Вебинар обучение дошкольников чтению и письму

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ

Детский сад «Бережок» № 15

«Рассмотрено»

Руководитель МО

протокол №

от 31 августа 2015 г.

«Согласовано»

Заместитель ЗАВЕДУЮЩЕГО по УВР.

от 31 августа 2015 г

«Утверждаю»

Заведующий МДОУ «Бережок»

приказ №

от 31 августа 2015 г












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дополнительному образованию

в подготовительной группе детского сада,

составлена на основании

УМК Н. Жуковой «букварь»

«Пиши. Читай.»

составила :

воспитатель

Винокурова Людмила

Геннадьевна

Г. Салехард


2015г.



2015-2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, учебника «Букварь» Н. Жуковой. С учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей .

Программа дополнительного образования не дублирует начальное школьное образование, является начальным звеном единой цепи непрерывного образования.

Актуальность.

В современном российском образовании сложилась ситуация рассогласованности и отсутствия целостной образовательной системы на разных этапах образования и воспитания детей. Отсюда особенно важным представляется создание плавного, последовательного процесса обучения с последовательным переходом от дошкольного к школьному образованию.

Конечно, важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, развивать способность слушать и слышать, умение рассказывать и т.д. Однако многие дети задолго до школы проявляют живой интерес к умению читать, эта же проблема волнует и родителей, поэтому часто можно наблюдать картину, когда человек, не владеющий методикой обучения чтению, берется за это, в результате ребенка учат читать неправильно, неквалифицированное обучение чтению создает массу трудностей при дальнейшем обучении. Сложнее переучить, чем научить.

В обучении чтению существуют как бы два пласта - теоретический и практический. Школа призвана ввести ребёнка в теорию письма и чтения, помочь ребенку осмыслить законы письменной речи и употреблять их сознательно. Практическое освоение чтением - это совсем другая задача. И если у 5-6 летнего ребенка есть желание научиться читать, зачем же искусственно тормозить, а затем вновь (через год) возбуждать это стремление.

Основными целями обучения в организации учебного процесса будут :

-подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков;

-научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения.

Основная цель данной программы - реализовать принцип преемственности и обеспечитьразвитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией ФГОС.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

-легко и весело ввести ребенка в письменность;

-сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению;

-способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей.

-развитие познавательной сферы ( мышления, воображения, памяти, речи); развитие эмоциональной сферы; цельного детского воображения.

- формирование опыта самопознания;опыта практической, познавательной , творческой деятельности.

Обязательным условием решения этих задач являютя охрана и укрепление здоровья дошкольников , создание предметно-развивающей среды.

Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ включает, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове.

Для более легкого запоминания букв хорошо их конструировать из палочек, лепить из пластилина, рисовать их на листе бумаги, штриховать, обводить образец буквы и т.д. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное звуко- и слово-произношение. Дети учатся правильно составлять предложения, составлять рассказы по картинке, по данному началу, грамотно формулировать ответы на вопросы и т.д. В результате этих упражнений ребенок учится переносить сформированные речевые навыки на новый материал, умению пользоваться ими в самостоятельной речи. Навыки самостоятельных связных рассказов формируются в течение довольно длительного времени и требуют терпения, настойчивости, внимания и такта со стороны взрослого. Очень важно следить за тем, чтобы самостоятельные высказывания ребенка были логичные, последовательные и грамматически правильные.

Каждое занятие по обучению чтению дополняют упражнения по развитию мелкой моторики рук ребенка, отрабатывающие написание элементов букв, развивающие мышление , память, написание письменных букв, отдельных слогов.

Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Учителю следует подбадривать ребенка, хвалить его если не за точность и правильность выполнения задания, то за старание, желание работать.

Уровень и качество сформированности связной речи - это отражение той речевой среды, в которой он воспитывается, начиная с самого рождения. Поэтому советуем родителям тщательно следить за чистотой, точностью и выразительностью собственной речи.

Занятия в подготовительно классе проводятся 2 раза в неделю. Учебный год начинается с 1 октября. Режим работы построен с учётом привыкания детей к регулярным занятиям и возрастных особенностей дошкольников.

Количество детей в группе составляет не более 20 человек.

Требования к уровню подготовки детей к концу года.

Обучающие должны уметь:

Чтение:

  • Строить сложные предложения разного вида; составлять рассказы по серии картин;

  • Находить слова с определенным звуком

  • Составлять сказки, знать пословицы, поговорки, скороговорки; уметь разгадывать ребусы, кроссворды;

  • Членить на слоги слова, составлять слоги из букв, из слогов слова

  • Делать звуко-буквенный анализ слов, знать и называть все буквы алфавита

  • Уметь составлять схемы слов, предложений

  • Владеть плавным сознательным чтением.

Письмо :

  • писать буквы под диктовку, записывать односложные слова

  • Составлять схемы слов

  • Списывать и доски или проекторного экрана слова, небольшие предложения

  • Соблюдать пробел между словами

  • Уметь определять предложения по интонации и ставить в конце предложения соответствующий знак

  • Составлять схему звукового состава слова (цветом)

  • Ставить ударение в словах

Форма проведения итогов реализации образовательной программы:

Два раза в год планируются открытые занятия для родителей . преподаватель может использовать диктанты букв, слогов, слов,составление схем предложений и анализ звуко-буквенный и слоговой.

Методическое обеспечение программы дополнительного образования:

  1. Н.С.Жукова Букварь: учебное пособие.- М.: ЭКСМО 2012г.

  2. Карточки для звукового анализа слова.

  3. Обозначение гласных и согласных звуков.

  4. Модели слов и предложений.

  5. Кассы букв.

  6. Жукова Н.С. - Я пишу правильно. От букваря к умению красиво и грамотно писать.- М.:ЭКСМО,

  7. 2011г. Жукова н.С. первая после букваря книга для чтения.- М.:ЭКСМО

  8. Для обучения письму можно использовать пособия-прописи Е.О. Астафьевой «Играем. Пишем. Читаем .»СПб.: детство-Пресс, 2003.

  9. Е.О. Астафьева Играем, читаем, пишем Методическое пособие-конспект СПб.: детство-Пресс, 2003
































Календарно-тематическое планирование по учебнику « Букварь» Жукова Н.


№ п/п

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

1

Речь письменная и устная. Звуки речи.

02.10

2

Звуки речи.


3

Гласные звуки IаI, IуI; буквы А, а, У, у.


4

Гласные и согласные звуки.


5

Гласный звук IоI, буквы О, о.


6

Согласные звуки IмI, IмI; буквы М, м.


7

Учимся соединять буквы.


8

Чтение слогов.


9

Согласные звуки IсI , IсI; буквы С, с.


10

Предложение.


11

Деление предложения на слова.


12

Ударение в словах.


13

Согласные звуки IхI, IхI; буквы Х, х.


14

Чтение слогов и слов.


15

Составление предложений и рассказов.


16

Согласные звуки IрI, IрI; буквы Р, р.


17

Согласный звук IшI, ; буквы Ш, ш.


18

Гласный звук IыI; буква ы.


19

Согласные звуки IлI, IлI; буквы Л, л.


20

Согласные звуки IнI, IнI; буквы Н, н.


21

Согласные звуки IкI, IкI; буквы К, к.


22

Согласные звуки IтI, IтI; буквы Т, т.


23

Гласный звук IиI; буквы И, и.


24

Согласные звуки IпI, IпI; буквы П,п.


25

Согласные звуки звонкие и глухие.


26

Согласные звуки IзI, Iз I; буквы З, з.


27

Согласный звук IйI; буквы Й, й.


28

Согласные звуки IгI, IгI; буквы Г, г.


29

Согласные звуки IвI, IвI; буквы В, в.


30

Согласные звуки IвI, IвI; буквы В, в.


31

Согласные звуки IдI, IдI; буквы Д, д.


32

Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б.


33

Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б.


34

Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б.


35

Согласный звук IжI; буквы Ж, ж.


36

Согласный звук IжI; буквы Ж, ж.


37

Буквы Е, е.


38

Буквы Е, е.


39

Буква Ь.


40

Буква Ь.


41

Буквы Я, я.


42

Буквы Я, я.


43

Буквы Ю, ю.


44

Буквы Ю, ю.


45

Буквы Ё, ё.


46

Буквы Ё, ё. Развитие речи.


47

Согласный звук IчI; буквы Ч, ч.


48

Формулирование ответов на вопросы.


49

Гласный звук IэI; буквы Э, э.


50

Гласный звук IэI; буквы Э, э.


51

Согласный звук IцI; буквы Ц, ц.


52

Согласные звуки IфI, IфI; буквы Ф, ф.


53

Согласный звук IщI; буквы Щ, щ.


54

Согласный звук IщI; буквы Щ, щ.


55

Буква Ъ.


56

Алфавит.

25.04







8


© 2010-2022