|
Беседа
Взрослым очень интересно То, что всем давно известно! «Как зовут?», и «Кем ты будешь?», И «Кого ты больше любишь - Маму, папу или братца?» Всё не могут разобраться! А вот завтра я поеду На беседу К логопеду! Он мне скажет: «Порычи!» Он попросит: «Помычи! Пошипи И пожужжи! И язык мне покажи!» Хорошо пойдёт беседа У меня и логопеда! Людмила Фадеева
|
|
Развитие речи ребёнка в норме. -
Подготовительный период (от 0 до 1 года). 2-3 месяца - гуление; 4-6 месяцев - лепет; 9-12 месяцев - первые слова. 2.Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет). 1,5-2 года - фраза; к 3 годам - связная речь (несколько фраз). 3. Дошкольный период (от 4 до 6/7 лет). К 5 годам - сформирован фонематический слух, звукопроизношение, обобщение понятий, словарный запас - 2-3 тыс. слов. 6-7 лет - звукобуквенный анализ, словарный запас - до 6 тысяч слов. 4. Школьный период (от 6/7 до 17 лет). Овладение письменной речью, сознательное овладение языком. Особенности речевого развития детей 6-7 лет. -
Правильно произносят все звуки родного языка; -
Производят простейший звуковой анализ слов; -
Обладают хорошим словарным запасом (3,5 - 7 тысяч слов); -
Грамматически правильно строят фразу; -
Умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку и составить рассказ по картинкам; -
Свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль); -
Способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно; -
Способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения. | Предпосылки нормального развития речи ребёнка. -
Психологическое и физическое здоровье. -
Нормальные умственные способности. -
Нормально развитый слух и зрение. -
Потребность в речевом общении. -
Полноценное речевое окружение. Предпосылки для успешного овладения грамотой. -
Слух, зрение, интеллектуальное способности (развитые высшие психические функции) - норма, развитые зрительно-моторная координация и слухо-моторная координация (слухо-зрительно-моторная координация). -
Психическое и физическое здоровье. -
Психическая активность. Активность познавательных процессов, работоспособность. -
Сформированность эмоционально-волевой сферы. Опыт речевого общения. -
Полноценное речевое окружение. -
Нормальное развитие двигательной сферы.
Артикуляционная гимнастика. Арт. гимнастику проводят каждый день в течение 3-5 минут, не больше трёх упражнений на одном занятии. Внимание: арт. гимнастику проводят сидя перед зеркалом, спина прямая, тело не напряжено. Комплекс № 1 (общий). 1.Удерживание губ в улыбке; -
2.Вытягивание губ вперёд трубочкой; 3.Чередование положения губ (улыбка - трубочка); 4.Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки; 5.Удерживание широкого языка (лопатка) на нижней губе; | 6.Удерживание узкого языка (иголочка); 7.Движения языка (широкого/узкого) вверх, вниз, за зубы (верхние/нижние), вправо, влево, отодвигание языка в глубь рта. Комплекс № 2 (для свистящих и шипящих). -
Вытянуть губы вперёд трубочкой и дуть на ватный шарик (следить, чтобы щёки не надувались); -
Немного приоткрыть рот, положить расслабленный язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя…(упражнение делается на одном выдохе); -
Кончиком языка «почистить» нижние/верхние зубы, делая движения языком вправо-влево и вверх-вниз. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не опуская языка закрывать и открывать рот (следить, чтобы не провисала ни одна из сторон языка). Комплекс № 3 (для звуков [р-л]). -
Улыбнуться, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («Как лошадка цокает»), следить, чтобы двигался только язык, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь; -
Улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка погладить твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад; -
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [д]: д-д-д-д…( следить, чтобы работал только язык, чтобы звук [д] имел характер чёткого удара, а не был хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться).
|