Игровые технологии в психоэмоциональной коррекции детей

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинг

«Психоэмоциональная коррекция через игровые технологии»

Цель: снижения психоэмоционального напряжения с помощью нетрадиционных методов.

Задачи:

  1. Установить контакт с участниками.

  2. Познакомить участников с нетрадиционными методами снятия напряжения.

  3. Предложить использовать методы снятия напряжения в работе с детьми.

Материал и оборудование: сухой лёд, кинетический песок, подносы, игрушка (мяч или что-то мягкое), мелкие игрушки, различные формочки для песка, шарики СУ-ДЖОК.

Ход тренинга:

  1. Размещение участников: участники садятся полукругом. Перед участниками размещён стол с песком и сухим льдом.

  2. Знакомство:

Упражнение «Представься».

Цель: снять психоэмоциональное напряжение в начале встречи.
Инструкция: «Давайте познакомимся. Как правило в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому на некоторое время забудьте о том, что у вас есть отчество. Встаньте в круг. По очереди назовите как бы вы хотели чтобы вас сегодня называли. Передавая игрушку, участники называют свое имя и любимое занятие. Каждый следующий участник повторяет все, что было сказано до него и добавляет свое имя и свое любимое занятие».

  1. Выбор аналитика:

Упражнение "Веревочка"

Цель: выявить лидерские качества участников.

Инструкция: возьмите веревку и свяжите ее концы так, чтобы было образовано кольцо (длина веревки зависит от количества участвующих). Участники встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга.

Задание: "Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник".

Игру можно продолжить, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник, ромб.

Задачи для аналитика: может быть активным или пассивным участником, должен следить за деятельностью группы, должен быть внимательным, наблюдательным, в конце тренинга обобщить все мысли и на итоговом заседании достойно выступить с докладом о проведённом тренинге в течение 5 мин.



  1. Представление игровых технологий:

Игровая деятельность

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Функции игры

  • развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

  • коммуникативная: освоение диалектики общения;

  • самореализация в игре как полигоне человеческой практики;

  • игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

  • диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

  • функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

  • межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

  • функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Сегодня я вам представлю одну из функций игры - это функция психоэмоциональной коррекции с помощью нетрадиционных методов.

Используем для работы с детьми, посещающими логопедическую группу, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также с гиперактивными, агрессивными детьми и с детьми в обычной повседневной деятельности.

Первый нетрадиционный метод психоэмоциональной коррекции - это метод криотерапия.

Криотерапия дословно - это лечение холодом. Но в нашем случае, положительный эффект дает не столько холод, сколько контраст температур, т.е. воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно, контрастная терапия.

От холода происходит сокращение мышц, а от тепла - расслабление. Нормализуется мышечный тонус, сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких дифференцированных движений, соответственно развивается двигательная зона КГМ и, как следствие, улучшает процесс развития речи.

Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Необходимы кусочки льда, которые заранее готовят. Проведение криотерапии с детьми имеет свои противопоказания и свою методику.

Противопоказания.

Нельзя проводить криотерапию детям с эписиндромом;

Осторожно применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми.

Криотерапия проводится в три этапа.

1 этап. Криоконтраст. Дети берут кусочки льда из миски и перебирают их 10-15 секунд. Затем разогревают руки, это делается в тазу с тёплой водой или на пластиковых бутылках с горячей водой. Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.

Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:

1 категория игр

Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 5-8 секунд.

2 категория игр

Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда. Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.

3 категория игр

Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.

4 категория игр

Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.

Эту работу можно разнообразить, добавив в лед аромомасло, цвет, поместить внутрь мелкую игрушку, записку, модули аппликатора.

2 этап. Пальчиковая гимнастика (в основном на растягивание мышц).

3 этап. Развитие тактильной чувствительности (массаж руки с помощью шишек, Су-Джок шариков, щеток, поглаживание предметов разных фактур).

​ Дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации;

​ У детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений;

​ Развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием;

​ Повышается интерес детей к занятиям, положительный эмоциональный настрой;

Проведение имитационной игры или упражнения с участниками.

Уважаемые коллеги, предлагаю Вам повторить все этапы криотерапии на практике. Названия этапов будут выведены на экран. Работать мы будем вместе, но чтобы максимально приблизить наши действия к логопедической работе с детьми дошкольного возраста, все этапы объединит лексическая тема, например, лексическая тема «Зимние забавы».

1 этап - Криотерапия.

  • У каждого из нас в руках есть льдинка, нам нужно перебирать ее в руках в течение 10-15 секунд (над тарелкой). Как вы понимаете, с детьми мы это время просто отсчитывать не можем, поэтому мы одновременно воспроизводим какой-либо желательно стихотворный текст, связанный с нашей темой.

Например: «Льдинку сильно я сжимаю и ладошку поменяю» и т.д.

Льдинки можно положить в тарелку, а салфеткой вытереть руки. Теперь нам нужно наши руки разогреть. Предлагается таз с тёплой водой или достаточно будет подышать на руки теплым воздухом и активно растереть до появления приятного чувства тепла.

  • Участникам предлагается найти мелкую игрушку в миске со льдом с закрытыми глазами, а затем опустить руки в таз с тёплой водой. И так повторить 3-4 раза. Затем вытереть руки насухо бумажным полотенцем.

  • Игра «Кто больше захватит льдинок», «Выложи узор», «Кто быстрее найдёт игрушку» и т.д.

2 этап - Пальчиковая гимнастика

После трехразового криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяют большому пальцу каждой из рук, т.к. данный элемент связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мыслительную деятельность дошкольника.

После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.

Раз, два, три, четыре, пять -

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили.

На экране вы видите текст пальчиковой гимнастики, связанный с нашей лексической темой. Вам нужно придумать последовательность действий к этому тексту.

3 этап - развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак); развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.

Предлагаю вам самостоятельно придумать задания для развития тактильной чувствительности и развития мелкой моторики, используя сухой лёд, шарики СУ-ДЖОК и картотеку игр на развитие мелкой моторики. Они расположены перед вами. У вас будет 2-3 минуты на обдумывание и потом, надеюсь, вы придуманные задания озвучите.

Второй нетрадиционный метод психоэмоциональной коррекции - это метод песочная терапия.

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания воспитателя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не отвлекались и не мешали остальным детям. Помочь детям с различными психологическим проблемами может терапия песком.

Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей: в песочнице летом во дворе или где-нибудь на побережье. Но игра с песком - это не простое время препровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.

Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.

Песочная терапия для детей - это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

В нашей работе можно применить интегративную песочную терапию - занятия проходят с применением различных методик арт-терапии, сказкотерапии и игровой терапии.

Занятия по песочной терапия проводятся для обеспечения гармонизации психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.

В этом нам помогает кинетический песок.

Основная цель коррекции с помощью песочной терапии - снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, создание положительного эмоционального настроя.

Для реализации поставленной цели используются различные игры и упражнения с кинетическим песком.

Для начала мы должны познакомиться с песком, его свойствами, что с ним можно делать и т.д.

Знакомство с песком.

Сам процесс знакомства с песком может растянуться на несколько часов.

Первое, что стоит сделать, просто попробовать его на ощупь.

На вид кинетический песок очень похож на мокрый песок, но при этом на ощупь он абсолютно сухой. Попробуйте слепить из песка самую простую фигуру, например небольшой шарик, почувствуйте какие плотные получаются фигуры, а затем просто надавите на фигуру пальцем и наслаждайтесь видом и ощущением того, как фигура растекается по поверхности.

Кинетический песок похож на мокрый морской песок

Попробуйте пропустить песок сквозь пальцы, он как будто течет.

Такие простые занятия с кинетическим песком отлично способствуют релаксации, причем не только детям, но и взрослым в особенности.

Теперь, когда вы познакомились с удивительными свойствами песка, можно приступать к играм.

Упражнение «Кулачки»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Задание: сжать кулачки со всей силы и посидеть несколько секунд, затем набрать песок в руки и так сжать песок в кулачках. Такое упражнение повторяется несколько раз.

Предлагаю вам выполнить названные упражнения на песке, так, как вы это представляете:

  • «Песочный дождик»,

  • «Ручеёк течёт»,

  • «Следы на дорожке»,

  • «Идут медвежата»,

  • «Прыгают зайчики»,

  • «Волшебный холмик»,

  • «Воротца и заборчики»,

  • «Найди и назови»,

  • «Пишем на песке»,

  • «Дорисуй друг за друга»,

  • «Скульптор»,

  • «Найди отличия».

Игра в кинетический песок превращает коррекционно-развивающее занятие в интересную и увлекательную игру, на протяжении которой даже мы взрослые, эмоционально раскрепощаясь, активно и свободно выражают свои эмоции и настроение в постройках из песка.

Использование данного терапевтического средства как кинетический песок способствует коррекции асоциального поведения у дошкольников, снятию симптомов тревожности, гиперреактивности, замкнутости, формированию умения выражать чувства, повышению самооценки и формированию уверенности в себе. Кинетический песок развивает мелкую моторику рук, благоприятно влияет на тактильные ощущения, а также успокаивает и расслабляет мышцы рук. Правильно подобранные игры и упражнения с песком способствуют снятию психоэмоционального напряжения, а также развитию межполушарного взаимодействия.

Р.S. Kinetic Sand - песок, являющийся чем-то средним между пластилином и песком из песочницы. Из него можно лепить различные фигуры либо вырезать их при помощи формочек, а затем он одним движением руки превратится обратно в рассыпчатую песчаную массу. Кинетический песок на 98% состоит из натурального песка, а на 2% из полимера, но эти 2% имеют огромное значение. Песок не застывает и не вызывает аллергических реакций. Он не рассыпается на мелкие крупинки и не оставляет жирных следов как пластилин. Волшебная текстура массы настолько приятна на ощупь и невероятна по эффектам, что завораживает детей и взрослых не менее чем строительство замков из песка на морском побережье. Дети остаются довольны от интересной игры, а взрослые не переживают за испачканную мебель, комнату и руки ребенка.

Как вы думаете, кому полезна песочная терапия:

  • плохой сон, ночные кошмары;

  • плохо развита мелкая моторика;

  • истерики, непослушание, капризы;

  • логоневроз (заикание), задержки развития речи, а также другие речевые проблемы;

  • застенчивость, неуверенность в себе;

  • агрессия, тревожность;

  • нет взаимопонимания с родителями;

  • расстройства невротического характера;

  • недержание мочи или кала (энурез, энкопрез);

  • психосоматические заболевания;

  • страх перед школой, садиком;

  • частая плаксивость (без повода);

  • ребенок пережил сильный стресс.

Как работает песочная терапия?

Даже взрослым людям часто бывает трудно выразить то, что происходит у них внутри, а еще труднее это сделать ребенку. Играя с песком, малышу проще показать то, что происходит с ним: как он относится к окружающим или что его беспокоит больше всего, почему он не хочет ходить в школу или дружить со сверстниками. На занятиях по песочной терапии маленький клиент может показать, что его тревожит, и для этого ему не нужно подбирать слова и что-то объяснять. Выражает свои внутренние переживания ребенок через символический язык. При помощи игры ребенок взаимодействует со своим внутренним миром. Таким образом, на самых первых занятиях песочница служит для психологической диагностики, то есть помогает психологу понять, что происходит с ребёнком в данный момент, каков его характер, перенёс ли он какие-то психотравмы, что он любит, а что не любит, каковы его отношения со значимыми людьми.

Психодиагностика в песочнице.

  • Наличие внутренних конфликтов

  • Уровень и направленность агрессии

  • Конфликты со значимыми близкими

  • Потенциальные ресурсные возможности

  • Способы преодоления трудностей

При групповой форме работы.

  • Характер взаимодействия в группе

  • Распределение ролей

  • Стиль поведения каждого участника группы

В игре всегда очень просто подружиться. Точно так же и на занятиях по песочной терапии психолог очень быстро находит контакт с ребёнком (что не всегда достижимо на обычной консультации, где ребенок может испугаться, застесняться, вести себя закрыто или агрессивно). Игра с песком очень интересна, а значит, ребёнок будет посещать занятия с удовольствием.

Ценность песочной терапии в том, что решение проблемы происходит именно в рамках индивидуального понимания мира каждого конкретного малыша, в соответствии с его возрастом, характером и другими особенностями. На песке в игровой форме происходит отреагирование различных эмоций - обиды, страхов, злости, тревоги, напряжения. Решая проблемы на песке в символическом виде, ребенок по-настоящему разрешает свои внутренние конфликты. Главным помощником в эти моменты для ребенка является специалист, который поможет ребенку прийти к гармонии с собой и окружающим миром, а так же гармонизирует психоэмоциональное состояние ребенка.

- Игра «Скульптор».

Ребенок строит из песка различные здания, сооружения, дома и т.д. Возможно, ребенок захочет построить какой-нибудь красивый и необычный «замок из песка». А может быть он просто решит поэкспериментировать и сделает, например, скульптуру самого себя.

- Игра «Следы».

На песке ребенок может оставлять отпечатки своих ручек и ножек. А возможно он захочет нарисовать целую необычную картину с помощью отпечатков. Пусть ребенок проявит воображение.

- Игра «Отличия».

Пусть ребенок что-то нарисует на песке и покажет рисунок взрослому. Затем ребенок должен отвернуться и не подглядывать. В это время взрослый вносит небольшие изменения в картину (дорисовывает её). После этого ребенок поворачивается и должен отгадать, что именно нового появилось в картине. Взрослый и ребенок во время игры могут меняться местами.


4.1 Работа в подгруппах

Участники делятся на 2 подгруппы. Каждой подгруппе дается задание: «Придумать упражнения или игру «здесь и сейчас» для работы с детьми, используя сухой лёд и кинетический песок, различные дополнительные материалы. Выполнить придуманное на материале.

Участники рассказывают о своих ощущения во время выполнения задания.


  1. Рефлексия

И в завершении нашего взаимодействия проведём упражнение

«Чему я научилась»

Цель: рефлексия.

Задание: на листах бумаги представлены фразы, продолжите их.

  • Я научилась….

  • Я узнала, что….

  • Я была удивлена тем, что….

  • Мне понравилось…

  • Я была разочарована тем, что….

  • Самым важным для меня было….

  • Я буду использовать в своей работе……

  • Поделюсь со своими коллегами о……

Обсуждение по кругу.

  1. Выступление аналитика

Обобщение мыслей, высказывание своего мнения о прошедшем мероприятии, предложений, пожеланий в адрес выступающего.

© 2010-2022