"Урок по обучению грамоте Звуки [т-т]; [д-д]. Буквы Т-Д"

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Цели:

1) воспитывающая

2) обучающая

3) развивающая

Воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

формировать навык беглого чтения на основе непроизвольной зрительной памяти, используя слоговые карточки;

познакомить детей с буквами, которые обозначают звуки [д], [д']; [т], [т'];

учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой.

продолжить ознакомление детей с морфемами слова.

Развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;

фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление,

развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

Выполнять систему упражнений направленных на релаксацию.






Формы работы

Методы

Тип урока

Форма урока

Оборудование

Фронтальная.

Коллективная.

Индивидуальная.

Групповая.

Разноуровневая.

Наглядный.

Беседа.

Диалог.

Практический.

Упражнение.

Самостоятельная работа.

Урок-мультимедиа знакомства с новыми звуками и буквами основного этапа обучения грамоте.

Классно-урочная.

*ИКТ

Компьютер.

Проектор.

Экран.

Презентация Microsoft Office PowerPoint.

*для практической работы

Старички-звуковички

Кружки оранжевого зелёного и синего цветов

Слоги с буквами Т, Д

Веера с буквами



Поставленная цель каждого этапа

Этапы урока

время

Ход урока

оборуд

Формы работы

Методы работы

Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.

I. Мобилизующий этап.

1. Организационный момент

- У нас сегодня необычный урок. Давайте расскажем гостям о себе.

-Мы умные, серьёзные

Мы отлично учимся, всё у нас получится.

Садитесь.

Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить.



Коллективная.



Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Подвести учащихся к формулированию темы урока.

2. Актуализация опорных знаний

-Скажите для чего нам нужны глаза? (Чтобы видеть)

-А уши? (Чтобы слышать)

-Какие звуки слышат уши? ( Неречевые и речевые)

- Какие 2 группы звуков вы знаете?

- Кто может пользоваться речью?

-Какой должна быть речь? (вежливой, чёткой, понятной, достаточно громкой, но не кричащей)

-Если вам захочется на уроке ответить на мой вопрос, как это сделать правильно? (Поднять руку и подождать, когда тебя спросят)

- А если спросят другого, имеешь ли право обижаться? (Нет)

Почему? ( Потому что спрашивают по-очереди)

-Какие виды речи бывают? (устная, письменная и мимическая)

-Как человек научился обозначать устные звуки на письме? (буквами)

- На какие две группы можно разделить все буквы в Буквограде?( Все буквы можно разделить на гласные и согласные.)

- Назовите лишнюю букву? Почему?

к л о м

Повторяем звуки и буквы.

Назови гласные буквы

«Русский язык» (первые уроки), 1 класс Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.,Пронина О. В.

- Назовите лишнюю букву? Почему?

о у а я

- Все гласные отдают команду твёрдости согласным звукам, а буква я - команду мягкости.

Дед Буквознайка прислал вам письмо

-- Здравствуйте первоклассники. В моей стране грамматики вас уже хорошо знают. У меня в стране много работы, потому что у нас живёт дед Буквоед и Весёлая стерка. Дед Буквоед питается буквами и всегда откусит лишний кусочек, а Стёрка как бы не старалась ходить аккуратно, всегда что-нибудь нужное сотрёт. Помогите мне пожалуйста навести порядок в стране грамматики.

- Поможем, ребята?

-Назовите словами, что изображено на слайде в 1 столбце?

(Дом, дятел.)

- Отгадайте предметы, изображённые во 2 столбце.

(Туча, ,терем .)

(На экране изображены 2 столбца предметов.)


Слайд

Слайд



Слайд



Слайд

Ресурс №118922


Слайд






Фронтальная.

Беседа.

Диалог.

Наглядный.

Самостоятельное формулирование учащимися темы и задач урока (реализация идеи педагогического сотрудничества).

На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании. Такой подход создаёт у учащихся самоустановку на достижение цели урока, стимулирует плодотворную учебную деятельность.

II. Целеполагание урока.

-Посмотрите, первые звуки слов засекречены на схемах? Озвучьте их.

О каких звуках мы сегодня поговорим?

- Верно, более того, мы сегодня узнаем какие буквы нужны для обозначения этих звуков и научимся читать с этими буквами.


Слайд

Проблемный

наглядный

  • Формирование мотивации учения и обучения.

  • Реализация принципа деятельности.

Знакомство детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [д, д ,], буквами Дд .

Артикулирование новых звуков. Во время аналитической работы через артикулирование новых звуков, наблюдение, реализовать важнейший принцип родному языку - внимание к материи языка.

Данная форма способствует формированию положительной мотивации учения познавательной активности, воспитывает чувство ответственности не только за себя, но и за своего товарища, активизирует учебную деятельность, создаёт комфортные условия для развития коммуникативных умений, повышает эффективность урока.


Соотнесение работы на слайде, на доске и в заданном порядке по плану готовит учащихся к одновременной работе с книгой, тетрадью, не забывая основной цели работы ( метод «виртуальной памяти»

III. Знакомство с новыми звуками.

- Дед Буквоед тоже хочет помочь. Он прислал вам шапочки учёных.

Надев их, вы моментально превратитесь в юных учёных-исследователей, а наш класс превратится в научно-исследовательский институт. Для этого давайте разделимся на 2 исследовательские группы.

Учащиеся садятся по группам

- Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам, существующим в институте. Давайте познакомимся с ними.

(Дети хором говорят правила работы в группе со слайда.)

Уважайте мнение друг друга.

Говорите по-очереди.

Не согласен - предлагай!

- На экране схемы с зашифрованными звуками.

Задание 1-ой исследовательской группе

Проанализируйте схемы к словам дом дятел.

Выберите нужный схематический знак

и подготовьте характеристику засекреченных звуков по плану.

Задание 2-ой исследовательской группе

Проанализируете слова обозначенные картинками туча терем

Выберите нужные схемы

и дайте характеристику засекреченных звуков на 2-й карточке по плану на карточке.

  1. О или -

  2. Твёрдый или мягкий

  3. Звонкий или глухой

Итог исследования.

- Теперь вы легко справитесь с заданием Буквоеда.

Каждой группе предстоит дружно одеть старичка-звуковичка или старушечку-звуковушечку, выбрав для него соответствующий схематический знак, платье, дав подушечку или колокольчик.

Объясните свой выбор.

Сверим с ответом Буквознайки.

В каком домике живут звуки в Звукограде?

Шапочки учёных




Слайд




Слайд






Схема ответа у каждой группы и на доске

Схемы к звукам

Рисунок и дополнения к нему

Слайд

Групповая.

Работа по группам Работа проходит в группах постоянного состава.

исследовательский

IV. Физминутка.

- Погуляем с ними по лесу

Только в лес мы зашли-появились комары

Раз хлопок, другой хлопок -побежим домой дружок.

Познакомить учащихся с графическим изображением изученных звуков,

Правильным названием букв,

Способами применения в грамматике



  • Развитие творческого мышления.

V. Знакомство с новой буквой.

- Мы поработали с новыми звуками. Наши старички-звуковички хотят получить в подарок букву. Скажите, зачем им буква? (чтобы обозначаться на письме)

- Я буду показывать разные буквы, если вы увидите нужную букву, то хлопаете в ладоши, если нет, то качаете головой.

- Кто знает, как правильно зовут новые буквы в Буквограде?

(Варианты ответов детей.)

- Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная?

(Варианты ответов учащихся.)

- Давайте найдём эти буквы на ленте букв. Найдите букву на веерах.

- Давайте пофантазируем, на что похожа буква д? (На крышу домика, на колокольчик, на печную трубу,….) т? (турник, антенна)








Зрительная фокусировка


  • Обучение варьированию голоса

  • На этапе чтения слияний, слов, связного текста организована дифференциация обучения по уровню подготовки к чтению

1)Формирование навыка чтения у детей, которые до школы не читали,

Формирование у них умения читать прямой открытый слог слитно. Осознание роли новой буквы и её места в составе слога. (Чтение слияний осуществляется группой плохо читающих учеников под руководством учителя.)

2)Формирование навыка слогового чтения с переходом на чтение целым словом. (Вторая группа (средне читающих учеников) читает слова самостоятельно

3)Формирование умения читать самостоятельно про себя, готовясь читать вслух. (Первая группа (хорошо читающие ученики) осуществляет чтение связного текста.)

VI. Чтение слогов, слов и текста с новой буквой.

1. Чтение слогов

Буквы Д и Т очень хотят подружиться с буквами гласных звуков.

-Поможем? (слайдовый показ, чтение слогов громче, тише, быстрее, медленнее)

2. Работа по учебнику

Задание 3-ей группе (плохо читающим детям)

- Ребята, которым я дала синий кружок - прочитайте слоги.

Задание 2-ой группе (средне читающим детям)

- Ребята, которые получили зелёный кружок - прочитайте слова в столбиках.

Задание 1-ой группе (хорошо читающим детям)

- Ребята, которые получили оранжевый кружок - читают предложения.

- Проверим, как справилась с заданием 2-я группа, а 1-я и 3-я группы присоединяйтесь к нам.

Слоговые карточки

коллективная


Разноуровневая. Индивидуальная.

практический


Самостоятельная работа.

Профилактика близорукости.

Гимнастика для глаз

Закройте глаза. Откройте. Посмотрите на слайд, понаблюдайте за дождинками, за лодочкой, солнышком, рыбкой.

Слайд

VII. Закрепление изученного материала.

1.Упражнение в слышании звуков.

Игра Поймай звуки.(хлопок перед собой руками, если услышал звук)

Молоток, дрель, дед, долото, дракон, каша, дикобраз, Дима, дымоход, доктор.

2. Определи место буквы

«Русский язык» (первые уроки), 1 класс Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.,Пронина О. В.

Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.,Пронина О. В.

3. Опережающее обучение.

Буквое д/т ?

- Буквоед хочет узнать, какую последнюю букву вы выберете для его имени?

Удивительно, но буквы согласных звуков иногда выполняют работу друг, друга. Узнать, какую букву выбрать помогают гласные

дед Буквоед, а деды- Буквоеды. Так какую букву выберем?)



Ресурс № 118833


Слайд


Практический.

Упражнение

Подводятся итоги урока, даётся устная оценка о работе учащихся на уроке, проводится рефлексия.

VIII. Рефлексия.

- С какими звуками мы познакомились на уроке?

- Назовите буквы, которыми обозначаются эти звуки.

- Что ещё нового узнали?

- Буквознайка очень доволен вашей работой. Посмотрим на экран, все ли задания выполнили. Это грамота! Грамотой награждаются грамотные ученики 1 класса: … за отличную работу на уроке обучения грамоте.


Слайд


© 2010-2022