Сравнительный анализ образовательных программ с ФГОС ДО

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сравнительный анализ образовательных программ с ФГОС ДОАНАЛИЗ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СООТВЕТСТВИЕ ФГОС ДО

Шулешова Н.А.

ЛПИ - филиал СФУ

Задачей нашего исследования является анализ программ дошкольного образования на соответствие ФГОС ДО. Для анализа мы выбрали следующие программы: «Детство» (Авторы: О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, А. М. Вербенец, А. Г. Гогоберидзе, Т. С. Грядкина, В. А. Деркунская, Т. А. Ивченко, Н. О. Никонова, Л. К. Ничипоренко, В. А. Новицкая, З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, Л. С. Римашевская, О. В. Солнцева, О. Н. Сомкова, Р. И. Яфизова), «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, «Вдохновение» (Авторский коллектив: С.Н. Бондарева, А.И. Буренина, В.К. Загвоздкин, А.М. Лельчук, Л.В. Свирская, С.С. Славин, Т.Э. Тютюнникова, И.Е. Федосова), «Диалог» (Авторский коллектив: Блинова Л,Ф., Блинова Ю.Л., Богданова Т.Г., Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е., Вачков И.В., Григоренко Н.Ю., Гусейнова А.А., Ефименко Н.Н., Журавлева Ж.И., Караневская О.В., Козырева Н.А., Копцева Т.А., Кудрявцева Е.Л., Кулакова Е.В., Любимова М.М., Мазорчук Н.В., Макарова Е.Д., Назарова Н.М., Пирожкова Е.Л., Приходько О.Г., Радынова О.П., Семенович А.В., Славин С.С., Смолкин Ю.С., Ушакова Е.В., Югова О.В., Якимович Е.А.) , «Березка» под редакцией Загводкина В.К., Трубицыной С.А.

Таблица

Анализ программ дошкольного образования на соответствие ФГОС ДО



Программы





Цели

ФГОС ДО

Вдохновение

Березка

Детство

От рождения до школы

Диалог


  • обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

  • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

  • целостное и разностороннее развитие детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, их личностное, социальное,

  • эмоциональное, когнитивное и физическое развитие с учетом индивидуальных

  • возможностей и ограничений в условиях новой социокультурной ситуации развития детства, соответствующее требованиям современного общества и государства к качеству дошкольного образования

Проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно

-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку

индивидуальности детей через общение, игру, познавательно

исследовательскую деятельность и другие формы активности

средствами вальдорфской педагогики

создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности,

социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение,

деятельность и отношение ребенка к миру

создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника

Исчерпывающе полное раскрытие психического и интеллектуального потенциала, индивидуальности каждого ребенка, обеспечение его эмоционального благополучия, всестороннего развития и полноценного воспитания на всех этапах проживания дошкольного детства - с учетом образовательных запросов, потребностей, особенностей, ресурсов и возможностей сегодняшнего дня, в интересах ребенка, его семьи, общества, государства.

Анализ целей образовательных программ в соответствии с ФГОС ДО показал, что по основной цели с ФГОС совпадает программа «Диалог». Программы «Вдохновение», «Березка», «Детство», «От рождения до школы» направлены на эмоциональное и познавательное развитие дошкольников.

Задачи

● охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);

● сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

● формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

● обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

●формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

●обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

●обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

● определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).

Задача переосмысления представлений о «качественном» образовании на всех его уровнях, определение того, какие индивидуально усвоенные и коллективно распределенные знания, компетентности, установки являются ключевыми для личной успешности, социально-культурной и экономической модернизации страны

-создание условий для Максимально возможной интеграции

Содержания образования в различных областях развития, предусмотренных

стандартом;

-включение содержания образования

в контекст повседневного уклада

жизни группы, использование образовательного

потенциала

так называемых

режимных

моментов;

-формирование социальной и предметной среды, способствующей

усвоению нравственных ценностей и норм межличностной коммуникации

посредством качественного взаимодействия и общения детей между собой, а также детей и взрослых;

-возрождение опыта

детских разновозрастных групп;

-развитие в условиях детского сада свободной спонтанной детской игры;

-осознанное партнерство с семьями воспитанников

-охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе

их эмоционального благополучия;

-обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого

ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том

числе ограниченных возможностей здоровья);

-обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования,

реализуемых в рамках образовательных

программ дошкольного и начального общего

образования;

-создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития

способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с

самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

-объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно

-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе

правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

-формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных,

нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,

самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной

деятельности;

-обеспечение вариативности и разнообразия содержания

программ и

организационных форм дошкольного образования, возможности формирования

программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и

способностей детей;

-формирование

социокультурной среды, соответствующей возрастным,

индивидуальным, психологическим

и физиологическим особенностям детей;

-обеспечение психолого -педагогической поддержки семьи и повышения

компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и

образования, охраны и укрепления здоровья детей.

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

• творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

1. Формирование личностных качеств ребенка на основе передачи ему духовно-нравственного и социокультурного опыта семьи и общества, взаимодействия со взрослыми, другими детьми, природой, миром.

2. Целенаправленное укрепление физического и психического здоровья ребенка; формирование у него устойчивых позитивных представлений о ценностях, связанных со здоровым образом жизни.

3. Формирование общей культуры ребенка на основе его приобщения к общечеловеческим ценностям, искусству, эстетической стороне жизни.

4. Формирование у ребенка устойчивой позитивной мотивации к различным видам детской деятельности на основе пробуждения интереса к объектам этой деятельности и к деятельности как процессу.

5.Формирование творческой активности - на основе амплификации (обогащения) детского развития.

6.Обеспечение позитивной социализации - на основе развития сотрудничества, коммуникативной деятельности, а также приобщения к разнообразным способам обращения с информацией (с учетом особенностей возрастных этапов дошкольного детства). 7.Реализация «алгоритма речевого раскрепощения и развития»; высвобождение и активизация речевого ресурса ребенка; формирование творческого речевого поведения.

8.Осуществление необходимой профилактики и коррекции психологического развития дошкольников с использованием нейропсихологических методов.

9.Адекватное удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья - на основе корректного подхода к созданию специальных условий для их образовательной деятельности.

10. Обеспечение каждому ребенку (с учетом его индивидуальных особенностей и склонностей) возможности самоутверждения, повышения самооценки в процессе формирования Я-концепции. 11.Обеспечение ребенку возможностей многогранного выбора: в игре, познавательной, исследовательской и другой деятельности, на протяжении режимных моментов, в свободном времяпрепровождении; поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности.

12. Достижение необходимой степени преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

13. Создание необходимых и достаточных условий для реализации оптимального варианта взаимодействия субъектов образовательных отношений - взаимодействия, в котором должны быть обеспечены интересы ребенка, педагога, родителей.

Анализ задач программ в соответствии с ФГОС ДО показал, что с ФГОС совпадает большинство задач проанализированных программ, которые направлены на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия), формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических качеств, обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ, формирование социокультурной среды, обеспечение равных возможностей, обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Принципы

● поддержки разнообразия детства;

● сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

● полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

● создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

●содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

● приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

●формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

● учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

•Принцип содействия и сотрудничества

•Принцип обогащения (амплификации) развития через поддержку детской инициативы и интересов

•Принцип позитивной эмоциональной атмосферы и эмоционального благополучия

•Принцип адекватности уровню развития ( работа в зоне ближайшего развития)

• Принцип личного примера (обучение на модели собственного поведения)

• Принцип «Право на ошибку»

•Принцип поддержки игры во всех ее видах и формах

•Принцип поддержки исследовательской активности ребенка

•Принцип поддержки двигательной активности

•Принцип интеграции различных видов детской активности в педагогической работе

  • воспитание и обучение посредством подражания и примера

  • дневной, недельный и годовой ритм.

  • Принцип целостности

  • Опора на опытное переживание ребенком мира и самого себя

  • Художественно-эстетический общий фон

  • Требования к качеству предметно -развивающей среды

  • Принцип разновозрастного состава группы

  • Сотрудничество с семьями детей

  • Интеграция элементов традиционной

народной культуры

1. Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства

(младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение

(амплификация)

детского развития

2. Принцип построения образовательной деятельности на основе

индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится

активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом

дошкольного образования

3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка

полноценным участником (субъектом) образовательных отношений

4. Принцип поддержки

инициативы детей в различных видах деятельности

5. Принцип сотрудничества

с семьей

6. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи,

общества и государства

7. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных

действий ребенка в различных видах деятельности

8. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия

условий, требований, методов возрасту

и особенностям развития)

9. Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.

•принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• принципы научной обоснованности и практической применимости

• принцип полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

•принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

•принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

•принцип построения образовательного процесса;

• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

•принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

1.принципы: позитивного предпочтения; естественной игры; преобладания новизны; оптимального разнообразия; «сквозной» визуализации; опоры на впечатления.

2.принцип учета индивидуальной образовательной нормы; принцип «смещающихся пластов» («образовательных лифтов»); принцип пути от ребенка (а не к ребенку).

3.принцип эмоционального равенства ребенка и взрослого; принцип совместной «образовательной навигации».

4.принципы добровольности и альтернативности действий ребенка.

5.принцип продуктивной деятельности Образовательного сообщества.

6. Стандарт: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и 6.принцип развития социокультурной креативности.

7. принцип свободного образовательного проектирования.

8.принцип «хрустальной туфельки»

9. принцип приоритета национальной толерантности.

Анализ принципов образовательных программ в соответствии с ФГОС ДО показал, что совпадение выбранных программ говорит о том, что авторы образовательных программ придерживались принципов стандарта, но и несмотря на это имеют свои какие-либо уникальные принципы.

Таким образом, все представленные программы в целом соответствуют ФГОС ДО.

© 2010-2022