Особенности коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с нарушениями развития

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


1


Особенности коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с нарушениями развитияОсобенности коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с нарушениями развитияОсобенности коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с нарушениями развитияСодержание:

Приложение ............................................................................................................34




Введение

Взрослые в лице родителей, воспитателей, дефектологов, несомненно, играют важнейшую роль в социализации личности ребенка. Однако осознание своей главенствующей позиции в этом процессе довольно долго приводило взрослых к тому, что они не замечали значимости того формирующего

личность социально-психологического воздействия, которое способны оказывать на ребенка его сверстники.

В то же время, результаты последних исследований показали что больше всего проблем, трудностей и отклонений наблюдается в сфере общения дошкольников - как со взрослым, так и со сверстниками.

Учитывая значимость общения для всех направлений развития психики и личности детей, данные результаты побуждают обратить особое внимание на состояние коммуникативной сферы дошкольников.

Воспитатель должен считаться с тем, что одногруппники в детском саду, товарищи по играм во дворе - это тоже своего рода социальные воспитатели личности ребенка. Но обычно взрослые мало задумываются над тем, какими именно способами дети воспитывают друг друга.

В обыденной жизни воспитатели склонны в большей или меньшей степени учитывать влияние среды сверстников как факт. Иногда они хотят извлечь из него пользу, например, когда отдают домашнего ребенка за год до школы в детский сад только для того, чтобы он привык быть в детском коллективе и «научился общаться». Иногда, наоборот, взрослые активно борются с влиянием сверстников, стараясь свести на нет «бесцельные» прогулки и игры детей во дворе, их «пустую» болтовню и «уличные» считалки, песенки, дразнилки. Свободное игровое общение детей такие прагматики- взрослые стремятся заменить полезными, с их точки зрения, занятиями с педагогами или заданиями, которые должны увеличить количество знаний, умений и навыков у ребенка.

На основе исторического анализа установлено, что в педагогике интерес к проблеме игры и ее организации имеет давнюю традицию. В России игра была важной частью социокультурной практики и народной педагогики, ведущей моделью досуга.

Учитывая положение психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника, мы считаем, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие ненасильственно осуществить адекватной развитие мышления ребенка.

Очень велико значение игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов.

Развитие ребенка в игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. Это может быть лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.

Увлекательные игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Все это делает игру важным средством развития мышления и речи дошкольников.

Учитывая все выше сказанное, можно считать тему работы «Развитие коммуникативных способностей на занятии у детей дошкольного возраста с нарушениями развития» актуальной.

Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

  1. Сущность понятия «коммуникативные способности»

Коммуникативные способности - это комплексное многоуровневое личностное образование, совокупность коммуникативных характеристик личности, а также ее социально-перцептивные и операционно-технические знания и умения, обеспечивающие регуляцию и протекание деятельности общения. В структуре коммуникативных способностей выделяют следующие блоки:

  • личностный блок;

  • социально -перецептивный;

  • операционно-технический блок.

Коммуникативные способности - это во многом степень успешности использования вербальных и невербальных средств общения, т.к. по словесному каналу передается чистая информация, а по невербальному - отношение к партнеру по общению.

Невербальное поведение человека неразрывно связано с его

психическими состояниями и служит средством их выражения.

На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир

личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро научаются приспосабливать

свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела i

оказывается менее пластичным.

Коммуникативные навыки и общение как таковое - многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности. И в этом смысле относится к явлениям материальным. Но в ходе общения его участники обмениваются мыслями, намерениями, идеями, переживаниями, а не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, фиксированными в материи. Следовательно, общение способствует передаче, обмену, координации идеальных образований, существующих у индивида в виде представлений, восприятия, мышления и т.п.

Функции общения многообразны. Их можно выявить при сравнительном анализе общения человека с разными партнерами, в различных условиях, в зависимости от используемых средств и влияния на поведение и психику участников общения.

В ходе общения действуют механизмы социальной перцепции, люди лучше узнают друг друга. Обмениваясь впечатлениями, они лучше начинают разбираться в себе, учатся понимать свои достоинства и недостатки. Общение с реальным партнером, как отмечалось ранее, может осуществляться с помощью разнообразных средств передачи информации: языка, жестов, мимики, пантомимики и др. Люди различаются между собой по умению пользоваться этими средствами. Нередко в разговоре слова имеют меньшее значение, чем интонация, с которой они произносятся. То же можно сказать и о жестах: порой всего лишь один жест может полностью изменить смысл произнесенных слов.

Поскольку общение - это взаимодействие, по крайней мере, двух людей, то трудности при его протекании могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное недостижение цели, неудовлетворение побуждающего мотива или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которое общение обслуживало.

Психологическими причинами этого могут быть: нереальные цели, неадекватная оценка партнера,, его способностей и интересов, неверное представление своих собственных возможностей и непонимание характера оценки и отношения партнера, употребление не подходящих к данному случаю способов обращения с партнером.

При изучении трудностей общения существует опасность сведения их многообразия только к неудобствам, связанным с плохим владением техникой взаимодействия, или к сложностям, возникающим из-за слабого развития социально-перспективных функций. В действительности же эта проблема приобретает глобальный характер и охватывает фактически все аспекты общения.

Коммуникативные способности - это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям. Образованные и культурные люди обладают более выраженными коммуникативными способностями, чем необразованные и малокультурные.

Применяемые на практике техника и приемы общения имеют возрастные особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются с окружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники. Приемы и техника общения пожилых людей, как правило, отличаются от общения молодых.

Дети более импульсивны и непосредственны в общении, в их технике преобладают невербальные средства. У детей слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно эмоциональный характер. С возрастом эти особенности общения постепенно исчезают, и оно становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экспрессивно экономным.

Совершенствуется и обратная связь.



  1. Особенности коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с нарушениями развития

Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Уже с момента рождения малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Т. А. Репина, Е. В. Субботский, С. Г. Якобсон и др.).

В социальном развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.

Такай трактовка коммуникативных способностей предполагает использование понятия «нормативной ситуации» (Н. Е. Веракса).

Нормативная ситуация как единица культуры представляет собой такое" образование, в котором происходит преобразование натуральных форм активности в культурные. Оказавшись в какой-либо ситуации общения с взрослыми или сверстниками (в детском саду, на улице, в транспорте и т. д.), ребенок с развитыми коммуникативными способностями будет понимать, каковы внешние признаки данной ситуации и по каким правилам в ней нужно действовать. В случае возникновения конфликтной или другой напряженной ситуации такой ребенок находит позитивные способы ее преобразования. Тем самым в значительной степени снимается проблема индивидуальных особенностей партнеров по общению, конфликтов и других негативных проявлений.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе - группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого ребенка. Одной из них может быть нарушение взаимоотношений внутри семьи; есть и более сложные - психофизиологические особенности ребенка (определенная незрелость или минимальные поражения нервной системы вследствие неблагополучного протекания беременности матери или родов, что при правильном воспитании преодолевается к 7-8 годам).

Очень часто трудности в общении испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально-личностная сфера: недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляционной и тонкой моторики - все это снижает коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать свое пожелание; повышенная ранимости и обидчивость. А ведь общение со сверстниками становится все более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период сензитивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми.

Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.

Чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в общении необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление все время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребенку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.

Эти два взаимосвязанных навыка - умение контролировать свои эмоции и умение общаться, как показывает опыт отечественных педагогов и психологов (М. И. Чистяковой, Н. В. Самоукиной, В. И. Кабрина, Е. В. Рыбак и др.), наилучшг/м образом формируется в процессе детского коллективного творчества и художественного освоения мира, которые порождают особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую на психику ребенка.

Следовательно, коммуникативные способности - это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы.

Известно, что нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т.д.); не уточнив ситуацию общения, не создав потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в него. Среди различных форм взаимодействия с детьми специалисты называют театрализацию (в частности, театрализованные игры), занятия по развитию речи.

  1. Игра как средство формирования коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с нарушениями развития


Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед педагогами ДОУ - помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Способность общения или коммуникативные способности необходимо развивать с раннего возраста.

Коммуникативные способности включают в себя:

  • желание вступать в контакт,

  • умение организовать общение,

  • знание норм и правил при общении.

Bceму этому мы учим ребенка в семье, в детском саду, в общении с воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение - это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. И мы, как педагоги, должны вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Нередко задачи коммуникативного развития подменяются задачами развития речи, а точнее, обогащения ее языковыми средствами (пополнение словарного запаса, формирование словообразовательных навыков). Однако за низким уровнем речевого развития ребенка скрывается более серьезная проблема - недостаточность овладения коммуникативным поведением в целом.

Определенная часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Это дети с заниженной самооценкой, эмоциональной неустойчивостью (беспокойные дети), агрессивностью, конфликтные, застенчивые, замкнутые и имеющие речевые нарушения.

Что же мешает ребенку общаться с другими детьми? Прежде чем приступить к решению этого вопроса, необходимо выяснить причины. Для этого мы используем различные диагностические методики, которые проводит дефектолог. А наиболее доступным для воспитателей и достоверным диагностическим методом, я считаю наблюдение за тем, как ребенок играет. Свои наблюдения воспитатели фиксируют в «Дневниках наблюдений», обсуждают с дефектологом и совместно планируют этапы работы.

Организация работы с детьми по развитию коммуникативной сферы ставит перед педагогами задачи, требующие интеграции всех разделов, взаимосвязь работы по коммуникативному развитию с ролевой и театрализованной игрой, музыкально-ритмическими движениями, художественной литературой и прочее.

Мне хотелось бы остановиться на игровой деятельности.

Игра - это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка. Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить» и «дружить». Не случайно и современный ребенок обычно говорит: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю». Это, в сущности, означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу!»

Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив - это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения. Игры очень разнообразны и условно их можно разделить на три большие группы: Сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений, ребенок может развить не только речевые умения, но и научиться играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними. В игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми.

С развитием ребенка меняются и формы игрового общения. Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов и желаний каждого из участников. Педагог использует различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи - всего того, что требуется для жизни в коллективе. Можно сказать, что воспитание в игре есть школа навыков культурного общения.

В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.

В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманных, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.

Каков же путь развития игры? Когда она становится сюжетноролевой? Когда малыш появляется на свет, он учится общаться с взрослыми, знакомится с окружающим миром. К 6 месяцам малыш овладевает практически всеми навыками общения, кроме речи. Он отвечает улыбкой на улыбку и отворачивается, когда хочет прекратить общение. Однако навык общения необходимо упражнять и оттачивать, прежде всего, в игре (например, всем известные с детства «Ладушки», «Идет коза рогатая» и другие).

На рубеже 2-3 лет у ребенка возникает самая первая форма игры, которую психологи назвали режиссерской. В ней есть очень много сходного с деятельностью режиссера фильма или спектакля. Сходство с режиссерской деятельностью заключается в том, что ребенок придумывает сценарии и представляет в пространстве, кто из героев, где будет находиться, и как персонажи будут взаимодействовать.

Когда ребенок научился самостоятельно придумывать сюжет и получил опыт ролевого поведения, то возникает основа для развития сюжетно-ролевой игры. Сюжетная игра сопровождает ребенка до младшего школьного возраста, видоизменяясь и приобретая повое содержание. Поэтому очень важно правильное планирование работы с детьми. Мы составили перспективный план на группу, учитывая динамику развития игры, тематику занятий.

Педагогическая работа по руководству игрой отражается в перспективном плане в нескольких аспектах:

  • приемы педагогического влияния на содержание игр;

  • помощь детям при реализации игры;

  • развитие сюжета;

  • формирование взаимоотношений между участниками игры.

Перед знакомством с новой игрой у нас проводится предварительная работа:

  • чтение,

  • показ наглядного материала,

  • изготовление атрибутов к игре.

Особое значение в правильном планировании игры является постоянный анализ и оценка воспитателями своих действий и действий детей в игре. В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. В результате работы у детей формируются коммуникативные способности, так как дети по окончании игры анализируют роль каждого участника игры, обсуждают ошибки. Таким образом, роль сюжетно-ролевой игры в формировании и развитии коммуникативных способностей и

взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика.

Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является

театрализованная деятельность. Актер театра должен уметь четко

произносить текст, выразительно передавать мысли, интонацию. Поэтому в

качестве мотива на исправление речевых дефектов у детей дошкольного I

возраста выбрана театрализованная игра, которая помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности. Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» ( Л. С. Выготский).

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений, а является созданием условий для коррекции речевых нарушений и развития психических функций детей.

Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством коммуникативного развития и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Но у нас в детском саду ' театрализованная игра является одной из главных игр с детьми. В каждой группе имеются разнообразные виды театров (настольные, кукольные, пальчиковые), которые используются в различных видах деятельности. Дети владеют техникой исполнения, проявляют творчество, распределяют роли, инсценируя знакомую сказку. Совместно с воспитателями изготавливают необходимые атрибуты.

С развитием ребенка развивается и усложняется игра: сначала

используются малые этюдные формы (игры-имитации животных, птиц), затем игры-импровизации, инсценировки, драматизации и режиссерская игра.

Театрализованные игры свободны в импровизации, не подчиняются жестким правилам и условиям. Дети разыгрывают различные сюжеты, ситуации, беря на себя чьи-то роли. Тем самым вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Эти игры особенно полезны для развития образной и выразительной речи.

Игры с правилами. К ним относятся дидактические, настольные, подвижные игры. Четкими правилами эти игры способствуют познавательному, двигательному развитию. Основной компонент игры - правила. Благодаря ним возникает новая форма удовольствия ребенка - радость оттого, что он действует так, как требуют правила. Правило открыто, т.е. адресовано самому ребенку, at не игровому персонажу. Поэтому оно может стать средством осознания своего поведения и овладения им. Игра с правилами развивает у ребенка необходимые способности: во-первых, выполнение правил связано с осмыслением воображаемой ситуации; во-вторых, несмотря на то, что игры познавательные, коллективная игра учит еще и общаться.

Игру необходимо использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

В совместной деятельности мы также используем различные игры и упражнения, способствующие развитию основных умений общаться.

К сожалению, необходимо отметить, что воспитанники детских садов стали меньше играть. Поэтому мы играем не только в совместной деятельности, но и на занятиях вводим игровые ситуации, побуждающие детей к сближению друг с другом.

Такие -занятия-игры предусматривают формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что и называется культурой общения.

Игровые задания подбираются по принципу от простого к сложному, короткие и доступные по содержанию. В качестве своеобразного отдыха предлагаются подвижные игры, позволяющие детям расслабиться.

Что могут сформировать у детей занятия-игры:

  • коммуникативные способности и качества,

  • умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами,

  • позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие»,

  • умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений,

  • умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств,

  • умение взаимодействовать и сотрудничать.

Что требуется от взрослого во время занятий:

  • терпение;

  • желание играть и верить в игру так, как верит в нее ребенок;

  • умение принимать всех детей такими, какие они есть;

  • умение выслушивать любой ответ, любое предложение, любое решение ребенка;

  • способность к импровизации.

Каждый человек, в том числе самый маленький, индивидуален, неповторим. Учитывайте это в общении с ним и всячески подчеркивайте. Научитесь не сравнивать одного ребенка с другим; не ставить никого никому в пример.

В ходе таких занятий мы даем детям не только новые знания, но и решаем их эмоциональные проблемы, развиваем воображение, уверенность в себе, но самое главное - мы получаем огромную радость от общения с ними, завоевываем их доверие и дружбу. Но без помощи семьи нам не обойтись. Развитие игровой деятельности начинается, прежде всего, в семье. Когда ребенок становится старше, идет в детский сад, родители считают, что теперь он должен играть сам, со сверстниками и что старые игры ушли в прошлое, к теперь наступила эра компьютерных игр.

Только при взаимодействии педагогического коллектива с семьей задача обучения родителей игре может быть решена полностью. Наш коллектив тесно сотрудничает с родителями во всех направлениях, в том числе и в игровой деятельности. Проводятся различные консультации, семинары - практикумы, приглашаем родителей играть вместе с детьми в группе. Мы должны играть вместе - воспитатели, педагоги, родители и дети. Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, появляется общее дело, тем самым устанавливаются взаимоотношения, взаимопонимание, что сложно сделать потом.

Вывод. Бедность и примитивность игры пагубно отражаются на становлении личности, а также на коммуникативном развитии детей - ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно совместная игра - главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила.

Глава 2. Практическое содержание работы по развитию коммуникативных способностей на занятии у детей дошкольного возраста с нарушениями развития

2.1 Диагностика развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с нарушениями развития


Итак, с целью обеспечения индивидуализации и дифференциации способностей ребенка проводилась диагностика уровней развития коммуникативной сферы детей. Используемые методы и методики можно условно разделить на объективные и субъективные. К объективным методам можно отнести те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе. Подобная картина, так или иначе, отражает характер их взаимоотношений. При этом констатируются особенности поведения отдельных детей, их симпатии или антипатии. Нами был применен метод наблюдения»

Субъективные методы направлены на выявление внутренних глубинных характеристик отношения к другим детям, которые всегда связаны с особенностями его личности и самосознания.

На I этапе исследования было использовано несколько методов с целью выявления уровня развития коммуникативных навыков.

Методика 1. Для определения способности детей вступать в контакт, смело взаимодействовать со взрослыми использовался следующий вид диагностики.

Для этой цели подготавливается следующий материал: по 2 листа бумаги на каждого ребенка, где записывается его имя, фамилия, дата. Один протокол получает взрослый, к кому будет обращаться ребенок, другой остается у дефектолога, куда он заносит все действия ребенка, начиная с принятия им задания и заканчивая содержанием второго протокола. На индивидуальное обследование детей отводится на 2-3 дня. Педагог заранее предупреждает коллег, согласившихся принять участие в эксперименте: следует не только выслушать ребенка, но и задавать встречные вопросы, отвечать на поставленные.

Ход обследования. Дефектолог собирает всю группу и спрашивает, к примеру, кто пойдет к медицинской сестре и спросит ее от имени воспитателя, можно ли сегодня, в эту непогоду пойти на прогулку. Аналогичное задание, но, разумеется, другого содержания и обращенное к другому сотруднику получают остальные участники.

Что заносится в бумагу: 1. Вызвался ли выполнить поручение сам

ребенок или его попросили; как он отреагировал на просьбу. Важно учитывать следующее: а) ребенок должен знать, куда и к кому он идет; б) тот, к кому его направляют, в этот момент должен находится на своем рабочем месте. 2. Как ведет себя второй экспериментатор? Поздоровавшись с ребенком, выслушав его, спросив как зовут, из какой он группы, как зовут его воспитателя, отвечает на поставленные вопрос. По уходе дословно записывает ход встречи.

По возвращении ребенка в группу воспитатель спрашивает, как прошла встреча.

Обработка данных. Высокий уровень: сам вызвался выполнить

поручение, передал информацию и ответил конкретно на все вопросы взрослых; выполнил задание, но по поручению педагога. Средний уровень: сам вызвался выполнить поручение, но информацию передал не совсем точно. -Низкий уровень: не изъявил желания, информацию передал неточно; отказался выполнить поручение.

Методика 2. Для выявления в общении детей эмоциональной окрашенности, экспрессивности, динамичности возможен следующий метод диагностики.

Обследование проводится подгруппами - по 5 детей - и требует подготовки. Речь идет об инсценировке - «силами» кукол - рассказа «Репка». Все наблюдения заносятся в бумагу: количество высказываний, в том числе и эмоциональных, быстрота реакции на сложившуюся ситуацию.

Обработка данных. Высокий уровень: ребенок активен, эмоционален, высказывается в числе первых. Средний уровень: активен, эмоционален в меньшей степени, высказывается вместе со всеми. Низкий уровень: в ситуацию включается всегда последним или вовсе не реагирует на происходящее действие.

Методика 3. Для определения умения ориентироваться в социальной ситуации и понимать поведение других людей. Обследование проводится в 2 этапа. 1-й - чтение сказки «Три поросенка»; 2-й - индивидуальная беседа по содержанию сказки: ее проводят двое взрослых - один задает вопросы, второй записывает ответы в протокол.

Обработка данных. Высокий уровень: ребенок отвечает на все вопросы. Средний уровень: принимает, понимает, но не в состоянии точно

охарактеризовать ситуацию. Низкий уровень: не понимает, но при этом импонирует ему.

Все результаты исследования по диагностике развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с нарушениями развития представлены в таблице 1.

Таблица 1

№ п/п

Имя ребёнка

Методики выявления уровня развития коммуникативных навыков

Способность детей вступать в контакт

Эмоциональность

Окрашенность

Экспрессивность

динамичность

Ориентирование в социальной ситуации

Уровни обработки данных

высок

сред.

низ.

высок

сред

низ.

высок.

сред

низ.

1

Аня

+

+

+

2

Андрей

+

+

+

3

Серёжа

+

+

+

4

Софья

+

+

+

5

Миша

+

+

+

6

Мурат

+

+

+

7

Кирилл

+

+

+

8

Данил

+

+

+

9

Алёша

+

+

+

10

Сергей

+

+

+



Диаграмма 1.





Диаграмма 2






Диаграмма 3


Вывод: по результатам проведенной диагностики развития

коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с нарушениями развития видно, что высокий уровень обнаружен у 27% испытуемых, средний - 33 %, низкий - 40%. Дети самостоятельно вызываются выполнять поручения, но информацию передают не совсем точно. В игровую ситуацию включаются не активно, мало эмоциональны. Не всегда понимают поведение людей, поэтому не в состоянии точно охарактеризовать ситуации. Все это свидетельствует о низком уровне коммуникативных навыков.

2.2 Формы и методы развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с нарушениями развития средствами

II этапом исследования стало проведение коррекционной работы, направленной на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы. Ее основой стал синтез занятий по обучению общению, музыкально-театральной деятельности. В качестве основных методов и приемов на занятии в различной

последовательности используются:

  • коммуникативные игры (Приложение 2),

  • беседы на различные темы (Приложение 3),

  • театрализованные игры (Приложение 4).

Цель данной наработки состоит в оказании практической помощи детям в социальной, адаптации: устранении искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов ребенка со

сверстниками, а также в определении возможных путей решения следующих задач:

  1. Развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении.

  2. Развитие у детей на конечном этапе навыков общения, знаний о нормах и правилах поведения.

  3. Развитие игровых умений, навыков адекватного поведения, воображения и творческих способностей.

  4. Формирование у детей положительного отношения к окружающим, правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.

  5. Обучение искусству общения в различных формах и ситуациях

Указанные цели и задачи достигаются входе коррекционно-развивающих

занятий.

На занятиях и вне их обязательно должны быть созданы условия для художественного освоения ребенком окружающей действительности. К ним относятся пение, пластические движения под музыку, речевая художественная деятельность, совместные детские импровизации, игра со словом и звуком. В этих условиях с изменением среды и форм общения "У детей происходит разрушение неадекватных стереотипов поведения.

Большое внимание уделяется формированию дружеских и теплых отношений детей друг к другу, считая, что много здесь зависит от чуткого педагога, который должен обучать детей позитивным приёмам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.

При разработке комплекса занятий по развитию коммуникативных способностей мы обратили внимание на театральную деятельность, поскольку анализ современной научно-методической и практической литературы, посвященной театральной деятельности, показал, что, действительно, театрализация развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные

переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей умению общаться с другими людьми, отстаивать срою точку зрения, опираясь на правила речевого общения.

Наконец, театрализация используется в интересах речевого развития ребенка. Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями.

Главный методический прием в использовании игр - их многократное повторение, которое является необходимым условием художественного эффекта.

Как уже говорилось, театрализованная игра - один из подходов раннего распознавания способностей ребенка, и здесь педагогу надо быть исключительно внимательным и наблюдательным, фиксировать творческий и интеллектуальный рост своих подопечных.

Особенно следует обращать внимание на то, как говорят дети. Театрализованная игра способна приучить детей к искусству речевой коммуникации. Поэтому, удачно выстроенные, яркие, эмоциональные монологи и диалоги в таких играх надо при обсуждении положительно отмечать, стараться создать эмоциональный комфорт для наиболее полной творческой отдачи играющих.

Также для подготовки детей к театрализованной деятельности нами были использованы следующие театрализованные игры (Приложение 3).

Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении мы использовали весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности. Для развития у детей умения внимательно слушать и запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, - представлять образы героев, использовались специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?»

После беседы о прочитанном и пробных упражнений снова возвращаемся к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов.

Затем учить детей имитационным движениям, учить подмечать характерные особенности разных животных.

Имитационные движения отрабатывали на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.

Помимо специальных упражнений, проводимых с детьми по театрализованной деятельности, необходимо перед каждым занятием и в совместной деятельности проводить артикуляционную гимнастику, раскрепощать артикуляционный аппарат, развивать речевое дыхание. Проводить пальчиковую гимнастику, развивать подвижность пальцев, умение двигаться в соответствии со словами (Приложение 5).

Для выяснения эффективности проведенной коррекционной работы по повышению уровня сформированности коммуникативных способностей дошкольников с нарушениями развития была проведена повторная диагностика.

Результаты исследования представлены в таблице 2.


Таблица 2.

п/п

Фамилия, имя ребенка

Методики выявления уровня развития коммуникативных навыков

Способность детей вступать в контакт

Эмоциональная окрашенность, экспрессивность, динамичность.

Ориентирование в соц. Ситуации.

Уровни обработки данных

Высок.

Сред.

Низ.

Высок.

Сред.

Низ.

Высок.

Сред.

Низ.

1.

Аня


+



+



+


2.

Андрей


+



+



+


3.

Сережа


+



+




+

4.

Софья


+




+



+

5.

Миша

+



+



+



6.

Мурат

+



+



+



7.

Кирилл



+


+




+

8.

Данил


+




+



+

9.

Алеша

+



+



+



10.

Сережа

+




+



+











Диаграмма 1.



Диаграмма 2





Диаграмма 3



Сравним результаты первичного и вторичного диагностирования.

Таблица 3.


Уровни

Методики выявления уровня коммуникативных навыков

Способность детей вступать в контакт

Эмоциональная окрашенность, экспрессивность, динамичность.

Ориентирование в соц. ситуации

Первич.

Вторич.

Первич.

Вторич.

Первич.

Вторич.

Высокий

30%

40%

30%

30%

20%

30%

Средний

50%

50%

30%

50%

20%

30%

Низкий

20%

10%

40%

20%

60%

40%


Вывод: проводя сравнительный анализ по результатам первичной и вторичной диагностик уровня сформированности коммуникативных способностей дошкольников с нарушениями в развитии мы увидели, что в результате коррекционного воздействия на детей произошли некоторые изменения. Увеличилось количество детей с высоким и средним уровнем развития, а количество детей с низким уровнем развития коммуникативных навыков уменьшилось. Дети стали проявлять большую заинтересованность в желании общаться со взрослыми и сверстниками, активнее выполнять данные им поручения. С удовольствием участвуют в играх на развитие экспрессии. Но по-прежнему не всегда понимают мотивы поведения людей, плохо ориентируются в социальной ситуации. Поэтому коррекционная работа должна быть продолжена.

Вывод: Театрализованная деятельность, как разновидность

социокультурной деятельности оказывает благоприятное влияние на развитие коммуникативных способностей на занятии у детей дошкольного возраста с нарушениями развития, способствует активизации мышления, развития речи.

У дошкольников развивается интерес к окружающим людям, потребность в общении.

Расширились знания о нормах и правилах поведения, у 12% детей наблюдается развитие игровых умений, навыков адекватного поведения, воображения и творческих способностей.

Уровень социально-коммуникативного развития детей, направленного на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности повышается; развиваются навыки общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; происходит становление самостоятельности, целенаправленности и

саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками, формируется уважительное отношение и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формируются позитивные

установки к различным видам труда и творчества; формируются основы

безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Заключение

Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык дитя входит в мир окружающих его людей. Хорошее знание языка ребенку необходимо для общения и взаимодействия с окружающими, изучения других предметов, овладения программой детского сада, а в последующем - школы.

По определению известного психолога Р.С. Немова коммуникативные способности - это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность. Поэтому актуальность данного исследования не может подвергаться сомнениям.

Безусловно, при наличии определенных условий, планомерной работе,включение детей в социокультурную деятельность позволяет им в интересной форме с опорой на ведущую деятельность - игровую, расширить свой коммуникативный опыт и опробовать его в этой деятельности. Ребенок начинает чувствовать, что прекрасное может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознает, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. Формируется думающий, чувствующий, любящий и активный человек, готовый к творческой деятельности в любой области.

На занятиях дети играют, творят, создают, получают удовольствие от процесса, тем более что каждый из них играет именно того, кого он хочет.

Для успешной работы по данной проблеме мы использовали творческий потенциал ребенка, опираясь на его природные склонности. Нашли формы, которые способствуют формированию у детей дошкольного возраста навыков общения, чтобы понимать чувства других людей и адекватно на них реагировать.

Список используемой литературы.

1. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М: МГУ, 1968 - С.117

2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Спб.: Питер, 2008.

3. Гаврилушкина О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада. / О.Гаврилушкина // Ребёнок в детском саду.-2003 - №2 - С.12-16

4. Горохова Л.А., Макарова Т.Н. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ: Интегрированные занятия / Под ред. К.Ю. Белой - М: ТЦ Сфера, 2005.- 64с.

5. Горшкова Е. Учите детей общаться. / Е. Горшкова // Дошкольное воспитание. - 2002. - №1.

6. Даренская Л. Воспитание культуры общения / Л. Даренская // Ребёнок в детском саду. - 2002. - №1

7. Зазульская О.В. Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками. / О.В.Зазульская // Ребёнок в детском саду.- 2006.- №1. - С 2-8.

8. Зинченко Л. Попробуйте договориться: организация общения детей в малых группах. / Л. Зинченко// Дошкольное образование. - 2001. - №22. - С.19.

9. Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. Комплекс коррекционно-развивающих занятий и психологических тренингов. Картинный материал (приложение) - М.: «Издательство Гном и Д», 2001.-48с.

10. Кравцова E. Ребенок внутри общения: как дети дошкольного возраста общаются друг с другом / Е. Кравцова// Дошкольное образование. - 2005. - № 4.-С. 6.

12.Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина; под ред. Рузской А. Г. - М.- Воронеж, 1997. - 384 с.

  1. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. - М., Владос, 2000, кн. 1; Общие основы психологии - 688с.

  2. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада. // Дошкольное воспитание № 9, 1999 (статья в журнале).

  3. Якобсон, С. Г. Проблемы межвозрастного общения детей / С. Г. Якобсон // Ребенок в детском саду, - 2003. - № 2. - С. 17 - 20,












ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1
Методики диагностики
коммуникативных навыков у дошкольников.

Диагностика коммуникативно-речевых умений дошкольников.

Назначение: в ходе обследования выявляется контактность, активность, общее звучание речи, общая осведомленность ребенка.
Источник: Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников е задержкой психического развития. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 80 с.
Возраст: дошкольники.

1. Предварительная беседа для установления доверительных отношений с ребенком, выявление контактности, активности:

Как тебя зовут?
- С кем ты дружишь в группе? Почему?
- В какую игру ты любишь играть в детском саду?
- О чем ты любишь разговаривать с ребятами в группе?
- А с воспитателем?
- Какие мультфильмы любишь смотреть?
- Кто тебе читает книжки?
- Какая самая любимая твоя книжка?

2. Игровая ситуация (выявление интереса к общению, умения вступить в диалог, правильно излагать свои мысли, активность):

- «Представь себе, что я пришла к вам в группу. Как ты меня встретишь? Что ты мне скажешь? Сначала ты поздороваешься, узнаешь, как меня зовут, покажешь игрушки. Ты скажешь: "Здравствуйте, проходите, пожалуйста…" (предлагается речевой образец)».
- «Сейчас к тебе в гости придет зайчик. Я буду зайчиком. Подумай, что ты будешь говорить, о чем спросишь зайчика. Приготовься. (Логопед берет игрушку или картинку с изображением зайчика. Раздается стук, «зайчик» спрашивает: «Можно к вам в гости?…)»

3. Диалог по картинке для выявления интереса к общению, умения задавать вопросы (прием рекомендован В.И. Яшиной, 1998).

Инструкция: «У меня есть замечательная картинка. Вот она. Хочешь, я расскажу тебе, что здесь произошло? Только ты должен задавать мне вопросы, спрашивать меня о том, что здесь нарисовано. Можно задавать любые вопросы по картинке. Можно задавать много вопросов, я постараюсь на них ответить».

Оценка:

5 баллов - ребенок легко входит в контакт, активен в общении, понимает речь в полном объеме, умеет слушать, ответы на вопросы развернуты, он свободно пользуется лексическими средствами языка, в подборе слов не затрудняется, мысли выражает ясно, последовательно, умеет задавать вопросы в ходе диалога, проявляет интерес к заданиям;

4 балла - ребенок достаточно контактен, однако в общении участвуют по инициативе других, речь понимает в полном объеме, умеет слушать, умеет отвечать на вопросы, хотя иногда ответы могут быть недостаточно развернутыми, испытывает некоторые затруднения при формулировании вопросов;

3 балла - ребенок контактен, не всегда, не всегда понимает речь в полном объеме, может отсутствовать дистанция при общении со взрослыми, он часто перебивает собеседника, может соскальзывать на побочные темы, повторять одни и те же фразы, не умеет правильно излагать свои мысли, испытывает трудности при формулировании вопросов, чаще всего ограничивается вопросом «Что это?», требуется побуждение;

2 балла - ребенок контакт устанавливает с трудом, требуется значительная активизация, побуждение, так как ребенок малоактивен и малоразговорчив, понимает речь не в полном объеме, отвечает на вопросы односложно или вообще игнорирует вопросы. Может наблюдаться избирательность общения, затрудняется сформулировать вопрос. Скован во время эксперимента;

1 балл - в контакт не вступает, проявляет избирательный негативизм.















Отношение ребенка к себе и другим

Многое о ребенке могут рассказать рисунки, особенно если темы: «Моя семья», «Мое заветное желание», «Чего я боюсь» и др. По тому, как и что ребенок рисует, можно сделать вывод о его душевном состоянии.

Возьмем для примера рисунок «Моя семья». Предложите ребенку нарисовать, а тему подскажите сами: «Нарисуй нашу семью». Не нужно подсказывать ребенку, кого и как рисовать. Дайте ему альбомный лист, простой и цветные карандаши.

Результаты. Особенного внимания заслуживает искажение реального состава семьи - порой это сигнал эмоционального конфликта, неблагополучных отношений. Расположение й размеры фигур указывают на особенности взаимоотношений в семье. Кто на рисунке выше ростом, тот для ребенка - главный человек в семье; кто ближе всех расположен к ребенку - тот наиболее желаем в общении. Если малыш нарисовал себя отдельно от всех, он ощущает свою изоляцию. Ребенок с заниженной самооценкой располагает рисунок лишь на небольшой части листа.

Обратите внимание на прорисовку отдельных частей тела. Символика рисунка следующая:

  • голова - разум и контроль;

  • тело - чувства, страсти;

  • шея - возможность осуществления контроля разума над эмоциями;

  • руки - установление контакта с близкими людьми;

  • ноги - опора в реальности и свобода передвижения.

Обратим внимание на лица тех, кого нарисовал ребенок:

  • глаза - орган печали, тревоги и контроля;

  • уши - возможность слышать и слушать, воспринимать информацию (в том числе критическую) в свой адрес;

  • рот - возможность разговаривать, есть и... нападать.

Тревожные, неуверенные в себе дети по нескольку раз могут перерисовывать свой рисунок, стирать отдельные его элементы. Кроме того, они предпочитают занимать не все пространство листа, а лишь его часть. Обратим внимание на преобладающие цвета рисунка. Яркие, жизнерадостные тона (желтый, зеленый, голубой) говорят о положительном состоянии ребенка, а использование «мрачных» красок - черных, темно-синих - о сниженном эмоциональном фоне.

После того, как малыш закончил рисовать, спросите его, кого он изобразил на рисунке, подпишите вместе с ним персонажей. Спросите ребенка, что они делают, весело им или грустно и почему? и... не торопитесь с выводами.

Результат может зависеть в большей степени от сиюминутного настроения ребенка, от его желания рисовать и от вашей способности понять истинные причины происходящего с ребенком.

































Особенности межличностных отношений ребенка

(методика Рене Жиля)

Начиная с 4-х лет можно использовать эту методику для определения того, с кем ребенок стремится общаться, как он относится к своим сверстникам. Кроме диагностических возможностей, эта методика поможет вам, уважаемые родители и воспитатели, начать осуществлять реальную помощь ребенку с трудностями в общении.

Вы вместе с ребенком обсуждаете предлагаемые ситуации, помогаете найти оптимальный выход из затруднений.

Итак, предложим ребенку картинки и ситуации:

  1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Покажи, где сядешь ты? (на рисунке изображены мама, папа и сверстники, сидящие за круглым столом)

  2. И на этой картинке покажи, где ты сядешь. (на рисунке изображены мама, папа, брат и сестра)

  3. А теперь размести за этим столом свою семью. Здесь необходимо предложить ребенку нарисовать свою семью, сидящую за круглым столом, таким же, как в предыдущих картинках.

  4. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать. Ты можешь взять с собой одного человека. Кого бы ты взял с собой?

  5. Ты потерял очень дорогую для тебя вещь. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?

  6. Ты на прогулке за городом. Покажи, где находишься ты?

  7. Размести на этом рисунке себя и еще нескольких человек. Скажи мне, что это за люди?

  8. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то один получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте?

  9. Твои друзья идут на прогулку. Где находишься ты?

  10. С кем ты больше всего любишь играть?

  11. Вот твои товарищи. Они ссорятся и, по-моему даже дерутся. Покажи, где находишься ты. Расскажи что произошло.

  12. Товарищ взял твою игрушку без разрешения! Что ты будешь делать: плакать, жаловаться, кричать постараешься отобрать, начнешь бить?

  13. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что ты сделаешь: надуешься? заплачешь? закричишь? уйдешь, несмотря на запрет? или что-то еще?

  14. Вечером вы всей семьей находитесь дома. Расскажи, кто из вас чем занимался.

Не стоит задавать все вопросы за один раз. Лучше обсуждайте их с ребенком в тот момент, когда и у вас есть для этого время, и у малыша нет других забот (тоже важных «детских» дел).

Этот тест поможет вам лучше увидеть свою семью, причем именно в том ракурсе, в каком видит ее ваш ребенок, понять, почему не складываются отношения вашего ребенка с другими детьми.

1-5-я ситуации связаны с диагностикой семьи. Психологи считают, что те члены семьи, рядом с которыми ребенок себя располагает, душевно ближе всего ему. Тот, кого ребенок располагает напротив себя, наименее приемлем в семье. С ним малыш чувствует внутреннее противоречие.

Интересные сведения могут дать 4-я и 5-я ситуации. Если ребенок отдает предпочтение кому-то, кто не входит в семью, это означает некоторую его изолированность, чувство одиночества, в семье.

6-7-я ситуации помогают выяснить, отношения с какими людьми ребенок предпочитает поддерживать. Если он называет только взрослых, это означает, что он испытывает трудности в контактах со сверстниками или сильную привязанность к значимым взрослым. Отсутствие же на рисунке родителей может означать отсутствие эмоционального контакта с ними.

Ситуации 8-12 определяют отношения вашего ребенка с другими детьми. Выясняется, есть ли у ребенка близкие друзья, кто получает вместе с ним подарки (8), находится рядом на прогулке (9), с кем малыш предпочитает играть (10).

II-я и 12-я ситуации определяют стиль поведения ребенка в конфликтных положениях и его умение решать их.

13-я и 14-я ситуации определяют особенности реакций ребенка и его поведение при общении с матерью (13) и отцом (14).

Итак, мы начали изучать вместе с вами мир ребенка. Но хотим вам напомнить, что большинство детских проблем - это следствие тех трудностей в общении, которые есть у родителей.











СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «ДВА ДОМИКА»

(по Т.Д. Марцинковской)

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам.

Оборудование: Лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них - большой красивый, красного цвета, а другой - маленький, черного цвета.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Ход исследования:

В процессе исследования педагог-психолог индивидуально беседует с каждым из детей, а воспитатель решает вопросы дисциплины, то есть "присматривает" за ребятами, которые либо уже выполнили задания методики и освободились, либо ждут свой очереди.

Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Если воспитательная группа насчитывает 10-15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек - до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения.

Обработка и интерпретация результатов:

Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят расположены по алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается порядковый номер, который должен быть одним и тем же при проведении других вариантов социометрического исследования

( Образец бланка социоматрицы прилагается.)


Условные обозначения для социоматрицы:

+ - положительный выбор (ответ на первый вопрос)

- отрицательный выбор (ответ на второй вопрос)

Определение социометрического статуса.

Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).

Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива:

ССПВ = общая сумма положительных выборов

количество детей в группе

Выделяют следующие типы социометрического статуса:


  • "Популярные" ("звезды") - дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов.

  • "Предпочитаемые" - дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя "звезды").

  • "Пренебрегаемые" или «оттесненные»- дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.

  • "Изолированные" - дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками).

  • "Отвергаемые" - дети, получившие только отрицательные выборы.

Не всякая группа имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой ярко выражены как "звезды", так и "отверженные". Иногда дети получают примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе.

Нередко понятие социометрической "звезды" смешивается с понятием лидера. Это неверно, так как здесь не учитывается, что "звездность" - показатель эмоциональной притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Ребенок может стать социометрической "звездой", потому что красивый или дает конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).

Лидерство же - это процесс реального главенствования одного над другим, показатель действительного влияния того или иного члена группы на сверстников. Поэтому неудивительно, что лидером и "звездой" могут быть разные дети: ведь для завоевания положения "звезды" и положения лидера нужны различные качества личности. Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у "звезды".

Для получения наглядной информации о соотношении в группе различных социометрических статусов, можно составить таблицу.

Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы:


  • Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией.

  • Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково.

  • Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом ("пренебрегаемые", "изолированные" и "отвергаемые").





















Приложение 2

Коммуникативные игры
Компот.

Участники располагаются в кругу. Их задача - приготовить некий "компот". Сделать это можно следующим образом: первый участник называет какой-либо фрукт (или ягоду), который он кладет в "коллективный компот", при этом называемый им фрукт (или ягода) должен начинаться на ту же букву, что и его имя (или фамилия), например, Ира - ирга, Гена - груша, Лена - лимон и т.д. Каждый участник должен сначала назвать имена тех, кто уже положили в "компот" что-либо и что именно они туда положили, а потом уже назвать своё имя и тот фрукт (или ягоду), который он собирается положить, например: "Сергей положил смородину, Аня - абрикос, Кирилл - калину, Илья - изюм, меня зовут Антон и я положу в "компот" алычу".

Суп

Участники называют компоненты, необходимые для приготовления "супа": Михаил - мясо, Павел - перец, Владимир - воду, Люба - лавровый лист, Коля - крупу, Рита - рыбу, Оля - огурцы и т.д.

Профессиональное обучение

У чайники называют профессии (специальности), которым они хотели бы обучиться: Слава - сантехник, Полина - педагог, Андрей - актер, Женя - журналист, Оксана - окулист и т.д. Здесь также можно дополнительно поставить условие, согласно которому участники должны называть только те профессии, которым они действительно хотели бы обучиться.

Я возьму с собой в поход

Участники называют предметы, которые могут быть необходимы в туристическом походе: Роман - рюкзак, Костя - коврик, Петр - палатку, Таня - топор и т.д.

Круг рукопожатий

Все встают в круг и берутся за руки. Ведущий говорит: «Я пожму руку моему соседу, который стоит справа от меня, он передаст мое рукопожатие по кругу, и я получу его от соседа слева. В то же время я пожму руку моему соседу слева, он тоже пошлет мое рукопожатие по кругу, и я получу это рукопожатие от соседа справа. Оба рукопожатия я пошлю по кругу одновременно». Игра начинается и завершается тогда, когда оба рукопожатия «возвращаются» к ведущему. После этого предложите каждому познакомиться со своими соседями справа и слева, назвав свое имя и пожав им руки.

Путаница

Предложите участникам игры образовать круг и вытянуть вперед руки. Затем попросите каждого закрыть глаза и соединить свои руки с руками разных людей, стараясь ухватиться за руки, находящиеся как можно дальше. Нельзя сцеплять руки с рядом стоящими игроками! После того как все руки найдут себе пары, предложите участникам открыть глаза, не отпуская рук. У вас получится путаница, из которой всей группе надо выбраться (т.е. образовать «хоровод»), не расцепляя руки. Примечание: можно перешагивать через сцепленные руки, выворачиваться, приседать и т.д., но ни в коем случае не разжимать рук! После того как группа восстановит круг, скажите, что эта игра дает представление о том, что из каждой, казалось бы, безнадежной ситуации, всегда можно найти выход!

Игры с веревкой

Разделите всех присутствующих на несколько групп и раздайте каждой группе по веревке длиной примерно полтора - два метра. Предложите выполнить несколько заданий: построить треугольник, затем - пятиугольник и т.д. Внимательно наблюдайте за выполнением заданий, отмечая поведение каждого члена группы. После того как группы выполнят все задания, попросите всех высказать предположения о том, какие вы преследовали цели, давая задания. Подведите участников игры к выводу о том, что аналогичные задания нужны для выявления лидеров и исполнителей. Оцените работоспособность группы при различных вариантах: в группе несколько лидеров; в группе собрались только исполнители при отсутствии лидера.

Все вместе на газете

Разделите всех присутствующих на несколько групп, раздайте каждой группе по четвертинке газеты и предложите всем участникам группы встать на нее таким образом, чтобы ничья нога не ступала на пол, не занятый газетой. Эта игра способствует развитию чувства товарищества.

Игра в ассоциации

Цель (воспитательная):познакомить детей в группе.

Ход игры. Участники выбирают водящего. Он уходит, а в это время все остальные участники выбирают человека (из присутствующих). Затем водящий возвращается и начинает задавать вопросы участникам (одному участнику один вопрос).

Темы вопросов:

- С каким зверем ассоциируется у тебя этот человек? - С каким растением? И т.д.

У водящего есть три попытки отгадать, кто это. При этом после

неудачной попытки можно продолжать задавать вопросы.

Игру целесообразно провести 2 раза: в начале работы лагеря, когда дети еще не знают друг друга и нередко руководствуются только внешними данными, и в конце работы лагеря, когда дети хорошо знакомы и ассоциации возникают уже другие.

Игра-знакомство «Снежный ком»

Цель (воспитательная): знакомство.

Ход игры. Участники садятся в круг, чтобы все друг друга видели. Первый человек называет свое имя, следующий - свое и предыдущего, следующий - свое и два предыдущих и так далее, пока не дойдет до первого. И он должен назвать все имена.

Взаимодействие «пальцы»

Цель: за минуту набрать как можно больше касаний своим большим пальцем о ноготь пальца (большого) напарника.

Метод: дети разбиваются на пары. Зацепить всеми пальцами, кроме большого, правой руки за пальцы правой руки соседа. Большие пальцы напарников друг над другом.

Вывод: Выигрывают те, кто взаимодействует в паре.

«3аяц и лиса»

Цель: взаимодействие группы участников.

Материал: мяч большой и мяч маленький.

Ход игры. Ребята становятся в круг (чем больше участников, тем игра интереснее). Большой мяч (лиса) идет из рук в руки каждого участника. Передавать мяч (лису) через игрока или двух игроков нельзя. Маленький мяч (заяц) прыгает, т.е. можно передавать мяч любому участнику игры.

Игра заключается в том, чтобы лиса поймала зайца.



Приложение 3

Беседа «Быть примерным пассажиром разрешается»

Задачи. Обобщить и систематизировать представления детей о способах передвижения человека по железной дороге, объяснить правила поведения в поезде. Упражнять в навыках правильного поведения в поезде, закрепить навыки невербального поведения, способствовать формированию культуры речевого общения, совершенствовать двигательные навыки. Воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказывать помощь.

Оборудование. Детали набора «Альма», макет светофора, сказочные персонажи «Три медведя», кассета с записью музыкальных фрагментов.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций по теме «Железная дорога», беседа на тему : «Железная дорога - детям не игрушка».

Ход беседы:

Воспитатель. Ребята, посмотрите на наш зал. Мы с вами находимся на платформе железно дорожного вокзала, ожидаем поезд, чтобы отправиться в путешествие, подальше - от унылой бесснежной зимы. Но поедем мы не одни, а вместе с героями сказки "Три медведя". Мишутка первый раз в поезде и медведица хочет показать ему, как вести себя в поезде, что можно и что нельзя.

Давайте посмотрим, как Настасья Петровна будет учить Мишутку (медвежонок пытается пройти в вагон без билета).

Медведица: Нельзя так делать, отдай свой билет проводнику.

(Мишутка отдает билет и пытается войти в поезд через окно)

Медведица: Нет, в вагон проходят через дверь.

Ребенок: Я в окно не залезаю,

Я не птица, не летаю.

Упаду - не полечу,

Шишку на лоб получу.

(все заходят в вагон, занимают свои места)

Воспитатель. Ребята, что нужно сделать с одеждой, лишними вещами? Дети. Верхнюю одежду нужно повесить, остальное убрать в багажный отсек. 1

Воспитатель. Правильно, в вагоне должен быть порядок.

(Мишутка разбрасывает игрушки)

Медведица. Милый мой Мишутка,

Убери игрушку.

Об нее споткнешься,

Слез не оберешься.

Воспитатель. Не хочет Мишутка убирать игрушки. Надо помочь ему. А ты, Мишутка, запомни, что в поезде должно быть все на своих местах, (медвежонок "пытается" сунуть лапу в электрическую розетку) Медведица. Запомни, мой мальчик,

Не суй в розетку пальчик.

Там живет его величество- Колючее, злое электричество.

Воспитатель. А вы, ребята, будете трогать розетку? Кто живет в розетке? (ответы детей).

Ребята. А давайте поиграем!

(дети играют в лото, конструктор "лего", рассматривают книги ит.д. медвежонок вытаскивает ножницы).

Медведица. Ножницы стригут отлично,

Но и колются прилично.

Не играйте ножницами С острыми концами.

Воспитатель. А вы, ребята, как думаете, права медведица? (ответы детей). Медведица. Поезд замедляет ход.

Остановка всех нас ждет.

(все выходят из вагона, медвежонок бежит, всех толкает, кричит)

Медведица. Тише, медвежонок, тише В поезде не толкаются, не кричат.

От такого крика уши заболят.

Воспитатель. Правильно, Настасья Петровна. В поезде нужно вести себя спокойно, не кричать, не толкаться, ведь можно упасть и сбить с ног другого человека. Если вы будете громко кричать, от вашего крика заболит голова у старой бабушки или вы разбудите спящего малыша.

Подвижная игра «У медведя во бору».

Дидактическая игра «Что делает».

Воспитатель. Поезд отправляется. Все по вагонам.

(пассажиры садятся в вагон, а Мишутке хочется еще погулять и он "срывает" стоп-кран.)

Медведица. Будь внимателен, сынок,

Стоп-кран не игрушка,

А ты не игрок.

Мишутка. А кто я?

Дети. Ты-пассажир. И без особой надобности нельзя срывать стоп-кран- это отвлекает ,беспокоит машиниста поезда, мешает ему работать, задерживает поезд в пути.

Мишутка, (кричит): Я хочу чаю!

Медведица. Ты, Мишутка, не кричи,

А культурно попроси.

Вежливо скажи: " Пожалуйста",

Проводница не откажется.

Всех нас чаем угостит И к другим скорей спешит.

(все "пьют" чай.)

Медведица. Сиди смирно на диване-

Горяченный чай в стакане

(чай проливается, медвежонок обжигается),

Воспитатель.

Ребята, кого позовем на помощь?

Дети. Проводника, ведь она хозяйка вагона, у нее есть медицинская

аптечка с лекарствами, она поможет всем больным.

Помогают Мишутке, он продолжает "пить" чай и бросает конфетную обертку в окно.)

Медведица. Правила поведения в поезде соблюдай:

В окно не выглядывай и ничего в них не бросай!

Воспитатель. Правильно, Настасья Петровна. Брошенный предмет может попасть в окно следующего вагона и поранить человека.

Подводятся итоги беседы.

Приложение 4

«Что изменилось»

Цель: развивать зрительную память, внимание, выдержку.

  1. вариант: перед детьми разложены театральные атрибуты. В течении 1 минуты дети запоминают их расположение, затем закрывают глаза. Педагог меняет атрибуты местами или один убирает. Дети должны определить, что изменилось.

  2. вариант: часть детей - «артисты», они показывают мизансцену из какого-либо спектакля, остальные дети - зрители, запоминают ее, затем закрывают Сглаза. На сцене происходят изменения. Зрители должны восстановить мизансцену.

«Поймай хлопок»

Цель: развивать произвольное слуховое внимание, быстроту реакции.

Дети стоят врассыпную. Они должны среагировать на хлопок педагога и хлопнуть одновременно с ним. Педагог предлагает поймать маленький мячик (цветок, монетку).

«Словесный портрет»»

Цель: развивать наблюдательность, произвольную зрительную память.

Водящий ребенок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят слова: «В центре круга ты вставай, и глаза не открывай. Поскорее дай ответ - Машин опиши портрет». Дети останавливаются. Водящий закрывает глаза и описывает портрет (прическу, цвет волос, одежду, ее цвет) названного ребенка.

«Я положил в мешок...»

Цель: развивать произвольную слуховую память.

Педагог объясняет детям, сидящим в круге, что у них есть воображаемый мешок, в котцрый они могут положить любые предметы в строгом порядке. Педагог начинает игру словами: «Я положила в мешок...» (называет любой предмет). Следующий ребенок должен повторить сказанное и добавить свой предмет и т.д. Постепенно запоминаемых слов становится все больше. Важно воспроизводить их в заданной последовательности.

«Угадай, что я делаю?»

Цели: объяснить заданную позу, развивать память, воображение.

Педагог предлагает детям принять определенную позу и объяснить ее. Например:

  1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: «кладу книгу на полку», «достаю конфету из вазы в шкафчике» и др.,

  2. Наклониться вперед. Возможные варианты ответов: «завязываю шнурки», «поднимаю платок», «срываю цветок».

«Внимательные матрешки»

Цель. Развивать внимание, согласованность действий, активность и выдержку.

Ход игры. Дети сидят на стульях или ковре, педагог показывает карточки с определенным количеством нарисованных матрешек. Через несколько минут произносит: «Раз, два, три - замри! ». Стоять должно столько детей, сколько матрешек было на карточке (от 2 до 10). Упражнение сложно тем, что в момент выполнения задания никто не знает, кто именно будет «вставшим» и сколько их будет. Готовность каждого встать ( если «матрешек» не хватает) или сразу же сесть ( если он видит, что вставших больше, чем нужно) эффективно влияет на каждого ребенка. Как вариант детям можно предложить не просто встать, а образовать хоровод из заданного количества детей.

Специальные театральные игры - развивают главным образом воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Воображение и вера в это вымысел - главная отличительная черта сценического творчества.

«Скульптор»

Цель. Развивать воображение и фантазию, совершенствовать пластические возможности тела, умение действовать с партнером. Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок берет на себя роль Скульптора, а другой - роль пластилина или глины. Скульпторам предлагается слепить несуществующее фантастическое создание, придумать ему имя и рассказать, где оно живет, чем питается, что любит, как передвигается. В дальнейшем можно предложить существу ожить и начать двигаться. Затем дети меняются ролями.

«Культура и техника речи». Это игры направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. Здесь же игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать рифмы.

Анкетирование

Для выявления игровых интересов и предпочтений ребенка дома используются анкетирование родителей.

Вопросы для родителей:

  1. Часто ли Ваш ребенок играет дома? В какие игры чаще всего?

  2. Предлагаете ли вы ребенку поиграть в конкретную игру, настаиваете ли вы, если он не высказывает особого желания?

  3. Каким образом вы это делаете? Как выбираются вами игры для ребенка?

  4. Как часто Вы предлагаете ребенку новый для него игровой сюжет или он сам его предлагает? Откуда, на Ваш взгляд, появляются игровые сюжеты ребенка?

  5. Знаете ли вы, какие игрушки наиболее интересны вашему ребенку?

  6. Сколько времени в день играет Ваш ребенок самостоятельно?

  7. Разрешаете ли Вы играть ребенку в какие-то интересные для него игры, но которые не нравятся вам?

Следующая анкета направлена на изучение учета воспитателями игровых интересов детей при организации сюжетно-ролевых игр. Вопросы для воспитателей:

  1. Вы диагностируете игровые интересы и предпочтения своих воспитанников? Как вы это делаете?

  2. Используете ли вы результаты диагностики для сюжетно-ролевой

игры?

  1. Как вы планируете игровую деятельность детей (с учетом детских интересов, без интересов)

  2. Настаиваете ли вы на том, чтобы дети играли в игры, предлагаемые программой? Как вы считаете, эти игры всегда интересны детям?

  3. Насколько часто вы предлагаете детям новые игровые сюжеты? Откуда они появляются?

  1. Подбираете ли вы игровые атрибуты для игр, каким образом вы это делаете?

  2. Имеется ли все необходимое в игровой зоне в вашей группе для сюжетно-ролевых игр? Соответствует ли содержание этой зоны игровым интересам детей?

  3. Разрешаете ли вы играть детям в какие-то интересные для них игры в том случае, если они не нравятся вам?

Анкета для родителей

Вопросы

Варианты ответов

Играет ли Ваш ребёнок дома?

да

нет

Свой вариант

Знаете ли Вы, какие игрушки наиболее
интересны вашему ребёнку?

да

нет

Свой вариант

Разрешите ли вы ребёнку играть в интересные для него игры, которые не нравятся Вам?

да

нет

Свой вариант

Сколько времени в день Ваш ребёнок играет самостоятельно?

Менее 1 часа

0т 1 до 2 ч

Свой вариант

Как часто Вы предлагаете ребёнку новый для него игровой сюжет, или он сам его предлагает?

Предлагаю по мере надобности

Выбирает самостоятельно

Свой вариант

Откуда, на ваш взгляд, появляются игровые сюжеты ребёнка?

Из игр д/с

ТВ и

компьютерные

игры

Свой вариант

В какие игры чаще всего играет Ваш ребёнок?

Настольные

Сюжетно-ролевые

Свой вариант

Предлагаете ли Вы поиграть ребёнку в конкретную игру?

да

нет

Свой вариант

Настаиваете ли Вы на выборе, если он не высказывает особого желания?

да

нет

Свой вариант

Как выбираются Вами игры для ребёнка?

На своё усмотрение

На усмотрение ребёнка

Свой вариант








Анкетирование воспитателей

Вопросы

Варианты ответов

Вы диагностируете игровые интересы и предпочтения своих воспитанников?

Да

Нет

Свой вариант

Используете ли Вы результаты диагностики для организации сюжетно-ролевой игры?

Да

Нет

Свой вариант

Как Вы планируете игровую деятельность детей?

С учётом интересов детей

Чётко по программе

Свой вариант

Настаиваете ли Вы на том, чтобы дети играли в игры, предлагаемые программой?

Да

Нет

Свой вариант

Как вы считаете, эти игры всегда интересны детям?

Да, конечно

Нет, но программа требует

Свой вариант

Насколько часто вы предлагаете детям новые игровые сюжеты?

Пока не надоест ребёнку прежний сюжет

Стараюсь предлагать раз в 1-2 недели

Свой вариант

Откуда данные сюжеты появляются?

Из программы

Из наблюдений за играми, беседами детей друг с другом

Свой вариант

Подбираете ли Вы атрибуты для игр, каким образом Вы это делаете?

Да, создаём атрибуты совместно с детьми

Нет, используем только подручные средства

Свой вариант

Имеется ли всё необходимое в игровой зоне вашей группы для сюжетно-ролевых игр?

Да

Нет (чего именно не хватает)

Свой вариант

Соответствует ли содержание этой зоны игровым интересам детей?

Да

Нет (что именно не соответствует)

Свой вариант

Разрешаете ли Вы ребёнку играть в интересные для него игры, которые не нравятся Вам?

Да, конечно

Однозначно, нет

Свой вариант



© 2010-2022