Развитие эмоциональной отзывчивости: современный взгляд

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Развитие эмоциональной отзывчивости:

современный взгляд

Практико - методическая разработка

Бургановой Ларисы Гиндалифовны

музыкального руководителя

МБДОУ№ 25

с. Осиново Зеленодольского муниципального района

Республики Татарстан

















Идеей методической разработки, явилось развитие эмоционального интеллекта дошкольников, как основы творческого развития дошкольников, приобщение детей к радости творчества, воспитание у них вкуса, потребности в эстетическом наслаждении. Работа основана на организации разнообразных видов музыкальной и игровой детской деятельности.

Согласно ФГОС художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

Дошкольник, с его небольшим жизненным опытом, познает мир визуально, не соприкасаясь с живым источником информации, окружающей средой. И целью музыкального воспитания детского сада, является создание эмоционально-образного представления об окружающем мире, формирование качеств, необходимых для дальнейшей полноценной жизни, активной жизненной позиции, творческой самореализации.

Цель моей работы: развитие эмоциональной отзывчивости у детей посредством приобщения детей к музыкальной культуре; игровое, творческое развитие индивидуальности каждого ребенка, развитие способности к творческому самовыражению через музыкально - игровую деятельность.

Воспитание у детей самостоятельности в мышлении проходит через эмоциональный позыв, который получает ребенок от музыки.

Развитие творческих способностей детей - это, прежде всего, развитие вербального и невербального мышления. Поэтому я развиваю умение выражать эмоции, через интеграцию: музыка и игра, музыка и движение, музыка и речь, пение, музицирование, театр. Мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление взрослого, поэтому он использует игру, музицирование и манипуляцию с различными материалами, как способ осмысления действительности.

Музыка и игра

Особенностью данного вида деятельности является его направленность на развитие у детей, эмоциональной отзывчивости, творческой активности, через поддержку детского музыкального творчества. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Игровой репертуар помогает развивать дошкольников целостно: эмоционально, интеллектуально, физически, а главное - побуждает детей к общению, творческому самовыражению.

Для создания оптимальных условий эмоционального развития детей необходима заинтересованность игровой деятельностью, и выбрать такие методические приемы работы, которые предоставляют детям возможность самостоятельно решать поставленные педагогом задачи.

Музыкально-дидактические игры развивают, творческие способности детей и открывают перед ними путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Важный пес Барбос

Игровая зарядка

Дети выбирают «Барбоса». Идут по кругу, «Барбос» в центре круга идет в противоположном направлении.

Жил на свете пес мохнатый, очень важный был.

Каждым утром на полянку прогуляться выходил.

Идет «Барбос» с важным видом, подняв высоко голову

Шел он парком, шел он важно, в стороны глядел

Ходьба с поворотом головы

Также важно, деловито хвостиком вертел.

Ходьба с поворотом бедер

Вдруг на дереве ветвистом белку он узрел.

Приложить руку ко лбу, удивиться.

Пес как взвизгнет: «Гав!»

Белка прыгнет.

Парк наш опутел.

«Барбос» делает прыжок, выкрикивая: «Гав!»,

«Белки» убегают


Поедалочка

Выбирается «Антошка», встает в центре круга. Остальные дети- «пышки». По углам зала разложены большие обручи - «тарелки». Дети идут по кругу под веселую музыку по кругу - «замешиваем тесто». Затем поют, выполняя движения по тексту.

Пышка сметанная,

Корочка румяная.

В печи она сидела,

На нас она глядела.

Пыхтела, пыхтела

Да в рот захотела.

Л. Яхин

Раз, два, три-

И тарелочку беги!

Хлопают поочередно в ладоши, правой рукой с соседом справа, левой с соседом слева.

Ставят руки « полочкой» перед грудью.

Округляют большой, указательный пальцы приставляют к глазам.

Ставят руки на пояс, поднимают и опускают плечи.

Выставляют ладоши перед собой, расставив пальцы, изображая «открытый рот».

Хлопки в ладоши.

Выставляют вперед округленные руки, изображая «тарелку»

Разбегаются по «тарелкам». Антошка ловит «пышки».

Музыка и движение

В своей работе я опираюсь, на то, что образ музыки в сознании человека тесно связан с образом движения. Телесные ощущения для ребенка первостепенны в освоении окружающего мира. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия. Возможность движения, практических действий для ребенка - одно из самых предпочитаемых удовольствий, а также эффективных средств поддержания его интереса практически к любому роду занятий. Радость, которую приносит детям музыка, - это радость свободного звукового и двигательного выражения разнообразных эмоций. И здесь на помощь приходят музыкальные двигательные игры - как эффективное средство эмоционального развития.

Рыбки и акула

Коммуникативная игра

Дети выбирают «Акулу», остальные дети делятся на две команды: «водоросли» и «рыбки». «Рыбкам» раздать варежки-рыбки (при наличии). «Водоросли» делают круг, «рыбки» находятся внутри круга.

Рыбки плавают, резвятся («Водоросли» идут по кругу, поют).

Рыбки любят поиграть, рыбки быстро уплывают,

Ты попробуй их поймать.

Рыбка, плыви!

Звучит отрывок из произведения «Аквариум» К. Сен-Санса. Дети, исполняющие роль «Рыбок» сочиняют танец - импровизацию. Дети, исполняющие роль «Водоросли», поднимают руки вверх, делая «воротики».

Вдруг Акула выплывает

И всех рыбок догоняет.

Ребенок, выполняющий роль Акулы, ловит «рыбок», которые стараются забежать в круг «водорослей». Затем участники меняются ролями.

Танец - игра «Завяжи платок»

мелодия РНП «Пойду ль я, выйду ль я»

Дети делятся команды, в команде должно быть 4- 5 человек. Детям каждому раздаются платки. Дети берут платки за концы двумя руками.

Вот платочки взяли мы, с ними все станцуем мы. (Идут по кругу, поют)

Веселитесь от души и платочек завяжи. (Кружатся)

Далее танцевальная импровизация.

1,2,3! (Дети должны быстро по кругу завязать друг другу платок.) Выигрывает та команда, которая быстрее выполнила задание.

Музыка и речь. Пение.

Ребенок должен научиться понимать, сколь разнообразными могут быть человеческие чувства, с какими обстоятельствами они связаны, а также сформировать способность к словесному описанию своих чувств. Например: взволнованная речь человека отличается быстрым темпом, непрерывностью, наличием, акцентов. Музыка, передающая взволнованность, смятение, обычно отличается теми же чертами: она звучит «на одном дыхании», почти без пауз, в быстром темпе, с акцентами. Скорбная речь человека тиха, прерывается возгласами, паузами. Музыка скорбного, печального характера обычно тоже медленная, тихая, с остановками, интонациями вздоха, плача. Сочетание речи и музыки дает колоссальный эффект в эмоциональном развитии. Выразительность речи усиливается музыкальными средствами выразительности. Занимаясь музыкальным творчеством, ребенок учится создавать осмысленную музыкальную фразу.

Волк и Красная Шапочка

Игра - диалог. Песенная импровизация


Дети: Скажи, бабушка моя, что за глазки у тебя?

Волк: Это, деточка моя, чтобы разглядеть тебя.

Дети: Скажи, бабушка моя, что за ушки у тебя?

Волк: Это, деточка моя, чтобы слышать тебя.

Дети: Скажи, бабушка моя, что за ручки у тебя?

Волк: Это, деточка моя, чтобы обнимать тебя.

Дети: Скажи, бабушка моя, что за зубки у тебя?

Волк: Это, деточка моя, чтобы скушать тебя!

Музицирование

Музицирование способствует выделению наиболее ярких выразительных средств музыки (интонаций, регистра, динамики, тембра, артикуляции, акцентов), изобразительных моментов.


Игра «Колокольчик»

Несколько детей берут колокольчики, остальные сидят на стульчиках.

Вот по залу я иду, я иду, я иду. (Дети с колокольчиками идут по залу, поют)

Колокольчиком звоню и друзей зову.

Ритмическая импровизация.

Здравствуй, здравствуй, мой дружок. (Подходят к детям без колокольчиков)

Мой дружок, мой дружок. (Кивают головой)

Покружись со мной разок, (Кружаться, подняв колокольчик над головой)

Вот тебе звонок. (Отдают колокольчик другому ребенку)

Игра продолжается дальше.

Кошка и мышка


Мышка тихо здесь сидит

И тихонечко шуршит.

Дети озвучивают текст «шуршунчиками», шуршанием бумаги, или скребут пальцами по полу

Кошка медленно крадется,

Может мышка …

шлепки по коленкам

Попадется!

Хлопок в ладоши


Театр

Театр для ребенка - это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Но не стоит забывать и о существенном воспитательном и обучающем влиянии театра на маленького зрителя и, тем более, на начинающего свой творческий путь юного артиста. Будь он зрителем или исполнителем самой главной роли, малыш вступает с героями спектакля в эмоциональный контакт, переживает вместе с ними.

Сказочный мир театра - страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр - благодатная почва для творчества.

Применение в работе различных театрализованных игр, инсценировка песен, использование пантомимики, упражнений на развитие дикции и т.д. позволяет раскрыть перед ребенком всю палитру красок эмоций, создает атмосферу творчества, и радости от занятий.

Сценка « Раз привез мне барин чаю»

Игра на развитие выразительности речи, мимики.

Педагог читает стихотворение, дети озвучивают.

Раз привез мне барин чаю. (Цокают языком)

И велел его сварить («У-у», показать удивление)

А я отроду не знаю

Как же этот чай варить?! («О-о!» показать неуверенность)

Взял тогда налил водички, («Пш-ш»)

Кинул чай я весь в горшок («Бульк»)

Да приправил перцем, («Перчат» -«Ф») луком («Рубят» -«Шить-шить»)

И петрушки корешок. («Шить-шить»)

Гости с барином плевались («тьфу-тьфу-тьфу»)

Сам он важно озверел (Показать «рассерженность»)

И, отправив на конюшню, (Цокают языком)

Меня выпороть велел. (Хлопок)

Долго думал, удивлялся:

Чем же мог не угодить? (Разводят руки в стороны, подняв плечи)

А потом-то догадался - Чай забыл я посолить! («Радость»)

Какой твой гном.

Игра на развитие мимики, пантомимики.

В дальних странах,

Там где горы,

Прикладывают ладонь ребром ко лбу.

Поднимают руки вверх, концы пальцев соединены.

Там живут смешные гномы

Руки ставят на пояс, ногу ставят на пятку

Старший гном - он важный очень,

Любит почему-то осень.

Важно стоят, посматривают сверху вниз

А второй был ворчуном,

Недоволен он во всем.

Изобразить недовольство, нахмурить брови, сложить руки у груди

Третий гномик, ох, хитрец,

Любит сладкий лединец.

Изобразить хитрость, прищурить глаза.

Гном четвертый, тот простак, Посмеятся он мастак.

Радостно прыгать,улыбаясь.

Гномик пятый, как зайчишка, Настоящий он трусишка.

Пригнуться, пройти, озираясь, изображая страх.

Шестой гном-молодец,

Настоящий он храбрец!

Показать храбрость, выпрямить спину, ходить, высоко поднимая ноги.

А седьмой малышка гном - Любопытен был во всем,

Красотою восхищался!

Изобразить восхищение.

И всему он удивлялся.

Показать удивление. Развести руки в стороны

Удиви его и ты

Каким гномом будешь ты!

Бурганова Л.Г.

Хлопки в ладоши. После слов каждый ребенок изображает по желанию мимикой любого гнома.

Применяя игры на развитие эмоциональной отзывчивости все встречи с детьми, я превращаю в миниспектакли, где маленькие артисты, учатся понимать всю палитру эмоций, в которые окрашены наши чувства, а следовательно им будет проще понять друг друга. А музыка становится для детей способом выражения мысли, то есть побуждает их творить, фантазировать.



© 2010-2022