Консультация для педагогов Формы взаимодействия педагогов с родителями

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ

(сообщение для педагогов)

Старший воспитатель - Бобрович Е.В.


Содержание работы с родителями реализуется через разнооб­разные формы. Главное - донести до родителей знания. Суще­ствуют традиционные и нетрадиционные формы общения педаго­га с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяют­ся на коллективные, индивидуальные и наглядно-информацион­ные.

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.

Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с кол­лективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей опреде­ленного возраста в условиях детского сада и семьи.

Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий роди­телей. Традиционно повестка дня вклю­чает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, как отмечалось нами выше, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». Не рекоменду­ется применять в работе с родителями казенных слов типа «док­лад», «мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязатель­на». Если педагог читает текст, не отрываясь, складывается впе­чатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каж­дого ребенка.

К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (медсестра, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.).

Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3-5 дней. Тему желательно формулировать проблемно, например: «Послу­шен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др.

В объявлении можно поместить неболь­шие задания для родителей, например, понаблюдать за поведе­нием детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т.д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания.

Как показывает опыт, родители активнее реаги­руют на индивидуальные приглашения, особенно если в их под­готовке принимали участие дети. Например, на собрание по тру­довому воспитанию можно подготовить приглашения в виде фар­тука или веничка, к Новому году - в виде елочки и др. Дело, конечно, не в названии проведения формы работы с родителя­ми.

Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами, такими как «Устный журнал», «Педагогическая гос­тиная», «Круглый стол» и др. Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителя­ми надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогичес­кое содержание «уходит». Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных меропри­ятий с родителями можно организовать беседы и собрания.

На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспита­ния детей. Целесообразно провести экскурсию по ДОУ, позна­комить родителей со специалистами, с объяснением профиля и задач учреждения; можно издать буклет, рекламу, рассказываю­щие о конкретном учреждении.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей.

Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогиче­ской беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие и воспитателя и родителей. Бесе­да может возникать стихийно по инициативе и родителей и педа­гога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стре­миться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В ре­зультате беседы родители должны получить новые знания по во­просам обучения и воспитания дошкольника.

Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приво­дить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекоменду­ется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Вос­питателю следует подобрать рекомендации, подходящие для дан­ной семьи, создать обстановку, располагающую «излить» душу. Например, педагог хочет выяснить особенности воспитания ре­бенка в семье. Можно начать эту беседу с положительной характе­ристики ребенка, показать, пусть даже незначительные его успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания ребенка, кото­рые, на взгляд воспитателя, еще необходимо доработать. Напри­мер: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и др.». Дать конкретные советы.

Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут прово­диться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его пси­хики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают ди­алог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать роди­телям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно при­сматриваться к детям, задумываться над тем, какими путя­ми их лучше воспитывать.

Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут полу­чить поддержку и совет.

Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (кон­верт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал опыт проведения «заочной» консульта­ции, родители задавали разнообразные вопросы, о которых не же­лали говорить вслух.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхност­ного суждения о роли детского сада, оказывают практическую по­мощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, ре­жимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями.

Они построены по типу теле­визионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлека­ются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах.

Проводятся игры с педагогическим содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический слу­чай», «КВН», «Ток-шоу», где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое.

Организуется педагогическая библиотека для родителей, книги им выдаются на дом.

Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручон­ки», досуги «Неразлучные друзья: взрослые и дети», «Семей­ные карнавалы». «Устный журнал» состоит из 3-6 страниц или рубрик, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут. Рекомендуемые рубрики: «Это интересно знать», «Говорят дети», «Советы специалиста» и др. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения.

Особой попу­лярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение кото­рых родители могут побывать в любой группе.

В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога, родителям предлагается подписать «визитку», приколоть ее на груди. Общение происходит в непринужденной форме с обсуж­дением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожела­ний родителей, использованием методов их активизации.

Интересной формой сотрудничества является выпуск газе­ты. В создании газеты участвуют администрация детского сада, педагоги, специалисты, родители и дети.

Одной из форм работы с родителями является созда­ние Попечительского совета. Попечительский совет ДОУ явля­ется коллегиальным органом самоуправления, постоянно дей­ствующим на- общественных началах при ДОУ.

Попечительский совет состоит из председателя и членов Попечительского совета в количестве семи человек.

Членами Попечительского совета являются заведующий ДОУ, родители детей, посещающих данное дошкольное образо­вательное учреждение, сотрудники ДОУ, а также представите­ли организаций, финансирующих деятельность дошкольного образовательного учреждения.

Задачами Попечительского совета являются содействие:

  1. привлечению внебюджетных средств для обеспечения
    функционирования и развития ДОУ;

  2. организации и улучшению условий жизнедеятельности
    детей в дошкольном учреждении;

  3. улучшению условий труда педагогического коллектива;

  4. организации совместной деятельности с родителями.

Таким образом, работа родителей и педагогов в условиях до­школьного учреждения носит ярко выраженный специфичес­кий характер сотрудничества, так как изменились и содержа­ние, и формы взаимоотношений между родителями и работни­ками дошкольного учреждения.


Литература:

  • О. Л. Зверева, Т. В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект». изд. Творческий центр «Сфера». М, 2005

  • О. В. Солодянкина «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. пособие для работников ДОУ». Изд. «Аркти», М. 2005

  • Т. Н. Доронова «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями». М., 2002

© 2010-2022