Предметно-развивающая среда группы комбинированной направленности ДОУ

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предметно-развивающая среда.

«Правильно организованная предметно-пространственная среда в логопедической группе создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности" (Н.В.Нищева)». Дошкольный возраст 5-7 лет является благоприятным периодом развития речи. В этом возрасте происходит соединение речи с мышлением. Речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления. В старшей логопедической группе нужно сделать особенный акцент на развитие словаря, на усвоение понятий. Именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные игры игры-драматизации, активно использовать театрализованные игры. В 5 лет происходит заметное изменение памяти. Действия, связанные с намерением что-то запомнить впервые проявляются именно в этом возрасте. Важно стимулировать повторение, как основу запоминания, активно использовать различные мнемотехнические средства символы схемы. Ребенка шестого года жизни нужно обучать сравнению предметов, воспринимаемых через разные органы чувств. Совершенствование чувственного опыта приобретает особое значение, так как способствует совершенствованию восприятия, стимулирует развитие мышления и развитие речи. Возможным становится проведение занятий в условиях группы. Особое значение приобретает использование обучающих дидактических игр. Начинается формирование мотивации готовности к школе. У пятилетних детей появляется желание объединяться для совместных игр и труда, преодолевать препятствия стоящие на пути к достижению цели. Это тоже надо учитывать при организации предметно-пространственной среды. У детей формируется эстетическое восприятие, поэтому эстетике оформления жизненного пространства уделяется особое внимание. Успешность речевого развития зависит не только от программы и методики развития речи, но и - в большей степени - от усло­вий, в которых оно протекает. Интересная, порождающая богатые впечатления окружающая ребенка речевая среда является первым социальным условием становления речи. Второе условие для речевой практики - общение, обеспечива­ющее систематическое упражнение в усвоении норм и навыков литературной речи.

Третье условие - создание коррекционно-развивающей среды, включая специальную программу и методику, дидактические мате­риалы и пособия, игры и игрушки, иллюстративно-графический и литературный материал, а также технические средства, новые информационные технологии.

В силу того, что кабинет небольшой, я его разделила на 3 функциональные зоны: игровую, учебную, методическую.

В игровой зоне я предлагаю детям задания на развитие фонематического слуха, мелкой моторики, лексико-грамматических категорий, просодики и др. задания.

В учебной зоне проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия. Поскольку кабинет небольшой, стараюсь задействовать все его пространство, сделав его многофункциональным. Мне хочется создать предметно-развивающую среду кабинета так, чтобы ребенку было комфортно.

В методической зоне располагается методическая литература.

Предметно-развивающая среда группы комбинированной направленности ДОУПредметно-развивающая среда группы комбинированной направленности ДОУ

В зоне индивидуальной коррекции речи имеется большое зеркало; над ним - изображение основных артикуляционных упражнений, столик, набор стерильных зондов, предметы для развития дыхания, фонематического слуха, салфетки. Здесь дети отрабатывают правильное звукопроизношение. Любимый детьми сказочный персонаж ( по желанию детей) придумывает для них новые увлекательные игры со звуками и словами: бродилки, лабиринты, сочинялки, трудноговорилки и др. В игре дети осваивают произношение «трудных звуков».



На полке, в речевом уголке, разместились разнообразные пособия по развитию мелкой моторики. Многие из них изготовлены руками творческих педагогов. Здесь и "цветные бусинки", и "весёлые резиночки", "улитка", "черепашка", "длинные верёвочки", и, конечно, всем известные и любимые детьми массажёры - "ёжики" и экспандеры. Выкладывание нитки в спирально закрученном панцире черепашки и раковине улитки не только развивает мелкую моторику, но и помогает выработать у детей усидчивость и терпение. Вместо ниточки можно предложить детям прокатить по лабиринту бусинку - такие упражнения тоже увлекательны и полезны для детей. Любима детьми игра "Золушка", в которой нужно разложить в двё ёмкости горох и фасоль. Увлекает малышей пособие "Накорми поросёнка" - в маленькое отверстие дети просовывают сухие макароны и поросёнок доволен! Несложно изготовить сухой пальчиковый бассейн: возьмите тазик или широкое ведёрко и наполните его горохом, фасолью и т.д. В бассейне "прячутся" игрушки, ответы на загадки, картинки - всё, что захочет педагог. Если бассейн наполнить пуговицами, то кроме развития мелкой моторики можно учиться счёту, сравнению по величине, форме (зрительное восприятие), развивать тактильные ощущения.

Предметно-развивающая среда группы комбинированной направленности ДОУ Предметно-развивающая среда группы комбинированной направленности ДОУ

В группе, помимо того, что там проходят фронтальные занятия, имеются различные уголки, помогающие в коррекционной работе. В группе есть уголок « Маленький конструктор». В этом уголке есть мозайки мелкие, средние, крупные, конструкторы типа «Лего», пазлы, различные игрушки со шнуровками и застежками. Цель этого уголка: развитие пространственного мышления, пальцевой моторики, формирование мыслительных операций (сравнений, анализ, синтез).

Предметно-развивающая среда группы комбинированной направленности ДОУПредметно-развивающая среда группы комбинированной направленности ДОУ

Важное место в группе занимает уголок «Правильной речи». В нем дети могут найти дидактические игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, формирование навыков звукового и слогового анализа, анализа предложений. Цель этого уголка: закрепление в речи поставленных звуков и их дифференциации, обучение различным способам словообразования.

Предметно-развивающая среда группы комбинированной направленности ДОУ

Большое значение уделяется развитию грамматически грамотной речи. Это нашло отражение в уголке «Грамматики». В центре этого уголка есть чудо-дерево, на котором живет Совунья. Она приносит детям картинки, ребусы, загадки, помогает усвоить сложную грамматику родного языка и обогатить словарный запас. Здесь интересно проходят организованные занятия. Каждый ребенок получает возможность практически действовать с учебным материалом: на наборном полотне выложить из букв слово или предложение.

Предметно-развивающая среда группы комбинированной направленности ДОУ

В группе есть уголок «Речецветик», где дети видят еще раз повторяют буквы, которые проходили на занятиях по обучению грамоте. Здесь они могут поиграть в игру «Рассыпалось слово», выстроить звуки в определенном порядке. На Речецветике вставляются картинки, в произношении которых есть изучаемый звук. Цвет букв на лепестках обозначает акустическую характеристику звуков.

Предметно-развивающая среда группы комбинированной направленности ДОУ Предметно-развивающая среда группы комбинированной направленности ДОУ

Для развития связной речи, в группе имеется уголок «Играем в театр». В этом уголке есть большая и маленькая ширма, костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок, куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, кукольный, настольный). Цель такого уголка: развитие речевого творчества на основе литературных произведений, формирование навыков речевого общения, наиболее полного перевоплощения использованием мимики, пантомимики, голоса, интонации, дикции, работа над интонированием речи. В особом сундучке хранятся предметы ряженья, шляпы, бусы. Все эти материалы побуждают ребят к включению в игру, речевому общению, творческой деятельности. Действуя с различными предметами, дети охотно общаются друг с другом и со взрослыми, у них легче формируется монологическая и диалогическая речь. Это раскрепощает детей, помогает им обрести уверенность, преодолеть страх и негативные переживания.

Предметно-развивающая среда группы комбинированной направленности ДОУПредметно-развивающая среда группы комбинированной направленности ДОУ

ФПредметно-развивающая среда группы комбинированной направленности ДОУронтальные занятия приходиться проводить в группе, т.к. маленькое помещение кабинета не позволяет проводить его в нем. В группе, созданная предметно-развивающая среда, позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создавать возможность для реализации его права на свободный выбор деятельности. Такая предметно-развивающая среда позволяет решить конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативную способность.

Предметно-развивающая среда группы комбинированной направленности ДОУ

Т.О. в коррекционно-развивающей среде логопедической группы созданы все условия для сознательно-регулируемой деятельности детей, которая несёт в себе направленность коррекционного воздействия на речевое и психическое развитие, предусматривая их взаимодействие. Практическая значимость такого подхода к организации развивающего пространства состоит в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребёнку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы.

© 2010-2022