Конспект образовательной деятельности «Путешествие в мир народных игр»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект

образовательной деятельности

МБДОУ детский сад №62 «Тирэк» пгт. Нижняя Мактама Республика Татарстан


Автор: Петрова Зоя Ивановна, воспитатель высшей категории

Тема: «Путешествие в мир народных игр»

Возраст: 6-7 лет

Цели: Углублять представления детей о народах Поволжья.

Задачи:

1.Углублять представления детей о народах Поволжья и разучить подвижные игры татарского, русского, башкирского и чувашского народов (с музыкальным сопровождением, с музыкальными хороводами).

2. Воспитывать интерес, патриотические чувства и дружелюбие к народам других национальностей.

3.Способствовать формированию связанной речи, расширять кругозор. Поддерживать познавательный интерес к истории страны.

Словарная работа: народы Поволжья, чуваши, удмурты, башкиры, мордва, марийцы.

Интеграция областей:

- художественно-эстетическое развитие,

- познавательное развитие,

- развитие речи,

- физическое развитие.

Предварительная работа:

-Беседа о государственных символах РТ и РФ;

-Беседа о народах Поволжья, знакомство с символикой республик Башкирии, Чувашии.

- Рассматривание иллюстраций книг, фотоальбомов знакомство с культурой и бытом народов Поволжья (рассматривание иллюстраций народного быта, жилища, чтение книг, слушание фольклорных произведений, ознакомление с национальными костюмами татар, русских, чуваш и башкир.

- Дидактическая игра «Найди символику»;

-Декоративное рисование «Куклы в национальных костюмах», лепка «Дымковский козлик», «Олешек» , «Игрушки» и др.;

-разучивание подвижные народных игр «Юрта», «Горелки с платочком», «Хищник в море», «Горшки», «Түбәтәй», «Без, без, без идек» .

Материал: 4 больших платка с национальным узором («Юрта»), красивый платочек («Горелки с платочком»), длинная веревка («Хищник в море»)

На экране изображения символик республик , орнаменты, ноутбук, проектор.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по нашей Родине, а именно по Поволжью. Познакомимся с культурой разных национальностей, с их песнями и играми. Одной крепкой семьей живут люди разной национальностей в нашей республике. Проживая долгие годы плечом к плечу народы оказывают большое внимание друг - другу, обогащая свой язык и культуру и обычаи.

Российский край - моя земля, родимые просторы

У нас реки и моря ,поля леса и горы!

Любим мы края свои родные

И вовек, не завтра, не сейчас,

Отделить нельзя нас от России

Родина немыслима без нас!

Просмотр презентации « Народы Поволжья»

Воспитатель: Ребята, я загадаю вам загадки народов Поволжья, слушайте внимательно.

Башкирская загадка:

«На четырех парней одна шапка одета». (Стол)

Чувашские загадки:

«Языка нет, а рассказывает». (Книга)

«Летом одевается, зимой раздевается». (Лиственный лес)

Марийская загадка:

«Кнутом не гонят, овсом не кормят, когда пашет, семь пудов тянет». (Трактор)

Удмуртская загадка:

«В лесу родилась, в воде живет» (Лодка)

Русские загадки:

«Два брюшка, четыре ушка». (Подушка)

«Никогда не меняется, и ночь работает, и день работает». (Часы)

Воспитатель: На экране символика одной республики. Ее столица- город Уфа. В республике развито земледелие, животноводство, пчеловодство.

Ут күршеләр булып яшибез без

Охшаш бездә телләр, гәзитләр.

Тынычлык һәм дуслык чәчәк атсын

Уртак безнең изге теләкләр.

Воспитатель: Спасибо, отгадали. Это республика Башкортостан. Поиграем с вами в башкирскую народную игру «Юрта»(Тирмә).

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на который повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок,

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

Под мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Воспитатель: На экране символика еще одной республики. Ее столица- город Чебоксар. Это - Чувашская Республика. Посмотрите, в каких красивых национальных костюмах танцуют дети. А мы поиграем в чувашскую национальную игру «Хищник в море».

Игроки образуют круг, в центре которого есть столбик или колышек высотой 15-20 см. Берут веревку длиной 2-3 м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Выбранный по считалке или жребию водящий берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была бы не выше бедра. Остальные игроки - «рыбки» - не должны выходить из круга, описываемого бегущим с веревкой. При приближении веревки игроки стараются перепрыгнуть через нее, не задев. Задетые веревкой «рыбки» выходят из игры.

Воспитатель:

Мы живем в России,

У нас леса густые,

У нас березы белые.

И небо наше чистое,

И реки наши быстрые.

И Москвы столицы нашей

В целом мире нету краше!

Русская народная игра «Горелки с платочком»

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. Все хором:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший "горит", т. е. водит.

Воспитатель:

Спросите нас: Откуда вы?

Мы с Волги, из Казани

Поит нас Волжская вода,

Мы хлеб растим, пасем стада,

Качаем нефть, грузим суда

В свободном Татарстане.

Воспитатель: Мы любим свои татарские народные игры, знаем игры «Түбәтәй», «Без, без, без идек» . А сейчас поиграем в татарскую народную игру «Горшки» .

Играющие разделяются на две группы: дети-горшки и игроки-хозяева горшков. Дети-горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок-хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.

Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

Азат, чулмәк бир эле.

Мә эле.

Нич сум?

2 (бер, ике, өч) сум.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Воспитатель: А сейчас подведем итоги нашего занятия. Расскажите, какие игры вам понравились?

Ребята, дети разных национальностей , как и вы, любят петь и танцевать, играть в разные игры. Они говорят на разных языках, но все дети любят свой дом, свою семью, свою Родину! Хотят жить весело и радостно и в мире!

А наше путешествие подходит к концу, нам пора возвращаться в детский сад! Спасибо, ребята, вы все были активны, молодцы!


© 2010-2022