Родительское собрание О капризах и упрямстве во 2 младшей группе

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАУДО "Центр развития ребёнка - Детский сад"

г.Ялуторовск 2015г.

Воспитатель: Чуракова О.П.

Родительское собрание

"О капризах и упрямстве" (кризис 3 лет)

Вторая младшая группа

Цель: расширять представления родителей об особенностях возраста 3 лет. Выработать совместно с родителями формы помощи и общения с ребёнком в этот сложный период.

Задачи:

1.Привлечь родителей к обсуждению различных проблемных ситуаций.

2. Способствовать развитию педагогического и творческого потенциала родителей.

3.Наметить способы преодоления возникающих проблем в воспитании детей в период кризиса.

Форма проведения: ситуативный практикум.

Ход

1.Приветствие

Добрый вечер, уважаемые родители. Мы очень рады видеть вас. Сегодня мы приглашаем вас к разговору о наших детях.

2.Психологический настрой на работу.

Ведущий обращается к участникам.

Я начну с заявления, которое касается родительского опыта. Вам, кто соответствует, либо согласен с данным утверждением,должны встать и поменяться местами.

Примеры:

- Пусть встанут те, кто читает детям перед сном.

- ... Кто любит путешествовать вместе с детьми.

- ... Кто занимается со своими детьми больше одного часа ежедневно.

- ... Кто любит тратить деньги на своё любимое чадо.

- ... Кто часто сталкивается с упрямством и капризами ребёнка.

- ... Кто заметил, что малыш стал непослушным и изменился не в лучшую сторону.

- ... Кто заметил, что ребёнок стал проявлять самостоятельность.

Какой вывод можно сделать из этого упражнения?

Вывод:

При всех различиях и непохожести, мы, родители, сталкиваемся с подобными проблемами, беспокоимся о сходных вещах, мечтаем о тех же результатах воспитания.

Притча

Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи мудрец, какая у меня в руках бабочка живая или мёртвая". А сам думает: "Скажет живая - я её умертвлю, скажет мёртвая - выпущу". Мудрец, подумав, ответил:"Всё в твоих руках".

Именно в наших руках, в руках взрослых: мам, пап, педагогов какое поведение есть и будет у нашего ребёнка, и какими вырастут наши дети. Итак тема нашей встречи "Капризы и упрямства", "Кризис з лет", "Кризис независимости", "Кризис самостоятельности", "Возраст упрямства и строптивости".

Основная часть

Ведущий предлагает занять места родителям в соответствии со временем года "Лето и осень", "Зима и весна".

Введение в проблему

Как вы думаете, что такое каприз? Упрямство?

Каковы же причины возникновения капризов и упрямства?

Участникам предлагается собрать из слов эти понятия и пояснить.

Дополнительная информация для педагога:

Каприз - это бурное проявление гнева и злости. Это когда ребёнок понимает нельзя, но настаивает на своём. Капризы свойствены детям, которые не знают как достичь своей цели иначе, такой ребёнок зависим от взрослых.

Упрямство - это способ настоять на своём, самоутверждение. Самое главное для ребёнка не уступить, настоять на своём.

Причины:

- Нарушение режима дня;

- Смена обстановки;

- Обилие новых впечатлений;

- Плохое самочувствие;

- Переутомление.

Обобщение ведущего:

Но ведь мы говорим о развитии ребёнка. А всякому процессу развития помимо медленных перемен, свойственны и скачкообразные переходы-кризисы.

Представьте себе цыплёнка, ещё не вылупившегося из яйца. Как безопасно ему там. И всё-таки хоть инстинктивно, но он разрушает скорлупу, чтобы выбраться наружу. Иначе он просто задохнулся бы под ней.

Опека наша для ребёнка - та же скорлупа. В какой то момент она ему необходима. Но малыш растёт, меняется изнутри, и вдруг приходит срок, когда он сознаёт, что скорлупа мешает росту. И он сознательно ломает её, чтобы испытать превратности судьбы, познать неопознанное, неизведанное. И главное - это открытие себя. Он независим, он всё может. Но в силу своих возрастных возможностей он не может обойтись без матери. И он за это сердится на неё, "мстит" слезами, капризами. Свой кризис он не может утаить, тот, словно иглы у ежа, торчит наружу и направлен только против взрослых. По мнению психологов, малыш в 3-3,5 года переживает один из кризисов, окончание которого знаменует новый этап детства - дошкольное детство.

Симптомы характерные для поведения ребёнка в этот период Л.Выготский назвал"Семизвездием симптомов"

Упражнение "Семизвездие симптомов"

Поэтому характеристику кризиса 3 лет мы представим в виде цветика-семицветика.

На лепестках написаны различные возрастные проявления детей, выберите из предложенных только 7 признаков, которые характеризуют проявление кризиса.(родители выходят и собирают цветок).

Какие симптомы выбрали? Почему оставшиеся не взяли?

Лепестки: негативизм, упрямство, строптивость,своеволие, протест-бунт, деспотизм, пренебрежение, любознательность, дружелюбие, отзывчивость.

Дополнительная информация для педагога:

Негативизм (непослушание)- это когда ребёнок не хочет что-то делать, потому что это предложил взрослый. Ребёнок хочет продемонстрировать свою самостоятельность.

Например: "Взрослый утверждает, что "эта игрушка хорошая" и слышит в ответ:"Нет плохая!", но тут же взрослый говорит: "Она плохая!", ребёнок опять возражает: "Нет хорошая!".

Упрямство- ребёнок настаивает на чём-то не потому, что он действительно этого сильно хочет, а потому что хочет, чтобы с его мнением считались.

Строптивость- ребёнок выражает недовольство взрослым и его действиям и всем что ему предлагают делать.

Своеволие- проявляется в том, что ребёнок всё хочет делать сам. "Я буду одеваться сам"

Протест-бунт- это когда конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В такой ситуации взрослым необходимо соблюдать спокойствие, но не идти на поводу желаний ребёнка.

Деспотизм - ребёнок старается стать хозяином положения, проявляет власть над окружающими. Он хочет, что бы всё было для него и больше не для кого.

Пренебрежение - Ребёнком обесценивается всё то, что не вызывало раннее отрицательных эмоций и было даже интересно: игрушки, предметы обихода, знакомые люди.

Обсуждение проблемных ситуаций. Игра "В яблочко"

Как нам, взрослым вести себя рядом с малышом, как объяснить частые капризы и не сорваться на крик от возмущения?

Давайте поддержим друг друга советами и личными наблюдениями.

Работа в группах (зачитываются ситуации)

1.В магазине ребёнок требует что-то купить. Взрослый не покупает и ребёнок начинает капризничать, топать ногами, кричать.

Как часто ребёнок капризничает по этому поводу? Как вы реагируите на поток слёз и криков?

2.Ребёнок отказывается вечером ложится спать, хотя по детскому режиму уже давно пора быть в кроватке.

Как вы поступите, ваши действия?

3.Илюша с усердием натягивает колготки. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготки почти надеты, но наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту "бесцельную возню",быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребёнку колготки. Мальчик поднимает крик: "Сам!", "Сам!"."Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь сам". Мама вздыхает: "Когда только научится".

Каковы последствия поведения мамы? А каковы ваши действия в данной ситуации?

4.Миша бросается с криком на пол, чего то требуя. Родители непреклонны. Миша кричит громче, ногами стучит сильнее, слёзы катятся. Мама крепится с трудом, но её стойкости хватает ненадолго, и она говорит папе: "Ну, ладно, давай уступим".

Что можно сказать про эту ситуацию? Как стоит поступать родителям?

Ведущий: Судя по вашей реакции, можно сделать вывод, что каждому из вас важно знать о психологических, возрастных и индивидуальных особенностях ваших детей. В ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть агрессия рождает агрессию.

Упражнение "Ладошки"

Ведущий: Я прошу соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую. Левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление.

Ведущий: Мы обсуждали различные ситуации, делились опытом. Итак, что же мы положим в свою копилку педагогических идей.

Упражнение "Копилка педагогических идей"

- Понять, что это временно.

- Иметь в запасе множество способов переключения внимания.

- Учить ребёнка не кричать, а договариваться.

- Пересмотреть свою систему запретов и разрешений.

- Используйте игру "Наоборот"

- Предлагать право выбора. Не предлагать надеть кофту, а спросить:"Какую кофту ты наденешь красную или синюю".

- Поддерживайте стремление к самостоятельности.

- Быть всем членам семьи единодушными в воспитании.

- Не следует говорить "да" когда необходимо твёрдое "нет".

- Большую роль играет положительный пример взрослых.

- Развивать таланты, играть с детьми.

Ведущий: Зачастую проблемы в поведении детей, их трудности - в нас самих: в нашем диктате, попустительстве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребёнка, и тогда военные действия, которые вы ведёте с ребёнком, перестанут быть необходимыми. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребёнку: "Я тебя люблю, мы вместе, рядом, и мы всё преодолеем". и как сказано было в начале в притче "Всё в твоих руках".

Мы приготовили памятки для вас с полезными советами, которые помогут вам в семейном воспитании.

Упражнение "Чаша"

Душа ребёнка - это полная чаша. Каким бы вы хотели видеть своего ребёнка? Какими качествами вы бы хотели его наделить?

У каждого из вас есть сердечко (сердечки вырезаны из цветной бумаги), напишите качество, которым вы хотели бы наделить своего ребёнка, назовите его и поместите в чашу.

Мы наполнили душу ребёнка самыми лучшими качествами. На эти лучшие качества наших детей нужно опираться в период кризиса.

Рефлексия

Упражнение "Пожелание"

Предлагаем родителям встать по кругу и, передавая друг другу символический предмет - зажённую свечу закончить предложение: "Я желаю вам..."



© 2010-2022