- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект НОД в старшей группе Пересказ отрывка из сказки Д. Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»
Конспект НОД в старшей группе Пересказ отрывка из сказки Д. Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Икасова А.З. |
Дата | 23.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект НОД в старшей группе по развитию речи
Пересказ отрывка из сказки Д. Н. Мамина -Сибиряка «Серая шейка»
Программные задачи: Упражнять детей в узнавании и назывании перелетных птиц (скворец, грач, ласточка, журавль, аист, утка, гусь, цапля, кукушка, жаворонок).
Продолжать учить детей передавать содержание небольшого по объему литературного произведения с помощью вопросов, пересказа по опорным картинкам, по ролям, от имени героев сказки.
Развивать у детей слуховую и зрительную память, творческое воображение, умение передавать характер персонажей сказки через собственное движение, голос.
Воспитывать бережное отношение к птицам, сочувствовать, сопереживать героине сказки.
Речевые задачи; закрепление словообразования названия птенцов, упражнение в употреблении винительного падежа множественного числа существительных; упражнять детей в употреблении слов с противоположным значением (нырнуть-вынырнуть и т.д.);
Активизация слова «полынья»
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, описание внешнего вида птиц, загадки, дид. игры по теме.
Материал: иллюстрации перелетных птиц, опорные картинки, дид. игра «Куда плывет уточка?», шапочки лисы, уточки, автора.
Ход: 1. Организационный момент. -Дети, вы любите играть? Посмотрите, какой серый мяч у меня в руках. Хотите с ним сыграть?
Назвать слова, противоположные по значению: (с мячом в кругу)
Приплыл - уплыл
Нырнул - вынырнул
Упал - встал
Пришел - ушел
Прибежал - убежал
Принес - унес
Проголодался - насытился
Поднял - уронил
Прилетел - улетел
Влез - слез
2. -Ребята, вы обратили внимание какой цвет у мяча? Какую сказку он вам напомнил? (Ответы детей).
- А мне он напомнил истории о маленькой уточке, Серенькой шейке. Хотите послушать ее. Присаживайтесь поудобнее и послушайте её начало
Серая шейка жила со своей семьей в лесу около речки. Однажды летом она попалась в лапы хитрой лисе и та перекусила ей крыло. Уточка не могла летать. С наступлением холодов все птицы начали готовиться к отлету в теплые края.
-
А вот какие птицы улетали в теплые края, вы мне подскажите. Тихо-тихо подойдите к столу, возьмите каждый по одной картинке и сядьте на свои места. Посмотрите на свои картинки, вспомните, как называется ваша птица. Сначала назовете свою птицу тихим голосом, а потом громким. Сл. игра «Тихо - громко». (Использовать карточку - символ)
-
Молодцы. Вы правильно назвали всех перелетных птиц.
-
-А знаете ли вы птенцов этих птиц?
Сл. игра «У кого кто?» (называют предложение и ставят картинки на доску)
У грача - грачата
У скворца - скворчата
У кукушки - кукушата
У аиста - аистята
У журавля - журавлята
У гуся - гусята
У лебедя - лебедята
У ласточки - ласточки
У утки - утята
Дети еще раз хором называют перелетных птиц, педагог переворачивает картинки обратной стороной. Ребята, а вы запомнили то место, на котором мы остановились? (Птицы готовились к отлету).
-
А вот Серая шейка не могла улететь. Она осталась зимовать на речке, которая протекала рядом.
Послушайте, что с ней было дальше. Рассказ воспитателем отрывка из сказки.
Все птицы улетели в теплые края. А Серая шейка осталась зимовать на реке. С наступлением холодов полынья, где плавала уточка, становилась все меньше и меньше. Серой шейке было одиноко и страшно. И она испугалась еще больше, когда на берегу реки увидела лису. Это была та самая лиса, которая перекусила ей крыло.
-
А, старая знакомая, здравствуй! Давненько не виделись! Поздравляю с зимой! - проговорила лиса.
-
Уходи, пожалуйста, я не хочу с тобой разговаривать-, ответила Серая шейка.
-
Это за мою-то ласку? Ну! Пока, дорогая! До свидания! - сказала лиса и убежала.
Серая шейка поняла, что лиса не оставит ее в покое. Она обязательно вернется.
Что же с ней будет?!
Беседа по содержанию:
-
Куда улетели все птицы?
-
Где осталась Серая шейка?
-
Что случилось с полыньей?
-
Кто пришел на берег?
-
Что сказала лиса Серой шейке?
-
Что ей ответила уточка?
-
О чем подумала Серая шейка?
Повторное чтение отрывка воспитателем с установкой на запоминание. (Использование опорных картинок)
-
Пересказ по опорным картинкам. Пересказ по ролям, от имени героев сказки.. Физминутка.
Имитация движений лисы и уточки.
-
Пересказ от имени лисы. Пересказ от имени уточки.
-
Серая шейка знала, что лиса вернется... И лиса, действительно, стала приходить каждый день. А уточка металась по полынье, не зная куда спрятаться.
Дид. игра «Куда плывет уточка?»
Уточка подплыла к камышам - уточка отплыла от камышей.
Уточка заплыла в камыши - уточка выплыла из камышей.
Уточка подплыла к берегу - уточка отплыла от берега.
Уточка нырнула в воду - уточка вынырнула из воды.
И неизвестно, как бы закончилась эта история, если бы не вышел из леса добрый человек, лесник, и не взял бы Серую шейку к себе домой.
Вот так, по-доброму, закончилась история Серой шейки.
-
Чей пересказ вам понравился больше и почему?
-
Итог. Анализ детских пересказов.
Ребята, кто вспомнит, какие птицы спрятались за этими картинками. (Ребенок называет птицу, педагог переворачивает картинку).