Развитие речи детей при ознакомлении с природой в среднем дошкольном возрасте

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие речи детей при ознакомлении с природой

в среднем дошкольном возрасте



Составитель: Бадретдинова Гульсирин Мухлисовна, старший воспитатель/педагог-психолог МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 4 «Светлячок» г. Азнакаево Азнакаевского муниципального района РТ

Природа - это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания.

В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, логического мышления. Вслушиваясь в речь детей, видно сколь скудны ещё познания детей о природе, событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат. Не хватает слов и для передачи смысла знакомой сказки, рассказа.

Можно обнаружить, что существительные ребёнок заменяет местоимениями, нарушает порядок слов в предложении и т.п. Типичны затруднения детей в употреблении склонений и спряжений (хотеть, хотят) и т. п. Одними замечаниями «говори правильно» дело не поправить. Всё это надо сделать своевременно, иначе, начав учиться в школе, ребёнок будет делать ошибки при письме.

Общение с природой способствует расширению словарного запаса у ребёнка, практическому овладению навыками словообразования, благотворно влияет на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже. Таким образом, в процессе систематических, целенаправленных наблюдений у ребёнка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложноподчиненным предложением.

Ежедневно педагоги с детьми проводят наблюдения в природе, и обязательной частью прогулки является использование художественного слова, чтение стихов о временах года. Наблюдательность рождает в ребёнке привычку делать выводы, развивает логику мысли, чёткость и красоту речи.

Большую роль в развитии речи по ознакомлению с природой дошкольников играет экологическая тропа детского сада. Это специально оборудованный маршрут на территории детского сада.

Нами в качестве объектов экологической тропы выбраны различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (цветники, деревья, кустарники, травы цветы, старые пни, гнезда на деревьях, яблоневый сад, огород, зона лекарственных растений - календула, мята, ромашка, одуванчик, подорожник). В цветниках красиво цветущие растения подобраны таким образом, чтобы в течение сезона одни цветы сменили другие. До поздней осени пышно цветет герань, петуния, астра, бархатцы. На прогулке педагоги закрепляют их названия, осуществляют уход за ними и этим самым развивают речь детей. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда. Также широко используем разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию», «Что где растет?», «Узнай и назови», «Вершки-корешки», «Когда это бывает?»

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами использовали опыты. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. (Опыты проводятся чаще всего в старших группах, в младшей и средней используем отдельные поисковые действия).

Понимая важность развития речи детей, прежде всего, определяются основные направления работы:

-создание развивающей речевой среды;

-освоение методов и приёмов обучения;

-составление перспективно-календарного плана по развитию речи детей;

-диагностика и учёт уровней речевого развития каждого ребёнка;

-взаимодействие детского сада и семьи по данному вопросу через беседы, консультации. Работа по развитию речи - это непрерывный процесс, связанный со всеми режимными моментами.

Особое внимание необходимо уделять самостоятельной творческой деятельности детей:

- представлять детям возможность выбора в процессе игровой деятельности;

- стимулировать детей комментировать (сопровождать речью свои действия);

- внимательно и тактично наблюдать за игрой детей;

- создавать условия для реализации различных видов деятельности;

- поощрять проявление детского словотворчества;

- поощрять самостоятельное экспериментирование, проводить исследования, опыты;

- предоставить детям право выбора средств для импровизации и самовыражения;

- создавать условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и

- улучшению окружающей среды (уход за растениями и животными);

- овладевать в самостоятельной деятельности «языком чувств».

При проведении коллективных занятий ставились следующие цели:

1. Развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь);

2. Развитие мелкой моторики рук;

Характер организации коллективного занятия в средней группе требует от детей слухового сосредоточения; включается решение проблемных речевых задач, творческих заданий, игровых упражнений на концентрацию внимания, соблюдения тишины.

Постепенно происходит переход детей от игр с игрушками, к играм со словом, в которых языковое обобщение и произвольное оперирование со словом - цель и прямой продукт обучения. Обучение строится на игровую и коммуникативную мотивацию. Общение сопровождалось шутками и смехом. Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи. Дети этому учатся в играх-инсценировках («Заюшкина избушка», «Лиса и заяц»). Можно изменить сюжет или его окончание, включить новые персонажи. Говорить разными голосами и с разной интонацией (повествовательной, вопросительной или восклицательной).

Для выработки хорошей дикции, чёткого и правильного произношения отдельных слов и фраз используются чистоговорки, потешки, считалки, стихотворения, которые произносятся с разной силой голоса и в различном темпе.

В словарной работе внимание уделяется правильному пониманию слов, их употреблению.

Проводится работа по активизации словаря детей названиями предметов, их качеств, свойств, действий, уточняются обобщенные понятия (овощи, деревья …). Дети называют действия, связанные с движением игрушек, подбирают определения к заданным словам (снег, снежинка, зима).

Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивая предметы по размеру, цвету.

При знакомстве с многозначными словами (игла, лапка и др.) используется наглядный материал (рисунки, иллюстрации). Например, находили на картинке предметы, которые назывались одним словом «игла» (швейная игла, игла у ежа, ёлки, сосны). Кроме того, дети знакомятся с происхождением некоторых слов (например, почему грибы называются подберёзовик, мухомор).

В средней группе расширяется круг грамматических явлений, которые дети осваивали и без наглядного материала. В играх (когда дети давали поручения животным, игрушкам) дети образовывали формы глаголов в повелительном наклонении. Так наблюдая за действиями игрушки, дети учатся правильно образовывать глаголы (летела, залетела, вылетела).

Составляя, с глаголами, словосочетания и предложения дети начинают овладевать построением связного высказывания («Закончи предложение», «Зачем тебе нужны…?»). Для развития связной речи дети учатся пересказывать литературные произведения.

В рассказывании по картине дети составляют небольшие рассказы и учатся сочинять рассказы из личного опыта (по аналогии с содержанием картинки).

Рассказывание проводится сначала по вопросам, затем в совместном рассказывании, а после и самостоятельно. Это предполагает обучение разным типам высказывания- описания, повествования, к рассуждениям (Мне нравится зима, потому что…).

Для формирования навыков повествовательной речи детям даются схемы составления совместного рассказывания (начало, середина, конец). Даётся зачин рассказу: »Как-то раз…», предлагается ребёнку наполнить его содержанием, развить сюжет. Собрались звери на полянке. Стали они. …Вдруг.… Взяли звери.… И тогда…

Заполнение схемы помогает ребёнку, закрепить представление о средствах связи между предложениями и между частями высказывания.

Интеграция и игровые приёмы дают возможность при меньших затратах времени и усилии со стороны детей, получить более полный объём информации. Грамотная организация деятельности детей - важное условие для того, чтобы дети постигали причинно - следственные отношения с объектами живой и неживой природы.

Пальчиковые игры, игры с природным материалом, мозаикой влияют на грамматической строй речи, поскольку упражнения мелкой моторики рук активизируют речевые зоны головного мозга.

Подвижные игры оказывают влияние на речь.

При знакомстве с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседа) и монологической (словесное творчество) речи.

Появление и пребывание знакомых детям героев сказок - Айболита, Колобка, Лесовика, Весны, Осени, Незнайки, Буратино и других персонажей делает занятие более интересным. Героем может быть как педагог, так и кукла. Он может передавать сообщение в форме письма, телеграммы, сюрприза. Такая форма организации позволяет детям чувствовать себя раскрепощено, усвоить познавательный материал, пообщаться

Наблюдения. На прогулках расширяются и уточняются конкретные представления о характерных признаках времён года. Важно не только помочь ребёнку заметить, что произошло, но и получить от него ответ, как он узнал об этом, почему он думает именно так, а не иначе. Это не только развивает связную речь, но и логическое мышление.

При наблюдении за птицами, обратить внимание на их повадки. Например, заметить, как целые стайки воробьёв садятся на деревья, заборы. При приближении человека улетают, как клюют пищу.

Вышли на прогулку - спросить: холодно ли, сильный ли мороз, есть ли на небе солнышко, дует ли ветер. Понаблюдать, как ветер раскачивает деревья, крутит и метёт снег; предложить повернуть лицо к ветру, отметить, что от ветра становится холоднее.

Учить детей определять погоду по приметам, устанавливать связи между явлениями природы. Когда сильный мороз, дым из труб поднимается столбом, снег скрипит под ногами, рассыпается в руках, при дыхании виден пар.

Система наблюдений, планирование на учебный год по сезонам, подбор стихов, рассказов, примет, загадок, пословиц сделало работу более интересной и содержательной.

Индивидуальная работа осуществляется во всех видах детской деятельности. Её проведение обеспечивает удовлетворение потребностей и интересов каждого ребёнка.

Индивидуальную работу хорошо проводить в утренние и вечерние часы в игровой форме, в обстановке естественного общения, на прогулке и др.

Речь идёт об описании игрушек, картинок, явлений природы, составлении совместных рассказов, о выполнении фонетических, лексических, грамматических упражнений.

Управление грамматическим развитием речи детей реализую, прежде всего, посредством совместной деятельности, общения как с самим ребёнком (в форме диалога), так и с другими детьми.

Результат

1.Эмоционально - насыщенное, содержательное проживание ребёнка в детском саду

2.Удовлетворённость естественными потребностями в общении, творчестве.

3.Активность, инициативность, раскрепощённость детей в общении.

4.Наличие интереса к миру природы, любознательность, проявление гуманных и охранительных способов взаимодействия с природным миром.

5.Проявление творческих способностей в различных видах детской деятельности.

Системная работа дала свои результаты. Ребята стали грамотнее говорить, исправлять ошибки в речи товарищей, использовать разные конструкции предложений.

Литература



1. М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова. Программа воспитания и обучения детей в

детском саду. Москва. Мозаика-Синтез. 2005г.

2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой-3 изд., испр. и доп.- М.:Мозаика-синтез,2015.-368 с.

3. Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад присмотра и оздоровления № 4 «Светлячок» г. Азнакаево Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан на 2014-2017гг.

4. С.Н.Николаева. Программа «Юный эколог». Творческий Центр. Сфера. Москва 2008г.

5. Н.А.Рыжова «Наш дом - природа» М.: Карапуз-Дидактика.2005г.

6. М.А.Поваляева. Развитие речи детей при ознакомлении с природой. Ростов-на-Дону.

Феникс 2002

7. О.С.Ушакова Развитие речи и творчества дошкольников Творческий Центр. Сфера.

Москва 2008г.

7



© 2010-2022